Ангельское приветствие Божией Матери
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. | Радуйся, Богородица Дева Мария, получившая благодать, Господь с Тобою! благословенна Ты между женами и благословен Рожденный Тобою, потому что Ты родила Спасителя наших душ. |
Богородице - Богородица (родившая Бога); Благодатная - исполненная благодати Духа Святого; благословенна - прославлена или достойна прославления; в женах - между женами; плод чрева Твоего - родившийся от Тебя Иисус Христос; яко - потому что, так как; Спаса - Спасителя.
Молитва эта к Пресвятой Богородице, которую мы называем благодатною, то есть исполненною благодати Святого Духа, и благословенною из всех женщин, потому что от Нее благоволил, или пожелал, родиться Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий.
Молитва эта называется еще ангельским приветствием, так как в ней есть слова ангела (архангела Гавриила): радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, которые он сказал Деве Марии, когда явился к Ней в город Назарет, чтобы возвестить Ей великую радость, что от Нее родится Спаситель Мира. Также - благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, сказала Деве Марии, при встрече с Нею, и праведная Елисавета, мать святого Иоанна Крестителя.
Богородицею Дева Мария называется потому, что родившийся от Нее Иисус Христос есть истинный Бог наш.
Девою называется потому, что Она до рождества Христова была Дева и в рождестве и после рождества осталась такою же, так как дала обет (обещание) Богу не выходить замуж, и пребывая навсегда Девою, родила Сына Своего от Духа Святого чудесным образом.
ВОПРОСЫ: Кому мы молимся, когда произносим молитву: Богородице Дево радуйся? Как мы называем Деву Марию в этой молитве? Что значат эти слова: благодатная и благословенна Ты в женах? Как объяснить слова: яко Спаса родила еси душ наших? Почему молитва эта называется ангельским приветствием? Что значат слова: Богородице, Дево?
Хвалебная песнь Богородице
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. | Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и вполне непорочную и Мать Бога нашего. Ты достойна почитания больше херувимов и по славе Своей несравненно выше серафимов, Ты без болезней родила Бога Слова (Сына Божия), и как истинную Богородицу мы Тебя прославляем. |
Достойно есть - достойно, справедливо; яко воистину - истинно, по всей правде; блажити Тя - ублажать, прославлять Тебя; присноблаженную - всегда имеющую высшую радость (счастливую), достойную постоянного прославления; пренепорочную - вполне непорочную, чистую, святую; херувимы и серафимы - самые высшие и близкие к Богу ангелы; без истления - безгрешно и без болезней; Бога Слова - Иисуса Христа, Сына Божия, (так Он назван во святом Евангелии); сущую - настоящую, истинную.
В этой молитве мы восхваляем Богородицу, как Мать Бога нашего, всегда блаженную и вполне непорочную, и величаем Ее, говоря, что Она Своею честью (честнейшую) и славою (славнейшую) превосходит самых высших ангелов: херувимов и серафимов, то есть Божия Матерь по своим совершенствам стоит выше всех - не только людей, но и святых ангелов. Она без болезней, чудесным образом от Духа Святого родила Иисуса Христа, Который, ставши от Нее человеком, есть в то же время Сын Божий, сошедший с небес, а потому Она есть истинная Богородица.
ВОПРОСЫ: Кого мы восхваляем в этой молитве? Как прославляем Ее? Что значат слова: присноблаженную, пренепорочную, Матерь Бога нашего? Что значат слова: честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим? Без истления Бога Слова рождшую? Сущую Богородицу?