В. Обязанности священноначальствующих в Церкви.
Вопрос:Для какой цели установил Христос священноначалие в Церкви?
Апостол говорит, что Христос Спаситель поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению (то есть, для усовершенствования) святых (христиан) на дело служения, для созидания (т.е. устроения)Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви. (Еф. 4: 11-16)
Значит, священноначальствующие научают верующих истинам Божиим, сообщают им Божественную благодать и управляют ими, и всем этим возводят верующих к совершенству.
Вопрос:Откуда видно, что учительство в Церкви принадлежит священноначальствующим?
Христос Спаситель не всем верующим, а только Апостолам и их преемникам сказал: идите, научите все народы (Мф. 28: 16, 19,20)
"Самим одиннадцати" и их преемникам, а не всем христианам сказано Господом идите по всему миру и проповедуйте Евангелие (Мр. 16: 14,15), уча уверовавших соблюдать все повеленное (Мф. 28: 20)
Для проповеди и научения Господь Сам поставил особых лиц (т.е. определил быть особым лицам): Он поставил одних Апостолами, ... иных пастырями и учителями (Еф. 4: 1)
Вопрос:Как же сектанты говорят, что все они и все, вообще, люди имеют от Господа повеление и право проповедовать?
Сектанты говорят так по заблуждению, а заблуждаются они по зависти к священноначальствующим в Церкви лицам, имеющим право проповедовать и поучать.
Ап. Павел не мыслит так, как сектанты. Он спрашивает: Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? (1 Кор 12: 29).
Чтобы проповедовать и учить, для этого нужно иметь право и полномочие: как проповедывать, говорит тот же Апостол, если не будут посланы (Рим. 10: 15)? Никто сам собой не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр. 5:4).
А сектанты, взявшись не за свое дело проповеди, являются более виновными, чем древние самочинщики Корей, Дафан и Авирон с их сообщниками (Числ. 16: 10)
Вопрос:Откуда видно, что только одним священноначальствующим поручено священнодействовать?
Господь, посылая Апостолов на проповедь, только им и их заместителям и преемникам поручил совершать священнодействие крещения (Мф. 28: 19)
Так, действительно и было (Деян. 8: 38; 1 Кор 1: 14, 16; Деян. 10: 48). Затем только Апостолы низводили Святого Духа на крещенных, а рядовые верующие не могли делать это. И Симон, говориться в книге Деяний (8: 18-24), увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый принес им деньги и хотел купить эту власть, но был осужден за это. А сектанты сами присвоили себе это право и оказываются виновными более, чем Симон, потому что последний за деньги хотел купить, а сектанты дерзнули как бы украсть право священнодействия у священноначальствующих лиц Церкви.
Далее Ап. Иаков говорит, что для совершения таинства Елеосвящения нужно приглашать пресвитеров Церкви (Иак. 5: 14).
Священноначальствующие предстательствуют в Церкви (1 Фесс 5: 12) и совершают таинство Евхаристии, т.е. таинство Тела и Крови Христовых (Лук. 22: 12; ср. 1 Кор 11: 24,25).
Вопрос:Какое особенно высокое священное дело вверено Господом священноначальствующим епископам и пресвитерам?
Им вверено Господом право отпускать верующим грехи. Спаситель сказал Апостолам и их преемникам так: истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено и на небе. (Мф. 18: 18) В другой раз, по воскресении из мертвых, Господь, явившись Апостолам, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, но том останутся (Иоанн. 20: 22, 23)
Вопрос:Как же у сектантов выполняется эта заповедь Спасителя?
Никак не выполняется. Никто им грехов их не отпускает. Так и помирают они, несчастные, с грехами своими.
Вопрос:Откуда видно, что право управлять Церковью принадлежит священноначальствующим?
Сам Спаситель сказал Апостолам и их преемникам, чтобы они учили верующих соблюдать все, что Он повелел (Мф. 28: 20).
И Ап. Павел так говорил пресвитерам Ефесской Церкви об их обязанности управлять верующими: внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога. (Деян. 20: 28)
Кто пасет стадо, тот, конечно, управляет им. Также и Ап. Петр умоляет пастырей пасти стадо Божие, а верующим говорит: "младшие повинуйтесь пастырям (1 Петр. 5: 1-5). Епископу Тимофею Ап. Павел дает поручение управлять Ефесской Церковью, научая его посланием, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины (1 Тим. 3: 15)