Рабочая встреча на строительной площадке Андреевского кафедрального собора в городе-курорте Геленджик

10 августа 2017 г. Преосвященнейший Феогност, епископ Новороссийский и Геленджикский, Денис Мантуров - министр промышленности и торговли Российской Федерации, Виктор Хрестин - глава муниципального образования город-курорт Геленджик и Николай Дмитриев - руководитель архитектурно-строительного отдела Новороссийской епархии посетили строительную площадку Андреевского кафедрального собора в городе-курорте Геленджик.

Участники встречи ознакомились с ходом строительства кафедрального собора в городе-курорте Геленджик. Обсуждались вопросы организации текущих строительных работ и намечены планы на дальнейшее продолжение строительства.

[1] В русском Синодальном переводе такого текста нет.

[2] Левая рука

[3] Кеномания или Кеноманиум – древний город в Галлии, ныне город Ле-Ман в центре Франции, западнее Парижа — город во Франции, административный центр департамента Сарта.

[4] Икония или по-гречески Иконион – древнее поселение, расположенное на юго-западе центральной части полуострова. Под именем Куванна известно еще в хеттские времена (4000 года назад). В греческих документах город фигурирует как Иконион (Иконий).

В Библии Иконион упоминается в Деяниях апостолов, с городом связаны поездки Апостола Павла. Считается родиной св. Параскевы-Пятницы (III в.)

Во времена римского императора Клавдия город был передан ветеранам и получил название «Клавдикониум».

Город принадлежал римской провинции Ликаонии, в греческие времена город принадлежал Фригии. Археологические раскопки в центре города (Аладдин-тепе) привели к находкам фригийских изделий примерно 25 г. н. э., а также предметов, характерных для соседних провинций Галатии, Каппадокии, Писидии и Памфилии.

Как видно из императорских монет, Икониум имел право римской колонии. Икониум особенно часто упоминается в эпоху крестовых походов.

В 1070 годах город заняли турки-сельджуки и с тех пор непрерывно находился под мусульманским управлением. Ныне это город Конья в Турции. Нетурецкое население города в XX веке было истреблено или депортировано.

[5] Ликаони́я (греч. Λυκαονία, лат. Lycaonia) — историческая область в Малой Азии, к западу от Каппадокии и к югу от центральной пустыни, покрытая невысокими горными цепями — отрогами писидийско-киликийского Тавра; жители её, родственные писидийцам, занимали также плоские степи, из которых им удалось вытеснить фригийцев. Это был воинственный народ с архаичным укладом, с которым ни персам, ни последующим номинальным властителям Ликаонии не удавалось справиться.

С 25 г. до Р. Х. страна вошла в состав римской провинции Галатии (центр Малой Азии вместе с Анкирой – ныне Анкара, столица Турции). Столицей её был первоначально фригийский город Икониум (Конья).

[6] Каппадо́кия (греч. Καππαδοκία, лат. Cappadocia, арм. Կապադովկիա, тур. Kapadokya, перс. کاپادوکیه‎, Katpatuka — «Страна прекрасных лошадей») — историческое название местности на востоке Малой Азии на территории современной Турции (часть земель провинций Невшехир, Кайсери, Аксарай и Нигде). Характеризуется чрезвычайно интересным ландшафтом вулканического происхождения, подземными городами, созданными в 1 тыс. до н. э. и обширными пещерными монастырями, ведущими свою историю со времён ранних христиан.

[7] Кесария Филиппова - древний город в Израиле у подножия горы Хермон, у восточного истока Иордана. У евреев известен, как Банияс. Предположительно, город был основан в IV—III вв. до н. э. Происхождение еврейского названия связывают с греческим божеством Паном. Паниас попал во владения Птолемеев, преемников Александра Македонского, правивших в Египте. В 200 г. до н. э. Паниас упоминается историками в той связи, что там происходил знаменитый бой между Птолемеями и их вечными противниками Селевкидами, тоже преемниками Александра Македонского, правившими в Сирии.

Когда римляне захватили Иудею, император Август подарил Паниас своему другу Ироду Великому, и тот возле пещеры с каменными нишами выстроил святилище в честь Августа.

Сын Ирода Филипп получил в наследство Голаны, Башан и Паниас. Он то и превратил Паниас в столицу округа. В знак благодарности римским покровителям он переименовал Паниас в Кесарию. Но, чтоб не возникла путаница с другими Кесариями, скромно добавил «Филиппа». Правитель Ирод Агриппа, находившийся под римской властью, переименовал Кесарию Филиппову в Нерониас в честь императора Нерона. Это название продержалось до конца II в. С приходом арабов город начал именоваться Банияс. пришел в упадок в XVI в.

[8] От греческого «пэтрос» - «камень». Однако греческий не был разговорным языком Христа и апостолов, да и в Евангелии от Иоанна подчеркивается, что Господь наименовал Симона арамейским словом «Кифа», переводящимся, как «камень». Но первым европейским языком, на котором было написано Евангелие, был греческий, да и русский народ воспринял веру Христову от греков. Поэтому апостола и принято именовать именно этим греческим словом.

[9] Жизнь.

[10] Тир(греч. Τύρος) - финикийский город, один из древнейших крупных торговых центров. Находился на территории современного Ливана, мухафаза Южный Ливан (близ границ с Израилем). Финикийцами назывался «Сор» - «скалистый остров». Современное арабское название — Сур.

[11] Сидо́н (др.-греч. Σιδών) — один из древнейших городов Финикии. Крупнейший торговый центр древнего мира в X — IX веках до н. э. В Библии упомянут как «первенец Ханаана» (Быт. 10:15), брат аморея и хетта. Ныне – арабский город Сайда (араб. صيدا‎, Сайда — букв. «рыбный промысел»), расположенный на юге Ливана

[12] Мерв (перс. مرو‎; туркм. Merw) — древнейший известный город Средней Азии, стоявший на берегу реки Мургаб в юго-восточной части Туркменистана, в 30 км к востоку от современного города Мары. Столица персидской сатрапии Маргиана и государства Сельджуков.

[13] Понт (др.-греч. Πόντος, лат. Pontos, арм. Պոնտոս, груз. პონტო) — древнегреческое название для северо-восточной области Малой Азии, на севере примыкавшей к Понту Эвксинскому (др.-греч. Εὔξενος Πόντος, лат. Pontos Euxinus) — Гостеприимному морю, ныне Чёрному морю.

[14] Кори́нф[2], (др.-греч. Ϙόρινθος, греч. Κόρινθος, Коринтос[3]) — древнегреческий полис и современный город на Коринфском перешейке, соединяющем материковую Грецию и полуостров Пелопоннес; с запада перешеек омывается водами Коринфского залива, с востока — заливом Сароникос. Город находится в 78 километрах к юго-западу от Афин; является административным центром префектуры Коринфия.

[15] Эфе́с (греч. Ἔφεσος, лат. Ephesus, тур. Efes) — древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр (совр. Малый Мендерес), южнее Смирны (совр. Измир) и западнее города Сельчук (современная территория Турции).

[16] Римская провинция на западе Малой Азии, простиравшаяся до пролива Дарданеллы на севере, а позднее и вовсе включавшая в себя большую часть Малой Азии с будущим Константинополем.

[17] Ахайя (греч. Αχαΐα, МФА: [axaˈi.a]; др.-греч. Ἀχαΐα, Ахаия[3]; лат. Achaea) — область на северо-западе Пелопоннеса, южного полуострова Балканского полуострова.

[18] Ираклия (греч. Ηράκλεια) — остров в Эгейском море (в самом середине, ближе к самой Греции). Входит в группу небольших островов Малые Киклады.

[19] Кесария Палестинская. - древний город, располагавшийся на средиземноморском побережье современного Израиля. Город был назван Кесарией царём Иудеи Иродом Великим в честь римского императора Цезаря Августа, передавшего ему ранее утерянные иудеями земли.

Чтобы отличить Кесарию Ирода от других городов, носивших то же название и построенных в те же годы, вне Иудеи город называли Caesarea maritima (Кесария Приморская), а после утраты Иудеей своего суверенитета и её превращения в римскую провинцию Палестина, в употребление вошло ещё одно название — Caesarea Palestina (Кесария Палестинская)[1]. В русской традиции в качестве имени города также использовались названия Цезария и Кесария Стратонийская (от названия находившегося на месте города поселения Башня Стратона).

История города ведёт свой отсчёт с конца периода персидского владычества (середина IV в. до н. э.), когда финикийцы основали возле гавани небольшое поселение, названное ими Башней Шаршона (Башня Стратона на греческий лад). В 96 году до н. э. Кесария была завоёвана царём Иудеи Александром Яннаем и тем самым превращена в еврейское поселение. После завоевания Иудеи римским полководцем Помпеем в 63 г. до н. э. Башня Стратона вновь становится нееврейским поселением.

В 30 г. до н. э. римский император Август вернул поселение иудейскому царю Ироду, который к 10 году до н. э. полностью перестроил его, превратив в крупный портовый город. Город был назван Иродом Великим Кесарией в честь кесаря Августа.

Город существовал до 1265 года, когда был разрушен мамлюками (воинское сословие в средневековых арабских государствах, состоящее из потомков пленников из Кавказа и тюркоязычных земель).

[20] Эфе́с (греч. Ἔφεσος, лат. Ephesus, тур. Efes) — древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр (совр. Малый Мендерес), южнее Смирны (совр. Измир) и западнее города Сельчук (современная территория Турции).

[21] 37,337335 км.

[22] На́ксос (греч. Νάξος) — остров в Эгейском море (в его середине, юго-восточнее Пелопоннеса), принадлежит Греции. Входит в группу островов Киклады. Самый большой остров архипелага.

[23] Цит. по Феоклит Дионисиат, Святой Никодим Святогорец (на греч. языке), Афины, 1954, 31, цит. в Говорун Сергей, "Из истории Добротолюбия," портал Православие.Ru, http://www.pravoslavie.ru/archiv/dobrot_hist.htm

[24] Карея (Карье, Кариес) (греч. Καρυες), монашеский городок, как бы столица Святого Афона; это слово означает "орех", что подтверждается самой местностью, где много орешника.

[25] Papoulides K., Theologia (Athens), № 39, 1968, цит. по Metrophanes, schema-monk; Seraphim (Rose), hierom., trans., Blessed Paisius Velichkovsky. The man behind the Philokalia (The life and ascetic labors of our father, elder Paisius, archimandrite of the holy Moldavian monasteries of Niamets and Sekoul), Platina, CA: St. Herman of Alaska Brotherhood, 1976 (1994), 95.

[26] Имеется в виду Великая схима - великий ангельский образ. При постриге в великую схиму монах дает обет отречения от мира и всего мирского. Схимонах-священник (схииеромонах или иеросхимонах) сохраняет право священнодействовать, схиигумен и схиархимандрит должны устраниться от монастырской власти, схиепископ должен устраниться от епископской власти и не имеет права совершать литургию. Облачение схимонаха дополняется куколем и аналавом. Схимонашество возникло на Ближнем Востоке в V в., когда с целью упорядочить отшельничество, императорской властью было приказано пустынникам поселиться в монастырях. Пустынники, принявшие затвор в замену отшельничества, стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным для схимонахов.

[27] Синаксарь – вставленное в последование богослужения описание истории праздника, предназначенное для чтения в храме во время богослужения (на утрени).

[28] Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 14 января 1929 года по 5 декабря 1936 года. Включал в себя территории нынешних Архангельской и Вологодской областей и республики Коми. В 1936 году была разделена на Северную область (в 1937 году разделена на Архангельскую и Вологодскую области) и Коми АССР.

[29] Официальный календарь РПЦ - http://mospat.ru/calendar/2014/07/28

[30] "26.05.2013: Празднование дня Андрея Первозванного", интернет-версия газеты Русский Вестник, № 11, 26 мая 2013, http://www.rv.ru/content.php3?id=10182

[31] Весь - село

[32] Известен тем, что за свою долгую, по меркам средневековья, жизнь (67 – 69 лет), он так и не женился, как не вышла замуж ни одна из его племянниц.

[33] Знаки императорской власти, регалии.

[34] Финно-угорские народы Севера. Причем, это не обязательно русское прозвище этих народов – в XIX веке часть коми именовали похожим словом своих еще некрещеных предков. Есть предположение, что в ряде источников этим словом именуют, например, предков нынешних эстонцев. Также в России до 1917 года этим словом именовали малый народ в Карелии – вепсов, также финно-угорский народ. Предполагается также, что этим словом могли именовать водь (ваддялайн), ныне исчезающий народ (исчезает не сам народ, а его язык), чьим местом жительства является Кингисеппский район (на границе с Эстонией) Ленинградской области России. Существуют также группы населения, называющие себя «чудью» в Пинежском районе Архангельской области. Одна из версий происхождения слова «чудь» состоит в том, что язык чуди был непонятным, «чудным». Иногда так называют мифологический персонаж, близкий по значению к европейским феям (встречается в фольклоре, в том числе и у коми и у саамов).

[35] Племена русичей, населявшие в VIII—XIII веках бассейн Верхней и Средней Оки (на территории современных Московской, Брянской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой областей)[1][2]. Дольше других сопротивлялись христианской проповеди.

[36] Печене́ги (ст.‑слав. пєчєнѣзи, др.-греч. Πατζινάκοι) — союз тюркоязычных кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII—IX веках. Печенежский язык, по мнению ряда учёных (Н. А. Баскаков), относился к огузской подгруппе тюркской языковой группы.

Упоминаются в византийских, арабских, древнерусских и западноевропейских источниках. Впервые появляются на рубежах русских земель в IX веке и с тех пор терроризируют рубежи Руси, пока в XI веке не вытесняются половцами.

[37] Ныне Пшемысль в Польше.

[38] Ликаони́я (греч. Λυκαονία, лат. Lycaonia) — историческая область в Малой Азии, к западу от Каппадокии и к югу от центральной пустыни, покрытая невысокими горными цепями — отрогами писидийско-киликийского Тавра; жители её, родственные писидийцам, занимали также плоские степи, из которых им удалось вытеснить фригийцев. Это был воинственный народ с архаичным укладом, с которым ни персам, ни последующим номинальным властителям Ликаонии не удавалось справиться.

С 25 г. до Р. Х. страна вошла в состав римской провинции Галатии (центр Малой Азии вместе с Анкирой – ныне Анкара, столица Турции). Столицей её был первоначально фригийский город Икониум (Конья).

[39] Селевкия (греч. Σελεύκεια) — название многих городов эллинистического и римского периодов на Ближнем Востоке и в Малой Азии. Названы в честь основателя государства Селевкидов Селевка I Никатора, который и построил большинство из них.

[40] Тарс (ныне Тарсус) - (тур. Tarsus, др.-греч. Ταρσός, арм. Տարսոն, Тарсон) — исторический город, ныне находящийся на юго-востоке центральной части Турции. Город находится на юго-востоке Анатолии на Киликийской равнине, ныне называемой Чукурова, в 20 км от Средиземного моря. Через город протекает река Бердан-чай (тур. Berdan Çayı) или Тарсус-чай (тур. Tarsus Çayı), текущая с Таврских гор и впадающая в Средиземное море. Название реки во II тыс. до н. э. неизвестно, но в античную эпоху её называли Кидн (др.-греч. Κύδνος, лат. Cydnus). Поселения на территории Тарса существовали с неолита. В древности Тарс был главным городом Киликии; построен ассирийским царем Сеннахирибом (705—681 до н. э.) на месте уничтоженного им самим в 696 до н. э. средиземноморского порта, связывавшего Анатолию и Сирию. С 607 г. до н. э. был резиденцией киликийских царей, позднее находившихся в вассальной зависимости от Ахеменидов. Славы и блеска город достиг в правление Селевкидов (297 до н. э. — 190 до н. э.), когда в нем поселилось множество греков, которые вели обширную торговлю и основали высшую школу грамматики и философии, процветавшую особенно в период Римской империи. Важное значение имел Тарс во время войн римлян с парфянами. При арабах он был еще значительным и многолюдным городом; позднее его благосостояние слабеет и падает. Тарс — родина св. апостола Павла[2]. В 1080—1186 годах город был столицей Киликийского армянского царства. Ныне от коренного армянского населения очищен.

[41] Анко́на (итал. Ancona) — город-порт в Италии на Адриатическом побережье страны, столица региона Марке, административный центр одноимённой провинции.

[42] БД ПСТГУ - http://martyrs.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxIT...Ak*

[43] Бубонная чума.

[44] Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

[45] Галатия – земля в самом центре Малой Азии. Центром ее был город Анкира – ныне Анкара – столица Турции.

[46] Килики́я(арм. Կիլիկիա, др.-греч. Κιλικία, лат. Cilicia) — в древности юго-восточная область Малой Азии у восточного Средиземноморского побережья полуострова. Киликия простиралась от Памфилийского залива к востоку до гор Аманских (ныне Нур), отделяющих от неё северную Сирию (Коммагену); к северу — до хребта Тавр, отделявшего её от Ликаонии и Каппадокии и наполнявшего своими южными отрогами всю западную часть Киликии. В восточной части Киликии Тавр перерезали «Киликийские ворота» (ныне Гёлек Богаз), Ларандский и Средний перевалы. Западная часть Киликии называлась «Суровой» (др.-греч. Κιλικία τραχεῖα), или Кетидой, восточная — низменной, «Равнинной» (др.-греч. Κιλικία πεδιάς).

«Суровая» Киликия, с мощным Имбарским хребтом, вдаётся на юге в Средиземное море. Её прорезает с запада на восток река Каликадн (ныне Гёксу), впадающая в море у Сарпедонского мыса (ныне Лисан). Здесь много бухт, служивших гаванями прибрежным городам.

[47] Нике́я (греч. Νίκαια) — древний и средневековый город в Малой Азии на месте современного турецкого города Изник.

Город был расположен на берегу озера Изник, что близ Мраморного моря (между проливами Босфор и Дарданеллы), а с суши ограничен высокими холмами, что создавало наилучшие условия для обороны города во время осады. Стены высотой около 10 м, вырытый перед стеной глубокий ров и около 100 крепостных башен обеспечивали надежную оборону.

[48] Напомню, пейсах, праздник освобождения евреев от египетского плена, отмечается в 14 день месяца нисан еврейского календаря (приблизительно соответствует марту – апрелю). Этот день всегда приходится на полнолуние.

[49] Эфе́с (греч. Ἔφεσος, лат. Ephesus, тур. Efes) — древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр (совр. Малый Мендерес), южнее Смирны (совр. Измир) и западнее города Сельчук (современная территория Турции).

[50] Халкидон (Халкедон, Калхедон) (греч. Χαλκηδών) — древнегреческий город, расположенный в Малой Азии. Основан в 680 году до н. э. В персидскую эпоху известен тиран Аристон, правивший как вассал персов (он же правил в Византии).

В 451 году в Халкидоне в храме великомученицы Евфимии прошёл Четвёртый Вселенский собор, утвердивший нынешний текст Символа веры и осудивший монофизитство.

В настоящее время место называется Кадыкёй и является районом современного Стамбула.

[51] Сами себя они называют «нехалкидонскими (отвергающими Халкидонский Собор) христианами».

[52] Ересь вышла из стремления византийского правительства во что бы то ни стало присоединить монофизитов к Православной Церкви. Император Ираклий (611-641 г.) принял на себя задачу уничтожить это религиозное разделение. В 620-х годах, Ираклий, во время похода на персов, виделся с епископами монофизитов, между прочим, с Афанасием, Сирским патриархом, и Киром, епископом в Колхиде, — и входил с ними в рассуждения по поводу спорного вопроса о двух естествах во Иисусе Христе. Монофизиты подали мысль, что они может быть согласятся присоединиться к Православной Церкви, если она признает, что в Иисусе Христе одно действование, или, что то же, одно обнаружение воли, одна воля. Вопрос об одной или двух волях в Иисусе Христе был еще не раскрыт Церковью. Но, признавая в Господе два естества, Церковь признавала вместе с тем две воли, так как два сомостоятельных естества — Божеское и человеческое — должны иметь каждое и самостоятельное действование, т.е. в Нем при двух естествах должны быть две воли. Противоположная же мысль, признание при двух естествах одной воли, есть само в себе противоречие: отдельное и самостоятельное естество немыслимо без отдельной и самостоятельной воли.

У императора Ираклия была одна цель — присоединить монофизитов: поэтому, не обращая внимания на сущность предлагаемого учения, он горячо взялся за дело присоединения их при помощи этого учения. По его совету, Кир, епископ Фазиса, обратился с вопросом о единой воле к Сергию, патриарху Константинопольскому. Сергий отвечал уклончиво, высказывая, что на соборах этот вопрос не решался и что некоторые из отцов допускали единое животворящее действие во Христе, Боге истинном; впрочем, если будет найдено у других отцов другое учение, утверждающее две воли и два действия, то на это следует согласиться.

[53] Лев III Исавр — византийский император (717—741), основатель Исаврийской династии. При его правлении Византийская империя вступила в период иконоборчества. Как утверждается, он был армянского или исаврийского происхождения.…. Ко времени его воцарения арабы уже окончательно захватили Сирию и Египет и наводняли Малую Азию, так что оборона от них продолжалась весь период его правления.

[54] В 4 Деянии Собора была объявлена анафема:обвинителям христиан — преследователям икон; применяющим изречения Божественного Писания, направленные против идолов, к честным иконам; не принимающим с любовью святых и честных икон; называющим священные и честные иконы идолами; говорящим, что христиане прибегают к иконам, как к богам; тем, кои держатся одних и тех же мыслей с позорящими и бесчестящими честные иконы; говорящим, что кто-то иной, кроме Христа Бога нашего, избавил христиан от идолов; осмеливающимся говорить, что христианская Церковь когда-либо принимала идолов.

[55] Легочная форма чумы.

[56] Севастия Армянская, Каппадокийская (греч. Σεβάστεια, лат. Sebastia/Sebastea/Sebasteia, арм. Սեբաստիա) , город в Малой Армении, ныне - Сивас (Sivas), административный центр ила Сивас, на востоке центральной части полуострова, Турция. Расположен на возывшении 1275 м., в широкой долине близ истоков Галиса (Кызылырмака) - высочайший и самый гористый город Центральной Анатолии. Узел железных дорог и шоссе, аэропорт.

[57] Кесария Палестинская. - древний город, располагавшийся на средиземноморском побережье современного Израиля. Город был назван Кесарией царём Иудеи Иродом Великим в честь римского императора Цезаря Августа, передавшего ему ранее утерянные иудеями земли.

Чтобы отличить Кесарию Ирода от других городов, носивших то же название и построенных в те же годы, вне Иудеи город называли Caesarea maritima (Кесария Приморская), а после утраты Иудеей своего суверенитета и её превращения в римскую провинцию Палестина, в употребление вошло ещё одно название — Caesarea Palestina (Кесария Палестинская)[1]. В русской традиции в качестве имени города также использовались названия Цезария и Кесария Стратонийская (от названия находившегося на месте города поселения Башня Стратона).

История города ведёт свой отсчёт с конца периода персидского владычества (середина IV в. до н. э.), когда финикийцы основали возле гавани небольшое поселение, названное ими Башней Шаршона (Башня Стратона на греческий лад). В 96 году до н. э. Кесария была завоёвана царём Иудеи Александром Яннаем и тем самым превращена в еврейское поселение. После завоевания Иудеи римским полководцем Помпеем в 63 г. до н. э. Башня Стратона вновь становится нееврейским поселением.

В 30 г. до н. э. римский император Август вернул поселение иудейскому царю Ироду, который к 10 году до н. э. полностью перестроил его, превратив в крупный портовый город. Город был назван Иродом Великим Кесарией в честь кесаря Августа.

Город существовал до 1265 года, когда был разрушен мамлюками (воинское сословие в средневековых арабских государствах, состоящее из потомков пленников из Кавказа и тюркоязычных земель).

[58] др.-греч. Ἀντίοχος — Противостоящий

[59] Севастия Армянская, Каппадокийская (греч. Σεβάστεια, лат. Sebastia/Sebastea/Sebasteia, арм. Սեբաստիա) , город в Малой Армении, ныне - Сивас (Sivas), административный центр ила Сивас, на востоке центральной части полуострова, Турция. Расположен на возывшении 1275 м., в широкой долине близ истоков Галиса (Кызылырмака) - высочайший и самый гористый город Центральной Анатолии. Узел железных дорог и шоссе, аэропорт.

[60] Карфаген. – Город этот располагался на территории нынешнего Туниса, в Северной Африке.

[61] Бре́шиа, также Бре́шия, реже Бре́ша (итал. Brescia, на брешианском диалекте Brèhä, ломб. Brèsa, зап.-ломб. Bressa, Brèscia, лат. Brixia) — город на севере Италии, в Ломбардии (столица – город Милан), административный центр одноимённой провинции.

[62] Ныне Волгоград.

[63] За́падно-Сиби́рский край — административно-территориальная единица РСФСР с 1930 по 1937 год. Образован путем разделения Сибирского края (создан в 1925 году) на западную и восточную часть. К 1937 году Западно-Сибирский край включал в себя территорию нынешних Кемеровской, Новосибирской, Томской областей, Алтайского края и Республики Алтай. В 1937 году был разделен на Новосибирскую область (в 1943 году из ее состава была выделена Кемеровская область, а в 1944 – Томская область) и Алтайский край (в 1991 году из ее состава была выделена Горно-Алтайская автономная область, преобразованная в Республику Алтай).

[64] Ура́льская о́бласть — административно-территориальная единица РСФСР СССР, существовавшая в 1923—1934 годах. Включала в себя территории нынешних Челябинской, Свердловской, Тюменской и Курганской областей, а также Пермского края. В 1934 году была разделена на Челябинскую, Свердловскую и Обско-Иртышскую области. В 1938 году из состава Свердловской области была выведена Пермская область (с 2005 года - Пермский край). В 1943 году из состава Челябинской области была выделена Курганская область. Обско-Иртышская же область в том же году была включена в состав Омской области, но в 1944 году эти территории были снова выделены с образованием Тюменской области.

[65] Антиохия Писидийская (др.-греч. Αντιόχεια τὴς Πισιδίας; лат. Antiochia ad Pisidiam) — город в Писидии (историческая область на юго-западе Малой Азии), на границе Фригии. Ныне в Анталии (провинция на Средиземноморском побережье Турции), Турция. Возведён жителями примеандрской Магнезии при Селевкидах (Селевк I Никатор).

[66] 85,34248 км.

[67] 32,0034 км.

[68] Лидия (др.-греч. Λυδία, тур. Lidya). Древняя страна, включавшая в себя некогда весь Запад Малой Азии и доходившая до Эгейского моря.

[69] Магнесия у Сипила (не путать с близлежащей Магнесией на Меандре). Ныне на этом месте находится турецкий город Маниса, расположен в западной части Анатолии, центр турецкой провинции Маниса. Почти примыкает к побережью Эгейского моря Античный город, существовавший уже в V в. до н. э., был стёрт с лица земли неоднократными землетрясениями. В древней истории он упоминается Ливием в связи с битвой 190 г. до н. э., в ходе которой римляне во главе с Луцием Сципионом нанесли страшное поражение сирийской армии Антиоха III.

В 1313 году Сару-хан Бей отвоевал Манису у византийцев и сделал её столицей своего государства Саруханогуллары. В 1390 году Маниса стала частью Османского государства, однако впоследствии потомки Сару-хана выступили против Османов на стороне Тамерлана, который восстановил их государство. Окончательно Маниса вошла в состав Османской империи в 1410 году. В 1912 году в городе проживали греки — 38,926 чел., турки — 37,900 чел., армяне — 2,000 чел., евреи — 1,000 чел. Ныне от греков полностью очищен…

[70] Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

[71] Доростол – Древнее поселение, на месте которого ныне находится город Силистра (Болгария), кафедральный город Доростольской епархии. Основан римлянами в 29 году на месте кельтского поселения и именовался Дуростор (Durostorum). Был укрепленным пунктом Римской империи в провинции Нижняя Мезия, здесь квартировал XI легион. Приобрёл статус города во времена Марка Аврелия. По разделе империи на Восточную и Западную город отошел к первой.

С конца IV века город длительные периоды времени контролировался готами, которые перестроили его оборонительные стены. В 586 году город был захвачен аварами, затем возвращен Восточной Римской империей.

В конце VII века вошел в Первое Болгарское царство. В IX веке захиревший город был возрожден как пограничная крепость Болгарского царства на Дунае. В 968-971 годах город оказался центром боевых действий между ромейской армией императора Иоанна Цимисхия и русской дружиной князя Святослава Игоревича. В 969 году русские захватили город, но через два года, после осады в апреле-июле 971 года, был отдан ромеям. После битвы при Доростоле город был переименован в Феодорополь. Болгарское правление было восстановлено в 976 году царём Самуилом. В 1001 году город возвратился в состав Ромейской империи и стал центром фемы Паристрион. В конце XI века ненадолго был захвачен печенегами, но в 1088 году отвоеван ромеями. В эту эпоху ромеи называли город Доростол (Ϫορόστολον) или Дрисива, болгары Дерстер или Драстар, а в русских летописах он упоминается как Дерестер, Дерьстр или Дельстр.

В 1186 году город стал частью Второго Болгарского царства.

В 1388 году город перешел под власть турок-османов. В начале XV века некоторое время находился под управлением валашского господаря Мирчи Старого, но в 1419-1420 году был вновь завоеван турками. В то же время город получил имя Силистрия или Силистра. В 1595 году город был выжжен турками. В XVIII-XIX веках город стал ареной борьбы войск Российской и Османской империй, ввиду стратегического положения у переходного пункта через Дунай, напротив города Калараш. Так, в июне 1773 года Румянцев овладел одним из передовых редутов Силистрии, но известие о приближении к крепости турецкой армии заставило его отступить. Русские войска осаждали город в 1809 и в 1810 годах, во второй раз добившись его сдачи. То же повторилось во время осад 1828 и 1829 годов. Последняя русская осада Силистрии, в 1854 году, была снята, а в войну 1877-1878 годов военных действий здесь не происходило. По заключении мира в 1878 году Силистрия стала частью вновь возрожденного Болгарского государства. Население, насчитывавшее в 1893 году 11710 человек, состояло наполовину из турок; в состав другой половины входили болгары, румыны, греки, армяне и евреи. Столетия османского владычества насадили в городе мусульманство и в конце XIX века, после присоединения города ко вновь возрожденной Болгарии, в городе значилось 12 мечетей и несколько церквей.

В 1913 году Силистра была присоединена к Румынии. Болгария вернула город - вначале на краткий срок в 1918-1919 годах, и снова в 1940 году.

[72] Амасра (до 1460 г. Амастрида; греч. Ἄμαστρις; род. п. Ἀμάστριδος; тур. Amasra) — город на западе черноморского побережья Турции[1]. Основан во II тыс. до н. э. на побережье малоазийской области Пафлагония.

[73] Нитрийская пустыня – местность в Ливийской пустыни к западу от дельты Нила, расположенная во впадине, ныне именуемой по-арабски Ва́ди-Натру́н (араб. وادي النطرون‎). Название долины связано с наличием в ней более десяти небольших богатых содой озёр (натрун по-гречески означает едкий натр). В регионе с IV века существовали три крупные общины монахов-пустынников: Нитрия[en], Келлия и Скитис, или Скитская (копт. ⲓϩⲏⲧ) пустыня. От последнего названия происходит название скита.

[74] Диоскора, епископа Ермопольского, следует отличать от другого Диоскора - ересиарха, патриарха Александрийского, жившего значительно позднее и осужденного IV Вселенским Собором.

[75] В настоящее время на ее месте существует светское учебное заведение, под корпуса которого переоборудованы и бывшие храмы академии.

[76] Ка́нев (укр. Канів) — город, основанный князем Ярославом Мудрым. Ныне располагается в Черкасской области Украины.

[77] Старое наименование ряда народов Сибири: хантов (народ финно-угорской группы, родственный венграм), кетов (язык Енисейской группы), югов (язык не сохранился, но тоже был оттуда), селькупов (самодийская группа, родственны ненцам и другим северным народам).

[78] Святитель завещал похоронить себя в схиме и отпевать по монашескому чину.

[79] Простонародное наименование псаломщика, чтеца.

[80] 42,67124 км.

[81] Каппадо́кия (греч. Καππαδοκία, лат. Cappadocia, арм. Կապադովկիա, тур. Kapadokya, перс. کاپادوکیه‎, Katpatuka — «Страна прекрасных лошадей») — историческое название местности на востоке Малой Азии на территории современной Турции (часть земель провинций Невшехир, Кайсери, Аксарай и Нигде). Характеризуется чрезвычайно интересным ландшафтом вулканического происхождения, подземными городами, созданными в 1 тыс. до н. э. и обширными пещерными монастырями, ведущими свою историю со времён ранних христиан.

[82] По другим данным, именно он и был главным противником канонизации преподобного.

[83] Из 16 древних городов под названием Антио́хия[1][2] (от имени Антиох) наиболее известна Антио́хия-на-Оро́нте (др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Ὀρόντου, Антиохия-на-Дафне, др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Δάφνῃ, Антиохия Великая, др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ Μεγάλη) в древней Сирии (совр. Антакья, на территории современной Турции, у Средиземноморского побережья страны, близ границ с Сирией). Слово «Антиохия» без уточнений обозначает именно этот город. Один из центров христианства, именно здесь ученикам Христа впервые дано было имя «христиане» (Деян. 11:26).

[84] Василий (Пронин), архим., История Православной Церкви на Закарпатье, - Издательство "Добротолюбие", 2005. - Свято-Николаевский Мукачевский монастырь, 2005. 141 с.

[85] Са́ва (серб. Сава, словен. Sava, хорв. Sava, венг. Száva) — река в юго-восточной Европе, правый приток Дуная. Протекает по территории Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины (образуя её северную границу) и Сербии.

[86] Равноапостольный Кирилл… Константин – его мирское имя.

[87] См. № 686 Троице-Сергиевой Лавры; № 3

Наши рекомендации