Память 25 июля / 7 августа, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родилась в 1896 году[194] в с. Котово Мышкинского уезда Ярославской губ. (ныне Угличского района Ярославской обл.) в благочестивой крестьянской семье. Ее отец был старостой Успенской церкви с. Котова. С детства Ираида хотела стать учительницей, из-за бедности семьи она вынуждена была заниматься самообразованием.

В 1918 году поступила на годичные курсы при учительской семинарии в г. Угличе с условием, что изучит 7 предметов, которые при поступлении не знала. Занималась девушка со всем усердием. По окончании курсов только три девушки сдали все зачеты, среди них была и Ираида.

В 1919 году, окончив курсы, работала учительницей в школе с. Архангельское-в-Бору.

В 1922 году училась в Угличе на вечерних богословских курсах, организованных Угличским еп. Серафимом (Самойловичем). После знакомства с архиеп. Серафимом стала его духовной дочерью. Была регентом хора в Успенской церкви в с. Котове и одним из активных членов церковноприходского совета и церковной общины.

После выхода Декларации митрополита Сергия некоторое время примыкала к «непоминающим», отказываясь петь в церковном хоре, чтобы не поминать за богослужением заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского).

Ездила в ссылку к архиеп. Серафиму, передавала продукты и деньги.

В 1931 году была арестована, ей предъявлялись обвинения в поддержке осужденного духовенства. Была приговорена к трем годам ИТЛ. После освобождения ей было отказано в восстановлении на работе в местной школе.

В 1934 году была арестована по обвинению в "антисоветской деятельности", 24 дня находилась в заключении, после чего была освобождена за недоказанностью обвинения.

Работала учительницей в школе с. Покровские Горки. В 1941 году после строительства Угличской ГЭС школа была затоплена. Ираида Осиповна к преподаванию больше не вернулась, была регентом хора Успенской церкви с. Котова.

В начале 1938 года Ираида Осиповна познакомилась в Угличе с освобожденным из заключения еп. Василием (Преображенским) и пригласила его жить в своем доме. Поселившись в с. Котове, еп. Василий договорился с местным свящ. Константином Соколовым служить в будние дни для небольшого круга верующих вечерню и литургию, на которых Ираида Осиповна регентовала и пела. Также был организован евангельский кружок, а позднее в бане при доме Ираиды Осиповны был устроен домовый храм.

5 ноября 1943 года она была арестована вместе с еп. Василием и иером. Дамаскином (Жабинским) по обвинению "антисоветская агитация, участница нелегальной а/с церковной организации "Истинно Православная Церковь", активная антисоветская деятельность, участие в организации подпольной домашней церкви". При обыске в ее доме были изъяты антиминс, панагия, два серебряных креста, две иконы, полное архиерейское облачение и вся церковная утварь, необходимая для богослужения. Наличие тайной антисоветской организации и свое участие в ее работе она категорически отрицала. Проходила по групповому делу "Дело иеромонаха Дамаскина (Жабинского) и др. Ярославская о., 1944г."



Память 25 июля / 7 августа, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской - student2.ru
Ираида Осиповна Тихова

7 октября 1944 года приговорена к ссылке в Коми АССР сроком на 5 лет. Жила в Сыктывкаре и работала на кожевенно-обувном комбинате на выделке тюленьих шкур. Работа была очень тяжелой: ей приходилось очищать тюленьи шкуры от жира. В 1945 году из ссылки написала письмо в НКВД, где просила пересмотреть ее дело, но получила отказ.

6 ноября 1948 года была освобождена. После окончания ссылки некоторое время оставалась в Сыктывкаре. Потом вернулась на родину. Ее здоровье было подорвано, болели отмороженные руки и ноги.

В 1954-1955 годах Успенская церковь была закрыта. Ираида Осиповна пыталась препятствовать ее разорению, заменяла сломанные замки в храме.

С 1955 года ухаживала за парализованным после аварии братом-летчиком, переселившись с ним в баньку, которую легче было протопить зимой.

Скончалась 7 августа 1967 года в с. Котово и похоронена на сельском кладбище рядом со всеми родными, возле развалин Успенской церкви.

27 апреля 1989 года была реабилитирована зам. прокурора Ярославской обл. по 1944 году репрессий.

Причислена к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2001 года.

Использованные материалы

  • Еп. Вениамин (Лихоманов) "Ираида [Тихова]" // Православная энциклопедия, т. 26, с. 234-235
    • http://www.pravenc.ru/text/673819.html
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://www.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITc...B**
  • Исповедница Ираида, мирянка с. Котово Угличского района (+1967) // Официальный сайт Ярославской епархии
    • http://www.yaroslavl-eparhia.ru/html/eni_edaeaa_oaee__.html

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, 2которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.

3Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, 4и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, 5и что явился Кифе[195], потом двенадцати; 6потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бо́льшая часть доныне в живых, а некоторые и почили; 7потом явился Иакову, также всем Апостолам; 8а после всех явился и мне, как некоему извергу.

9Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.

10Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.

11Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

12Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то ка́к некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?

13Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; 14а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.

15Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; 16ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.

17А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.

18Поэтому и умершие во Христе погибли.

19И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.

20Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.

21Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых.

22Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.

24А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.

25Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.

26Последний же враг истребится - смерть, 27потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все.

28Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.

Против отрицающих всеобщее воскресение мертвых. Если не будет воскресенья мертвых, то и Христос не воскрес. Если же Он воскрес, то почему Бог не может воскресить и тела прочих людей? Посему утверждающие такое сомневаются в Боге. Но сотворивший мир из ничего (и положивший закон, что ничто из ничего не может появиться и не может совсем исчезнуть) не может ли и истлевшее тело человека восстановить и душу вселить в него?

Евангелие (от Матфея): 1И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, 2сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; 3и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.

4Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: 5Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.

6Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: 7привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.

8Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; 9народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна* Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

10И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?

11Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.

12И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, 13и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

14И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

15Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! - вознегодовали 16и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?

17И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

18Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; 19и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

21Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет; 22и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите.

23И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?

24Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; 25крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?

26а если сказать: от человеков,- боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.

27И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

Господь проклинает бесплодную смоковницу. Некоторым это действие кажется бессмысленным, ведь время плодов еще не пришло, а потому проклинать дерево из-за их отсутствия кажется бессмысленным. Однако отмечается, что на нем не было не только плодов, но даже завязи, а лишь одни листья. Потому Господь проклинает дерево, так что оно засыхает. Господь проявляет свое Божественно могущество, а ученикам дает наставление о вере. Их вера слаба, потому Господь говорит им это, уча не простой вере в существование Бога, в которой нет ничего хитрого, но доверию Богу, подобному тому, как дитя доверяет матери или отцу, не допуская мысли, что те могут замышлять зло (впрочем, у детей бывает и такое, но это скорей отклонение от нормы, чем норма). Такая вера – действительно является редкостью. Апостолы обрели такую веру лишь по Сошествии на них Духа Божия. Мы тоже должны понимать, что сами мы слабы, но лишь с помощью Божией можем обрести такую веру. Путь же к этому лежит через труд над собой. Конечно, на практике мы не всегда получаем просимое, но это происходит из-за того, что мы не всегда понимаем, чего просим. Часто исполнение наших желаний обернулось бы для нас большим злом, хоть для человека, не могущего видеть будущее, это не очевидно. Но Бог видит все, а потому ограждает нас от зла. Понимание того, что Бог не дает нам то, что для нас вредно – тоже дело веры и тоже полезно... Однако проклятие бесплодной смоковницы имеет и другой смысл – душа, не приносящая доброго плода, но порождающая одни лишь греховные мысли и дела, не стяжавшая в себе Царства Божия уже на земле, не войдет в него и в будущей жизни. Бог изымает человека из этой жизни, когда видит, что лучше, чем есть, человеку уже не бывать, а будет только хуже. Поэтому, Писание призывает нас с вами, пока есть возможность, возделывать поле своей души, дабы она не порождала одно зло, но метаемое в нее семя Слова Божия прорастала в ней, принося плоды, преображая эту душу и делая ее достойной Царства Божия.

И чтения праздника праведной Анны. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 1Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: 2он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. 3Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; 4но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, 5чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

6А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" 7Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

8Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.

9Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?

10Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.

11Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.

12Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня: 13знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, 14но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.

15Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.

16Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?

17Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.

18Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.

19Дети мои, для которых я снова в му́ках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!

20Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.

21Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?

22Ибо написано: || Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.

23Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.

24В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, 25ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; 26а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам.

27Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.

28Мы, братия, дети обетования по Исааку.

29Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.

30Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.

31Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.

Евангелие (от Луки): 1После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, 2и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, 3и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.

4Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: 5вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; 6а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; 7а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; 8а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный.

Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

9Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

10Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

11Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; 12а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; 13а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; 14а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; 15а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

16Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

17Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.

18Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь.

19И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.

20И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.

21Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

Как ни таись, но все тайное становится явным и как ни скрывай дела свои, они все равно откроются и если они дурны, то исход будет по делам человека, если же они добрые, то и исход будет таков, притом, не только в будущем веке, но уже здесь. Мир ревностно следит за нашими делами и высматривает буквально через микроскоп все дела верных Божиих, а потому горе нам, если наши дела дурны.… Но речсь не идет о том, чтобы творить добро напоказ. Это – гибельный путь. Речь идет о том, что как ни скрывай дела свои, а они откроются и горе человеку, если они – злы.

Вторник 8 августа.

Наши рекомендации