Б. Таинство священства, или священнодействие хиротонии (рукоположения)
Вопрос:Как совершается со времен Апостольских поставление тех или других лиц для священноначалия?
Оно совершается через священнодействие рукоположения, называемое по-гречески хиротониею.
Вопрос:Откуда видно, что право на священнослужение сообщалось чрез рукоположение?
Это видно из действования Св. Апостолов, дошедшего неизменно и до наших дней.
Ап. Тимофей поставлен епископом с возложением на него рук священства, то есть, епископов (1 Тим. 4: 14). В этом священнодействии принимал участие и Ап. Павел, о чем он напоминает Ап. Тимофею: напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение (2 Тим. 1:6)
Затем, - Ап. Павел, когда поручает Еп. Тимофею поставлять пресвитеров, указывает, что это священнодействие поставления совершается с возложением рук: рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах (1 Тим. 5:22)
Наконец, из книги Деяний видно, что священнодействием поставления на дело священнослужения в некоторых Малоазийских городах Апостолы присоединили к Церкви многих уверовавших рукоположив им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян. 14: 23 ср. 21, 22)
Вопрос:Сколько степеней священнослужения было и есть в Церкви от дней Апостольских?
Их было и есть три: епископская, пресвитерская и диаконская.
Вопрос:Где в Слове Божием упоминается об этих трех степенях?
Об епископах и диаконах говорится в 1 Тим., 3 гл.
О пресвитерах, т.е. об иереях, или священниках, говорится в Деян 14: 23, и посл. Титу (1 гл., 5 ст.) Ап. Павел пишет, чтобы он поставил по всем городам пресвитеров.
Вопрос:Как совершается поставление епископов?
Епископа поставляют несколько епископов. Еп. Тимофей, например, был поставлен с возложением рук священства( 1 Тим 4: 14), то есть с возложением рук епископов, и как толковали Отцы Церкви (напр., Св. Иоанн Златоуст, Феодорит и др.) И Апостольское Правило 1-е читается так: епископа да поставляют два или три епископа.
Вопрос:Как поставляются пресвитеры и диаконы?
Их поставляет один епископ.
Так, Еп. Титу Ап. Павел пишет, чтобы он поставил по всем городам пресвитеров (Тит. 1:5). А вот слова Ап. Павла Тимофею: рук ни на кого не возлагай поспешно. (1 посл. 5: 22); значит, Еп. Тимофей единолично поставлял пресвитеров.
И Апостольское правило 2-е говорит: пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет един епископ.
Вопрос:Священноначалие не есть ли выдумка людская?
Нет, оно не от людей, но от Бога. Он (Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова (Еф. 4: 11, 12). И в 1 посл. Коринфянам читаем: Иных Бог поставил в Церкви во-первых, Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями (12: 28; ср. и 29 ст.)
Также и в кн. Деяний Ап. Павел, обращаясь к Ефесским пресвитерам, говорит: Дух Святый поставил вас. (Деян. 20: 17-28).
Вопрос:Допустимо ли самочинное присвоение дел Церковного священнослужения?
Совершенно недопустимо. Сам собою никто не может сделаться ни епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни учителем, потому что никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон ( Евр. 5: 4)
И Апостолам Господь сказал: не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас. (Ин. 15: 16)
Вопрос:Христиане-миряне имеют ли право поставлять кого-либо для дел Церковного священнослужения?
Нет, не имеют, потому что это право принадлежит только законным епископам, как благодатным преемникам Апостолов.
Еп. Тимофей был поставлен не мирянами, но с возложением рук священства (1 Тим. 4: 14). Рукополагать пресвитеров Ап. Павел поручил тому же Еп. Тимофею - своему ученику, а не мирянам (1 Тим. 5: 22).
Точно так же и на острове Крите поставить по всем городам пресвитеров (Тит. 1: 5), должен был, по повелению Ап. Павла, Еп. Тит, а не критские христиане-миряне. И Ап. Павел и Варнава, приобретши учеников своим благовествованием в Малоазийских городах - Антиохии, Иконии, Листре и Дервии, рукоположили им пресвитеров сами, а не поручили сделать это уверовавшим (Деян. 14: 23)
Вопрос:Имеют ли законное священноначалие сектанты?
Не имеют, потому что все они - самочинники.
Пашковцы или евангелики совершенно отвергают священноначалие, а баптисты и адвентисты принимают самочинных пресвитеров.
Вопрос:Чем они оправдывают свое самочинство?
Они говорят, будто первые иерусалимские христиане-миряне сами поставили себе диаконов (Деян. 6 гл)
Вопрос:Основательно ли это суждение сектантов?
Нет, не основательно и прежде всего потому, что в 6-й главе кн. Ап. Деяний говорится не о третей степени церковного священнослужения - диаконской, а о диаконах - лицах, которым было поручено распоряжение по удовлетворению общей потребности тогда собранных (Иоанн Злат. и 16 прав. 6-го Всел. Собора). Затем, должно иметь в виду, что Апостолы, во избежание беспорядков, повелели иерусалимским христианам избрать из среды себя семь человек, изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их, говорили Апостолы, поставим пещись о столах. Когда же христиане избрали семерых, то поставили их пред Апостолами, и те, помолившись, возложили на них руки (Деян. 6: 2,3,6). Не миряне, как лжемудрствуют сектанты, а Апостолы поставили избранных лиц на службу. Так нередко и у нас, особенно в единоверческих приходах, прихожане избирают, а епископ поставляет избранных в сам священнический или диаконский, если признает их достойными.
Вопрос:Неужели у сектантов и не может быть истинного священноначалия?
Нет, сектанты, если они не соединятся с Православной Церковью, не могут иметь истинного священноначалия, потому что секты появились недавно, а священноначалие должно идти непрерывно от дней Апостольских. Что священство в Церкви Христовой непрерывно, это видно из слов Спасителя св. Апостолам и их преемникам: се, Я с вами во все днидо скончания века (Мф. 28: 20)
Посему и Ап. Павел говорит: Сей (Христос), как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее (Евр. 7: 24)
Новозаветное священство называется непреходящим в противоположность ветхозаветному Ааронову, которое кончилось в день создания Церкви Христовой.
Вопрос:Как должно думать о сектантах, отрицающих значение преемственного священства и присваивающих себе свободное руководительство в молитве и священнодействиях?
К ним применимы обличения Ап. Петра и Ап. Иуды, направленные на мечтателей, которые отвергают начальства и злословят высокие власти. Горе им. потому что идут путем Каиновым, предаются обольщениям мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей (Иуды 1: 8, 11; ср. 2 Петр. 2: 10)
Вопрос:Неужели истинное священство, идущее от дней Апостольских, не может прерваться и уничтожиться, и, следовательно, никогда не потребует вновь учреждать священноначалие в Церкви Христовой?
Нет, истинное священноначалие не только непрерывно, но и неуничтожимо, неодоленно и будет существовать до самого конца времен.
1) Сам Спаситель сказал Апостолам и их законным преемникам: се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28: 20)
2) Спаситель также говорил: как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его (Мф. 12: 29) Сильный - Вседержитель Христос, Глава Церкви; дом Его - Церковь (1 Тим 3: 15), а вещи в доме - все, что есть в Церкви Христовой, то есть: истинное благодатное священноначалие, благодатные священнодействия и прочее.
Значит, для того, чтобы одолеть и разрушить церковное священноначалие Христово, - для этого нужно, прежде всего, Самого Христа - Сильного связать, а этого никогда не удастся достигнуть, хотя бы и всему бесовскому царству, во главе с сатаною. Не сокрушить бесовским преспешникам- сектантам и священноначалия истинного.
3) С Церковным священноначалием пребывает непрерывно Дух Святый, ибо неложно слово Спасителя Св. Апостолам и их преемникам: "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век. (Ин. 14: 16) Дух Святый и не допускает и не допустит всему священноначалию впасть в заблуждение.
4) И Апостол говорит о неодоленности священства: Сей (Христос), как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее (Евр. 7: 24); а непреходящее священство Христово в Церкви земной, воинствующей, проявлялось, проявляется и до скончания века будет проявляться в лице верных священнослужителей.