Память 26 июля / 8 августа и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился 24 сентября / 7 октября 1887 года в селе Шулка Вятской губернии в семье диакона.

14 / 27 июня 1911 года окончил Вятскую духовную семинарию по первому разряду.

12 / 25 января 1912 года был определен учителем в Богородско-Полянскую церковно-приходскую школу Яранского уезда Вятской губернии, а 1 / 14 сентября того же года перемещен на аналогичную должность в село Мушу, располагавшееся в том же уезде.

Вскоре был рукоположен во диакона, а 14 / 27 ноября 1912 года - во священника с назначением в Михаило-Архангельскую церковь села Колянур Яранского уезда.

7 / 20 января 1916 года по личному прошению был переведен в Предтеченскую церковь села Оршанка, где и подвизался до конца своей жизни.

Память 26 июля / 8 августа и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской - student2.ru
С.А. Стрельников

На протяжении своего служения в дореволюционное время отец Сергий занимался активной просветительской деятельностью: преподавал Закон Божий в Бабинском земском училище (1912-1915 гг.), Видянинском земском училище, Оршанском двухклассном земском училище, Оршанском высшем начальном училище (1916-1917 гг.). С декабря 1912 года состоял членом Миссионерского общества, с 1915 года входил в Братство святителя Николая Чудотворца, образованное в Вятской епархии.

В годы советской власти, как и все священнослужители, он был лишен гражданских прав, не раз облагался непосильными налогами, подвергался другим притеснениям. Храм села Оршанка несколько раз оказывался под угрозой закрытия, но трудами священника и верующих приходскую жизнь удавалось сохранить.

В 1933 году был возведен в сан протоиерея за ревностное служение Церкви Божией.

В 1936 году церковь в Оршанке все-таки закрыли, передав здание под зерносклад. Батюшка продолжал исполнять свой пастырский долг, совершая богослужения на дому, а в январе 1937 года благословил сбор подписей за открытие храма.

Память 26 июля / 8 августа и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской - student2.ru
Сщмч. Сергий Стрельников

Сельчане вспоминали отца Сергия как человека сострадательного, трудолюбивого и отзывчивого. В самых обычных житейских делах он был поддержкой для своих односельчан: помогал людям хлебом, участвовал в общих сельскохозяйственных работах, вместе со всеми тушил пожары в селе. Конечно, отец Сергий предвидел свою судьбу, общую для всех истинных служителей Церкви того времени. По воспоминаниям очевидцев, батюшке неоднократно предлагали скрыться, но он категорически отказался оставить паству и просил данный вопрос не поднимать.

26 июля 1937 года он был арестован по обвинению в систематическом ведении контрреволюционной агитации и заключен под стражу в камеру предварительного заключения Оршанского отдела милиции с последующим направлением в Йошкар-Олинскую тюрьму. В ходе следствия батюшка был допрошен дважды 29 июля 1937 года и виновным себя не признал. 8 августа 1937 года состоялось заседание тройки НКВД по МАССР, на котором протоиерей Сергий Стрельников был приговорен к расстрелу.

Расстрелян в день приговора, 8 августа 1937 года, в 15 часов. Погребен в братской могиле на так называемой Мендурской дороге неподалеку от Йошкар-Олы.

16 июля 2005 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было принято решение о причислении протоиерея Сергия Стрельникова к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Чин прославления был совершен 19 сентября 2005 года в Мироносицком монастыре Йошкар-Олинской епархии. В декабре 2005 года были обретены мощи новопрославленного святого, которые в настоящее время находятся в домовом храме иконы Божией Матери «Троеручица» в здании Йошкар-Олинского епархиального управления.

Своей жизнью, завершившейся мученической кончиной, священномученик Сергий Стрельников явил пример кротости и терпения, верности пастырскому долгу. Молитвами его да укрепит Господь и нас в терпеливом несении жизненного креста и исполнении христианских добродетелей.

Тропарь, глас 1

Оршанския веси отрасль доброцветную и Марийския земли благолепное украшение, новаго мученика Христова Сергия почтим, житие бо многоскорбное в гонениих лютых добродетельне совершив и славне в подвиге скончав, Божественною славою на Небесех обогатился есть. Ныне же предстоя престолу Подвигоположника Христа Бога нашего, молит непрестанно о всех нас.

Кондак, глас 2

В молитвах твоих не оскудевая, отче святый, и предстательством ограждая притекающих к тебе, буди нам всем, верою чтущим память твою, просвещение совести и очищение нравов, яко да и мы, божественною благодатию вооружившеся, возлюбим, якоже и ты, узкий путь, священномучениче преблаженне Сергие.

Награды

  • набедренник (7 / 20 марта 1915 года, к празднику Святой Пасхи, за отлично-усердную службу)
  • скуфья (1919)

Использованные материалы

  • Житие на сайте Йошкар-Олинской епархии
    • http://mari.eparhia.ru/holly/sergiy_strelnikov/
  • БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://www.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZe...BE*

И еще.

Передо мной сейчас стоит дилемма. Как известно, 8 августа – дата преставления старца Феодосия (Кашина), Кавказского, который многими почитается, как святой. Рассматривая вопрос о канонизации старца, комиссия выявила несоответствия в жизнеописании преподобного Феодосия и отклонила прошение о канонизации. Существует масса литературы, описывающей его жизнь и в каждом источнике различия настолько разительны, что понять – где правда, а где – ложь, невозможно. Но можно заметить, что вымысел очень часто вкрадывался в жития святых, которые подчас отличаются друг от друга сильнее, чем разные варианты биографии старца Феодосия. А житие благоверных князей Петра и Февронии и вовсе было записано спустя века после их кончины, да со всеми фантазиями, которые приплел простой и неграмиотный народ к их имени. В результате, сказание о жизни их стало волшебной сказкой, которая православному христианину может принести больше смущения, чем назидания. Еще больше проблем с древними святыми первых веков, о которых известно по источникам, которые передают читателю настолько различные сведения, будто речь идет о разных людях. Все они, тем не менее, были прославлены и сомнений в их святости не возникло. Сейчас, разумеется, проверить изложенные факты биографии проще, а потому жизнеописатели тех веков могли бы позавидовать возможностям работником нынешней Синодальной комиссии по канонизации святых. Тут стоит напомнить, что канонизация – есть лишь констатация факта, что человек прославлен Богом. А как это можно выяснить? Это открывает лишь сам Господь через являемые чудеса. Однако враг рода человеческого нередко глумится над людьми, являя ложные чудеса, выдавая их за признаки святости людей, явно недостойных. Многие были смущены этой бесовской ложью – отсюда и недоверие членов комиссии (напомню, что и канонизация преподобного Серафима Саровского, чтимого ныне всей Русской Церковью, прошла. несмотря на сильное противодействие – она состоялась благодаря лишь одному человеку – императору Николаю II, который, в соответствии со своими полномочиями, продавил решение, несмотря на то, что против его прославления был сам Святейший Синод).

До сих пор я просто-напросто опускал описание этого дня, но ныне решил не делать этого, а потому приведу здесь тот вариант жизнеописания старца, почитаемого многими как святого (ибо не хочу сейчас судить или навязывать читателю свое мнение). Родился он 3 мая (не знаю, по какому календарю выставлена дата) 1841 года[196] в бедной крестьянской семье Кашиных и при крещении получил имя Феодор. Родители его были весьма благочестивы и строили воспитание в соответствии с православной верой, что и предопределило путь Феодора, который рано обнаружил в себе ревность к православной вере и тягу к молитве и даже уединялся в лесу, где молился на камне. Потом он ушел из дома, скитался и далее пишется о том, что он вдруг попал на Афон, где явился в скит Положения Ризы Пресвятой Богородицы[197] и попросил о включении в число братии, назвавшись сиротой, что и решило исход дело. Он стал келейником и быстро стал выделяться среди братии своей серьезностью и сосредоточенностью к молитве, начал быстро возрастать, что вызвало зависть и притеснения со стороны старших монахов, но все терпеливо сносил. Как пишут, первое чудо он явил в 14 лет. По его молитвам была исцелена от беснования жена одного русского сановника, очутившегося здесь. Мальчик с келейной иконой Божией Матери отправился на пароход, где была женщина. По его молитвам женщина исцелилась, а когда это произошло, то Феодор отказался от вознаграждения, предложив дать деньги игумену их обители. Прошло время испытаний и когда пришло время пострига, то Феодор по благословению игумена отправился на Родину, чтобы просить благословения на постриг у родителей. Те уже не чаяли увидеть его живым и с радостью дали разрешение. В 1859 году он был пострижен в монахи с именем Феодосий в честь преподобного Феодосия Киево-Печерского. Спустя некоторое время он перешел в Стамбул (Константинополь), где трудился на монастырское подворье, а через 5 лет перешел в Иерусалим, где работал с русскими паломниками. В 1879 году он вернулся в обитель, где в 1897 года 12 декабря (снова подчеркиваю – не знаю, в каком стиле дата) был рукоположен во иеромонаха с характеристикой: «русского уроженца, преподобнейшего Феодосия, державшегося православного учения, ведущего беспорочную жизнь и всеми за такового признаваемого», при этом Феодосий получил право принимать исповедь и испытывать возводимых во священный сан, а также совершать постриг. В 1901 году умер наместник и его обязанности перешли к о.Феодосию, но он тяготился ими и вскоре сложил обязанности, после чего отправился в Иерусалим. Там он принял схиму, после чего вернулся на Родину, где поселился в станице Кавказской. Пишут даже, будто он даже был членом небезызвестной партии «Союз русского народа», чего явно не могло быть, ибо монашество, а тем более, Великая и Ангельская схима предусматривает отречение от мира и посвящение себя Богу, а это не позволяет монаху вести подобную деятельность (архиерей, принявший Великую схиму, должен оставить управление епархией).

Память 26 июля / 8 августа и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской - student2.ru храм Архангела Михаила в поселке Красный узел. Имеет малый храм, освященный в честь прп. Феодосия.
Память 26 июля / 8 августа и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской - student2.ru
Покровский собор в Мин. Водах. Боковые приделы: в честь прп. Сергия Радонежского (северный) и мученика Иоанна-воина. Нижний храм – в честь Тихвинской иконы Божией Матери

После 1917 года о.Феодосий появился в местечке Темные Буки (ныне хутор Горный), где основал монашескую общину. К тому времени он стяжал великие духовные дарования. По его молитвам происходили исцеления, ему Бог многое открывал. Молва о необыкновенном старце быстро разнеслась по окрестностям и к этому месту потянулись люди. Вскоре по его молитвам в этих местах был изведен источник. Божественная благодать через воду этого источника совершала многие чудеса. Вскоре ему было открыто о грядущем аресте и в марте 1927 года это произошло. Для проведения следствия он был вывезен в Новороссийск и в январе 1929 года осужден по 58 статье[198] сроком на 3 года, а позже заключение заменили ссылкой.[199] За старцем постоянно следовала одна из его духовных чад – послушница Любовь. Одновременно две другие сестры приобрели хатку в Минеральных водах, где ждали возвращения старца. Из ссылки он вернулся в 1932 году, прибыл в Мин.воды, где принял подвиг юродства: ходил по улицам, одетый в цветную рубашку, играл с детьми, называвшими его «дедушка Кузюка» (он именовал незнакомых ему детей «Кузя» или «Кузюка»). Вновь начали совершаться чудеса. Так, пробегая мимо дома одной женщины, он бросил ей в сени белую простыню. Та лишь посмеялась, над юродивым. На утро оказалось, что ее сына убило дверью вагона. Другой раз он спас от гибели женщину, вернувшуюся из заключения, ибо та столкнувшись с нищетой, решила наложить на себя руки. Старец же

подбросил ей мешок с большой суммой денег. Та хотела их вернуть, но он настоял: «Бог послал тебе помощь….». Также старцу было открыто время начала Великой Отечественной войны и когда она началась, он укреплял людей. В доме своем он устроил тайный храм (в условиях богоборческой власти это было частым явлением), где молился о здравии защитников Родины и об упокоении усопших. Пока позволяло здоровье, он продолжал служить. Однажды, когда немцы подошли к городу и случались обстрелы города, был случай, что о.Феодосий подбежал к детскому саду и позвал детей: «Гулю, Гулю, за мной деточки! Бегите за мной!» Дети и правда, побежали за ним, а воспитатели побежали, возвращать детей. И тут в здания детского сада угодил снаряд, но никто не пострадал, ибо все бежали за старцем. Не буду описывать другие случаи, ибо их – много. Старец пережил войну, но ненадолго. Перед смертью он долго болел, почти все время лежал, однако, молился почти целые сутки. К тому времени он знал наизусть Евангелие. Незадолго до кончины, как он попросил привести себя в местный храм Покрова Пресвятой Богородицы (о.Георгий говорил, что этот храм представлял себя просто дом, пожертвованный Церкви. Впрочем, до недавних пор это имя носил открытый в 1950 году храм, ныне – Свято-Николаевский. Прежний же – Свято-Покровский храм Минеральных вод был разрушен еще в 1937 году, как пишет сайт благочиния Минеральных вод. http://www.pravoslaviekmv.ru/index.php?page=72 Хотел бы я во всем этом разобраться). Здесь старец буквально преобразился, в состоянии одухотворенности он молился несколько часов и вышел качаясь, весь в слезах….. Он выражал желание быть погребенным в этом храме.

Перед смертью он наставлял своих духовных чад, утешал и говорил о будущем. Умер он 8 августа 1948 года в возрасте 107 лет. На отпевании о.Феодосия собралась огромная толпа народа, служил целый собор духовенства, «пели, так что все дрожало». Здесь также были чудеса и исцеления и позже множество народа устремилось на его могилу, также как и к источнику в Горном.

11 апреля 1995 года по благословению ныне покойного митрополита Ставропольского и Владикавказского

Гедеона была отслужена последняя лития по старцу, а затем совершено вскрытие могилы и мощи старца были перенесены в храм Архангела Михаила в поселке Красный узел, что под Мин.водами. Был разрешено местное почитание (комиссия по канонизации при рассмотрении вопроса о канонизации старца посчитала этот акт самоуправством. Не мне судить, кто прав, а кто – нет, я лишь излагаю факты) старца и в храме стали совершаться службы святому. 26 апреля, во вторник Светлой седмицы митрополит Гедеон совершил здесь

литургию, после чего была прочитана молитва и пропето величание святому. Был установлен день памяти старца – 8 августа, в день его кончины. В 1998 году мощи были перенесены в недавно построенный новый Свято-Покровский храм в Минеральных водах, где они и почивают до сих пор.

Почитание старца было начато и на нашей земле. В Горном была возведена часовня, сначала деревянная, но когда неизвестные вандалы ее сожгли, построена кменная, в византийских формах. 8 августа, тогда еще

архиепископ Екатеринодарский и Новороссийский Исидор освятил место бывшей пустыньки и благословил устройство здесь монашеского поселения, которое, впрочем, не приобрело статус монастыря, ибо для этого нужно решение Священного Синода, а таковое не было принято. Вскоре началось возведение храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». В пятницу Светлой седмицы 2002 года уже митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор совершил здесь первую литургию, а после небезызвестного наводнения 8 августа того же года пришлось прервать возведение храма, который тогда еще стоял без крыши – с одними стенами, ибо принадлежащий тому же приходу Свято-Пантелеимоновский приход в поселке Нижнебаканском был поврежден и в недостроенном храме пришлось начать службы, для чего поверх стен храм был накрыт толью. Ныне храм уже обрел крышу и главы. Также новый храм был построен и в поселке Нижнебаканском. Он по архитектуре подобен храму в Горном, а также Свято-Александро-Невскому храму в Борисовке, отличая лишь нюансами.

Тропарь прп. Феодосию

От юности Христа возлюбил еси, блаженне и Его ради на Свя­той Афон и ко Гробу Господню удалился еси, и тамо благодатию и даром чудес обогатився, страну Российс­кую к людем своим возвратился еси. Наро­ды Кавказа в годину гонений молитвами, подвигом юродства и чудесы многими во Православии укрепи-вый, преподобие отче Феодосие, моли Хрис­та Бога, да укрепит Гос­подь люди, зде живущия, во Православии, и оградит землю нашу миром, и спасет всех, яко милосерд.

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, 2которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.

3Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, 4и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, 5и что явился Кифе, потом двенадцати; 6потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бо́льшая часть доныне в живых, а некоторые и почили; 7потом явился Иакову, также всем Апостолам; 8а после всех явился и мне, как некоему извергу.

9Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.

10Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.

11Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

12Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то ка́к некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?

13Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; 14а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.

15Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; 16ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.

17А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.

18Поэтому и умершие во Христе погибли.

19И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.

20Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.

21Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых.

22Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.

24А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.

25Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.

26Последний же враг истребится - смерть, 27потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все.

28Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.

29Иначе, || что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?

30Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?

31Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.

32По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Эфесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!

33Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.

34Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.

35Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?

36Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.

37И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; 38но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.

39Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.

40Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.

41Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.

42Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; 43сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; 44сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.

45Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.

46Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.

47Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба.

48Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.

49И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.

50Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.

51Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся 52вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.

53Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.

54Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.

55Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?

56Жало же смерти - грех; а сила греха - закон.

57Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!

58Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.

Если нет воздаяния по смерти и все по смерти истребляются или идут в ад, вне зависимости от заслуг, то какой смысл в бедствиях подвигах? Так, сегодняшним днем живут безбожники. Тогда, поистине, теряет необходимость в каких-либо законах, в нравственности. Именно это сейчас происходит на Западе. И лишь в Боге обретается смысл существования….

Евангелие (от Матфея): 1И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, 2сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; 3и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.

4Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: 5Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.

6Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: 7привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.

8Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; 9народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна* Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

10И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?

11Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.

12И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, 13и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

14И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

15Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! - вознегодовали 16и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же

говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?

17И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

18Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; 19и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

21Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет; 22и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите.

23И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?

24Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; 25крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?

26а если сказать: от человеков,- боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.

27И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

После столь торжественного входа Христа в Иерусалим, когда толпы народа кричат, исповедуя Его Христом, а особенно – после того, как Он выгнал из храма торгующих, фарисеи и старейшины иудейские в очередной раз пришли ко Христу с претензиями, дескать, по какому праву Он так поступает. Но Господь тут же обличает их лицемерие. Он спрашивает их об Иоанне Предтече и они…. боятся высказать свое мнение при народе, так как они привыкли купаться в народном почитании и делать то, что нравится народу. А какой тогда смысл им что-то говорить, если они говорят не то, что почитают истиной, а то, что выгодно? И Господь не отвечает им. И так всегда происходит с человеком, который дорожит мнением людей о себе, ведь его позиция не всем может нравиться. Если он действует по правде, то он неизбежно будет вызывать у кого-то неприязнь. А если для него главное – симпатии людей, то он будет делать все, чтобы их завоевывать и поддерживать, не стесняясь ни притворством, ни ложью. Поистине, здесь можно вспомнить слова Христа, приведенные в Евангелии от Луки: «берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие». И с целью оградить от этого духа этот текст нам и читается….

И чтения праздника преподобного Моисея. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу.

14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

22Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Глава 6.

1Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Евангелие (от Луки): 12В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

17И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских[200]и Сидонских[201], 18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

Среда 9 августа.

Этот день известен, в первую очередь, как день полиелейного праздника в честь Великомученика и целителя Пантелеимона, чья частица мощей имеется в Горном, а также и в храме Новомучеников и исповедников Российских в нашем городе. Однако в этот день отмечается и еще ряд праздников, о которых следует также написать.

Наши рекомендации