Слушать Слово, не применяя его.
Слушать Слово, но не применять его в своей жизни - еще одно серьезное препятствие, мешающее нам получать ответ на молитву. Практическое применение Слова - жизненно важный шаг. И если мы будем пренебрегать им, то нанесем большой ущерб своему духовному здоровью, поскольку только Слово, примененное на практике, может оказать благотворное влияние на нашу жизнь. Божье Слово не достигнет нашего сердца и разума, если мы впускаем его истины в одно ухо и выпускаем в другое. Именно так сатана ворует у нас Слово, тем самым лишая возможности строить близкие взаимоотношения с Господом: "Ко всякому, слушающему слово о Царстве и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его..." (Матфея 13:19).
Это слова из притчи о сеятеле, где семя символизирует Слово Божье, а отношение человека к нему - разные виды почвы. Семя, упавшее при дороге, - это Слово, не ставшее смыслом жизни человека. Оно является легкой добычей сатаны, который тотчас же приходит и крадет его. Стараясь разрушить Божью работу в нашей жизни, враг направляет главный удар не на наши финансы и физическое здоровье. Это его мало интересует. Они для него не так важны, как источник нашей духовной жизни - Слово.
Христос говорит, что враг приходит немедленно, чтобы украсть Слово Божье из нашего сердца. Даже сейчас, когда вы читаете эту книгу, враг старается похитить у вас истину. Я представляю себе, как он говорит: "Если когда-нибудь они захотят применить эту книгу в своей жизни, меня ждут серьезные неприятности". Вот почему для нас так важно еще во время чтения этой книги уже начать действовать. Если вы не будете постоянно применять эти принципы в повседневной жизни, если вы не сделаете их неотъемлемой частью своего существа, враг попытается сделать так, чтобы вы забыли все, о чем прочитали. Однажды, когда вы будете готовить еду, смотреть новости по телевизору или беседовать с друзьями, вдруг почувствуете, как все, о чем вы узнали из этой книги, куда-то исчезло.
Иисус часто заканчивал Свои наставления такими словами: "Кто имеет уши слышать, да слышит!" (Матфея 13:9; Марка 7:16; Луки 14:35). Есть физическое слышание, а есть духовное. Обращаясь к Своим слушателям, Господь говорил им: "Мои слова должны сначала утвердиться в ваших сердцах". Если нам удастся достичь этого, мы будем обязательно благословлены.
Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своих действиях.
(Иакова 1:23-25)
Постоянно размышляйте о том, какие истины вы услышали в проповеди или прочли в Библии, и тогда Слово сможет глубоко проникнуть в ваш дух. В Библии этот процесс называется размышлением (медитацией). Медитация - важное и ценное духовное упражнение, о котором говорится как в Старом, так и в Новом Заветах. Большинство верующих игнорируют медитацию, поэтому упускают многое из прочитанного в Библии. Наверное, это происходит из-за неправильного понимания самого слова медитация. Библейское медитирование в корне отличается от трансцендентальной медитации, практикуемой восточными религиями. Трансцендентальная медитация предполагает монотонное повторение или говорение нараспев определенных заклинаний. А библейская медитация требует полностью сосредоточиться на Божьем Слове.
Медитация позволяет Слову глубоко проникнуть в ваш дух.
Когда Иисусу Навину пришло время стать во главе израильского народа, Бог обратился к нему, сказав: "Да не отходит эта книга закона от уст твоих; но поучай- ся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно" (Иисус Навин 1:8). Как Иисус Навин мог стать процветающим и успешным? Медитируя над Словом, пока оно не стало образом его жизни.
Наставляя своего ученика Тимофея в Божьих истинах, апостол Павел говорил ему: "Об этом заботься, в этом пребывай (медитируй), чтобы успех твой для всех был очевиден" (1 Тимофею 4:15). Греческое слово meletao, переведено, как "пребывать", "вращать", "прокручивать в уме". Таким образом, библейская медитация - не бездумное, монотонное бормотание, а глубокий мыслительный процесс. Вы "вращаете" в своем уме ту или иную истину, пока к вам не приходит ее понимание, а затем, исповедуя это Слово, применяете в своей жизни.
Медитация напоминает то, как корова жует жвачку. У коровы два желудка. В первый желудок поступает и удерживается съеденная животным пища. Когда корова чувствует себя сытой, она находит укромное прохладное местечко, ложится на траву и начинает жевать жвачку. Жвачка - это пища, которая из первого желудка опять возвращается в рот и вновь пережевывается. Вновь пережеванная пища на этот раз поступает во второй желудок, где окончательно переваривается и усваивается организмом животного. Так корова получает необходимые ей жизненные силу и энергию.
Библия говорит, что процесс усваивания Слова Божьего также должен пройти две стадии. Сначала мы получаем Слово, когда читаем Библию или слушаем проповеди. Оно сеется в наш "первый желудок" - сердце. (Матфея 13:19.) Но чтобы Слово дало нам духовную силу и жизнь, мы должны размышлять (или медитировать) над ним, "переваривая" его до тех пор, пока оно не усвоится всем нашим естеством. У современных христиан есть большое преимущество - аудиокассеты, которые дают нам возможность много раз прослушивать проповедь и, таким образом, получать от нее максимальную пользу.
Твердо помните: сатана не хочет, чтобы мы достигли стадии медитации, когда Слово Божье открывает дверь для ответа на нашу молитву. Ключ к успеху лежит не в пассивном слушании даже самых хороших проповедей каждое воскресенье или среду, а в полном погружении в Слово. Помните, что "ко всякому, слушающему слово о Царстве и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его" (Матфея 13:19). Бог говорит: "...Я бодрствую над словом Моим, чтобы оно скоро исполнилось" (Иеремия 1:12). Если сатана сможет украсть у вас Слово, он сможет украсть и те благословения, которые приготовил для вас Бог, чтобы Таким образом не позволить вам выполнить Божий замысел.
Иногда сразу после служения к вам могут подойти вполне доброжелательные люди и начать говорить о том, что противоречит только что услышанной проповеди. И под их влиянием ваши взгляды и понимание Слова могут резко измениться. По этой причине я часто обращаюсь к своим прихожанам с просьбой не торопиться домой после окончания служения, а провести еще несколько минут в молитвенном размышлении о том, что сказал им Бог. И тогда дьявол не сможет остановить работу Божьего Слова в наших сердцах и разуме.
Надежда вместо веры
У многих верующих надежда заменяет веру, что становится еще одним препятствием для получения Божьего ответа на их молитвы. В двух случаях понятие "надежда" может помешать Богу осуществить Его планы через наши молитвы. Во-первых, когда мы пытаемся применять библейское понимание надежды (исполнение в будущем) к сегодняшним ситуациям, требующим от нас веры, а во-вторых, когда надежда не носит библейский характер, а, по сути, является нашим несбыточным мечтанием, другими словами, тем желаемым, что мы хотим выдать за действительное.
Во-первых, многие принимают надежду за веру, несмотря на то, что в Писании есть четкие определения того и другого. Библия говорит: "А теперь пребывают эти три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" (1 Коринфянам 13:13). Греческое pistis - "вера", значит, "убежденность" или "доверие". Это слово также может означать "уверенность”. А греческое elpis, переведенное как - "надежда", означает "ожидание" или "уверенность". Библейская надежда основана на вере, потому что является уверенным ожиданием исполнения веры.
Надежда - прекрасное и нужное состояние, чувство, когда речь идет о небесах, втором пришествии Христа, о Божьих обетованиях, которые Он исполнит в будущем. Это кульминационный момент нашего спасения - воскрешение наших тел, новые небеса и земля, царствование вместе с Иисусом в вечности. Уверенность в исполнении будущих благословений - вот в чем заключается смысл библейского понятия надежды, "которая для души есть как бы якорь надежный и крепкий..." (Евреям 6:19).
"Бог же надежды, да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы силой Духа Святого обогатились надеждой" (Римлянам 15:13). Однако если такая надежда неправильно применяется, она может стать препятствием для ответа на молитву. Есть благословения, которые Бог желает нам дать уже в этой земной жизни, в нашем сегодняшнем дне. Но если мы считаем, что они - дело будущего, тогда мы не сможем испытать нашу веру, чтобы увидеть их исполнение в наших жизнях сейчас. Там, где нет веры, обетование не может исполниться.
"Надеющиеся" христиане получат свои благословения в будущем, поскольку у них есть и вера, и надежда, но они потеряют то, что Бог хочет дать им сегодня. Например, когда вы просите Господа дать вам финансы, чтобы сделать очередной взнос, вам не нужны деньги в будущем. Они нужны вам сейчас. Такая просьба требует веры, а не надежды.
Во-вторых, есть форма надежды, являющаяся несбыточным желанием, которое никогда не осуществится. В отличие от библейской надежды несбыточное желание не основано на вере. Наоборот, в основе его лежит неуверенность и сомнение.
Несбыточная надежда, которая является привычкой принимать желаемое за действительное, оказывает разрушительное действие в нашей повседневной молитвенной ной жизни. В Послании к евреям 11:1 говорится: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Выделено автором). Как уже говорилось в предыдущих главах, мы получаем просимое у Бога, когда молимся. Иметь веру - значит, произносить и утверждать как факт то, что пока не проявилось в физическом мире. Например, вы о чем-то просите Бога по Его Слову, говоря: "Господи, я верю", а потом, когда молитва закончена, встаете с колен и произносите: "Надеюсь, что это осуществится". Этими последними словами вы перечеркнули всю свою молитву.
Когда вы молитесь о благословении на сегодняшний день, надежда не должна в этом участвовать, разве что в вашем ожидании с уверенностью, что все, о чем просите, уже на пути к вам. Даниил молился и, хотя не получал ответа в течение трех недель, верил и ждал, а не на- деялся.
Между верой и надеждой существует большая разница. Предположим, вы позвонив подруге, говорите: "Ты знаешь, я собралась печь торт, но, оказывается, у меня закончилось масло. Принеси мне немного, пожалуйста". Ваша подруга отвечает: "Уже несу". А вы тем временем продолжаете готовить тесто, потому что верите (а не надеетесь), что масло уже на пути к вам. Вы с верой ожидаете, что ваша подруга принесет его.
Единственным слабым местом в этой аналогии является сам человек, давший обещание. Библия говорит: "Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? Будет говорить и не исполнит?" (Числа 23:19). А ваша подруга (или друг) может передумать; у нее может лопнуть шина в машине или произойдет еще какое-нибудь непредвиденное событие, которое помешает ей благополучно добраться до вас. Вот почему Библия предупреждает: "Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека" (Псалом 117:8).
Надеяться - не значит получить желаемое. Сколько времени вы потратили в надежде пойти в вечернюю школу и получить образование или записаться на компьютерные курсы? Два года, пять или десять лет? Сколько времени потеряно зря в надежде на то, что вы начнете соблюдать диету? Разве мало времени прошло с тех пор, как вы решили сменить место работы? Но за это время вы не заполнили ни одной анкеты, не пошли ни на одно собеседование, а все только надеялись. Верить - значит, действовать, а надеяться - нет. "Когда-нибудь я...", - говорит человек, у которого надежда заменяет веру. А теперь честно сами себе признайтесь, как долго вы находитесь на этом острове под названием "Когда-нибудь"?
Божьи благословения уже существуют в духовном мире. Господь ожидает, когда человек поверит Ему, и тогда Он сможет высвободить их в мир физический. Если вы хотите учиться в колледже, но у вас нет денег, обратитесь к Богу и скажите: "Господь, Ты сказал, что праведник будет ’’как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет” (Псалом 1:3). Я верю Твоему Слову и знаю, что буду успешным. Я не буду, как "как прах, возметаемый ветром с лица земли" (стих 4). Я иду учиться, потому что я праведник, и мой плод созреет во время свое". Произнеся эту молитву веры, заполните анкеты и разошлите по тем колледжам, где вы хотели бы учиться. В противном случае, учеба так и останется для вас несбыточной мечтой.
Высказывая сомнения, провозглашая несбыточные желания, мы даем Богу понять, что по-настоящему не верим Ему, не полагаемся на Его слово, скептически относимся к Божьему характеру. Сомнение - оскорбление для Бога. Совершенно справедливо говорил апостол Иаков, что сомневающийся человек "да не думает... получить что-нибудь от Господа" (Иакова 1:7).
Многие из нас, высказав нужду, ожидают, а если не получают просимого, начинают сомневаться в истинности Божьего Слова. Но проблема не в Боге и Его Слове, а в нас. Он уже все для нас совершил, а мы своими сомнениями задерживаем получение ответа. Мы не ведем себя так, как будто уже имеем просимое. Вот почему Бог не может высвободить Свой ответ в физический мир. "Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ" (Псалом 83:12).
Молитва о вере
В Евангелии от Луки 17:5 говорится: "И сказали апостолы Господу: ’’Умножь в нас веру”". Думаю, что вы тоже не раз просили об этом. Ученики жили рядом с Иисусом более трех лет. Они видели, как Он изгонял демонов, исцелял больных, воскрешал мертвых, и все же просили Его: "Умножь в нас веру". В ответ на их просьбу Иисус произнес удивительные слова: "Господь сказал: "Если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице этой: "Исторгнись и пересадись в море", то она послушалась бы вас"" (стих 6).
Когда я был в Израиле, мне показали горчичное дерево. Оно было огромным. А потом мне показали горчичное семя. И я с трудом мог поверить, что из такого крошечного семени может вырасти такое массивное растение. Вот что Иисус имел в виду, когда отвечал Своим ученикам: "А вам и не нужна большая вера. Даже небольшого количества достаточно, чтобы передвигать горы. И малая вера может творить чудеса, но только вы не хотите использовать ее".
Когда вы просите Господа дать вам веру, вы, по сути, молитесь о том, чтобы верить. Я не думаю, что об этом можно молиться: вы либо верите, либо нет. Такая молитва основана на неверии и, следовательно, не может быть отвечена. Я никогда не слышал, чтобы вера умножилась от молитвы о вере. Вера умножается, когда Слово становится нашим образом жизни. В Послании к римлянам 10:17 сказано: "Итак, вера - от слышания, а слышание - от Слова Божьего". Вера приходит и возрастает, когда мы слышим Слово, верим ему и практикуем в нашей повседневной жизни.
Важна не величина вашей веры, а насколько велик Бог в вашем сердце. По нашей вере начинают действовать небеса. Может быть, вы сейчас подумали: "Не думаю, что моя вера настолько сильна". "Итак, вера - от слышания... Слова Божьего" (Рим. 10:17). Хотите, чтобы ваша вера умножилась, - читайте больше Слово. Ваше знание Святого Писания определяет величину вашей веры, потому что вы можете верить настолько, насколько знаете. Вот почему так важно быть членом церкви, где можно услышать полное, глубокое учение, охватывающее все аспекты христианской жизни.
От того, научимся ли мы понимать, как Бог действует в той или иной сфере нашей жизни, будет зависеть наша вера в то, как Он будет изменять нашу жизнь. Иисус говорил: "По вере вашей да будет вам” (Матфея 9:29).
Заботы мира сего /лень
Есть еще одно препятствие, о котором мне хочется сказать, - это невнимание к молитве. Лень, чрезмерная занятость, погоня за увлечениями - самые недостойные оправдания отсутствия молитвенной жизни. Никто из нас не хочет услышать о себе такие слова: "Лукавый раб и ленивый" (Матфея 25:26). Не правда ли?
В притче о сеятеле Иисус сказал: "А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатством заглушают слово, и оно бывает бесплодно" (Матфея 13:22). Если вы не хотите молиться, считая, что у вас есть более важные дела, или вы позволили заботам этого мира вытеснить из вашей жизни общение с Богом, то знания о самой молитве (какими бы обширными они ни были) не принесут плода.
В Евангелии от Матфея 3:10 говорится: '"Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь". Будьте осторожны, чтобы вам не обольстить самих себя и не стать слишком уверенными в своих познаниях Слова. Только тогда, когда мы постоянно слушаем и практикуем Слово, мы духовно растем и развиваемся, и Господь всегда отвечает на наши молитвы. Через наши жизни Он сможет выполнить Свой изначальный замысел и благословить землю.
Давайте помолимся вместе
Небесный Отец, Твое Слово говорит: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дьявол, ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Противостойте ему твердой верой...” (1 Петра 5:8,9). Мы просим Тебя помочь нам всегда оставаться бдительными и помнить, что враг хочет использовать препятствия нашей жизни, чтобы уничтожить наш молитвенный потенциал. Помоги нам противостать ему нашей твердой верой. Пусть Твой Святой Дух показывает наши ошибки в отношении к молитве и Слову, чтобы мы могли лучше понимать принципы эффективной молитвы и применять их в нашей жизни. Мы просим об этом во имя Иисуса, Который противостоял врагу силой Твоего Слова. Аминь.