Преклоняя колени, мы торжествуем - 2
Преклоняя колени, мы торжествуем - 2
Эдвин и Лиллиан Харви
Благодарность
В работе над книгой мы встретились с обходительным и добрым отношением издателей и авторов. Мы выражаем нашу благодарность: А. и К. Блэк за отрывок из поэмы "Искусство и Сердце" Эллы Уилер Уилкокс; Аллахабадской библейской семинарии (О.М.С.) за отбор материалов из журнала "Возрождение” доктором Уэсли Дью- эл; преподобному Стенли Бэнксу за его собственные цитаты и Дж. Д. Дрисдейла; Джорджу Е. Фейлингу за подборку из его собственных произведений; издательству "Божье Возрождение" за цитаты Дж. Д. Уотсона; редакции "Альянс Уитнесс" за подбор цитат доктора А.У. Тозера и доктора А. Б. Симпсона; Питер Дэвис Лтд за отрывки из книг госпожи Кэтрин Маршалл "Человек по имени Петр” и "Жить снова"; госпоже Джин Л. Ги за цитаты ее покойного мужа Дональда Ги; преподобному Армину Р. Гессуэйну за цитаты из его сочинений; госпоже В. Худ за поэму Эдит Хикман Дайвэлл; Ходдер и Стоугток Лтд за подборки цитат Сэмюэля Чэдвика и Дж. Кэмпбелла Моргана; Люттерворт Пресс за цитаты Фрэнка Лаубаха; Макмиллану из Лондона и Бейсингстока за цитату Садху Сундар Сингха из книги "Садху" Стритера и Аппасами; Маршалл, Морган и Скотт Лтд за цитаты из книг Ф. Дж. Хьюгеля "Плоть от Его Плоти” и "Крест Христа — Престол Бога” и цитаты Гордона Б. Уотта из его книги "Действенная пылкая молитва"; О. М. Ф. за цитаты Дж. О. Фрэзера, Д. Е. Хосте, госпожи Говард Тейлор и Лесли Лайэлл; госпоже Алис Ханше Мортенсон за ее поэму "Позволь мне слушать"; Патерно- стер Пресс за цитату Дж. X. Лэнга; Пикеринг и Инглис Лтд за поэму "Если бы мы только могли быть спокойными" Эдит Хикман Дайвэлл; Леонарду Рейвенхиллу за отрывок из его книги "Почему Возрождение задерживается" и за подборку В. Мэллиса из "Дэйспринг"; доктору Алану Рэдпату за отрывки из его сочинений; компании Флеминг X. Ривелл за цитаты из книги С. Д. Гордона 'Тихие разговоры 8 молитве"; Армии Спасения за цитаты Сэмюэля Логана Бренгла; С. П. К. К. за избранные цитаты Лилиас Троттер из книги "Господин невозможного”, редактированной Констанс Е. Пэдвик, за цитату из биографии Эми Уилсон Кармишель "Эми Кармишель из Донаву- ра" Фрзнка Хоугтона и отрывок Томаса Уолкера из "Уолкер из Тин- невелли” Эми Уилсон Кармишель; Виктори Пресс за цитату Уочма- на Ни из книги "Любовь — не мир"; госпоже Руфь Л. X. Уигглсворт за поэму ее отца Е. К. В. Боултон.
Многие стихи, цитаты и отрывки, использованные в книге, собирались годами из столь различных источников, что по множеству причин невозможно проследить их издателя или автора. В этом случае просим у читателей снисхождения.
Предисловие
Как и многие другие христиане, которые хотят добиться успеха в Божьем труде, мы пришли к выводу, что только Святой Дух может производить плоды непреходящего значения. За последние годы тщательного исследования мы собрали вместе свидетельства многих богоугодных служителей и миссионеров о том, что Святой Дух приходит нам на помощь, когда, утомленные собственными усилиями, мы взываем, ищем и стучим. Мы очень хотим поделиться с Божьими детьми некоторыми откровениями из этих чтений и распространить их как можно шире. Мы смиренно молим о том, чтобы жизнь и труд многих читателей изменились и были благословлены страницами книги "Преклоняя колени мы торжествуем" в 2-х томах.
Каждая книга содержит шестьдесят чтений, которые являются хранилищем драгоценных самородков, расположенных нами в следующем порядке: важность молитвы, время молитвы, молитва и общение, препятствие молитве, упорная молитва, заступническая молитва, молитва и вера.
Мы выражаем нашу признательность многим друзьям и молитвенным партнерам, которые поддерживали нас в этой работе. Особенно благодарим наших соработников за бесценную помощь в корректуре, перепечатке и многом другом. Теперь мы выносим на суд читателей книгу "Преклоняя колени мы торжествуем", горячо молясь о том, чтобы это послание послужило молитвенному пробуждению.
Эдвин и Лилиан Харви
Молитва - Божий метод
Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения. /Ним 2:8/
Должно всегда молиться. /Ак 18:1/
Всякою молитвою и прошением молитесь. /Еф 6:18/
Молитва - это не послание нашего сердца как таковое, а Божий метод передачи послания. Все — по молитве, но истину эту я постиг не сразу.
Стыдно признаться, но уже учась в семинарии, я все еще не читал Деяний Апостолов, считая их историческим документом. Когда же позднее я обратился к этой книге, она стала для меня настоящим откровением. Я открыл, что основным методом работы Божьего Духа в человеческих сердцах была молитва. Евангелисты проповедовали и, как сказано в Деяниях, "постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах". И тогда я начал молиться о своем духовном пробуждении.
В то время я начал читать все книги и статьи Чарльза Дж.Финнея, которые мог найти, и вскоре обнаружил, что описанное им возрождение было основано на молитве и, более того, что дух молитвы и есть дух возрождения. Затем я встретил старого методистского проповедника и от него узнал, что в период раннего американского пробуждения веры главной движущей силой была молитва и, в особенности, ночные молитвенные бдения.
Так я пришел к осознанию истинного значения молитвы - не к умозрительному, а к внутреннему ее видению. Я понял, что если Бог собирается делать что-то, то это будет совершено по молитве. Молитва — это не прихоть Господа, а Его Божественный план...
Мы должны в полной мере осознать необходимость и важность молитвенного служения и ради этого глубоко исследовать Писания, чтобы уяснить, что говорит об этом Бог. Господь работает не до или после молитвы, а пока мы молимся. Обычно мы думаем: "Дай нам сначала помолиться, а потом уж приступим к работе". Но молитва и есть наше настоящее служение, а не приложение к чему-то другому. Божья работа осуществляется, когда мы молимся и пока мы молимся.
Поверь тому, что говорит Слово Божие, и в твоей жизни произойдет переворот. Божья работа осуществляется через молитву, ибо Он ходатайствует за нас на Своем престоле. Но это не только Его прошение, но и наше — посредством Святого Духа. Он молится за нас и в нас. Он дает нам истинный пример - Его собственную великую молитву. Через молитву мы включаемся в Его труд, становимся "соработниками Богу”, учимся работать сНим, а не заНего. Теперь мы сыновья, а не рабы.
Молитва - наша настоящая работа и работа нелегкая. Бремя молитвеннего служения вызвало кровавый поту Господа. И все же нести эту святую ношу восхитительно. В Его Царстве Он служит тем, кто сам служит. Завоеванный Господом завоевывает для Него, и последовавшие за Христом ведут за собою других. Армин Гессузйн.
Бог ничего не делает без молитвы, и все - с ней. Джон Уэсли.
Каждое великое деяние Бога берет начало у чьей-то коленопреклоненной фигуры. Д.Л.Муди.
Становление Молодежной христианской ассоциации может бьггь прослежено от коленопреклоненной фигуры молодого человека по имени Джордж Уильямс. Он верил, что через молитву может изменить жизнь своих товарищей, работавших вместе с ним на огромном ткацком предприятии. И он сумел привести их к Богу. Обращаясь к ним, он с верой говорил: "Господь приблизил меня к Себе, я имел возможность молить о вас и я верю, что Господь дал мне (следуют три имени людей с той фабрики)." "О, Господь, теперь сойди ко мне и позволь молиться с Тобою, пока я не войду в Твою победу."
К концу года у него было девять последователей, и в течение нескольких следующих лет предприятие ощущало влияние молитв этого деревенского паренька, который осмелился бросить вызов нечестию в Лондоне, востребовав для Христа тех, кого пленил сатана.
Дела больше сих сотворит
Дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю. /Ин 14:12,13/
Нет другого способа для христиан много послужить для продвижения Божьего дела и царства Христа, прилагая личные усилия, кроме как молитвой. Джонатан Эдвардс.
Молитва - это освобождение энергии Бога. Молитва - это обращение к Богу с просьбой сделать то, что нам не под силу. Чарльз Трамбулл.
Молитва не подвигает нас к великим трудам, молитва сама есть великий труд. В учении Иисуса Христа молитва - действие чуда Искупления в каждом, которое, в свою очередь, производит чудо Искупления в других силою Бога... Молитва - это сражение, причем неважно, в какой степени готовности к ней вы находитесь. В какие бы обстоятельства ни поместил нас Бог, мы обязаны молиться. Никогда не допускайте мысли "я бесполезен на этом месте", ибо вы можете быть бесполезны только там, где вас нет. Молитесь, обращайтесь к Нему все время. "Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю". Мы не настроены молиться, пока нет к этому побуждения, а это сильнейшая форма духовного себялюбия. Мы должны прилагать усилия в направлении, указанном Богом, а Он говорит: молитесь. "Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою..."
Большой вред христианству в наши дни наносит склонность к практической деятельности, которая исходит не из Нового Завета, а из системы взаимоотношений, присущих миру. Именно кипучая мирская энергия настаивает на ней, из-за чего утрачивается наша личная связь с Богом. Происходит подмена цели. Иисус сказал: "не придет Царство Божие приметным образом...Царство Божие внутрь вас есть", то есть оно сокрыто, невидимо. Деятельный христианин слишком часто живет на виду, как в витрине магазина. Сокровенное из сокровенного - вот что являет силу жизни.
Мы должны избавиться от влияния времени, в котором живем. В жизни нашего Господа не было никакого стеснения или напряжения бурной деятельности, которую мы часто так высоко ценим. Главное в царстве Иисуса Христа - личные отношения с Ним, а не общественная полезность. О. Чэмберс.
В "Молящемся Гайде" биограф говорит о его подготовке к конференции в Индии: "Пришли к согласию, что молитва, а не проповедь станет основным каналом благословения. Для этого была устроена молитвенная комната как "вместилище духовной силы” всего движения. Здесь Гайд и его друзья провели в молитве тридцать дней и ночей до начала конференции, здесь же Гайд, по сути, жил все десять дней, пока она проходила.
Он проводил большую часть времени в положении ниц, так как чувствовал, что никогда не сможет достаточно умалиться перед Богом. Он делал иногда перерыв на скромную еду и краткий сон в углу комнаты. Он избегал известности, но когда он говорил, несмотря на тихую речь, слова его были исполнены зажигательной силы. В той молитвенной комнате он обрел Язык Огня".
Господин Филипс, биограф Уайтфилда, писал: "Главным секретом силы Уайтфилда был его ревностный дух. Если он молился меньше, то терял силу. Он был проповедник из проповедников без "покрывала", потому что под "покрывалом" он был Иаковом. Его лицо сияло, когда он спускался "с горы", ибо он подолгу пребывал наедине с Богом. За это его прозвали "серафимоподобным" не в богословском, а в ангельском значении этого слова.”
Молитва - движущее служение
И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны... Апостолы же с великою силою свидетельствовали... и великая благодать была на всех их. /Деян 4:31,33/ Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога... Вдруг сделалось великое землетрясение. /Деян 16:25,26/
Рассказывая о своей молитвенной жизни в Духе, благословенная женщина Кэтрин Бут говорила новообращенным:
"В дни моей молодости я часто огорчала Духа Божьего тем, что не позволяла Ему сделать меня истинной молитвенницей, хотя по сравнению с другими меня, наверно, можно было таковой назвать. Тогда Он стал так сильно побуждать мое сердце к молитве о конкретных людях и проблемах, что у меня не было никакой возможности отделаться "дежурным" ходатайством. О, как горько я сожалела и плакала потом перед Господом о том, что не позволяла Ему раньше вести себя в молитве.
Будьте внимательны! И те из вас, кто начинает ощущать водительство Божье, пусть доверятся Ему. Изливайте душу о других и вместе с ними. Ибо души для Господа приобретаются молитвами, а не разговорами. Яотмечала это много раз. Явидела в большом партере театра или в галерее, как бестактные люди, ведущие себя вызывающе, останавливались под влиянием молитвы. Возможно, когда бесчинство готово уже было вылиться в открытый беспорядок, какая-нибудь неприметная женщина простирала свои руки над собранием и говорила: "Давайте помолимся", и все успокаивалось. Мне довелось видеть огромную массу людей, затихающих в молитве. Я наблюдала, как большие, грубые чернолицые парни опускали головы и иногда вытирали глаза, когда мы вставали для пения. Не было больше неприличного поведения, наоборот, они присаживались с необыкновенно серьезным видом, чтобы слушать. Под влиянием той молитвы сотни из них были обличены в грехе. В сердце той женщины Дух боролся за эти души и, обличая, приобретал их."
"Молитва - это мучение души, борение духа. Вы знаете, как начинают относиться друг к другу люди, когда с отчаянной решимостью стремятся выполнить свой долг. Это и есть молитва. Когда ваше сердце становится мягким и доверчивым, Святой Дух возлагает на него бремя ответственности за другие души, и тогда вы обретаете всепобеждающую силу и, поверьте, вам не придется молиться о ком-либо вторично, так как тот человек уже будет обличен Духом Святым: замутненный взор его бедной души прояснится, и зародится духовная жизнь."
Иди от силы к силе,
Борись, молись, сражайся,
Срази все силы тьмы,
День этот отвоюй.
Пусть Дух взывает
Во всех Своих солдатах: "Приди!”
Христос Господь с высот сойдет
И победителей домой возьмет.
Чарльз Уэсли
Таким образом, сила молитвы всемогуща. Молитва держит руку, которая движет миром. Она дарует верующим источники божественности. В каких только битвах она не сражалась! Каких только побед не одерживала! Какие бремена не несла! Какие только раны не исцеляла! В каких печалях она не помогала! Она — богатство бедности, убежище отвергнутых, сила слабых, свет во тьме. Она - красноречие, которое дается проповеднику. Это рука, которая поражает сатану и разрывает цепи греха. Молитва изменяет рисунок судьбы больше, чем острие меча, искусство государственных мужей или вес скипетра. Она останавливает крылья времени, отводит косу смерти и разрешает грозовые тучи хмурого неба ливнем благословений. Гутрие.
Молитва всемогуща
Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть. /Пс 64:3/
Так говорит Господь, Бог Израилев: то, о чем ты молился Мне... Я услышал. /4Цар 19:20/
Дьявол не боится различных программ и структур, он боится только Бога. Программа без молитвы - программа без Бога. В наши дни становится все больше человеческих структур, и все меньше люди ищут Божьей силы в молитве. Но когда появляются люди, верующие в молитву и молящиеся так, как учит Библия, то молитва совершает столько, сколько никогда прежде не совершалось. Молитва может совершить все, что совершает Бог, ибо Его рука отвечает на прикосновение молитвы. Молитва распоряжается всеми бесконечными ресурсами Бога. Молитва - это ключ, широко открывающий неисчерпаемый кладезь благодати и силы. "Просите, и дано вам будет", - восклицает наш Небесный Отец, распахивая двери Своей сокровищницы. Есть только одно ограничение молитвы - это предел могущества Бога. Но поскольку Господу все возможно, то и молитва всемогуща.
Христианская история доказывает справедливость библейских истин о молитве. В церкви всегда были и есть мужчины и женщины, которые верят простой, детской верой в то, что Библия говорит о молитве. Они просят и получают. Но что именно может совершить молитва?
В молитве сокрыта могущественная сила, которая помогает жаждущим достичь высот христианской жизни и служения. Тот, кто пренебрегает молитвой, не может надеяться на полноту силы, которую Бог имеет для него. "А надеющиеся на Господа обновятся в силе..."/Ис 40:31/. Надеяться на Господа значит гораздо больше, чем посвятить несколько минут утром и вечером формальным просьбам. Уповайте на Господа!Настоящая молитва требует времени и размышлений, и одновременно и удивительным образом экономит время. Если мы хотим обрести полноту власти, мы должны быть мужами и женами молитвы, не взирая на обстоятельства. Торрей.
Так часто, когда, окружая теснят
Наш дух сомненья с безверьем,
Взываем мы: "Могут ли слабые руки
Могущество удержать?"
И пока мы дрожим, сомневаясь,
Наша хватка слабей и слабей;
И на взор омраченный наш тщетно
Сиянье Твой свет изливает.
Ободри нас блистаньем Своим
И веди нас Своею рукою.
В Твоем свете учи видеть свет,
В Твоей силе дай силы стоять.
И тогда, хоть и руки слабы,
За Твою они будут держаться,
Твои сила и свет поведут,
Укрепят нас и успокоят.
Неизвестный автор
Будучи близко знаком с Д. Л. Муди, я хочу засвидетельствовать, что он был в большей степени молитвенником, чем проповедником. Постоянно атакуемый невзгодами и лишениями, казавшимися непреодолимыми, он всегда знал, как их одолеть. Он знал путь, на котором можно было превозмочь все, что необходимо было превозмочь. Он знал и в глубине своей души верил: нет невозможного для Господа и молитве под силу все, что под силу Богу. Торрей.
Врата к Богу
Тогда начали призывать имя Господа. /Быт 4:26/
Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло. /1Пет 3:12/
Молитва - это величайший и в то же время так мало используемый христианами источник. Это самая прекрасная и самая пренебрегаемая обязанность. Это наиболее распространенная, но наименее понимаемая форма уединения с Господом. Молитва - это ворота в Божье присутствие, но немногие входят ими. Молитва - это канал Божьей милости, но у многих он засорен. Всякий может молиться, но только принятые Христом имеют полный доступ к Богу. Многие считают молитву необязательной, но Бог выдвигает ее условием Своего действия, и там, где нет молитвы, нет и силы. Слокум.
Известный христианский лидер, знакомый с реальностью духовного мира, говорил: "Если бы я должен был указать главный недостаток в нашем христианстве, я бы, безусловно, отметил потребность в действенной молитвенной жизни среди прихожан и служителей". И. М. Баундс предупреждает нас, что для решения сегодняшних проблем недостаточно прошлых молитв: "Церковь, зависящая от своей прошлой истории чудес, силы и благодати - упавшая церковь".
Говоря о Хадсоне Тейлоре, Д. Е. Хосте пишет: "Он был очень занятым человеком, но всегда относился к молитве, как к наиболее необходимой и важной части своей работы. Он признавал, что на поиск Божьего руководства в работе миссии должно быть потрачено много времени. Он знал, что никаким другим способом не может обрести силу Святого Духа для себя лично и для всего братства. Я коснулся этого случая не только для собственного ободрения, но чтобы побудить и вас подражать ему в этом."
Госпожа Говард Тейлор в биографии Хадсона Тейлора, приводит следующее его высказывание: "Я надеюсь отводить особое время молитве и изучению Библии в поездке. Я хочу, чтобы вся наша жизнь шла по восходящей линии, чтобы мы не остывали в том, чему научились, или чего достигли, но упорно двигались вперед и выше... Не стоит ли нам побольше размышлять о Боге, созерцать Его, черпать из источников Его величия, Его верности и обетований? Размышляя о Нем, разве нельзя еще больше понять высоту и глубину Его характера и целей, лучше приготовиться к исполнению Его воли?”
Один из членов партии Lammermuir писал домой в Англию: "О! Да возможем мы нести больше благословений! Молитесь, чтобы каждый мог приблизиться ко Спасителю, идти с Ним рядом в таком сладостном общении, чтобы жизнь для него значила - Христос. Какие чудеса мы тогда увидим!.. Потребность в свете вечности огромна, она неиссякаема. Человеческими усилиями нельзя ее утолить, ничто не может этого сделать кроме Божественной силы. Поэтому, молитесь. И в этом нам нужно уповать на Бога. Пусть Он сделает нас по-настоящему ревностными. Как мы можем быть равнодушными к Его непоколебимому обещанию сделать все, что мы попросим с верою? Почему мы не израильтяне? Божий дар - учиться молитве.”
Молитвенная сила не только самая непосредственная, но и самая действенная, с нею можно преодолеть любые трудности на Божьей ниве. Молитва не только эффективнее других способов, у нее также есть огромное преимущество - она свободна от человеческих условностей и диктата плоти.
Тот, кто уповает на Бога, продвигается вперед в молчаливом доверии к Нему и не нуждается ни в звуках фанфар, ни в оглашении своих достижений, в страхе Божием откладывая рапорт о своих успехах до дня возвращения Христа. Молитвенная жизнь, по своей сути, стремится привести нас к распятию для назидания в великих принципах праведности, справедливости и любви. Неизвестный.
Побудить человека молиться
Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтоб Я не погубил ее, но не нашел. /Иез 22:30/
Побудить одного человека, мужчину или женщину, открыться потрясающей силе молитвы за других драгоценнее совокупной деятельности двух десятков посредственных христиан. То, что делал Дэвид Брейнэрд, доступно всем. Бог нелицеприятен. А.Дж.Гордон.
И. М. Баундс покинул свой устоявшийся, благополучный пасторат, чтобы встряхнуть других служителей словом о значимости молитвы. В. X. Ходж делится личными переживаниями ходатайственного бдения за себя и других:
"Я находился вместе со многими служителями и спал с ними в одной комнате несколько лет. Они не курили, не секретничали, не шутили, они были красивыми, чистыми и примерными. Они молились, но я никогда не ощущал в них особой ревности. И вот однажды среди них появился маленький человечек с седыми волосами и орлиным взором. Его рост и небольшой саквояж не производили приятного впечатления...
У нас было десятидневное собрание. Новоприбывшего поселили в мою комнату. Ранним утром на следующий день я был удивлен, увидев этого человека умывшимся и коленопреклоненным в молитве.
Я сказал себе: "Он нам не мешает и скоро закончит". Но он проводил в тишине часы, плача и беззвучно молясь за меня и мое безразличие, за всех остальных служителей Божьих.
На следующий день он говорил о молитве. Я заинтересовался, так как был молод и давно мечтал встретить Божьего человека, молящегося, как святые апостольской эпохи. На следующее утро он снова встал на молитву л все десять дней вставал рано и молился часами. Я сильно заинтересовался и благодарил Бога за то, что Он послал его ко мне. "Наконец, нашел я человека, который по-настоящему молится, — сказал я. — Никогда не отпущу его."
Он сильно, как стальными крючьями, притягивал меня к себе. Я развлекал его, поднимался рано вместе с ним, привез его в Нью-Йорк, что стоило мне приличных денег, чтобы он помолился за мою паству и за меня. Он был большим поклонником Дэвида Брейнэрда, часами читал его дневник и рассказывал всем о его жизни.
Два месяца мы провели в приятном общении и мощных молитвах. Двадцать четвертого октября я протянул руки к его дорогому, милому морщинистому лицу и поцеловал его в последний раз. Это лицо сияло, озаренное Божественной мыслью, эти глаза всматривались в бесконечность: человек - орел, сильный человек, один из Божьих орлов. Я никогда больше не встречу в этом мире ни его, ни, боюсь, таких, как он.
В чем разница между этим мужем Божьим и сегодняшними служителями? Им незнакомы битвы с силами тьмы, борьба с могучими духами, царящими в воздухе, они не знают мучительных часов, когда кажется, что сатана выигрывает сражение /Ис 66:8; 64:7/. Многие служители похоронили свою духовность в могиле своей лихорадочной деятельности. Восемь лет назад я начал вставать рано на молитву. Теперь ранний подъем уже не эксперимент, а достижение, ставшее обыкновением."
"Пятьдесят лет И.М.Баундс "дожидался” двух человек, ибо только двое одобрили его ранние моления по утрам: один служитель и один мирянин."
Благословен день, утро которого освящено. Успешен тот день, первой победой которого была молитва. Свят день, чье подножие на вершине горы! Здоровье укрепляется по утрам. "Воспрянь, псалтирь и гусли; я встану рано". Джозеф Паркер.
Учите других молиться
Один из учеников Его сказал Ему: Господи! Научи нас молиться, как Иоанн научил учеников своих. /Лк 11:1/
Призванием и целью апостолов было ввести церковь в молитву. Они не пренебрегали благодатью радостного даяния, не были безразличны к церковной деятельности и духовному труду. Но ни один из них, ни все они вместе в своем апостольском величии ни с чем не могли сравнить необходимость и важность молитвы. Для усиления ее значения звучали самые святые выражения, самые пылкие призывы, самые понятные и трогательные слова. И. М. Баундс.
В путешествиях по разным странам Джон Р. Мотт сделал для себя правилом практическое изучение источников духовных движений, изменивших целые сообщества. И неизменно он находил их исток в заступнической молитве.
"Я слышал о человеке, - говорит он, - который три часа в день проводил, ходатайствуя. Когда кто-то спросил его, как мы можем умножить заступнические молитвы, он ответил: "Я изложил великое множество способов привлечения людей к молитве, но сделал вывод, что единственный путь к этому - молиться самому.” Избранное.
Наставники сердец и движений видели необходимость обучения молитве. Д. Е. Хосте, преемник Хадсона Тейлора, считал ее наизажнейшей из всех ветвей назидания:
"В связи с системой обучения меня иногда посещает мысль о том, что ввиду растущего значения ходатайственной молитвы в сферах, испытавших особое духовное благословение, но в которых прежде молитвенным упражнениям не уделялось важное место, наставниками должны быть те, кто обрел навык обучения, пройдя через испытания. Те, кто был крещен истинным пламенным духом молитвы.
Надо признать, молитвенная практика должна входить в курс изучения и развития для молодых верующих так же, если не больше, чем остальные предметы.”
Покойный Дж. Д. Дрисдейл, основатель Миссии "Эммануил" и школы богословия, иг/ел такое же мнение:
"Если меня волнует, станут ли мои прихожане мужами и женами молитвы, то как пастор я должен их направлять, и наоборот, моя апатия породит апатию в них. Церковное молитвенное собрание на неделе должно посещать как можно больше людей, и, если это так, воскресному служению Словом обеспечен успех. Я лучше тысячу раз призову людей к молитве, чем стану учить их проповедовать. Этому их может научить курс по ораторскому искусству.'*
Дж. Х. Джоуэтт, один из самых богоугодных и пламенных проповедников, также подчеркивал: "Я лучше научу одного молиться, чем десятерых - проповедовать".
В автобиографии "Бристольский стиль” Хаг Рэдвуд утверждает, что никто не взял на себя труд научить его, новообращенного, молиться. Из-за этого он потерял столько лет, которые могли быть прожиты с большей пользой. Годы спустя он вновь открыл Христа через молитву. Какие бы книги могли выйти из-под пера этого журналиста, если бы рядовой христианин помог ему дерзновенно приступать к Богу через молитву!
"Еще фрегатов, - голоса слышны, - Ружей еще и в воздухе бойцов!"
Но мудр тот Царь, кто просит: "Еще молитв!" Помни, что ангелы идут этим путем - Храните в чистоте дорогу: еще молитв!
Не хватит дня решить заботы все,
Ты ежечасно должен понимать - еще молитв!
И возглашают вновь и вновь скрижали Бога Кричащую нужду людей - еще молитв!
Плоть — архивраг молитвы
Живущие по плоти Богу угодить не могут. /Рим 8:8/ Никакая плоть не хвалилась перед Богом. /1Кор 1:29/
Жизнь по плоти, а не по Духу - это источник безмолитвен- ности, на которую мы сетуем. Один брат сказал мне однажды: "Это очень трудно: мы желаем молиться в Духе и в то же время идем за плотью, а это несовместимо..."
Адам был сотворен для общения с Богом, которым он наслаждался до своего падения. Однако сразу же после падения появилась глубоко засевшая неприязнь к Богу, и Адам скрылся от Него. Это неизлечимое неприятие - характерная черта нераскаявшейся человеческой природы и главная причина нашего нежелания предавать себя молитвенному общению с Богом ...
Писание учит нас, что для христианина есть только два выбора: ходить "по Духу" или "по плоти". Павел пишет Галатам: "Так ли вы несмысленны, что, начавши духом, теперь оканчиваете плотию?" /Гал 3:3/. Их служение было плотским. Они не понимали, что там, где "плоти" поззолено влиять на служение Богу, путь завершится открытым грехом...
Распять свою плоть на кресте, как это сделал Христос — таково единственно возможное отношение к плоти для тех, кто желает следовать за Христом. "Ветхий наш человек распят с Ним" /Рим. 6:6/ и поэтому каждое мгновение жизни мы верою распинаем свою плоть, ибо место ее на древе проклятия. Нужно вникнуть в ту благодать, которую Бог дает нам! Если "плоть" на кресте, то Дух — в сердце, и руководит нашей жизнью!
Плоть - корень зла и причина безмолитвенной жизни. Она может вознести достаточно молитв, называя себя при этом религиозной и успокаивая свою совесть. Но "плоть" не имеет ни желания, ни силы для молитвы, которая ревнует о близком познании Бога, радуется от общения с Ним, не прекращает полагаться на Его могущество. Итак, плоть должна быть отвергнута и распята.
Плотский христианин не имеет ни побуждения, ни силы следовать за Богом. Он удовлетворен привычкой молиться. Но к счастью, благословенность тайной молитвы скрыта от него лишь до тех пор, пока однажды его глаза не откроются, и он не узрит, что плоть есть архивраг, делающий недоступной для него могущественную молитву...
Однажды на конференции я говорил о молитве и употребил сильные выражения о враждебности плоти, называя ее причиной безмолитвенности. После слова ко мне подошла жена служителя и сказала, что я говорил слишком уж резко. Она тоже скорбела о своем слабом желании молиться, но знала, что ее сердце искренне ищет Бога. Я показал ей, что Слово Божье говорит о "плоти": все, мешающее принятию Духа, есть ни что иное, как тайная работа "плоти".
О, братия мои, не ищите в обстоятельствах оправдание безмолитвенности, от которой мы страдаем. Ищите причину в том, о чем говорит Божье Слово - в скрытой неприязни сердца к Святому Богу. Эндрю Мюррей.
В саду было древо,
Плодами богато - знак данный;
Любви выбор свободный
Был так скоро поруган;
Общенье близкое отвергнуто в саду. К.М.К.
Обида препятствует молитве
И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого. /Мк 11:25/
Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего. /Зах 8:17/
Вы замечали, как много говорит Иисус о молитве и прощении? Но обратили ли внимание на то, как снова и снова Он объединяет молитву и прощение? Я как-то заинтересовался — почему? Теперь это для меня ясно. Всегда и везде, проходя путь жизни, люди спотыкаются на одних и тех же слабых местах, и постоянно саднит чувствительная кожа, обнажая рваную плоть и неисцеленные раны. Христос постоянно напоминает, как поразительно в этом похожи Восток и Запад, первый и двадцатый века. С.Д.Гордон.
Стук знакомый услышав, сказал:
"Входи же, Господь Иисус."
Он в ответ: "Дверь закрыта!"
И правда... Я ключ повернул.
Как Он ручки коснулся, я слышал,
Тьму прорезал луч света.
"Сюда, Иисус, заходи.”
"Что-то двери мешает,- Он молвил, —
Не открывается!”
Я взглянул, темный узел увидел.
Что было в нем, мерзком, не знал,
Не хотелось к нему прикасаться.
Заглянул внутрь и увидел свое
Отвратительное непрощенье.
Отпихнул его, дверь распахнул,
Свет излился, когда Иисус
В дом вступил, привечая меня.
Джейн Эмерсон
Дух раздора и обиды - непреодолимое препятствие для ответа на молитву.
Иов должен был помолиться за друзей, провинившихся в глазах Бога, но прежде, чем Бог смог разрешить его плен, Иов сам должен был изгнать из сердца обиду на тех, кто во время болезни усугублял его страдания своим невежеством, непониманием и надоедливым назиданием. И когда он сделал это, Бог избавил его от бремени недуга, благословив более, чем прежде /Иов 42:10/.
Одна из причин, по которой ученики не могли изгнать беса из страдающего ребенка, была в их споре о том, кто из них больший. Дух затаенной враждебности, тайного предубеждения, мрачной мстительности или холодного презрения будет так же сильно мешать нашей близости и взаимопроникновению с Небом, как сучек в глазу мешает видеть, или короткое замыкание между проводами погружает нас во тьму.
В Церкви Христовой множество пересекающихся "проводов", и следствием их замыкания является темнота в сердцах и скорбные стенания: "Неужели навсегда перестала милость Его?" /Пс 76:9/ и "доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?" /Пс 79:5/. Мой брат, прочти это: "Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой” /Мф 5:23,24/. А. Б. Симпсон.
Кэтрин Блэкберн Пек
Ждите Божьего назначения
...Ибо есть еще время до срока. /Дан 11:35/
Ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится. /Авв 2:3/
Задержка не является отказом. Многие молитвы принимаются с "пометкой": время еще не пришло. Для каждой молитвы у Бога есть определенное время и способ, как и определенная цель.
Наивысший уровень ответа - отсутствие абсолютно всякого признака того, что Бог слышит или обеспокоен молитвой. Призывы настойчиво повторяются, а Того, Кто воспринимал бы этот зов, кажется, и нет, как это было с поклонниками Ваала на горе Кармил. Слушатель молитв хранит молчание. Неверие сказало бы, что престол Его славы немилостив. Проходят годы, утро жизни достигает полудня, полдень клонится к вечеру, а ощутимого облегчения все нет. Когда вера выживает в подобных испытаниях и по-прежнему ликует в Боге, то она возносится на высочайший уровень очищения, покоясь безмятежно на неизменности Слова и характера Бога. Эта вера не требует ни знака, ни голоса, ни видения, желая просто ждать объяснения, ждать, когда забрезжит утро вечности и все тени улетят прочь!
Я спросил господина Мюллера незадолго до его смерти, молился ли он когда-нибудь долго о благословении, а ответа не было. Он ответил со свойственной ему точностью, что молил Бога об обращении двух людей более 65-ти лет и 4-х месяцев, но они до сих пор живут грешниками. И он добавил: "Я встречу их обоих на Небесах. Мой Небесный Отец не оставлял бы на мне этого бремени двух душ на столько лет, если б Он не имел милосердной цели о них!” Он умер без видимого удостоверения, но и без сомнения - редкий пример веры, которая может уповать на неизменного Подателя обетований, хотя более шести десятков лет видимое прошение было тщетным, проводя веру и терпение через испытание. А.Т.Пиерсон.
Когда двадцатичетырехлетний Сэмюэль Поллард в нов<