Преподобный Памва, Киево-Печерский затворник

Дни памяти: 18 / 31 Июля, 28 Августа / / 10 Сентября (Печер.(Д))

Преподобный Памва, Киево-Печерский затворник, иеромонах, совершил подвиг исповедничества. Находясь в иноческом послушании, он был схвачен татарами и много лет страдал у них в плену за отказ отречься от христианской веры. Впоследствии преподобный был чудесно восхищен из плена и поставлен в своей келлии. Скончался он в затворе в 1241 году. Мощи его почивают в Феодосиевых пещерах.

Тропарь Памве, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах, глас 1:

Неленостным послушанием / и отвержением воли своея / крепко себе обуздав, / вдался еси за Христа Бога на муки и раны, / от Негоже сугубо, всечестне отче Памво, венчався, /
молися о душах наших.

О дне сем.

Чтения литургии. Отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 20Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; 21ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается.

22Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что́ сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.

23Ибо я от Самого Господа принял то́, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб 24и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.

25Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.

26Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

27Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.

28Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.

29Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.

30Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.

31Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.

32Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

33Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.

34А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.

Глава 12.

1Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.

2Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.

3Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.

4Дары различны, но Дух один и тот же; 5и служения различны, а Господь один и тот же; 6и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.

Апостол продолжает рассуждать о причащении Святых Таин, призывая испытывать себя, прежде чем приступать к ЧАШЕ. Господь говорит: «если не будете есть плоть и пить Кровь Сына Человеческого, то не будете иметь в себе жизни». Но в то же время ничто нечистое не может приступить к Богу и лишь по милосердию Бог позволяет человеку приблизиться к себе. Это достигается через покаяние и через особую подготовку к принятию Таинства, хоть ныне постоянно раздаются голоса о том, чтобы эту подготовку сократить или вовсе упразднить, как некое препятствие. И тем полезнее вспомнить в этой связи эти слова апостола.

Евангелие (от Матфея): 1В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?

2Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них 3и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; 4итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; 5и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; 6а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.

7Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.

8Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; 9и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.

10Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

11Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

12Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?

13и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.

14Та́к, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

Почему в Царстве небесном больше тот, кто будет, как дитя? Потому ли, что дети, якобы, особо чисты? Нет, склонность ко греху в человеке проявляется с рождения, а дети ныне освобождаются от обязательной исповеди перед причащением лишь потому что не способны осознавать своих поступков. Но дети в норме склонны верить своим родителям и даже если вчера они имели на родителей обиду, то сегодня они уже не помнят зла и снова доверяют им. Презрение и ненависть к собственным родителям появляется у него лишь с взрослением, когда с возрастанием ума возрастает и грех. И потому человек призывается к такой же безоговорочной, детской вере Богу. Как ребенок не может подумать, что родители хотят ему зла, так и христианин должен разуметь, что Бог всегда заботится о нем и не беспокоиться сверх меры, полагая себя в руки Божии и повинуясь воле Божией, изложенной в Священном Писании. Напомню, что предание гласит, что ребенком, которого в ответ на вопрос показал Господь, был будущий священномученик Игнатий Богоносец, не на словах, а на деле исполнивший эти слова и всегда пребывавший с Богом. Мы с вами далеки от этого и больше склонны доверять себе и часто как бы забываем, что для Бога нет ничего невозможного, а потому и сомневаемся, надеясь больше на свои силы. Но Господь призывает, трудясь, тем не менее, полагаться на руку Божию, устраивающую все ко благу….

Вторник 1 августа.

Праздников на этот день приходится довольно много. Так, в этот день отмечается праздник в честь прославления преподобного Серафима Саровского. У нас раньше в дни его праздника служился, в лучшем случае, полиелей. Однако, по календарю, этот праздник предусматривает служение всенощного бдения. Здесь я напомню, что частица его мощей имеется и в нашем городе – в Свято-Успенском соборе. Также в этот день совершается совместный праздник святителей Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Частицы мощей святителя Митрофана Воронежского и святителя Тихона Задонского имеются в храме Новомучеников. 28 октября / 10 ноября 1868 года в Бежецком Рождественском храме был освящен алтарный придел в честь вышеназванных русских святителей. Храм в здании Воронежского духовного училища был освящен в их честь.

Особый тропарь и кондак трем святителям был составлен известным агиографом А. Н. Муравьёвым.

Затем, в силу разных причин, этот праздник потерял былую торжественность, стал забываться и постепенно исчез из церковных календарей.

В 1980-х годах тропарь и кондак празднику были напечатаны в новом издании т. наз. зелёных Миней (Июль, ч. 2).

В начале XXI века были предприняты усилия к возрождению праздника. 24 августа 2012 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин) совершил чин великого освящения в честь трех святителей земли Российской нижнего придела Благовещенского кафедрального собора.

Таким, образом, день для нас, новороссийцев, можно назвать особым. Отдельно стоит упомянуть чтимый в этот день праздник Собора Курских святых. Собор Курских святых был учрежден в 2003 году по ходатайству митрополита Курского и Рыльского Иувеналия и благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в память столетия канонизации преподобного Серафима Саровского. Празднование было установлено в день обретения мощей и прославления святого Серафима - 19 июля.

По благословению митрополита Иувеналия, в 2004 году, к празднованию юбилея 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, в иконописной мастерской Курской духовной семинарии создан новый образ Собора святых, в земле Курской просиявших.

Наши рекомендации