Слушать Слово, не применяя его.

Слушать Слово, но не применять его в своей жизни - еще одно серьезное препятствие, мешающее нам полу­чать ответ на молитву. Практическое применение Слова - жизненно важный шаг. И если мы будем пренебрегать им, то нанесем большой ущерб своему духовному здоро­вью, поскольку только Слово, примененное на практи­ке, может оказать благотворное влияние на нашу жизнь. Божье Слово не достигнет нашего сердца и разу­ма, если мы впускаем его истины в одно ухо и выпуска­ем в другое. Именно так сатана ворует у нас Слово, тем самым лишая возможности строить близкие взаимоот­ношения с Господом: "Ко всякому, слушающему слово о Царстве и не разумеющему, приходит лукавый и похи­щает посеянное в сердце его..." (Матфея 13:19).

Это слова из притчи о сеятеле, где семя символизирует Слово Божье, а отношение человека к нему - разные виды почвы. Семя, упавшее при дороге, - это Слово, не ставшее смыслом жизни человека. Оно является легкой добычей сатаны, который тотчас же приходит и крадет его. Стара­ясь разрушить Божью работу в нашей жизни, враг направляет главный удар не на наши финансы и физическое здоровье. Это его мало интересует. Они для него не так важны, как источник нашей духовной жизни - Слово.

Христос говорит, что враг приходит немедленно, что­бы украсть Слово Божье из нашего сердца. Даже сейчас, когда вы читаете эту книгу, враг старается похитить у вас истину. Я представляю себе, как он говорит: "Если когда-нибудь они захотят применить эту книгу в своей жизни, меня ждут серьезные неприятности". Вот поче­му для нас так важно еще во время чтения этой книги уже начать действовать. Если вы не будете постоянно применять эти принципы в повседневной жизни, если вы не сделаете их неотъемлемой частью своего сущест­ва, враг попытается сделать так, чтобы вы забыли все, о чем прочитали. Однажды, когда вы будете готовить еду, смотреть новости по телевизору или беседовать с друзь­ями, вдруг почувствуете, как все, о чем вы узнали из этой книги, куда-то исчезло.

Иисус часто заканчивал Свои наставления такими словами: "Кто имеет уши слышать, да слышит!" (Матфея 13:9; Марка 7:16; Луки 14:35). Есть физичес­кое слышание, а есть духовное. Обращаясь к Своим слу­шателям, Господь говорил им: "Мои слова должны сна­чала утвердиться в ваших сердцах". Если нам удастся достичь этого, мы будем обязательно благословлены.

Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершен­ный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но ис­полнителем дела, блажен будет в своих дей­ствиях.

(Иакова 1:23-25)

Постоянно размышляйте о том, какие истины вы ус­лышали в проповеди или прочли в Библии, и тогда Сло­во сможет глубоко проникнуть в ваш дух. В Библии этот процесс называется размышлением (медитацией). Ме­дитация - важное и ценное духовное упражнение, о ко­тором говорится как в Старом, так и в Новом Заветах. Большинство верующих игнорируют медитацию, поэто­му упускают многое из прочитанного в Библии. Навер­ное, это происходит из-за неправильного понимания са­мого слова медитация. Библейское медитирование в корне отличается от трансцендентальной медитации, практикуемой восточными религиями. Трансценден­тальная медитация предполагает монотонное повторе­ние или говорение нараспев определенных заклинаний. А библейская медитация требует полностью сосредото­читься на Божьем Слове.

Медитация позволяет Слову глубоко проникнуть в ваш дух.

Когда Иисусу Навину пришло время стать во главе израильского народа, Бог обратился к нему, сказав: "Да не отходит эта книга закона от уст твоих; но поучай- ся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно" (Иисус На­вин 1:8). Как Иисус Навин мог стать процветающим и успешным? Медитируя над Словом, пока оно не стало образом его жизни.

Наставляя своего ученика Тимофея в Божьих исти­нах, апостол Павел говорил ему: "Об этом заботься, в этом пребывай (медитируй), чтобы успех твой для всех был очевиден" (1 Тимофею 4:15). Греческое слово meletao, переведено, как "пребывать", "вращать", "прокручивать в уме". Таким образом, библейская ме­дитация - не бездумное, монотонное бормотание, а глу­бокий мыслительный процесс. Вы "вращаете" в своем уме ту или иную истину, пока к вам не приходит ее по­нимание, а затем, исповедуя это Слово, применяете в своей жизни.

Медитация напоминает то, как корова жует жвачку. У коровы два желудка. В первый желудок поступает и удерживается съеденная животным пища. Когда корова чувствует себя сытой, она находит укромное прохладное местечко, ложится на траву и начинает жевать жвачку. Жвачка - это пища, которая из первого желудка опять возвращается в рот и вновь пережевывается. Вновь пе­режеванная пища на этот раз поступает во второй желу­док, где окончательно переваривается и усваивается ор­ганизмом животного. Так корова получает необходи­мые ей жизненные силу и энергию.

Библия говорит, что процесс усваивания Слова Божь­его также должен пройти две стадии. Сначала мы полу­чаем Слово, когда читаем Библию или слушаем пропо­веди. Оно сеется в наш "первый желудок" - сердце. (Матфея 13:19.) Но чтобы Слово дало нам духовную си­лу и жизнь, мы должны размышлять (или медитиро­вать) над ним, "переваривая" его до тех пор, пока оно не усвоится всем нашим естеством. У современных христи­ан есть большое преимущество - аудиокассеты, которые дают нам возможность много раз прослушивать пропо­ведь и, таким образом, получать от нее максимальную пользу.

Твердо помните: сатана не хочет, чтобы мы достигли стадии медитации, когда Слово Божье открывает дверь для ответа на нашу молитву. Ключ к успеху лежит не в пассивном слушании даже самых хороших проповедей каждое воскресенье или среду, а в полном погружении в Слово. Помните, что "ко всякому, слушающему слово о Царстве и не разумеющему, приходит лукавый и похи­щает посеянное в сердце его" (Матфея 13:19). Бог гово­рит: "...Я бодрствую над словом Моим, чтобы оно скоро исполнилось" (Иеремия 1:12). Если сатана сможет ук­расть у вас Слово, он сможет украсть и те благословения, которые приготовил для вас Бог, чтобы Таким образом не позволить вам выполнить Божий замысел.

Иногда сразу после служения к вам могут подойти вполне доброжелательные люди и начать говорить о том, что противоречит только что услышанной пропове­ди. И под их влиянием ваши взгляды и понимание Сло­ва могут резко измениться. По этой причине я часто об­ращаюсь к своим прихожанам с просьбой не торопиться домой после окончания служения, а провести еще не­сколько минут в молитвенном размышлении о том, что сказал им Бог. И тогда дьявол не сможет остановить ра­боту Божьего Слова в наших сердцах и разуме.

Надежда вместо веры

У многих верующих надежда заменяет веру, что ста­новится еще одним препятствием для получения Божь­его ответа на их молитвы. В двух случаях понятие "на­дежда" может помешать Богу осуществить Его планы через наши молитвы. Во-первых, когда мы пытаемся применять библейское понимание надежды (исполне­ние в будущем) к сегодняшним ситуациям, требующим от нас веры, а во-вторых, когда надежда не носит биб­лейский характер, а, по сути, является нашим несбы­точным мечтанием, другими словами, тем желаемым, что мы хотим выдать за действительное.

Во-первых, многие принимают надежду за веру, не­смотря на то, что в Писании есть четкие определения то­го и другого. Библия говорит: "А теперь пребывают эти три: вера, надежда, любовь; но любовь из них боль­ше" (1 Коринфянам 13:13). Греческое pistis - "вера", значит, "убежденность" или "доверие". Это слово также может означать "уверенность”. А греческое elpis, пере­веденное как - "надежда", означает "ожидание" или "уверенность". Библейская надежда основана на вере, потому что является уверенным ожиданием исполнения веры.

Надежда - прекрасное и нужное состояние, чувство, когда речь идет о небесах, втором пришествии Христа, о Божьих обетованиях, которые Он исполнит в будущем. Это кульминационный момент нашего спасения - воскре­шение наших тел, новые небеса и земля, царствование вместе с Иисусом в вечности. Уверенность в исполнении будущих благословений - вот в чем заключается смысл библейского понятия надежды, "которая для души есть как бы якорь надежный и крепкий..." (Евреям 6:19).

"Бог же надежды, да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы силой Духа Святого обогатились надеждой" (Римлянам 15:13). Однако если такая на­дежда неправильно применяется, она может стать пре­пятствием для ответа на молитву. Есть благословения, которые Бог желает нам дать уже в этой земной жизни, в нашем сегодняшнем дне. Но если мы считаем, что они - дело будущего, тогда мы не сможем испытать нашу веру, чтобы увидеть их исполнение в наших жизнях сейчас. Там, где нет веры, обетование не может исполниться.

"Надеющиеся" христиане получат свои благослове­ния в будущем, поскольку у них есть и вера, и надежда, но они потеряют то, что Бог хочет дать им сегодня. На­пример, когда вы просите Господа дать вам финансы, чтобы сделать очередной взнос, вам не нужны деньги в будущем. Они нужны вам сейчас. Такая просьба требует ве­ры, а не надежды.

Во-вторых, есть форма надежды, являющаяся несбы­точным желанием, которое никогда не осуществится. В отличие от библейской надежды несбыточное желание не основано на вере. Наоборот, в основе его лежит неуве­ренность и сомнение.

Несбыточная надежда, которая является привычкой принимать желаемое за действительное, оказывает разру­шительное действие в нашей повседневной молитвенной ной жизни. В Послании к евреям 11:1 говорится: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Выделено автором). Как уже говорилось в предыдущих главах, мы получаем просимое у Бога, ког­да молимся. Иметь веру - значит, произносить и ут­верждать как факт то, что пока не проявилось в физиче­ском мире. Например, вы о чем-то просите Бога по Его Слову, говоря: "Господи, я верю", а потом, когда молит­ва закончена, встаете с колен и произносите: "Надеюсь, что это осуществится". Этими последними словами вы перечеркнули всю свою молитву.

Когда вы молитесь о благословении на сегодняшний день, надежда не должна в этом участвовать, разве что в вашем ожидании с уверенностью, что все, о чем проси­те, уже на пути к вам. Даниил молился и, хотя не полу­чал ответа в течение трех недель, верил и ждал, а не на- деялся.

Между верой и надеждой существует большая разни­ца. Предположим, вы позвонив подруге, говорите: "Ты знаешь, я собралась печь торт, но, оказывается, у меня закончилось масло. Принеси мне немного, пожалуй­ста". Ваша подруга отвечает: "Уже несу". А вы тем вре­менем продолжаете готовить тесто, потому что верите (а не надеетесь), что масло уже на пути к вам. Вы с верой ожидаете, что ваша подруга принесет его.

Единственным слабым местом в этой аналогии явля­ется сам человек, давший обещание. Библия говорит: "Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человечес­кий, чтобы Ему изменяться. Он ли скажет и не сдела­ет? Будет говорить и не исполнит?" (Числа 23:19). А ваша подруга (или друг) может передумать; у нее может лопнуть шина в машине или произойдет еще какое-ни­будь непредвиденное событие, которое помешает ей бла­гополучно добраться до вас. Вот почему Библия преду­преждает: "Лучше уповать на Господа, нежели наде­яться на человека" (Псалом 117:8).

Надеяться - не значит получить желаемое. Сколько времени вы потратили в надежде пойти в вечернюю шко­лу и получить образование или записаться на компью­терные курсы? Два года, пять или десять лет? Сколько времени потеряно зря в надежде на то, что вы начнете со­блюдать диету? Разве мало времени прошло с тех пор, как вы решили сменить место работы? Но за это время вы не заполнили ни одной анкеты, не пошли ни на одно собеседование, а все только надеялись. Верить - значит, действовать, а надеяться - нет. "Когда-нибудь я...", - го­ворит человек, у которого надежда заменяет веру. А те­перь честно сами себе признайтесь, как долго вы находи­тесь на этом острове под названием "Когда-нибудь"?

Божьи благословения уже существуют в духовном мире. Господь ожидает, когда человек поверит Ему, и тогда Он сможет высвободить их в мир физический. Ес­ли вы хотите учиться в колледже, но у вас нет денег, об­ратитесь к Богу и скажите: "Господь, Ты сказал, что праведник будет ’’как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успе­ет” (Псалом 1:3). Я верю Твоему Слову и знаю, что бу­ду успешным. Я не буду, как "как прах, возметаемый ветром с лица земли" (стих 4). Я иду учиться, потому что я праведник, и мой плод созреет во время свое". Произнеся эту молитву веры, заполните анкеты и разо­шлите по тем колледжам, где вы хотели бы учиться. В противном случае, учеба так и останется для вас несбы­точной мечтой.

Высказывая сомнения, провозглашая несбыточные желания, мы даем Богу понять, что по-настоящему не верим Ему, не полагаемся на Его слово, скептически от­носимся к Божьему характеру. Сомнение - оскорбление для Бога. Совершенно справедливо говорил апостол Иа­ков, что сомневающийся человек "да не думает... полу­чить что-нибудь от Господа" (Иакова 1:7).

Многие из нас, высказав нужду, ожидают, а если не получают просимого, начинают сомневаться в истинно­сти Божьего Слова. Но проблема не в Боге и Его Слове, а в нас. Он уже все для нас совершил, а мы своими сомне­ниями задерживаем получение ответа. Мы не ведем себя так, как будто уже имеем просимое. Вот почему Бог не может высвободить Свой ответ в физический мир. "Гос­подь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ" (Псалом 83:12).

Молитва о вере

В Евангелии от Луки 17:5 говорится: "И сказали апо­столы Господу: ’’Умножь в нас веру”". Думаю, что вы тоже не раз просили об этом. Ученики жили рядом с Ии­сусом более трех лет. Они видели, как Он изгонял демо­нов, исцелял больных, воскрешал мертвых, и все же просили Его: "Умножь в нас веру". В ответ на их прось­бу Иисус произнес удивительные слова: "Господь ска­зал: "Если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице этой: "Исторгнись и пересадись в море", то она послушалась бы вас"" (стих 6).

Когда я был в Израиле, мне показали горчичное дере­во. Оно было огромным. А потом мне показали горчич­ное семя. И я с трудом мог поверить, что из такого кро­шечного семени может вырасти такое массивное расте­ние. Вот что Иисус имел в виду, когда отвечал Своим ученикам: "А вам и не нужна большая вера. Даже не­большого количества достаточно, чтобы передвигать го­ры. И малая вера может творить чудеса, но только вы не хотите использовать ее".

Когда вы просите Господа дать вам веру, вы, по сути, молитесь о том, чтобы верить. Я не думаю, что об этом можно молиться: вы либо верите, либо нет. Такая мо­литва основана на неверии и, следовательно, не может быть отвечена. Я никогда не слышал, чтобы вера умно­жилась от молитвы о вере. Вера умножается, когда Сло­во становится нашим образом жизни. В Послании к римлянам 10:17 сказано: "Итак, вера - от слышания, а слышание - от Слова Божьего". Вера приходит и воз­растает, когда мы слышим Слово, верим ему и практи­куем в нашей повседневной жизни.

Важна не величина вашей веры, а насколько велик Бог в вашем сердце. По нашей вере начинают действо­вать небеса. Может быть, вы сейчас подумали: "Не ду­маю, что моя вера настолько сильна". "Итак, вера - от слышания... Слова Божьего" (Рим. 10:17). Хотите, что­бы ваша вера умножилась, - читайте больше Слово. Ва­ше знание Святого Писания определяет величину вашей веры, потому что вы можете верить настолько, насколь­ко знаете. Вот почему так важно быть членом церкви, где можно услышать полное, глубокое учение, охваты­вающее все аспекты христианской жизни.

От того, научимся ли мы понимать, как Бог действу­ет в той или иной сфере нашей жизни, будет зависеть на­ша вера в то, как Он будет изменять нашу жизнь. Иисус говорил: "По вере вашей да будет вам” (Матфея 9:29).

Заботы мира сего /лень

Есть еще одно препятствие, о котором мне хочется сказать, - это невнимание к молитве. Лень, чрезмерная занятость, погоня за увлечениями - самые недостойные оправдания отсутствия молитвенной жизни. Никто из нас не хочет услышать о себе такие слова: "Лукавый раб и ленивый" (Матфея 25:26). Не правда ли?

В притче о сеятеле Иисус сказал: "А посеянное в тер­нии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатством заглушают слово, и оно бывает бесплодно" (Матфея 13:22). Если вы не хотите молиться, считая, что у вас есть более важные дела, или вы позволили заботам этого мира вытеснить из вашей жизни общение с Богом, то знания о самой молитве (ка­кими бы обширными они ни были) не принесут плода.

В Евангелии от Матфея 3:10 говорится: '"Уже и секи­ра при корне деревьев лежит: всякое дерево, не принося­щее доброго плода, срубают и бросают в огонь". Будьте осторожны, чтобы вам не обольстить самих себя и не стать слишком уверенными в своих познаниях Слова. Только тогда, когда мы постоянно слушаем и практику­ем Слово, мы духовно растем и развиваемся, и Господь всегда отвечает на наши молитвы. Через наши жизни Он сможет выполнить Свой изначальный замысел и бла­гословить землю.

Давайте помолимся вместе

Небесный Отец, Твое Слово говорит: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дьявол, хо­дит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Проти­востойте ему твердой верой...” (1 Петра 5:8,9). Мы просим Тебя помочь нам всегда оставаться бдительны­ми и помнить, что враг хочет использовать препятст­вия нашей жизни, чтобы уничтожить наш молитвен­ный потенциал. Помоги нам противостать ему нашей твердой верой. Пусть Твой Святой Дух показывает на­ши ошибки в отношении к молитве и Слову, чтобы мы могли лучше понимать принципы эффективной мо­литвы и применять их в нашей жизни. Мы просим об этом во имя Иисуса, Который противостоял врагу си­лой Твоего Слова. Аминь.

Наши рекомендации