Как может Его Творение Его познать?

Я имею честь выполнять миссию Богочеловека. Мне дано поручение свыше нести страдающему человечеству дар Наама (Шабда), этой лучезарной мелодии - симфонического сияния, который возвращает дживы (воплощенные души) назад в их Отчий Дом.

Если бы Душа (атман) могла соприкоснуться с Шабдом, то эта "нить от Безымянного Господа" привела бы ее прямо к Его двери. Но духовные способности человека так затуманены и сокрыты грубыми покровами разума и майи (иллюзии мира материальных форм), что даже, несмотря на то, что Шабд вибрирует внутри и снаружи человека, Душа не может ни слышать Его музыку, ни видеть Его сияние. Как же человеку восстановить связь с его Создателем?

Без животворного прикосновения живущего Сатгуру душа не в силах пробудиться от своей дремоты и настроиться на звучание Наама.

Без Сатгуру никто не сможет

Продвинуться к Богу.

Таков Бога закон основной.

ВАР БИХАГРА 556

Нам хорошо знаком стих из Евангелия от Иоанна:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. (Ин 1 1-2)

И далее:

И Слово стало плотию и обитало с нами. (Ин 1 14)

Итак, Богочеловек представляет собой Слово, Логос, Наам (Шабд), Калам, Акаш-Бани, Сраошу, Удгит различных религий мира.

Для почитателей Священных Писаний объяснения даются на основе этих источников.

Для тех, кто восхищается Святыми прошлого, приводятся исторические свидетельства Их заслуженного бессмертия.

Невозможно передать обычным языком слова мудрости Богочеловека, Его слова мира, утешения, заверения и ободрения, Его любящие замечания, которые Он произносит, когда идет в окружении своих учеников. Его поступки самоотверженной доброты и сверхчеловеческой любви рождают во всех людях вокруг него безоговорочную убежденность в той Истине, которой Он обучает. Вся Его жизнь, поведение, влияние и благословения неизгладимо запечатлеваются в памяти тех, кто заслужил дар общения с Ним. Его сила воздействия и заботливость побуждают душу припасть к Его стопам и желать только одного - всегда быть ведомым Его Словом.

Пусть неутомимый искатель Тайны Жизни найдет вечное отдохновение в Его Нааме.

КИРПАЛ СИНГХ

Ты - Путь паломнику, слепцу Ты - Око,

Жизнь - мертвецу, последняя надежда - мне.

Уйдешь - я пропаду, собьюсь, умру.

Пролей сияние Свое и крылья опусти, останься.

Смотри, смотри - я слеп, потерян, мертв.

О Ты, Кто весь мой Свет, и Жизнь, и Путь.

Франсис Куарлес

ГЛАВА 1

ГУРУ: ЧТО ОН СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Что человек был создан как подобие Божие - это много,

Но то, что Бог стал человеком - больше во сто крат...

Одел Господь простого человека плоть,

Чтоб слабым стать

И так познать печаль, и скорбь, и горе.

Джон Донн

Почти невозможно узнать Мастера и понять Его величие. У нас нет глаз, с помощью которых мы могли бы узреть Его Реальность. Только пророк может узнать пророка. Мы, воплощенные души, живущие на уровне чувств, просто не имеем такой возможности.

Не знаем мы, ни что есть Ты,

Ни что есть большее, подобное Тебе.

И еще:

Как может меньшее познать Того, Кто больше?

Или конечный разум Бесконечность охватить?

И как постичь насколько больше Бог чем Он?

Джон Драйден

В Джап Джи (ежедневная утренняя молитва сикхов) упоминается:

Пока не поднимешься до Его уровня, ты не познаешь Его.

Душу Мастера можно сравнить с жаворонком в небе, о котором сказано:

Менестрель эфирных сфер! Пилигрим небесных высей.

Тот, кто может взлететь так же высоко, как и жаворонок, и следовать за ним в полете, возможно, что-то знает о небесном пилигриме, но что могут знать бедные вороны и голуби? Однако, Мастер - не пилигрим, а постоянный житель высочайшей Духовной Реальности, и Он спускается к нам, чтобы спеть Свою "Неземную Песнь" и взять нас с Собой в Его небесную обитель. Находясь на земле, Он

Один из мудрых, тех, кто высоко парит, но не в скитаниях,

Всегда он верен кровному родству Небес и Дома Своего.

Он пребывает далеко за пределами ограничений трех тел (физического, астрального и причинного); трех врожденных, природных и укорененных склонностей или инстинктов (Сатва, Раджас и Тамас), то есть праведных действий, мирских действий и бездействия (инертности или действий, порожденных невежеством и тьмой); пяти элементов, из которых состоит всё Творение (земля, вода, огонь, воздух и эфир); и 25 Пракрити (то есть тонких форм разнообразных степеней, из которых составлены элементы), а также разума и материи.

Шамаз-и-Табриз так Его описывает:

Он жаворонок, что яйцо несет златое;

то есть яйцо, которое сияет как золото, - намек на тот Свет Наама или Слова, что даруется каждому человеку во время Посвящения.

По утрам Он летает в небесные выси.

На лету Он охватывает все солнечные системы,

А ко сну Он готовит Себе подушки из Солнца и Луны.

Другими словами, в часы, свободные от мирских дел, для отдыха Он отправляется в более высокие сферы.

О Шамаз-и-Табриз! Одним добрым взглядом

способен сделать Он зрячими тысячи слепцов

(то есть сделать их провидцами и пророками).

Души таких Мастеров, фактически, едины с Богом. Они сходят в материальный мир по Его повелению, чтобы выполнить Его божественное поручение. Из сострадания к разочаровавшимся в жизни душам, жаждущим и голодным, стонущим о воссоединении с Возлюбленным, Бог дарует им Путь для возвращения Домой.

Поскольку только человек может быть учителем человека, Бог посылает Своего Избранника с прямым поручением привести назад тех, кто услышит Божественное Послание. Таким образом, Мастер выступает как Средство для достижения Цели.

Стоя как бы на вершине горы, Он может вселить потаенные огни любви в различные человеческие сердца. Подобно огромному и мощному магниту или путеводной звезде, привлекает Он все индивидуальные души, попадающие в сферу Его влияния, выполняя Божественную Миссию личным указанием и руководством.

Каждая душа получает Его духовную милость в соответствии с ее восприимчивостью. И чем больше у человека развита эта восприимчивость, тем больше он испытывает благодати и духовной пользы. Наделенный неограниченным духовным богатством, Он великодушно одаривает им всех, кто этого пожелает. Каждый получает по мере его потребности и способности, постепенно развивая затем семя, в него посеянное.

Шейх Моин-уд-Дин Чишти говорит:

Они (Души Мастеров) пребывают в мире,

но дух Их всегда в Небесных Высях;

Несмотря на телесное заточение,

дух Их парит высоко над землей.

Маулана Руми замечает в том же роде:

Никогда не принимайте Богочеловека за простого человека;

пусть таким Он даже выглядит,

Он, однако, нечто большее.

В большинстве своем, очевидно, все люди выглядят одинаково, но по внутреннему развитию они существенно отличаются друг от друга. Именно эта сторона помогает человеку на Духовном Пути и определяет меру каждого шага, который он делает в этом направлении. Таким образом, каждый обладает своей собственной скоростью продвижения вперед.

Душа Мастера в Его человеческой форме не может быть правильно воспринята. Он - это неограниченный океан Истины, всегда неизменной с начала Творения и из века в век. Как невозможно представить величие Бога, точно так же мы не в состоянии оценить по достоинству и Его Избранника.

Персидский Святой нам поясняет:

Он за пределами понимания, постижения, истолкования и даже догадки.

Он опережает любое зрение, слух и знание.

Все восхваления, которые можно пропеть Ему и всей Его жизни,

не смогут воздать Ему должное.

И еще:

Если бы можно было все горы растереть на чернила

и с водами всех океанов смешать,

а земля вся была бы листом бумаги,

то и тогда невозможно бы было

величье Гуру или Мастера описать.

Он - Король Духовности, и мы, ползающие как насекомые в грязи этого мира, не способны постичь ни Его, ни Его величия.

Маулана Руми заявляет:

Если бы хвалу воздавал я бесчисленным Его благословениям целую вечность,

То и тогда бы едва ли о них что-нибудь смог бы сказать.

Что бы мы ни говорили о Нем, мы делаем это лишь на уровне интеллекта, который обладает очень узким и ограниченным кругозором. Все наши усилия в этом направлении должны скорее Его дискредитировать, чем отдавать справедливость Его величию. Вследствие этого Гуру Арджан сокрушался:

Ты - Король, а я обращаюсь к Тебе, как к Старейшине;

Не в силах воздать Тебе должное, я тем самым Тебя умаляю.

Самый высокий и утонченный ум, пытающийся Его описать, подобен начинающему ходить ребенку, который, стоя перед своей матерью, говорит: "Я тебя знаю!" Как много он может знать о своем родителе, если он ничего не знает о самом себе? Его милый лепет не может передать всю ту глубокую материнскую любовь и привязанность, которые живут в ее груди. Точно также и мы не в состоянии воспеть Славу Мастеру, ибо мы не в силах на уровне интеллекта постигнуть Того, Кто находится за пределами всех границ и ограничений.

Но мы действительно благословлены, ибо Души Мастеров, когда Они к нам являются, иногда нам о себе рассказывают. Только из Их редких рассказов мы можем узнать кое-что об Их величии и той потенциальной Силе, которая работает через Них.

Всевозможными простыми способами, в притчах или как-то иначе, Они рассказывают нам о том, Кто Они, в чем состоит Их Миссия, откуда Они пришли, и как Они реализуют План Бога.

Нам стоит пойти к Ним и послушать то, что Они должны поведать нам о Себе.

ГЛАВА 2

ГУРУ - ЭТО ШАБД

(МАСТЕР ЯВЛЯЕТСЯ ОЛИЦЕТВОРЕННЫМ СЛОВОМ)

Евангелие от Иоанна начинается с памятных слов:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Оно было в начале у Бога. (Ин 1 1-2)

Гуру есть Шабд или олицетворенное Слово. "Слово стало плотию и обитало с нами," - говорится в Евангелии. Шабд или Слово - это луч, исходящий от Бога или великого Океана Сознания, и именно Он ответствен за создание и поддержание всех планов, составляющих Вселенную.

Дальше в Евангелии от Иоанна мы читаем:

Все через Него (т.е. Слово) начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. (Ин 1 2-5)

ДжонДрайден в своей поэтической фантазии называет Его Гармонией (или Звуковым Принципом):

Из Гармонии, из Небесной Гармонии

Всё Мироздание начало быть;

Она охватила весь нотный диапазон,

Заключив Его полностью в человеке.

Джон Драйден

В Гурбани мы находим:

Слово есть Мастер, и дух есть Слова ученик.

Слово есть Мастер и Пророк,

полный мудрости, глубокой и проникновенной.

Без Слова мир существовать не может.

Между Словом и Мастером различия нет никакого.

Слово воистину есть Жизни Эликсир.

И кто бы Ему ни следовал, согласно Мастера Живого предписаньям,

тот безопасно жизни океан пересечет.

Тулси Сахиб говорит:

Дух - ученик, а Слово - Мастер.

Лишь после того, как со Словом дух будет соединен,

он путь найдет к Богу, в мир запредельный поднявшись

и в источник вступив, что вверх дном перевернут.

Бхай Гурдас говорит о духе следующим образом:

Лишь после того, как сознательно и с полным почтением

в качестве Мастера дух Dhunni (Дхунни - Поток Звуковой или Слово) воспримет,

Gurmukh (Гурмукхом - тем, кто ведом Гуру) сможет он стать и узнать,

что Слово и Мастер, по сути, Одно есть.

Святой Кабир поясняет это в том же роде:

Где находится Мастер, и где дух обитает?

Как двое эти соединиться могут?

Ибо без союза такого дух покоя не знает.

И сам же потом отвечает на свои вопросы:

Мастер в Gaggan (Гагган) пребывает, таково же и место Духа.

Когда двое соединяются,

уже разделенья в дальнейшем нет никакого;

Прими Слово как Мастера:

всё остальное - мишура лишь поддельная;

Всякий, кто эгоизмом охвачен,

скитается только с места на место

Таким образом, Слово или Шабд является Мировым Учителем с Начала Времен.

Блаженны чистые сердцем, ибо в них проявляет Себя Слово Мастера. Это Слово является Истинным Святым и может действовать как живущий руководитель. Слово - это "Бог-в-Действии", который во всей полноте Своей выражается в Душах Мастеров, представляющих собой Единое Целое с Богом.

Когда я вспенил море тела,

какая странная открылась истина тогда;

Отождествлен был Мастер с Богом,

и различья никакого Нанак уже найти не мог.

Тот, кто является деятелем Слова, называется Святым или Душой-Мастером. Эта Истина становится более ясной после рассмотрения значения слова Гуру. Оно происходит от санскритского корня «Гири», который означает «Тот, кто зовет». Таким образом, Тот, Кто всегда слышит этот Зов внутри Себя и находится в преданном единении с Ним, и может сделать Его слышимым внутри других, описывается в Гурбани как Гуру.

В качестве Мастера прими лишь Того, кто Истину может проявленной сделать; Кто даст выражение Невыразимому с помощью Звука.

И еще:

О Нанак! Воистину только Истина одна и является Истинной.

Кабир Сахиб говорит:

Почтенье выражаем всем учителям, какими б ни были их вероученья;

Но Звукового Принципа Адепт воистину великий самый.

И далее:

Ступеней многих и разнообразных есть учителя,

Но Кто Потоку Звуковому учит,

достоин восхищенья самого высокого.

Тулси Сахиб также говорит:

Святой воистину Тот, Кто Поток Звуковой обнаружить способен.

Самоанализом Звук может выявить внутри.

Кабир Сахиб предостерегал, что, кто бы ни называл себя Сатгуру или Святым, должен сначала дать нам возможность увидеть Непроявленное Проявленным. В Сар Бачан мы находим:

Мастер послание Звука приносит;

Лишь Звуку одному Он служит;

Мастер совершенный в Звуке всегда пребывает;

Так будь ты пылью у ног Мастера Звука.

Сатгуру - это подлинное знание (Веда). Он щедро одарен Сат Наамом и потому несет в Себе Эликсир Жизни. Ему дана власть распределять Шабд, который в Небесных сферах действует как "Сезам, откройся!", предоставляя тем самым пилигримам свободный доступ на Тропу Мастера.

Теософы называют Шабд Голосом Безмолвия, и эхо Его слышится от плана к плану.

В терминологии Мастеров настоящий Святой это Тот, Кто может обучить Звуковому Потоку. Без Адепта Звукового Потока никто не может получить дар Наама или Шабда. Шабд можно уподобить веревочной лестнице, ведущей непосредственно к Богу, и дух, взбираясь по ней, может легко подняться в Дом своего Отца.

Связь с Шабдом - это с Богом связь;

и тот благословен, кто связан с Ним внутри.

И еще:

Бог, пребывающий в Гуру, Шабд раздает;

Соприкасаясь с Истиной, с Ней можно слиться.

И снова:

О Нанак! Изначально все Святые внедрены были в Шабд;

Благословен Мастер Рам Дас, кто тоже с Шабдом связь обрел.

В Святой Библии мы находим:

Слово стало плотию и обитало с нами.

Только от Адепта Звука или Шабда человек может получить истинный жизненный импульс. Такой Адепт Сам представляет собой одно с тем Жизненным Потоком, из которого всё живое производит жизнь. Он - постоянный житель сферы, где его нет. Он - это олицетворенный Шабд. Он живет и содержит само бытие Свое в Шабде, находясь далеко за пределами влияния Каля или Времени. Обладая вечнодлящейся жизнью, Он способен передать ее всем, кто входит с Ним в контакт и следует Его инструкциям.

В настоящее время человеческий дух остается погребенным под огромным грузом майи или окружающей материальности. Он даже не знает, что он - дух. Он может быть пробужден к Реальности и осознать свое величие только посредством Шабда. Жизненный Принцип Шабда уже присутствует в каждом из нас, но только в скрытой форме.

Он должен быть сделан видимым и слышимым для духа, так чтобы через явное сродство с ним, дух мог узнать о своем богатом духовном наследии и признать его своим собственным.

Такой контакт духа с Шабдом может быть произведен и прочно установлен Мастером (который является олицетворенным Шабдом), и никто иной не в состоянии этого сделать.

Шабд - это Мастера траст священный, и отмеряется Он скурпулезно;

Шабд проявить лишь Мастер один способен;

И никто иной сделать этого не компетентен.

Это значит, что Шабд или Слово находится под контролем Мастера. Он один может проявить Шабд или сделать Его слышимым, выхватив дух из тисков физических органов чувств.

Контакт с Шабдом приходит как милостивый дар Мастера. Никаким числом достойных дел и поступков в рамках времени, пространства и причинности нельзя заслужить столь бесценный дар, столь безмерный и беспредельный, как Шабд:

Все наши праведные дела - ветошь лишь недостойная.

И еще:

По трудам в рамках закона (кармы) плоть никакая оправдана быть не может.

Мастер может даровать Шабд из глубочайшего сострадания и милости, когда Он Сам того пожелает.

В тот момент, когда беспомощное дитя пытается дотянуться до своей матери, она с любовью бежит ему навстречу, нежно подхватывает его и ласково прижимает к своей груди.

Не заслужить Его ни старанием, ни служением;

Только в полном покое, ничем не стесненный сойти может Он;

Лишь по Великой Милости Господа

обрести Его можно, следуя Мастера предписаниям.

Это не означает, что человеку не следует вообще прилагать усилий. Напротив, он должен ревностно работать в соответствии с инструкциями Мастера. Успех, однако, всецело зависит от воли Мастера, ибо Он - единственный судья и способу, и мере Своей Милости.

Христос сказал:

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.

Формирование жизни в соответствии с предписаниями Мастера является необходимым условием на Пути, Им указанном.

Тот, кто истинно Мастеру следует,

Всегда слушаньем Музыки Божественной занят.

По мере того, как Наам проявляется,

Можно полностью Им пропитаться.

Хотя Anhad Bani (Ангад Бани -Непрерывный Звуковой Поток) или Наам (Слово) есть жизнь нашей жизни, мы не можем заставить Его проявиться или стать слышимым по своей воле. Во все времена доступ к Нему возможен был только через Мастера-Святого или Ustad-i-Kamil (Устад-и-Камиль, Остад-и-Камэля):

Звук беспрерывный - Сокровище внутри,

с помощью Мастера обретаемое.

Без Мастера Сидхи и даже Садхи

Наам получить не в силах.

Шабд - это главная опора не только Святых, но и всех живых существ. Различие состоит лишь в осознанном знании Его в одном случае и неосознанном невежестве - в другом. В то время как первые не только обладают опытом "Сыновства", но воистину живут в этих взаимоотношениях, последние - вообще не имеют об этом понятия.

Христос говорит:

Я Сын Божий. (Ин 10 36)

Я и Отец - одно.

Что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец. (Ин 12 50)

В Гурбани мы находим ту же самую мысль:

Хари (Бог) делает то, что Святые Его желают.

Что б ни захотели Они, то и бывает.

Желания Их никто отменить не в силах.

Отец и Сын окрашены цветом одним.

Маулана Руми нам рассказывает:

Aulia (Олия,Оолия-Богочеловек) даже на то способен вполне,

чтоб грома удар с небес отвести.

Это не означает, что Святые каким-либо образом оспаривают Волю Бога или самостоятельно занимаются параллельным руководством. Они от этого далеки и всегда выступают как посланники Бога, исполняя Его Миссию. В мире Бог действует через Них.

Будучи совершенно без эго, Святые становятся подходящими инструментами Божественной Силы. Внутренне связанные с Шабдом, Они получают и прямо передают сообщения Богу. По отношению к миру Святые являются воистину поляризованным Богом:

Отец и Сын есть Одно, закон один исполняя.

О Палту! Нет у Бога другого наместника, кроме Святого.

Эти двое связаны так тесно и неразрывно,

что кажется, будто Святой представлением всем управляет.

Маулана Руми говорит об этом следующим образом:

Aulia (Олия,Оолия) или Богочеловек - Бога Избранник.

Он обладает знанием полным о видимом всём и невидимом.

И еще, Бог так говорит через Святых:

О Лало! Я просто то произношу,

что Бог велит Мне говорить, сказал Нанак.

Садх - это Бога глашатай.

В одежде человека Бог приходит в мир ради страдающего человечества, и по Своей спасительной Милости Он берет на Себя ответственность за все человеческие грехи:

Смотри, как сходит в тело человеческое Бог;

Поруганный, страдающий, объявленный злодеем;

Все преступления, вмененные Ему, узри,

И Праведность Его, всю на тебя перенесенную.

Джон Драйден

Живущий Мастер - это единственная надежда для заблудшего человечества. Он - Добрый Свет, направляющий вечно спотыкающиеся стопы людей, и Спаситель для грешников. С помощью безграничного Наама или Шабда, хранилищем несметного богатства которого Он является, Мастер помогает дживам или воплощенным душам безопасно пересечь океан жизни и войти в Жизнь Вечную.

Внутренне связанный с Шабдом и внедренный в Него, внешне Он работает как Учитель или Гуру, давая на физическом плане духовные инструкции стремящимся. По мере того, как дживы продвигаются по Духовному Пути, Мастер по Своему желанию ведет их дальше на тонкий и причинный планы, а затем и за их пределы, осуществляя руководство в каждом их шаге. Он не прекращает Своей работы до тех пор, пока не доставит Садхака в его родной дом, откуда и берет начало Шабд и которым, по существу, Мастер и является.

Тот, кто познал Сат Пуруша (или Первопричину), является Сатгуру (или Мастером Истины). Он находится за пределами колебаний как Растворения (Каля или Времени), так и Великого Растворения (Маха Каля или Великого Времени), и компетентен довести претендентов до этой же ступени. Спасти дживы может только Мастер такого уровня и никто иной.

Тот, кто с Истиной един, есть Мастер Истины;

Души Он может освободить, и Нанак хвалу Ему поет.

Безопаснее он и проще гораздо других, так сказано;

Бог не оставил бы человечество без Такого Пути.

ГЛАВА 3

СТУПЕНИ В ИЕРАРХИИ УЧИТЕЛЕЙ

Мастера бывают четырех различных типов: отец, мать, наставник или учитель и, наконец, Сатгуру (Духовный Руководитель или Murshid-i-Kamil (Муршид-и-Камиль, Моршэд-и-Камэль) у мусульман).

Сатгуру является самым высоким из всех перечисленных выше учителей, поскольку Он наделен полномочиями давать духовные инструкции. Тот, кто хорошо осведомлен в житейской мудрости, называется acharya (ачарья) или наставник, так как Он сообщает нам правила социального поведения и этической жизни.

Сатгуру или Мастер Истины известен также, как Сант Сатгуру. Его отношение к ученикам чисто духовное, ибо Он связан только с духовным продвижением и ничего не должен предпринимать в отношении мирских дел.

С точки зрения духовных знаний все Гуру могут быть классифицированы следующим образом:

Садх Гуру,

Сант Сатгуру,

Парам Сант Сатгуру.

Садх - это Тот, кто вышел за пределы сферы Трикути (Onkar), которая есть то же самое, что Lahut (Лахут) в суфийской терминологии и Hu (Ху) - в исламской теологии. Он засвидетельствовал дух в Его первоначальной славе после освобождения от всех Его покровов и является сейчас Trigunatit (Тригунатитом), находящимся за пределами трех гун (Сатвы, Раджаса и Тамаса, в которых все человеческие существа действуют в соответствии с их природными и врожденными инстинктами); за пределами пяти элементов (земли, воды, огня, воздуха и эфира, из которых состоит весь физический мир); за пределами двадцати пяти Пракрити (тонких форм элементов различных степеней); и за пределами разума и материи.

Короче, Он является адептом в самопознании или в науке и искусстве духа и может по желанию освобождать дух от различных koshas (кошей) (футляров и оболочек), в которые Он заключен, подобно драгоценному камню.

За пределами трех гун Садха величье лежит,

ибо Он есть Тригунатит.

С помощью самоанализа Он (Садх) познал себя или дух в Его реальной форме, то есть, что Он той же субстанции, что и Бог, и отныне Он жаждет Богопознания.

Сант - это Тот, кто является адептом не только в самопознании, но и в Богопознании. Он оставил далеко позади материальную, материально-духовные и духовно-материальные сферы. Сант является Мастером Истины, и место Его пребывания - это чисто духовная сфера, называемая Сач Кханд или Muqam-i-Haq (Мукам-и-Хак), Сфера Истины.

Парам Сант - это Высший Мастер Истины, находящийся за пределами какого-либо описания и, следовательно, невыразимый. Он пребывает в единстве с тем, что известно под различными именами как Anami (Анаами - Безымянный) Кабира; Nirala (Нирала - Неописуемо Чудесный), Mahadayal (Махадьял, Махадайал - Безграничная Милость) или Swami (Свами - Великий Господь Всего).

Нет никакого материального различия между Сант и Парам Сант, за исключением наименования.

Но никто из них, будь то Садх, Сант или Парам Сант, не может действовать или исполнять функции Гуру или Мастера, если Он не компетентен сообщать духовные инструкции и не был послан свыше выполнять эту работу. Тот, Кто наделен полномочиями для духовной работы, становится Садх Гуру, Сант Гуру или Парам Сант Гуру по обстоятельствам.

Может быть множество Садхов, Сантов и Парам Сантов, но никто из них не вправе самостоятельно взять на себя обязанности Гуру или духовного наставника, не будучи уполномоченным для этой работы.

Поэтому термины Садх, Сант и Парам Сант имеют гораздо более широкое значение, чем термин Гуру, который ограничивается единственно духовным наставничеством, все прочие обозначают только духовных адептов различных степеней.

Гуру наделен прямым поручением от Бога и работает в соответствии с Его инструкциями, подобно тому, как любой наместник короля делал бы это от имени короля.

Кроме того, Гуру бывают двух следующих типов:

1. Swateh Sant Gurus (Сант Сатгуру): Они являются Святыми от рождения и приходят в мир с прямыми поручениями. Такими были, например, Кабир Сахиб и Гуру Нанак. Они начинают Свою работу по обучению духовному знанию прямо с раннего возраста. Им не нужно специального обучения от кого-либо, поскольку Они приходят с Самого Высокого уровня для выполнения Своей Миссии. Когда являются такие Души, Они буквально заливают мир светом Духовности, давая начало линии Gurmukh Gurus (Гурмукхов Гуру), которые продолжают в дальнейшем начатую Ими работу. Но со временем сама сущность Духовности приносится в жертву внешнему действу, и постепенно Она целиком исчезает.

Тогда приходит следующая Душа-Мастер, чтобы направить науку Духовности, самую древнюю науку в мире, в соответствии с нуждами текущего века. Благодаря такому порядку вещей "старое вино" Духовности продолжает циркулировать для утоления жаждущих душ. Такие Мастера появляются время от времени в различных странах и среди различных народов.

2. Кроме Swateh Sant (Сант Сатгуру) есть Сант Гуру, которые преданной практикой и духовной дисциплиной под руководством какой-либо Души-Мастера приобретают духовные заслуги здесь на земле, и затем Им поручается работа в качестве Гуру.

Они уже имеют богатое духовное прошлое, готовое для сбора урожая, и в настоящий период жизни просто завершают этот процесс. Гурмукхи всегда находятся в духовном созидательном процессе, из жизни в жизнь, достигая совершенства в своей настоящей жизни.

Кабир говорит, что прямо из Царства Бога пришел Он, и что Бог Ему свиток инструкций вручил.

Бхай Гурдас, вспоминая Гуру Нанака, нам рассказывает:

Сначала порученье было Ему дано, а потом Он исполнил это порученье.

Иными словами, первые уже приходят с поручением, а вторые получают его здесь, на земле. И нет абсолютно никакого различия между величием Обоих, природой и объемом Их работы, а также методом, посредством которого эта работа выполняется. Каждый из Них наделен равными полномочиями и выполняет грандиозный план Бога соответственно нуждам времени и людей.

Все прочие, кто провозглашает этот статус в свой адрес, выступая и действуя как Души-Мастера, не только обманывают себя, но во многом дезориентируют массы. В эту категорию входят люди, как правило, алчные и эгоистичные, а также считающие, что имеют на это право по наследству или благодаря своей репутации.

Самыми разными путями и хитростями они сбивают с толку неосторожных и простодушных искателей Истины, действуя исключительно в собственных интересах.

Именно из-за таких обманщиков большинство людей смотрит на работу Мастеров с пренебрежением, и неудивительно, что наука Духовности заклеймена сейчас как пустой мираж и рай для глупцов.

ГЛАВА 4

ГУРУ: ОДИН ИЛИ МНОГИЕ

Шабд или Слово (Первичный Звуковой Поток) является единственным Гуру для всего мира, и Сюрат (индивидуальное сознание) есть единственный ученик, поскольку последний не может действовать без первого. Фактически, существует принцип единства, поскольку Бог есть Одно, хотя Он проявил себя во множестве.

С другой стороны, взглянув на мир, изобилующий различными формами, мы увидим сияющую там в своем величии Полярную Звезду, что отражает Свет Небес.

Такая чистая Душа (Слово, ставшее плотью, или Богочеловек), наделенная полномочиями давать духовные инструкции искателям Бога, является Гуру в той же степени, что и Шабд сам по себе, ибо представляет собой живое воплощение Шабда и Его хранилище (подобно торговому складу). Богатство этого бесценного склада Богочеловек бесплатно раздает всем, кому ни пожелает.

Кабир о Себе говорит:

Я пришел из Царства Бога, чтоб Закон Его исполнить.

Гуру Нанаку также были вручены подобные полномочия, когда Он был в глубокой медитации в Veiny Nadi (Вейни Нади - внутренней Воде Духовности).

Оба Они были Парам Сант Сат Гуру.

Кабир Сахиб родился в 1398 году в местечке Лахор Талао недалеко от Бенареса и закончил земную жизнь в 1518 году. Гуру Нанак родился в 1469 году в Талванди и оставил физический план в Картарпуре в 1539 году. Таким образом, Они были современниками в течение около 49 лет, с 1469 по 1518 годы. Точно так же Шамаз-и-Табриз и Маулана Руми некоторое время были современниками.

Кроме этого, Гуру Ангад и Даду Сахиб жили одновременно с 1504 по 1552 год. А также Гуру Арджан и Дхарам Дас с 1561 по 1606.

Приведенные примеры показывают, что в одно и то же время может быть более одного Гуру, но у человека для его духовного совершенствования не может быть более одного Гуру. Это правило остается в силе и в том случае, когда после Посвящения человека Гуру уходит из жизни.

После того, как Мастер дал человеку Посвящение, Его Тонкая Форма помещается в ученика. С этого момента Он становится идеалом для ученика, и данные Им инструкции начинают постепенно приносить плоды.

Нет на земле такой силы, которая бы могла уничтожить семя, посеянное Душой Мастера. Мастер никогда не умирает. Он может оставить тело, как любой другой человек, но Он гораздо больше, чем просто тело. Мастер является идеальной субстанцией, живущим Звуковым Потоком или Жизненным Принципом, который дает Жизнь и Свет всему миру.

После Его ухода посвященные могут извлекать пользу из Сатсанга, проводимого Гурмукхом, который продолжает обязанности Гуру на земле, а также брать у него консультации в случае, если возникают какие-либо трудности. Однако, важно учесть, что Мастера никто не может заменить ни в коем случае.

Верность Мастеру, у которого дух принял Посвящение и которому дал свое слово, зиждется на знании, что Мастер компетентен осуществлять дальнейшее руководство и давать инструкции, даже когда Он работает только на духовном плане после оставления физического мира.

ГЛАВА 5

НЫНЕ ЖИВУЩИЙ МАСТЕР

Мастер настоящего времени - это ныне живущий Мастер, который уполномочен сообщать духовные инструкции Своим последователям. Все Мастера ушедших времен называются ушедшими Мастерами или Мастерами прошлого. Каждый из Них сыграл в мире Свою собственную роль. Сообщения древних и недавно ушедших Мастеров и Их учения производят нечто вроде вскапывания земли лопатой, которая срезает верхний огрубевший слой, создавая в нас интерес к эзотерическим вопросам.

Все Мастера прошлого делали ударение на необходимости живущего Мастера, и каждый из Них оставил людям Свой собственный духовный опыт. Именно благодаря Их призывам мы сдвигаемся с места, чтобы начать свой духовный поиск. Внутренняя потребность в Духовности усиливается в нас, побуждая искать Того, Кто может привести к Богу.

Однако, работа по сообщению истинных духовных инструкций и руководство учениками производится только живущим Мастером. Будучи высоко заряженным, поскольку Он обладает более высоким сознанием, Мастер буквально впрыскивает Свой жизненный импульс в воплощенные души (дживы). Духовность нельзя ни купить, ни получить в результате обучения, но Ее можно подхватить как инфекцию от Того, кто Сам высоко инфицирован. Раз Свет исходит от Света, то и Жизнь исходит от Жизни, и дух, заключенный в теле, может быть подвигнут только таким Духом, который не связан путами тела и рассудка. Это единственный Путь, и нет иного Пути для духовного обучения.

Без живущего Мастера дух не в состоянии освободиться от своей телесной крепостной зависимости.

В связи с этим Маулана Руми с чувством восклицал:

Доверяй не обучению, ловкому и хитроумному,

А крепко за якорь схватись Пророка Живущего.

Пророк Мухаммед также говорит:

Тот, кто не приблизился искренне к Имаму Сегодняшнему(живущему Мастеру),

Аллаха Наместнику, Руководителю Совершенному, ничего получить не сможет.

И еще Великий Маулана сказал:

Через Богочеловека к Богу восходи,

Не болтайся без пользы

в волнах эгоизма предательских.

В отсутствии живущего Мастера невозможно развить в себе преданность - качество, столь необходимое на духовном Пути. Не может быть преданной привязанности к человеку или вещи, которых мы никогда не видели и о которых мы не имеем никакого понятия. Сам термин "привязанность" означает, что есть объект привязанности.

Некоторые люди чувствуют, что необходимость близости к живущему Мастеру, так эмоционально подчеркнутая в Гурбани, относилась только ко времени десяти Гуру, но это неверно. Учения Мастеров были обращены к человеку вообще и относились ко всем временам. Их призыв был универсален и не ограничивался какой-либо особой сектой или периодом времени:

Мастеров учения общими для всех являются.

И еще:

Бани (Слово или Звуковой Принцип) есть Гуру, и Гуру есть Бани в проявлении,

и Жизни Эликсир из Бани изливается.

Каждый, кто принимает то, что говорит Гурбани, может быть освобожден милостью живущего Мастера. Бхай Гурдас в этом отношении говорил:

Веды и Писания все Мастеров наследием являются,

жизни океан пересечь помогая;

но без Мастера Истины,

свыше приходящего и среди нас живущего,

Реальность постичь мы не в сила

Наши рекомендации