Ловушка человеческого признания

Теперь мы подошли к следующей важной теме — теме признания в глазах людей. Надеюсь, вы сами убедитесь в том, что вопросы, связанные с отверженностью и хвалой людей, тесно связаны между собой. Отверженность и при­знание — две стороны одной медали, причем корни у них тоже одинаковые.

Писание ясно говорит, что нам не следует искать одоб­рения и хвалы со стороны людей. Иисус сказал: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5:44). Библия рассказывает, что некоторые люди, услышав уче­ние Иисуса, отреагировали следующим образом: «Впро­чем, из начальников многие уверовали в Него, но из- за фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую [одобрение], нежели славу Божью» (Ин. 12:42, 43).

Иисус осудил религиозных лидеров того времени, по­тому что они руководствовались потребностью в челове­ческом одобрении. Поэтому Иисус сказал: «Остерегай­тесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах» (Лк. 20:46). Он также говорил о них: «Все же дела свои дела­ют с тем, чтобы видели их люди» (Мф. 23:5). Эти отрывки особенно болезненны для меня из-за моего естественного желания быть замеченным людьми. Для людей, желающих угодить своему Спасителю, эти слова должны стать серьез­ным предупреждением. Совершенно ясно, что нам следует искать хвалу и признание у Бога, а не у людей.

Петр сделал два заявления в связи с этой темой:

«Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4:19).

«Должно повиноваться больше Богу, нежели челове­кам» (Деян. 5:29).

Павел писал: «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и по­ныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1:10). Павел также сказал верующим из города Фес­салоники следующее:

Как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам бла­говестив, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем сла­вы человеческой ни от вас, ни от других (1 Фес. 2:4-6).

Нам следует подражать примеру апостола Павла, ко­торый не пытался угодить людям, но желал угодить одно­му лишь Богу. И действительно, Павел свидетельствовал об истинно духовном человеке, говоря, что «ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2:29). Единственная хва­ла, которую мы хотим услышать, происходит от Господа, Который скажет нам в последний день: «Хорошо, добрый и верный раб!» (Мф. 25:23).

Стремление угодить Богу само по себе требует пол­ной отдачи без взятия на себя дополнительного бремени в стремлении угодить еще и людям! Недавно мне откры­лась поразительная реальность огня, который коснется на­шей жизни в последний День суда:

Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждо­го дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, усто­ит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня (1 Кор. 3:12-15).

Этот отрывок подразумевает огонь, который коснется жизни каждого человека в День суда, и этим огнем будет испытана природа нашего труда для Царства. Этот отры­вок показал мне, что тяжкие труды многих святых исчезнут в огне испытаний, потому что обнаружится, что эти дела были созданы из «дерева, сена, соломы». Вопрос в следу­ющем: «Какие дела в Царстве создаются из дерева, сена, соломы?» Ответить на этот вопрос непросто, но один из многих ответов я могу дать: «Дела, которые делались из желания угодить человеку, привлечь к себе внимание п заслужить хвалу людей». Если в нас вкрадывается даже едва заметное желание услышать похвалу из уст людей, оно обесценивает наши мотивы, и тогда все наши труды сгорят в пламени испытаний! Поэтому эта тема касается непо­средственно тех людей, которые хотят получить вечные на­грады, способные выдержать испытание огнем в День суда.

Давайте исследуем с практических позиций две причи­ны, по которым нам не следует искать одобрения у людей.

Люди ненадежны

Существует две веские причины, по которым нам нельзя зависеть от хвалы людей. Причина первая: люди ненадежны.

Люди, которые скандировали Христу в момент Его въезда в Иерусалим: «Осанна!», уже на следующей неделе кричали: «Распни Его, распни!» Иисус знал, что не может довериться их хвале, потому что через несколько дней их хвала превратится в клевету и осуждение.

Если вы ищете одобрения у людей, сегодня они похва­лят вас, а завтра начнут вас гнать. Автор одной из песен прославления сказал: «Плоть тебя подведет».

Даже христиане ненадежны.Я узнал о себе кое-что интересное. Если вы достаточно долго будете оставаться рядом со мной, я в конце концов вас разочарую. Все дело в том, что хоть я человек искупленный, но я по-прежнему просто человек. Многие люди, когда приходят к Христу, не готовы к таким разочарованиям в других христианах. Они составили себе идеализированное представление о том, что значит быть частью Божьей семьи. Но точно так, как это бывает в каждой семье, во взаимоотношени­ях между членами Божьей семьи (в этой жизни) имеются разные недостатки и случаются недоразумения. Поэтому подготовьтесь сейчас: вы обязательно столкнетесь с от­верженностью в Теле Христовом. Примите тот факт, что до возвращения Христа она будет неизменным спутником в вашей жизни.

Многие люди столкнулись с отвержением даже от меня, когда я служил им в качестве пастора. В каких-то случа­ях я был недостаточно внимателен, в других случаях не­правильно понятое ими слово из моих уст послужило для них поводом к тому, чтобы почувствовать отвержен­ность. Но я никогда и не думал обижать или отталкивать их. Просто по причине их и моих слабостей, естественной для всех человеческой неуравновешенности и ограниче­ний они воспринимали мои несовершенные попытки про­явить любовь и служение как отверженность. Некоторые люди, кстати, найдут отверженность там, где ее никогда не существовало. Бывали времена, когда я думал, что изли­ваю на человека потоки особого благоволения и принятия, но позже я обнаруживал, что он воспринял все мои излияния как дополнительные удары и неприятие. Я думаю, что даже христианские лидеры с их самыми лучшими и са­мыми искренними усилиями тоже не могут считаться вполне надежными людьми в этом смысле.

Сегодня консультанты очень часто совершают одну рас­пространенную ошибку. Они пытаются завоевать доверие своих подопечных. Я слышал, как они говорят: «Я уста­новил отношения с этим человеком, так что скоро он нач­нет доверять мне». Согласно их логике, эти люди вынесли в своей жизни так много отверженности со стороны дру­гих, что теперь они не могут довериться никому, и пока они не начнут доверять своему консультанту, они не смо­гут получить от него реальной помощи. Но когда консуль­танты пытаются завоевать доверие таких людей, они посту­пают вопреки тому, что говорит Писание: «Не надейтесь па князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.

Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:3, 4). Здесь князья символизируют лидеров служений, которые несут ответственность за обеспечение духовного направления для других людей. Те, кто намерен довериться человеку, обязательно будут разочарованы. В таком случае либо этот человек подведет вас в момент вашей особой нужды, либо он сделает нечто, что вызовет ваше возмущение, а может, он отстранится от вас, и даже при самых лучших обстоя­тельствах (предположим, этот человек действительно ве­рен и искренен в течение всей своей жизни) он может просто умереть. Только представьте, человек, кому вы так верили и на кого так надеялись, умер! Я встречал людей, которые не печалились на похоронах, а испытывали возму­щение и гнев на человека за то, что он умер. Все дело в том, что они вложили все свое доверие в этого служителя, а он «взял и умер»! Наш долг — доверять только одному Богу. Мы должны любить друг друга и быть верными друг другу, но доверять мы можем только Богу.

Нельзя никому доверять! Любой человек рано или поздно вас подведет. Единственный, Кому можно дове­рять, это Небесный Отец.

Итак, когда люди начинают хвалить вас, не позволяйте своему сердцу расширяться от удовольствия. Вполне веро­ятно, что человек, который хвалит вас сегодня, завтра вас разочарует.

Мнение людей не важно

Вторая причина, по которой нам нельзя воодушевлять­ся хвалой и признанием людей, такова: мнение людей не важно.

На самом деле совсем не важно, что думают о вас люди. Когда вы окажетесь перед троном Отца, их мнение о вашей жизни никого не будет интересовать. Более того, ваше соб­ственное мнение о своей жизни тоже будет совсем не важ­но. «Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хва­лит Господь» (2 Кор. 10:18).

В момент, когда вы встанете у Божьего трона, во всей вселенной будет только одно мнение, которое будет иметь вес, и это Божье мнение! «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и то­гда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5).

Мы склонны считать одних людей более значительными, чем других. Например, мы думаем, что выдающиеся хрис­тианские лидеры имеют больший вес в Царстве, чем другие люди. Если кто-то знает Пэта Робертсона лично и если он знает, что Пэт хорошо к нему относится, то такие отноше­ния с Пэтом могут греть ему душу и повысить его мнение о самом себе. Однако псалмопевец написал: «Сыны челове­ческие [люди с низким положением] — только суета; сыны мужей [люди высокого звания] — ложь; если положить их па весы, все они вместе легче пустоты» (Пс. 61:10).

Поэтому составьте список людей с указанием их стату­са, включив туда тех, кого вы считаете людьми «высоко­го звания». Вы можете перечислить в своем списке Билли Грэма, Джека Хейфорда, Макса Лукадо, Билла Брайта, Бил­ла Хайбелса, мать Терезу, Чака Смита, Джеймса Добсона, Джойс Майер и других. Положите всех, кого вы называете духовными тяжеловесами, на духовные весы, и псалмопе­вец скажет, что их совокупный вес будет «легче пустоты». Другими словами, они не только ничего не весят, они весят меньше, чем ничего. Подобно гелию, который подни­мается, потому что он легче воздуха, так и мнение лю­дей, самых важных людей из всех, кого вы знаете, легче чем пустота.

Поэтому когда кто-то делает вам комплименты, поду­майте об источнике этой хвалы. Представьте, что эти хва­лебные слова поднимаются от того, что легче пустоты.

Кто-то может сказать, что вы сегодня очень хорошо вы­глядите, а вы думаете про себя: «Спасибо за комплимент из пустоты». Внешне вы вежливы, конечно, и отвечаете благодарными словами: «Спасибо». Но внутри не прини­майте эту хвалу.

Кто-то может сказать вам искренний комплимент: «Сегодня на домашней группе вы поделились удивитель­ными мыслями! Я никогда раньше об этом не думал. Вы умеете хорошо и доступно объяснять глубокие библей­ские истины».

А вы про себя думаете: «Пустота!»

Хвала людей не только незначительна, она имеет нега­тивное значение в списке вашей значимости. Но когда Не­бесный Отец по-настоящему почитает вас, тогда это зна­чит очень много! Мы должны жить ради одного — ради хвалы и одобрения Бога.Все остальное незначительно.

Осведомленность Павла

Стремление услышать хвалу или получить признание людей сидит глубоко в человеческой плоти. Мы можем рас­пять наше желание услышать хвалу людей, но оно посто­янно возвращается самыми разными ухищрениями и но­выми путями.

Павел хорошо знал о хитрых ловушках, в которые попа­дались молодые люди, ибо они могли легко обмануть самих себя в том, что их мотивы чисты и они якобы ищут призна­ния только в глазах Бога, когда на самом деле стремление к человеческому признанию было в них сильным. Павел показал свою осведомленность в этом вопросе в своем об­ращении к брату во Втором послании к Коринфянам:

Благодарение Богу, вложившему в сердце Тита такое усердие к вам. Ибо, хотя и я просил его, впрочем, он, бу­дучи очень усерден, пошел к вам добровольно. С ним по­слали мы также брата, во всех церквах восхваляемого за благовествование, и притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию, остерегаясь, чтобы нам не подверг­нуться от кого нареканию при таком обилии прино­шений, вверяемых нашему служению; ибо мы стараемся

о добром не только пред Господом, но и пред людьми. Мы послали с ними и брата нашего, которого усердие много раз испытали во многом и который ныне еще усерднее по великой уверенности в вас. Что касает­ся до Тита, это — мой товарищ и сотрудник у вас; а что до братьев наших, это — посланники церквей, слава Христова (2 Кор. 8:16-23).

Павел пишет о двух братьях, о Тите и еще одном, имя которого он не называет. Тит дважды упоминается по имени, и Павел весьма его хвалит. Другой брат так и остается безымянным. Почему Павел не называет имя этого брата?

Потому что он знает силу признания имени.

Есть что-то губительное в том, когда вы видите свое имя н печатном виде и когда знаете, что оно стало всем известным. Я сам немного попробовал этого пьянящего вина.

Павел тоже хорошо знал о нем. И он также знал; что брат, которого он имел в виду, не был достаточно зрелым, что­бы правильно понести это бремя славы. Поэтому Павел не обнародовал его имя. Я не сомневаюсь, что тот брат был молодым, новым человеком в служении и все еще про­должал учиться. Тита, с другой стороны, уже можно было называть без опаски, потому что это был зрелый человек, на деле доказавший свою верность.

На первый взгляд можно решить, что Павел по невнима­тельности или по ошибке упустил эту деталь, но потом мы понимаем, что в том же послании он вторично упоминает этого молодого человека, и опять без имени. Следующий стих встречается четырьмя главами ниже:

Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили? (2 Кор. 12:18).

Павел второй раз дважды называет Тита по имени, сно­ва оставляя второго брата безымянным.

На тот момент этот брат должен был остаться неиз­вестным. Это не только сохранило его от соблазнов славы, но и отшлифовало его посредством явного нежелания Пав­ла упоминать его имя. Могу представить, как этот молодой человек думал: «Он два раза упоминает Тита по имени, а мое имя не захотел произнести даже один раз! Почему? Может, он думает, что у меня какие-то проблемы? Более того, почему меня это так волнует? Почему такой пустяк так сильно меня задевает?» Святой Дух использовал Пав­ла, чтобы помочь брату разобраться с очень важным воп­росом в своей жизни, с тем же вопросом, с которым нам всем нужно разобраться. Это стремление к признанию своего имени. Это хвала людей, и она опьяняет.

Ловушка человеческой хвалы

Мейгрейт Йап однажды сказала мне: «Корень гнева сокрыт в страхе перед отверженностью». Она говори­ла о вспышках или неконтролируемых приступах гнева, с которыми борются многие люди. Мейгрейт утверж­дает, что причина подобной гневливости заключается в том, что такие люди боятся отверженности. Люди, боя­щиеся отверженности со стороны других, испытыва­ют сильное стремление к человеческому признанию, и в результате обрекают свои сердца на постоянную боль. Их реакция на боль выражается в гневе. Вот поче­му Писание говорит: «Боязнь пред людьми ставит сеть» (Прит. 29:25).

Страх перед людьми — это сеть, а страх Господень ос­вобождает. Когда мы открываем себя для человеческого принятия и придаем слишком большое значение челове­ческому мнению, мы становимся уязвимыми и попадаем в приготовленные для нас ловушки.

Это случилось с Иисусом Навином и старейшинами Из­раиля. Иисус был новым лидером в Израиле, и с Божьей помощью он привел народ к двум великим победам — над хананейскими городами Иерихон и Гай. Оба города были захвачены и разрушены, и слухи об отваге и непобедимо­сти Израиля распространились в той земле, как пожар. Поэтому жители Гаваона, хананейского города, придума­ли план спасения собственных жизней. Они хотели подпи­сать с Иисусом договор о мире, поэтому пришли к нему в обветшалой одежде, сделав вид, что шли из далеких зе­мель. Когда Иисус спросил делегацию из Гаваона, откуда они, те ответили:

Из весьма дальней земли пришли рабы твои во имя Господа Бога твоего; ибо мы слышали славу Его и все, что сделал Он в Египте, и все, что Он сделал двум ца­рям Аморрейским, которые по ту сторону Иордана, Сигону, царю Есевонскому, и Огу, царю Васанскому, который жил в Астарофе. Слыша сие, старейшины наши и все жители нашей земли сказали нам: возьми­те в руки ваши хлеба на дорогу и пойдите навстречу им и скажите им: «мы рабы ваши; итак заключите с нами союз». Этот хлеб наш из домов наших мы взяли теплый в тот день, когда пошли к вам, а те­перь вот, он сделался сухой и заплесневелый; и эти мехи с вином, которые мы налили новые, вот, изо­рвались; и эта одежда наша и обувь наша обветшала от весьма дальней дороги. Израильтяне взяли их хле­ба, а Господа не вопросили. И заключил Иисус с ними мир, и постановил с ними условие в том, что он сохра­нит им жизнь; и поклялись им начальники общества (Иис. Н. 9:9-15).

Обратите внимание, что делегация из Гаваона начала осуществление своего лживого замысла с обильной хвалы в адрес израильтян. Эта тактика оказалась эффективной; потому что Иисус и правители народа были почтены ока­занным им уважением и признанием. Услышав; что их ре­путация известна по всей земле, лидеры Израиля почувст­вовали себя польщенными и довольными собой. Они поте­ряли бдительность и попали в сети, расставленные для них жителями хананейского города.

Иудейские лидеры времен Иисуса Христа также попада­лись на удочку человеческой хвалы (что, как мы знаем, оз­начает страх перед людьми). Когда Иисус спросил их, было ли крещение Иоанна с Небес или от людей, они не смогли дать Ему прямой ответ, ибо «боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк» (Мк. 11:32). В жизни народа наступают печальные дни, когда духовные лидеры руководствуются страхом перед людьми. «Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен» (Прит. 29:25). Вы всегда будете пытаться угодить тому, кого боитесь.

Именно любовь фарисеев к человеческому признанию лишила их способности двигаться вместе с Богом. «Впро­чем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божью» (Ин. 12:42,43).

Ирод тоже попался в ловушку человеческого призна­ния. Люди из Тира и Сидона в попытке завоевать его бла­госклонность прерывали его выступление криками: «Это голос Бога, а не человека» (Деян. 12:22). И поскольку Ирод «не воздал славы Богу, он, быв изъеден червями, умер». Боб Мамфорд прокомментировал это следующим образом: «Хвала — хлеб для Бога и яд для человека».

Билли Грэм однажды сказал: «Если вы хотите, чтобы вам воздавали честь за ваши дела, вы ничем не отличаетесь от дьявола». Хвала для людей — смертельная ловушка.

Глава 7

Иисус и признание людей

Иисус и лесть

Иисуса никак не трогала хвала людей. Я вижу эту ис­тину в Его торжественном въезде в Иерусалим, когда дети пели, прыгали перед ним и танцевали. Они встречали Иисуса очень теплыми и искренними словами хвалы. Если бы хвала из чьих-то уст и касалась Его сердца, то это была бы хвала радующихся и невинных детей. Но в тот самый момент, когда восхваление в Его адрес достигло кульмина­ционной точки, Он заплакал (см. Ак. 19:41). Люди хвалили Иисуса, а Он плакал!

Это показывает, что Иисус жил жизнью, совершен­но независимой от людской хвалы и признания. Если бы я оказался на месте Иисуса в тот момент, моя плоть обя­зательно разволновалась бы из-за хвалы и признания лю­дей. Я бы ехал на том ослике с высоко поднятой головой: «Значит, вы знаете! Правильно! Давайте, давайте, хвалите и провозглашайте! Не стесняйтесь!»

Но вместо того чтобы поплыть на волне их восхвале­ний, Иисус остался равнодушным. Он ходил в соответст­вии с ритмом внутреннего барабана. Его сердце стало раз­рываться из-за грядущей судьбы Иерусалима как раз в тот момент, когда хвала в Его адрес достигла наивысшей точки. И Он стал плакать из-за сердечной боли, которую испыты­вал Отец, знающий о том, что люди Его не примут.

Если бы Его сердце волновала хвала людей, Он ни­когда бы не смог понять планы Отца для этого города.

Мне нравится в связи с этим вспоминать еще одно со­бытие, которое показывает, как Иисус реагировал на хвалу людей. Вот этот отрывок:

И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не за­ботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; но истинно пути Божьему учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? да­вать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицеме­рие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они ска­зали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отда­вайте кесарево кесарю, а Божье Богу. И дивились Ему (Мк. 12:13-17).

Эти лидеры приготовили для Него ловушку. Они ре­шили, что если им удастся «замаслить» Иисуса лестью п хвалой, тогда, быть может. Он, разгоряченный компли­ментами, забудет об осторожности и скажет что-нибудь такое, что они смогут использовать против Него. Но по­скольку их хвала Его никак не трогала, Он сумел увидеть их лицемерие.

Когда мы впитываем в себя хвалу людей, мы теряем способность к пониманию и различению реалий. Мы теряем способность к различению планов Отца, теряем способность видеть двойные мотивы людей. Поскольку Иисус не попался в расставленные для Него сети хвалы, Он был свободен почувствовать сердце Отца и понять Его планы, а также смог увидеть замаскированную за­падню.

Такого же рода западни приготовлены для людей, кото­рым дарованы высокие уровни помазания Святым Духом. С большим уровнем помазания приходит и больше челове­ческой хвалы. Это сопровождение абсолютно гарантиро­вано: когда Бог помазывает необычным образом вас и ва­ших сотрудников, люди Божьи начнут выражать вам свою хвалу и благодарность, искренне и с энтузиазмом оказывая вам свое почтение. Они думают, что воодушевляют и вдох­новляют вас, но на самом деле они подвергают вас великим испытаниям. Примете ли вы их хвалу? Поверите ли их сло­вам? Начнете ли смотреть на себя их глазами? Поверите ли в собственные заслуги?

Действительно, трудно сохранить в безмятежной яс­ности свой разум, особенно если благодарные святые, по­лучившие реальную пользу от вашего служения, излива­ют на вас бесконечные потоки хвалы и признательности. Именно по этой причине Бог часто удерживает от Своих детей большие уровни помазания. Пока вы не пройдете курс сокрушения в школе Святого Духа, вы не научитесь узнавать предательский характер таких ловушек. Без со­крушения высокий уровень помазания приведет вас к разрушению. Вы начнете получать удовольствие от слов хвалы и благодарности и потеряете способность к различе­нию. И когда вы утратите этот острый и безотказный ин­струмент, вы в конце концов обязательно попадете в глу­пое положение.

Внутренний голос подтверждения

Иисус оценивал Свое служение, основываясь не на хва­ле людей, но на внутреннем свидетельстве Духа Святого. Пример Иисуса учит нас следующему: вам не нужны пись­мена, начертанные на небесах и подтверждающие, какой вы хороший. Вам не нужны сны и видения, подтверждаю­щие правильность ваших действий. Все, что вам нужно, это внутренний голос Святого Духа.

Однажды Отец подтвердил служение Сына громовым голосом с Небес, и ответ Иисуса звучит интригующе:

Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и при­шел. Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа (Ин. 12:27-30).

Если бы во время моей проповеди с Небес раздался гро­мовой голос Самого Отца, обращающегося на английском языке к моим слушателям, могу представить, какой была бы моя реакция. Я, наверное, поддался бы соблазну и поду­мал: «Ну что, парни, слышали? Бог подтверждает мое слу­жение с Небес! Теперь понятно, что я избранный Божий? Теперь вы видите, что Бог ставит печать на моем служе­нии?» Уровень моей уверенности, наверное, стал бы в че­тыре раза выше, если бы Бог подтвердил громовым раска­том Свое одобрение с Небес.

Но Иисус отреагировал не так. Он сказал: «Этот го­лос был не для Меня». По сути, Он сказал: «Этот голос с Небес ничего не изменит в Моей жизни. Он пришел с Небес не для того, чтобы Я почувствовал Себя лучше. Меня не взволновало даже громовое звучание голоса. Мне не нужны сверхъестественные подтверждения, чтобы знать, что Отец Меня одобряет». Могу представить, как Иисус добавляет: «Все, что Мне нужно, это внутреннее свидетельство Духа Святого».

В слабости моей плоти я склонен желать, чтобы Бог под­твердил мою правоту каким-то особым образом. Но такие проявления не должны быть источником подтверждения. Единственное подтверждение, в котором мы нуждаемся, это внутренний голос Отца: «Ты есть чадо Мое возлюб­ленное, и Я тобой доволен».

Принятие почестей от людей

Иисус говорил о Своей позиции по этому вопросу с аб­солютной ясностью: «Не принимаю славы от человеков» (Ин. 5:41).

Он не сказал мягче и проще: «Я не ищу почестей от лю­дей». Он сказал об этом сильнее и категоричнее: «Когда Мне говорят комплименты, Я их не принимаю».

Когда люди говорили Ему комплименты за учение или служение чудотворения, Иисус внутри Себя говорил: «Я не принимаю этого». Единственная почесть, которую Иисус принимал, была почесть от Его Отца.

Иисус далее сказал: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Едино­го Бога, не ищете?» (Ин. 5:44). Эти слова Иисуса следует интерпретировать так: «Я вас не понимаю, люди. Почему вы стремитесь завоевать такой пустяк, как почести от че­ловека, когда для вас доступно намного большее величие?

Признание людей — такая ничтожность по сравнению с богатствами изобилия почестей, которые ваш Небесный Отец способен на вас излить».

«Мы взираем на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, пре­терпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божьего» (Евр. 12:2). Какая радость Ему пред­стояла? Я уверен, что более всего Иисус здесь имел в виду кзрывную и безудержную радость от тех почестей, которы­ми Отец щедро одарит Его в славе.

Могу представить, как Отец в какой-то момент в про­шлом сказал Сыну примерно следующее: «Сын, если Ты сможешь претерпеть страдания и смерть на Кресте, Мое сердце испытает величайшее довольство, и Я почту тебя».

Могу представить, как Сын ответил: «О Святой Отец, есть только две вещи, ради которых Я живу, — желание угодить Тебе и желание получить Твои почести. Ради это­го Я сделаю все!»

Иисус понимал, что значит быть в почтении у Отца, и ради этого Он жил и умер. Но почтил ли Его Отец? О да, н как Он Его почтил! «Посему и Бог превознес Его и дал Емy имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Хрис­тос в славу Бога Отца» (Флп. 2:9-11).

Держитесь, дорогой друг, ради высшей славы! Не принимайте дешевую замену в виде человеческой хвалы, когда вы можете завоевать высшую похвалу — почести от Само­го Бога.

Глава 8

Наши рекомендации