Мы претендуем на особое отношение к себе
Наша греховная природа порождает в нас претензии. Сатана не только позавидовал благости Бога и пожелал утвердиться в своей самодостаточности, он еще и счел, что его лишили заслуженных привилегий. «Взойду на высоты облачные» — говорит он (Исайя 14:14). Таким образом Сатана притязает на божественность.
Нужда отличается не только от зависти, но и от притязаний. Нужда просит: «Я голоден, я жажду, пожалуйста, накорми и напои меня». Притязающий же говорит: «Знаешь, кто я? Ты обязан дать мне еду и питье». Люди, претендующие на какие-либо привилегии, эгоцентричны и высокомерны.
Книга Ионы может поведать нам о таком отношении. Пророк Израиля высоко ценил свой статус, принадлежность к народу избранному, и, когда Господь проявил милосердие к Ниневии, Иона обиделся на Бога. «И молился он Господу и сказал: «о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты — Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» (Иона 4:2-3).
Иона не радовался милости Божьей, он был полон претензий: ему казалось, что и он, и его народ лишились привычных привилегий, раз милость Божья изливается не только на Израиль, но и на Ниневию.
Человек притязает на особое, лучшее обращение. Мы не испытываем благодарности за обычные, «нормальные» дары. Нет, мы постоянно требуем большего. Вот некоторые примеры такого рода претензий.
• Мне кажется, я заслуживаю лучшей участи.
• Люди должны как-то возместить нанесенные мне обиды.
• Мне станет лучше, только когда другие извинятся передо мной.
• Я не чувствую себя любимым, когда не играю первую скрипку.
• Я чувствую себя обиженным, когда другие перестают носиться со мной.
• Мне кажется, люди недостаточно ценят мои заслуги.
Претензии уничтожают надежность, поскольку ни один человек не может соответствовать всем этим требованиям. Трудно любить человека с раздутыми претензиями: малейшая ошибка, недостаток сопереживания, проявление «бесчувственности» — и отношения рухнули. Человеку с претензиями надо, чтобы его всегда слушали, всегда понимали до конца, иначе он обижается и чувствует себя оскорбленным в лучших чувствах. Все это ведет к одиночеству.
Противоядием станет взаимное умение прощать. Мы должны просить прощения за собственные изъяны и простить других людей за то, что они не в состоянии исполнить наши претензии.
Мы преступаем законы Божьи
В конце концов греховная природа проявляет себя в склонности к несоблюдению законов. Этим мы нарушаем границы, установленные Самим Богом. Нашей греховной природе свойственно восставать против любых ограничений. Сколько даров получили Адам и Ева от Бога, почти ничем не стесненную свободу — и только один запрет: не ешьте плода от древа познания добра и зла! Но они нарушили даже этот единственный запрет.
Склонность нарушать законы Божьи возникает не бессознательно: это потворство себе, не признающее даже любви Божьей. «От умышленных грехов удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого преступления» (Псалом 18:14).
Отказывая в доброте человеку, нуждающемуся в нашем внимании, говоря друг другу ложь, прибегая к насилию, мы постоянно преступаем Божьи установления, пренебрегаем ими и лишаем их ценности. Этими же преступлениями мы разрушаем надежность наших отношений.
Иногда причиной преступления становится склонность к мятежу. Так подросток напивается допьяна, чтобы нарушить существующие правила. Иногда к несоблюдению границ подталкивают эмоциональные проблемы, например, разведенная, оставшаяся с детьми мать выпивает, пытаясь как-то заглушить боль одиночества и растерянность. В обоих случаях подросток и женщина несут ответственность за свое деструктивное поведение. Но, чтобы помочь человеку, необходимо прежде всего выявить побудительную причину его поступков.
Зависть, самодостаточность, претензии и нарушение правил сталкивают нас все глубже в бездну одиночества, а одиночество приводит к краху, катастрофе. Мы просто перестаем двигаться, функционировать, как останавливается автомобиль, когда кончается топливо. Наши дурные привычки, депрессии, дисфункции выливаются в наших отношениях. «Дурные поступки» — это лишь симптом более глубокой проблемы: распада связей, вызванного завистью, самодостаточностью, претензиями и преступлениями.
Слишком часто мы сводим проблемы поведения ко «греху» и считаем, что панацеей будет еще более интенсивная молитва. На самом же деле проблема порождена изоляцией, которую, в свою очередь, вызвала эта «большая четверка». Сформулируем это более ясно.
• Наша греховная природа порождает зависть, самодостаточность, претензии и склонность нарушать правила.
• Зависть, самодостаточность, претензии и нарушения правил приводят к одиночеству.
• Одиночество порождает новые проблемы (эмоциональные и поведенческие отклонения, расстройство отношений).
Вспомним Рэнди, о котором мы говорили в начале главы. Он согрешил в области секса и исповедался перед своей группой поддержки. Причину своей проблемы он видел в том, что еще «недостаточно вошел в Слово». Отчасти он прав, ибо отношения с Богом являются для нас основополагающими.
Однако Рэнди не упомянул об обрушившихся на него недавно горестях, проблемах на работе, конфликтах с детьми и чрезвычайно болезненном для него отчуждении от жены. Позднее Рэнди сумел выявить эту схему поведения: как только он сталкивался с каким-то огорчением или сильным стрессом, он искал утешения в порнографии, а не у друзей. О проблемах Рэнди группа поддержки узнавала задним числом, когда он в очередной раз исповедовался в совершенном грехе.
Когда Рэнди осознал, что он обращался к порнографии за утешением, он стал в первую очередь звонить друзьям, если чувствовал себя одиноким или испытывал приступ тревоги. Так ему удавалось предотвратить греховный поступок. Признав свою потребность в общении с Богом и людьми, Рэнди начал бороться со своим греховным поведением.
Грех против нас
Поздравляем! С дурными новостями вы справились. Следующий раздел не менее важен, но все-таки всегда лучше в первую очередь разобраться с собственной виной. Как учит Иисус: «Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего» (Матфея 7:5).
Грехопадение породило и второй фактор, лишающий нас чувства безопасности: грех, направленный против нас. Мы не только сами творим зло, но и становимся его жертвами. Мы грешим, и против нас грешат.
Библия приводит много примеров действия этого принципа. Бог называет это наказанием «детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Исход 20:5). Эту мысль может подтвердить любой человек, выросший в семье алкоголиков. В нашем падшем мире невиновные страдают за грехи других.
Почему же страдают невиновные? Из-за любви. Бог желает, чтобы любовь проистекала из нашей свободной воли. Он не хочет, чтобы мы любили Его из страха или угодничества, Он хочет быть любимым из благодарности. Но у такой любви есть и обратная сторона: поскольку любовь свободна, человек может и отказать в любви — в противном случае она была бы вынужденной, а не свободной. Мы вольны проявить не только любовь, но и нелюбовь, вот почему столь многие из нас попадают под паровой каток чужого эгоизма.
Каким образом грехи против нас разрушают надежность? В первую очередь они мешают нам продуктивно общаться с другими людьми. Эти проблемы постоянно возобновляются на протяжении всей жизни, но коренятся они в детстве и развиваются вместе с человеком.
Рассмотрим четыре способа, какими грех против нас может повлиять на наше развитие: 1) нарушается процесс формирования связей; 2) не соблюдаются границы; 3) нас не воспринимают как цельного человека с дурными и хорошими качествами; 4) нам не дают стать зрелым и взрослым человеком. Любое из этих проявлений греха против нас может повредить нашей способности строить отношения с надежными людьми*.
*Полный обзор этих четырех проблем см. в книгах: Генри Клауд «Изменения, которые исцеляют»; Джон Таунсенд «Не прячьтесь от любви».