Имеет ли это отношение к вам?

А теперь выйдем за пределы романтической сферы и рассмотрим все наши отношения в целом. Задумайтесь: не встречалась ли и вам на жизненном пути такая Карен? Может быть, таков ваш бли­жайший друг, коллега, родственник или прихожанин той же церкви? А вдруг в вашей жизни присутст­вует даже не один такой человек, а несколько?

Обычно так и бывает. Нас бросают, используют, ранят наши чувства. И тогда мы задаем вопрос: что я сделал неправильно? Поверьте, так происходит отнюдь не только с вами.

Когда люди обижают нас, мы в первую очередь возлагаем вину на себя, на собственную потреб­ность в привязанности, мы говорим: «Вот, опять я доверился человеку, а не Богу» или же: «Теперь-то ты видишь — на людей полагаться нельзя».

Конечно, ни один человек не может быть совершенен в любви, как Господь. Однако Писание учит нас, что Бог предназначил нас для отношений не только с Ним, но и друг с другом. Уже при акте творе­ния Господь сказал: «Не хорошо быть человеку одному» (Бытие 2:18), и при этом речь шла не только о браке. Этими словами Бог утвердил необходимость человеческих отношений. Наша потребность в от­ношениях с другими людьми свидетельствует о том, что мы созданы по образу Божьему.

Проблема заключается не в этой потребности в привязанности и дружбе — эта потребность вло­жена в нас Самим Богом. Однако, не имея должных навыков, не достигнув зрелости, мы, нуждаясь в поддержке и привязанности, можем столкнуться с бедой. Настоящая проблема заключается в том, что мы не научились оценивать других людей.

Оценка характера

Рассказывает Генри Клауд

Однажды вечером я беседовал с группой студентов христианского колледжа о романтических от­ношениях и свиданиях. В завершение разговора я спросил: «Какие качества вы ищете в девушке, с ко­торой встречаетесь, или в будущей супруге?». В ответ услышал: «Мне нужен человек духовный, на­божный, честолюбивый, такой, с каким можно весело проводить время» и т.д. Таких ответов я и ожи­дал, и это тревожит меня, поскольку и по личному, и по профессиональному опыту я знаю, что отнюдь не этими характеристиками определяется устойчивость отношений.

Я стал задавать более подробные вопросы, уточняя представления этих молодых людей о характе­ре их партнеров, о возможных проблемах в отношениях. Оказалось, что об этом они и не задумывались. Они отвечали все так же «в целом», ссылались на религию и описывали людей в манере, не имеющей ничего общего с библейскими наставлениями о правильных отношениях.

Однако, когда отношения заходят в тупик, люди перестают излагать расплывчатые религиозные концепции, а формулируют конкретные жалобы:

• Он меня не слушает.

• Она — само совершенство, ей не понять моих проблем.

• Он держится на расстоянии, я чувствую себя одинокой.

• Она непременно хочет меня контролировать.

• Он только обещает и ничего не исполняет.

• Он слишком критичен, постоянно осуждает меня.

• Она вечно сердится на меня за то, что я делаю, или за то, чего я не делаю.

• Она (он) видит только мои худшие стороны.

• Я ему не доверяю.

И т.д. и т. п. Именно эти жалобы друзья и душепопечители слышат от людей, описывающих бо­лезненные для них отношения.

И Господь, перечисляя Свои проблемы в отношениях с людьми, называет эти особенности харак­тера и поведения: Он говорит, что Его народ отдалился (см. Исайя 29:13), изменяет (см. Иисус Навин 22:16), горделив и совершенен (см. Второзаконие 8:14; Псалом 35:2), лишен любви (см. 1 Иоанна 4:20) и предосудителен (см. Римлянам 2:1).

Рассказывая о людях, Бог не прибегает к религиозным понятиям. Он обсуждает, как люди обра­щаются с Ним и с другими людьми, поступают ли они так, как обещают, — Бог рассматривает характер человека, оценивает личность и способность этой личности взаимодействовать с Ним и миром. В Биб­лии описывается немало «религиозных» людей, вполне удовлетворяющих тем требованиям, которые студенты перечислили на нашей беседе, однако с этими людьми и ветхозаветные пророки, и Иисус по­стоянно конфликтуют. Такие люди хорошо выглядят со стороны, с расстояния, но вблизи, они ужасны.

Никто не учит нас оценивать характер, мы привыкли смотреть на человека со стороны, а не изнут­ри (см. 1 Царств 16:7; Матфея 23:25-28). Мы выбираем людей, руководствуясь тем, какими они нам кажутся, а уже потом узнаём, каковы они на самом деле. Мы обращаем внимание на мирской успех, обаяние, внешность, чувство юмора, положение в обществе, образование, достижения, таланты и ода­ренность или же на религиозную деятельность, а затем, вступив в подлинные отношения с этими людь­ми, мы получаем очередной удар и остаемся с пустыми руками.

Наши рекомендации