Низложение и ссылка в монастырь

Первосвятительство Митрополита Иоасафа пришлось на время малолетства Иоанна Грозного, отличавшееся борьбой боярских группировок.

В 1540 г. митр. Иоасаф ходатайствовал перед государем об освобождении кн. Бельского из темницы. С тех пор, вместе с Бельским, был "первосоветником" государя, что вызывало недовольство Шуйских.

При захвате власти сторонниками Шуйского последние не захотели признавать митр. Иоасафа. Мятежники бросали каменьями в окна кельи митрополита и принудили его удалиться на Троицкое подворье. Но на этом дело не кончилось. Боярские дети явились на Троицкое подворье и едва не убили святителя. Только просьбы игумена Троицкого Алексия, который именем преп. Сергия умолял пощадить святителя, сохранили ему жизнь.

В "Царственной книге" так говорится о низведении Митрополита Иоасафа: "Пойман бысть Великаго князя боярин, князь Иван Федорович Бельский, без Великаго князя ведома, советом боярским, того ради, что его государь у себя в приближении держал, и в первосоветниках, да Митрополита Иоасафа; и бояре о том вознегодоваша на князя Ивана, и на Митрополита; и начаша зло советовати с своими советники. А Митрополиту Иоасафу начаше безчестие и срамоту чинити великую, и по келии шибати. Иоасаф Митрополит не возможе того терпети, соиде своего двора на Троицкое подворье". Здесь его едва не убили, и "бысть мятеж велик в то время на Москве; и государя в страховании учиниша". По взятии князя Бельского "бояря пришли к государю в постельныя хоромы не по времени, за три часы до света, и пети у крестов заставили. А Митрополит Иоасаф в те поры пришел к государю в комнату; и бояря пришли за ним к государю в комнату с шумом. И сослаша бояря Митрополита на Белоозеро в Кирилов монастырь".

3 января 1542 г. митрополит Иоасаф был низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

В 1547 г. был переведен из Кирилло-Белозерского монастыря в Троице-Сергиеву Лавру. Здесь он занимался перепиской и исправлением книг.

В 1548 году возникла переписка митрополитов Макария и Иоасафа в связи с Исааком Собакой, которого митрополит Иоасаф в свое время возвратил из заключения и возвел в настоятели Симонова монастыря. В феврале 1549 года Исаак Собака был соборне осужден.

Во время Стоглавого Собора ему присылали для просмотра постановления Собора. В одном из своих замечаний на постановления Собора он высказал особую заботливость о том, чтобы тяглые люди (крестьяне) не были подавляемы бременем налогов.

В 1552 году в обители преподобного Сергия бывший митрополит Московский Иоасаф встретил возвращавшегося из победного похода царя — покорителя Казани.

27 июля / 9 августа 1555 г. мирно скончался в Троице-Сергиевой Лавре и был погребен в "келлии преподобного Сергия". Память его отмечена в Лаврском месяцеслове. Его имя входит в состав собора Радонежских святых.

Мощи его до сего времени почивают в Троице-Сергиевой Лавре в южном притворе Троицкого собора, называемом Серапионовой палатой.

В 1905 году в Серапионовой палате чугунный пол XVIII столетия был заменен на керамическую плитку, в результате сведения о точных местах захоронения древнерусских иерархов были утрачены.

В марте 2006 году в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры при ремонте пола были обнаружены места захоронений митр. Иоасафа и свт. Серапиона Новгородского, по имени которого палата получила свое название. Обнаруженные надгробия святителей Серапиона и Иоасафа представляют собой хорошо сохранившиеся белокаменные плиты с соответствующими надписями. Вместе с надгробиями были обнаружены фрагменты пола XVI века. Оригинальная кладка свидетельствует о том, что надгробия лежат на первоначальных местах - над реальными захоронениями святителей Серапиона и Иоасафа. Под плитами находятся склепы.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года имя свт. Иоасафа было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания[206].

Труды

Митр. Иоасаф был человеком образованным для своего времени и много занимался литературной деятельностью. В библиотеках Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии находилось до 23 номеров его рукописей (кроме богослужебных). На сегодняшний день известно 29 книг, принадлежавших митрополиту Иоасафу. Они находятся ныне по преимуществу в Российской государственной библиотеке: в собраниях Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии.

В Троицком собрании из его книг сохранились два Апостола, толкование на Священное Писание: две книги святителя Иоанна Златоуста — на евангелиста Матфея, а также Учительное Евангелие. Из его богослужебных книг сохранились Следованная Псалтирь, ноябрьская Минея и Трефологион. Аскетический раздел библиотеки содержит "Слова святителя Василия Великого о постничестве", "Лествицу" преподобного Иоанна Лествичника, Поучения аввы Дорофея]. К агиологии относятся два сборника Житий святых и Киево-Печерский Патерик, а также два Тактикона инока Никона Черногорца и его же Пандекты. В фонде МДА сохранилась его рукопись, содержащая Мерило праведное, и др. В книжном собрании Святителя находились также книги с произведениями его современников, это: "Миротворный круг" новгородского священника Агафона; рукопись с трудами преподобного Максима Грека, составленная им самим и им же правленная. Святителю "Иоасафу принадлежала рукопись с текстом так называемой Иоасафовской летописи[207]. Эту рукопись обнаружил А.А. Шахматов, он же установил принадлежность ее бывшему Митрополиту Иоасафу... Поэтому и летопись... А.А. Шахматов назвал Иоасафовской". Предполагается, что Митрополит Иоасаф имел отношение к созданию третьей редакции Воскресенской летописи.

Митр. Иоасафу приписывают составление жития архип. Новгородского Серапиона.

Литература

Соловьев С. М. История России, кн. I, с. 1659, 1661, 1662; кн. II, с. 31-33, 53-54, 59, 83, 414, 415, 425, 428.

М. Макарий И. Р. Ц., т. VI, с. 208.

Голубинский Преп. Сергий Радонежский, с. 137.

Горский А. Историч. опис. Троицкой Лавры. М., 1890, с. 80.

Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 337, 340, 351, 352 прим., 361, 362.

Протопопов Д. Жития святых. М., 1885, с. 338-340.

Кедров Н. Просвет. деят. Троиц.-Серг. Лавры в первые 3 века ее существ. М., 1892, с. 51.

Едлинский Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю русскую.

Самбикин Д. Месяцеслов, вып. IV; с. 359-360.

Зверинский, т. II, № 1234.

Барсуков Н., с. 259.

Голубинский, с. 329.

Ратшин, с. 185.

Денисов, с. 452.

Булгаков, с. 1405.

Строев П., с. 5, 138.

Карамзин, кн. II, т. 7, прим. 312, 328, 331.

Н. Д., с. 13.

Святая Русь, № 551.

Месяцеслов Серг. Лавры. М., 1851, с. 15-16.

Описание Серг. Лавры. М., 1842, с. 73-74.

М. Нкр., т. I, с. 512.

Список погребенных в Троицкой Лавре, № 66.

Истор. вестн., 1887, май, с. 259.

БЭЛ, т. VII, с. 167-171.

БЭС, т. I, с. 1103.

ЭС, т. XIII-а, кн. 26, с. 718.

РБС, т. VIII, с. 292-293.

Использованные материалы

Архимандрит Макарий (Веретенников). Из истории русской иерархии XVI века. Всероссийский Митрополит Иоасаф

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/12m/makarii/makarii1/2.html

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4777

Наши рекомендации