Урок 8. Человек из седьмой главы
Библейские тексты для исследования:Рим.7.
Памятный стих: «Но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим.7:6).
Не многие главы Библии вызвали больше споров, чем 7-я глава Послания к римлянам. «Смысл стихов 14–25 остается одним из самых обсуждаемых вопросов во всем послании. Можно ли считать, что приведенное описание сильной нравственной борьбы носит автобиографичный характер? Если да, то к какому периоду опыта Павла относится данное описание: до или после его обращения? То, что Павел говорит о своей личной борьбе с грехом, становится очевидно из его недвусмысленных слов (ср. ст. 7–11; Путь ко Христу, с. 19; Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 475). Несомненно также и то, что он описывает борьбу, которую в той или иной степени переживает каждый человек, столкнувшийся со святым Законом Божьим и увидевший его духовные требования» (Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 553).
Среди комментаторов нет единого мнения относительно того, пережил ли Павел описанный в 7-й главе опыт до своего обращения или после него. Как бы то ни было, важно понимать, что праведность Иисуса покрывает нас и благодаря этому мы предстаем совершенными перед Богом. Бог же обещает освятить нас, дать нам победу над грехом и уподобить «образу Сына Своего» (Рим.8:29). Стремясь распространить «вечное Евангелие» «всякому племени, и колену, и языку, и народу», мы должны знать это и пережить на своем опыте (см. Откр.14:6).
Воскресенье. Умерли для закона
Прочитайте Рим.7:1–6. Какие иллюстрации использует Па-вел, чтобы показать своим читателям их отношение к закону, и что он пытается этим сказать?
Иллюстрация Павла в Рим.7:1–6 неоднозначна, но тщательный анализ этого отрывка поможет нам понять логику апостола.
В контексте всего послания Павел говорит об установленной на Синае системе поклонения. Именно ее он подразумевает под словом «закон». Евреям было сложно осознать, что эта система, данная им от Бога, должна была прекратить свое действие с приходом Мессии. Именно с этой проблемой столкнулся Павел — верующие евреи не были готовы отказаться от того, что составляло важную часть их жизни.
Павел рисует следующую иллюстрацию: закон связывает замужнюю женщину с мужем. Пока муж жив, она не может иметь отношения с другим мужчиной. Но когда муж умирает, она освобождается от этого требования закона (см. Рим.7:3).
Каким образом Павел применяет иллюстрацию закона о браке к системе иудаизма? См. Рим.7:4-5.
Подобно тому, как смерть мужа освобождает женщину от обязательств перед ним, так и избавление от старой плотской жизни через Иисуса Христа освобождает евреев от требований закона, который они должны были соблюдать до прихода Мессии.
Отныне евреи свободны «вступить в повторный брак». Они получили приглашение заключить союз с воскресшим Мессией и таким образом принести плод Богу. Эта иллюстрация была еще одной попыткой Павла убедить евреев, что теперь они вольны отказаться от древней системы.
Учитывая все то, что Павел и Библия говорят о послушании Десяти заповедям, не имеет смысла утверждать, что Павел в данном случае говорит еврейским верующим, что Десять заповедей больше необязательны. Те, кто на основании этих текстов утверждает, что нравственный закон был отменен, в действительности хотят сказать, что из всего закона была отменена только заповедь о седьмом дне. Интерпретировать Рим.7:4-5 в таком ключе, что четвертая заповедь была отменена или заменена на воскресенье, значит приписывать этим текстам смысл, которого они никогда не имели.
Понедельник. Грех и закон
Если Павел говорит здесь о системе гражданского законодательства в целом, установленной на Синае, то как быть с Рим.7:7, где он конкретно упоминает одну из Десяти заповедей? Разве это не доказывает вопреки утверждению вчерашнего урока, что Павел говорит здесь об отмене Десяти заповедей?
Нет! Мы должны опять же иметь в виду, что для Павла понятие «закон» означало целую правовую систему, установленную на Синае, которая включала нравственный закон, но не ограничивалась им. Таким образом, Павел мог цитировать из него, как и из любой другой части еврейского свода законов, чтобы разъяснить свою точку зрения. Со смертью Христа церемониальный закон прекратил свое действие, чего нельзя сказать про нравственный закон, который существовал до Синая и существует сейчас, после Голгофы.