II. Грех эксплуатирует закон.

(Прочитайте в классе Рим.7:5–14).

Другая причина, пусть и редко упоминаемая, которой Павел обосновывает необходимость умереть для закона (см. Рим.7:4), — это специфика греха, который использует закон в собственных интересах. Заметьте, как апостол последовательно развивает эту мысль: «Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление», «страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти», «заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти», «потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею» (Рим.5:20; 7:5,8,10-11). Но как мог добрый и святой закон (см. Рим.7:12) оказаться причастным к греху и смерти?

Ответ просматривается в заявлениях Павла, которые он делает в трех стихах: 1) «Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти» (Рим.7:5; выделено автором); 2) «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху» (Рим.7:14, выделено автором); 3) «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти» (Рим.8:3, выделено автором). Когда плоть (абсолютно враждебная закону, как написано в Рим.8:7-8) противится закону, тогда приходят грех и смерть. Может сложиться ошибочное впечатление, что закон является причиной того и другого. Но Павел категорически отрицает виновность закона. «Неужели от закона грех? — спрашивает он. — Никак» (Рим.7:7). «Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак» (Рим.7:13). Вина полностью должна быть возложена на грех. Хотя закон играет определенную роль во взаимодействии греха и смерти, он невиновен.

Павел предчувствовал, что эти неожиданные связи между грехом и законом вызовут недоумение. Поэтому в Рим.7 он приводит сильнейшую апологию (защиту) закона, какую мы только можем найти в посланиях Павла.

Для размышления: Своими словами объясните взаимодействие между законом, грехом, смертью и плотью — понятиями, которые мы встречаем в Рим.7. Почему Павлу приходилось так решительно защищать закон в свете собственных аргументов?

Шаг 3 — Применяйте!

Для учителей: Если в вашей церкви присутствует тяга к законничеству, то необходимо направить взгляд людей от правил к отношениям со Христом. С другой стороны, в наш аморальный век не менее важно защищать закон, как это делал Павел. Действуйте в соответствии с потребностями аудитории.

Практические вопросы:

1. Какую связь вы можете найти между двумя мужьями, описанными в начале главы, и внутренней борьбой, о которой мы читаем в конце главы?

2. Что Рим.7 говорит человеку, ощущающему господство греха?

Шаг 4 — Творческое задание

Для учителей: Послания Павла не всегда легко читать. Следует помнить о его склонности говорить об одном и том же разными способами. Если мы не понимаем какую-то мысль, у нас есть надежда найти ее разъяснение далее в послании. Приведите пример таких повторяющихся утверждений в посланиях Павла и побудите посетителей вашего класса продолжать настойчиво исследовать его слова.

Практическое задание:

1. Рассмотрите Рим.7 в качестве комментария на Рим.6 (или наоборот). Как много стихов, говорящих об одном и том же, вы можете найти в обеих главах?

2. Прочитайте Рим.1–8 за один заход вместе с друзьями. Поделитесь своим пониманием, которое возникло благодаря тому, что вы увидели целую картину.

Урок 9. Свобода во Христе

Библейские тексты для исследования:Рим.8:1–17.

Памятный стих: «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим.8:1).

Рим.8 — ответ Павла на Рим.7. В 7-й главе Павел говорит о разочаровании, неудаче и осуждении. В Рим.8 на место осуждения приходят свобода и победа в Иисусе Христе.

Павел говорил в 7-й главе, что, если вы откажетесь принять Иисуса Христа, вас ждет жалкая участь, подробно описанная в Рим.7. Вы будете рабами греха и не сможете делать то, что хотите. В Рим.8 он говорит, что Иисус Христос предлагает вам избавление от греха и свободу делать то добро, которое вы хотите делать, но которому противится ваша плоть.

Дальше Павел объясняет, что эта свобода была куплена бесконечно дорогой ценой. Христос, Сын Божий, стал человеком. Только так Он мог породниться с нами, стать нашим совершенным Примером и Заместителем, умершим вместо нас. Он пришел «в подобии плоти греховной» (Рим.8:3). В результате этого справедливые требования закона могут быть выполнены в нас (см. Рим.8:4). Другими словами, Христос совершил победу над грехом, а также удовлетворил все требования закона, сделав это возможным для всех верующих — не как средство спасения, но как его результат. Послушание закону не было и никогда не может быть средством спасения. Это понимали и Павел, и Лютер, это должны понять и мы.



Наши рекомендации