Урок 1. Апостол Павел в Риме
Библейские тексты для исследования:Рим.15:20–27; Деян.28:17–31; Филип.1:12; Рим.1:7; Ефес.1; Рим.15:14.
Памятный стих: «Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире» (Рим.1:8).
Изучающим Послание к римлянам очень важно понять исторический контекст этой книги. Знание контекста необходимо при изучении Слова Божьего. Мы должны знать и понимать проблематику послания. Павел писал определенной группе христиан в определенное время и по определенной причине; выявление этой причины принесет большую пользу в нашем исследовании.
Давайте отправимся в прошлое, перенесемся в Рим первого столетия и станем членами местного сообщества, а затем вместе с членами церкви первого века выслушаем весть Павла, которую Святой Дух поручил ему передать верующим в Риме.
И хотя проблемы, поднимаемые Павлом, носят локальный характер, принципы их решения и вопрос «как спастись человеку?» универсальны. Павел, бесспорно, обращается к определенной группе людей; при написании письма он имеет в виду конкретные проблемы. Но, как мы знаем, много веков спустя в совершенно иное время и при иных обстоятельствах написанные апостолом слова оказались крайне важны для Мартина Лютера. И они не менее важны для нас сегодня.
Воскресенье. Послание апостола Павла
Судя по Рим.16:1-2, Павел написал это послание в греческом городе Кенхреи, недалеко от Коринфа. Упоминание Павла о Фиве, жительнице Коринфа, говорит о том, что именно здесь было написано Послание к римлянам.
Установив место написания новозаветного послания, можно установить время его написания. Поскольку Павел много путешествовал, информация о его местонахождении укажет на дату.
Павел основал церковь в Коринфе во время своего второго миссионерского путешествия в 49–52 гг. н. э. (см. Деян.18:1–18). Во время своего третьего путешествия в 53–58 гг. н. э. он снова посетил Грецию (см. Деян.20:2, 3) и собрал пожертвования для святых в Иерусалиме ближе к концу своего путешествия (см. Рим.15:25-26). Поэтому велика вероятность того, что Послание к римлянам было написано в начале 58 года н. э.
Какие другие крупные церкви посетил Павел во время своего третьего миссионерского путешествия? См. Деян.18:23.
Посетив церкви в Галатии, Павел обнаружил, что во время его отсутствия лжеучители убедили членов церкви совершить обряд обрезания и придерживаться других предписаний Моисеева закона. Опасаясь, что его противники достигнут столицы империи прежде него, Павел написал письмо верующим этого города, чтобы предотвратить аналогичную трагедию в Риме. Считается, что Послание к галатам также было написано из Коринфа, где апостол находился три месяца во время третьего миссионерского путешествия, возможно, сразу после прибытия.
«В Послании к римлянам Павел изложил великие принципы Евангелия. Он высказал собственное мнение по вопросам, волновавшим церкви, образовавшиеся из иудеев и язычников, и показал, что надежды и обетования, которые когда-то принадлежали только иудеям, теперь в равной степени относятся и к язычникам» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 373).
Как уже говорилось, при изучении любой книги Библии очень важно узнать, по какому поводу она была написана и к какой ситуации обращался ее автор. Следовательно, для понимания Послания к римлянам важно знать, какие проблемы волновали церкви, состоявшие из иудеев, и церкви, в которых преобладали язычники. Мы рассмотрим это подробнее в следующем уроке.
Какие вопросы волнуют вашу церковь в настоящее время? Откуда исходит большая́ опасность — извне или изнутри? Какую позицию вы занимаете в этих спорах? Как часто вы переосмысливаете свою роль, позицию и отношение к возникающим затруднениям? Почему такого рода самоанализ важен?
Понедельник. Желание Павла посетить Рим
Несомненно, личный контакт является лучшим способом общения в большинстве случаев. Мы можем позвонить по телефону, написать SMS-сообщение, отправить письмо по электронной почте и даже пообщаться в скайпе, но лучший способ общения — разговор лицом к лицу. Вот почему Павел говорит в своем послании, что намерен лично встретиться с римскими верующими. Он хотел предупредить их о своем визите и его причинах.
Прочитайте Рим.15:20–27. Какие причины, по словам Павла, препятствовали его посещению Рима раньше? Что побуждало его к этому визиту? Насколько важное место занимает миссионерская деятельность в его рассуждениях? Что мы можем узнать о миссионерском служении и благовестии из слов Павла? Какое интересное и важное замечание делает Павел в Рим.15:27 по поводу иудеев и язычников?
Великий миссионер испытывал постоянное побуждение нести Евангелие в новые области, оставляя своих соратников трудиться в местах, где уже утвердилось Евангелие. Во времена становления христианства, когда работников было мало, служить в уже охваченных Евангелием областях было бы для Павла пустой тратой сил. Он говорил: «Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, но, как написано: “не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают“» (Рим.15:20-21).
Поселиться в Риме не было целью Павла. Его целью была евангелизация Испании. Он надеялся получить поддержку христиан в Риме для этого предприятия.