Отрывок из писания: Рим.6:5–7,12–14,22.
Основной принцип духовного роста: Распятие и воскресение Иисуса стало началом новой долгожданной эры, когда двум врагам — греху и смерти был нанесен сокрушительный удар. Благодаря этому господство греха было разрушено, и наше послушание может быть полностью посвящено воскресшему Христу. Однако наша настойчивая вера в Христа необходима, потому что прошлая эра еще не прошла и в своей борьбе мы колеблемся между состояниями «уже спасены» и «еще не спасены».
Для учителей: Для одних тема победы над грехом является захватывающей. Для других она сопряжена с ощущением неудачи и вины. Иногда вторые неправильно расценивают восторг первых, и возникает противостояние. Поэтому ваша задача — показать, что победа над грехом является не пустой тратой сил, но благословенным преимуществом, к которому необходимо стремиться. Это дар, неотъемлемая часть Божьей благодати.
Вступительная дискуссия:
Джозефа ограбили. Он находился в зале суда, ожидая рассмотрения своего дела. Пока он ждал, у него была возможность выслушать другие дела. Прошение к суду одной женщины особенно тронуло его. У нее была тяжелая жизнь, она выглядела истощенной. Ее несколько раз обвиняли в злоупотреблении наркотиками. Она фактически умоляла суд позволить ей пройти христианскую реабилитационную программу, вместо того чтобы отправить ее обратно в тюрьму. Она поделилась свидетельством о том, как Бог вошел в ее жизнь и спас ее. Она повторяла вновь и вновь, что в этом не было ее заслуги, но Божья благодать спасла ее.
Джозеф слушал со смешанным чувством. Конечно же, драгоценная незаслуженная благодать Бога спасает всех нас, и весть Евангелия должна особенным образом приносить утешение человеку, совершившему преступление. Однако эта женщина не обмолвилась о Божьих намерениях и способности помочь ей в ее борьбе с наркотиками, что указывало бы на ее желание избавиться от зависимости. Суд счел прошение необоснованным. Ей было отказано в просьбе.
Вопросы для обсуждения:
1. Говорили ли мы когда-либо людям о том, что своими поступками они не могут заслужить жизнь на небесах, забывая при этом отметить, что Бог может помочь им изменить все в их жизни для их блага и Его славы?
2. Если бы у вас была возможность поговорить с этой женщиной несколько минут, что бы вы ей сказали на основании Рим.6, для того чтобы вселить в нее надежду?
Шаг 2 — Исследуйте!
Для учителей: Вопрос о победе над грехом иногда всплывает, когда обсуждается тема совершенства и выясняется, может ли один определенный грех лишить вас царства. Подойдите к рассмотрению этой темы с разных сторон, стараясь исследовать ее на основании утверждений Павла в Рим.6, а не собственных спорных умозаключений.
Библейский комментарий
I. Новая жизнь.
(Прочитайте в классе Рим.6:5–13).
«Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле» (Рим.6:12). Это повеление легче произнести или выполнить? Может показаться, что Павел, не подумав, велит своим читателям избегать греха и вместо этого служить Богу (см. Рим.6:13). Те из нас, кто принимает совет Павла всерьез, могут чувствовать, что не справляются с этой задачей. Но если прямые указания Павла понимать в определенном контексте, то наши ожидания относительно победы над грехом могут исполниться в нашей жизни.
Итак, что это за контекст? Со смертью и воскресением Христа в историческом пространстве произошел эсхатологический сдвиг сродни сейсмическому. Иисус указывал на него, когда говорил: «Достигло до вас Царствие Божие» (Матф.12:28). Павел упоминает о нем, когда предлагает вкусить «сил будущего века» (Евр.6:5). Новая эра, в которой мы живем, знаменовалась таким обильным излитием Божьего Духа, какого не было прежде (см. Деян.2), а также исцелением и духовным восстановлением одержимых бесами (см. Матф.4:23; 12:22,28; Лук.4:18; Деян.5:17). Заявление Павла о «ветхом человеке», который распят со Христом, чтобы не быть рабом греху (см. Рим.6:6), делается на фоне нового века Божьего правления. Наш союз с Христом в Его воскресении побуждает нас к «обновленной жизни» (Рим.6:4). Эта жизнь «указывает на жизнь грядущего века. Христиане стремятся к этой жизни, и их земная жизнь в этом мире преображается» (Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД, т. 12, с. 222).
В этом смысле мы живем во власти Божьего Царства. Таким образом, призыв почитать себя «мертвыми для греха» (Рим.6:11) и не позволить греху «царствовать» или «господствовать» над нами (Рим.6:12,14) — это не желаемый идеал. Это повеления, которые опираются на исторический и спасительный приход нашего Господа. Поэтому это реальная возможность стать «рабами праведности» и не быть «рабами греха» (Рим.6:17-18).
Для размышления: Как осознание того, что мы живем в новую эсхатологическую эпоху, побуждает нас отказаться от греха и жить для Бога? Как может эта перспектива защитить нас от (1) поиска оправданий для греха в нашей жизни и (2) вероятности забыть, что спасение — это дар?
II. Закон и благодать.
(Прочитайте в классе Рим.6:14).
Адвентистское толкование фразы «не под законом, а под благодатью» в корне отличается от понимания других христианских конфессий. По крайней мере, мы знаем, что не могут означать слова Рим.6:14, основываясь на риторическом вопросе Павла: «Станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак» (Рим.6:15). Итак, эти слова не могут означать призыв беспорядочно грешить.
Но что имеется в виду на самом деле? Понятие «двух веков», или эпох, которое мы рассматривали ранее, может помочь нам разобраться в этом вопросе.
Учитывая опыт «ветхого человека» (Рим.6:6), который находится под законом, и существование «нового человека» (Ефес.4:24), который пребывает под благодатью, мы приходим к следующему пониманию. Павел неоднократно говорит о триумвирате закона, греха и смерти (см. Рим.5:12-13,20-21; 7:5,9–11,13,23-24; 8:2). По-видимому, когда он использует одно из этих понятий, подразумевается взаимодействие между всеми тремя. Например, Павел пишет о том, что мы «умерли для греха» через смерть Христа, так же просто, как он говорит о том, что мы «умерли для закона телом Христовым» (Рим.6:2; 7:4). Взаимосвязь между законом, грехом и смертью настолько тесная, что Павлу даже пришлось в одном месте подчеркнуть, что закон не является греховным (см. Рим.7:7; ИПБ). Это трио снова фигурирует, когда апостол заявляет, что во Христе Иисусе мы освобождены «от закона греха и смерти» (Рим.8:2).
Итак, ветхий человек — это тот, кого грех ведет к смерти посредством закона (см. Рим.7:5,8). В нем главенствует плотское начало, так что, несмотря на наличие письменного свода правил, преобладает нарушение закона (см. Рим.7:5-6; 2:27). Опыт благодати становится возможным благодаря смерти и воскресению Христа. Человек исполняется Духом, желанием исполнять закон и праведностью (см. Рим.2:27–29; 6:4,17–23; 7:6; 8:1–4). Этот взгляд помогает понять слова Павла: «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим.6:14).
Вопросы для обсуждения:
1. Что убеждает нас в том, что пребывать «не под законом» не означает проявлять непослушание?
2. Как можно объяснить на основании Послания к римлянам, что нахождение «под благодатью» означает конец господства греха?
Шаг 3 — Применяйте!
Для учителей: Чтобы избежать ошибочного толкования и разочарования, подчеркните мысль, что, хотя мы живем «под благодатью», наш «ветхий человек» все еще искушает нас через наши «смертные» тела.
Практические вопросы:
1. Какие глаголы в Рим.6 указывают на то, что необходимо стремиться стать «новым человеком», чтобы «благодать воцарилась через праведность» (Рим.5:21)?
2. Согласно Рим.6, быть рабом праведности — это бремя или привилегия? Объясните ответ.
Шаг 4 — Творческое задание
Для учителей: Чтобы понимать послания Павла, необходимо по возможности мыслить так, как мыслил апостол. Для этого выполните с классом следующие задания.
Практическое задание: Павел часто использует прием противопоставления. Разделите доску или лист бумаги на две колонки и озаглавьте их: «Ветхий человек» и «Новый человек». Из Рим.2–8 заполните содержимое колонок событиями, опытами и свойствами, характеризующими эти два понятия. (Если у вас нет возможности выполнить задание письменно, сделайте это устно).