Перечень некоторых гомилетических тем по Ветхому Завету

1. О ТВОРЕНИИ МИРА (Быт 1; в память вмц. Варвары). Святая познала единого истинного Бога, созерцая ночное небо. Апостол указывает, что Бог явлен нам в Своих творениях (Рим. 1:20). Сложность, гармония и красота природы свидетельствует о Творце (Пс. 18:2).

2. ПАДЕНИЕ АДАМА (Быт 3; в неделю сыропустную). Грех заключался в отказе полностью доверять Богу. Ева внимает клевете Змея. Люди соблазняются обещанием быть как боги: на первое место они ставят не Божию, а свою волю. В этом первые люди прообразуют каждого из нас, ибо все мы стоим перед этим искушением. Последствия греха в нашей жизни. Возврат к Богу через веру в Иисуса Христа.

3. ЗАВИСТЬ И БРАТОУБИЙСТВО (Быт. 4:1-16; во вторую неделю Великого поста). Каин возненавидел Авеля из зависти. Каждый человек наш брат. Если мы одержимы завистью, значит, в нас нет любви к брату. Так, мать не может завидовать своему ребенку, поскольку любит его. Великие беды, которые приносит зависть в отношения между людьми. Духовное богатство сердца, которое умеет сорадоваться успеху ближнего.

4. ПРАОТЦЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (Быт 19; Кол. 3:4-11; в неделю 29 по Пятидесятнице). Родословие народов в Библии учит о кровном родстве и братстве всех людей (Деян. 17:26). Это естественное родство приобретает высшее духовное значение в новом сверхнароде, Церкви Христовой, где «нет ни эллина, ни иудея».

5. ВЕРА АВРААМА (Быт. 12:1-4; 15,6; Гал. 3:6-9; в неделю св. праотец). Авраам проявил послушание Богу, ибо целиком доверился Ему. Он пошел в неведомую страну, ни о чем не спрашивая. Он продолжал верить Богу, хотя был бездетен, бездомен, не имел земных надежд. Все истинно верующие – «дети Авраама». Только полное доверие к Господу может быть основой их жизни.

6. ЛЕСТВИЦА ИАКОВЛЯ (Быт. 28:10-17; Богородичная паремия). Бесконечность и величие Божие. Человек, казалось бы, ничтожен перед Ним (Пс. 8). Но Слово Божие открывает нам, что Творец имеет промыслительное попечение о мире и человеке. Он устанавливает связь между Небом и землей, между вечным и временным. Ее символизирует лествица Иаковля. Она есть прообраз Божией Матери, соучастницы Боговоплощения. Само явление Господа на земле укрепило эту связь с Небом (Ин. 1:51). Мы обретаем ее в крещении, таинствах, молитве.

7. ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ (Быт 37 сл.; история Иосифа; в неделю св. праотец). Против Иосифа было все: коварство завистливых братьев, клевета египтянки, несправедливость господина, но Бог человеческое зло обратил в добро. Иосиф оставался предан нравственным заветам своей веры и восторжествовал над всеми невзгодами. Самое несчастье его промыслительно послужило для сохранения народа Божия.

8. ВЕРА И ПОСЛУШАНИЕ МОИСЕЯ (Исх 3 сл.; в неделю перед Рождеством Христовым). Моисей мог избрать и жизнь при дворе, но предпочел защищать угнетенных (Евр. 11:23-28). Он не считал себя способным стать вождем народа, но повиновался Богу, возложившему на него великую миссию. Это относится и к жизни каждого из нас (выбор пути и послушание Богу).

9. ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ (Исх. 20:1-17; в неделю 12 по Пятидесятнице). Отвечая на вопрос богатого юноши, Господь привел заповеди Моисеевы. Они являются основой нравственной жизни христианина, получают в Новом Завете более глубокий духовный смысл. Если ветхозаветную Церковь Бог извел из дома рабства, то новозаветную Он искупил от греха. Если в древности соблазном были языческие идолы, то нас соблазняют идолы гордыни, тщеславия, себялюбия, алчности и прочие. В Нагорной проповеди (Мф. 5) Господь Иисус по-новому осветил заповеди Моисеевы, призывая не только воздерживаться от деяний, но и хранить в чистоте душевные движения (свт. Ириней Лионский).

10. ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ (Исх 32; неделя 3 по Пятидесятнице). Господь говорит о невозможности служить Богу и маммоне. Золотой телец – символ суетных земных вожделений. Израильтяне предпочли зримого «бога», который дает им благополучие, Богу незримому, который ведет их по неведомому пути. Не бываем ли и мы склонны отдавать свою душу только земному, не ищем ли только своего, уклоняясь от требований веры?

11. СКИНИЯ (Исх 33; Рождественские дни). Скиния была зримым образом того, что неисповедимый и неприступный Бог пребывает среди Своего народа в Своей Церкви. Отметить, что слова Ин. 1:14 дословно переводятся: «поставило среди нас скинию». Отныне каждый храм является скинией, где явлен Господь. Сама св. Церковь есть стан народа Божия, где в центре пребывает Христос (в таинствах и Слове Божием).

12. СОБЛАЗНЫ ИДОЛОПОКЛОНСТВА. Когда мы читаем о древних культах язычников, которые соблазняли членов ветхозаветной Церкви, нам кажется, что это относится только к древним временам. Но на самом деле языческий соблазн не потерял своей силы. Ханаанские боги плодородия обещали людям благополучие, богатые урожаи, победы на войне и т.п. Они олицетворяли богатство, чувственность, власть. Взамен они требовали только строгого соблюдения обрядов. Не искушают ли и нашу душу те же соблазны, хотя и под другими оболочками?

13. ДАВИД И ГОЛИАФ (1Цар. 17). Библейское сказание показывает, что побеждает не земная сила, а вера. Бог споспешествует слабым, но утвержденным в вере. Так было и в жизни многих святых.

14. ГРЕХ ДАВИДА И ЕГО ПОКАЯНИЕ (2 Цар 11-12; Пс 50; в неделю по Рождестве Христовом). Власть царей в древности. Их своеволие. Грех Давида. Обличение Нафана. Давид понимает, что положение царя не ставит его над заповедями высшего Царя – Господа. Его покаяние. Вера Давида. Давид как праотец Христа по плоти. Показывая грехи, бывшие в жизни праведников, Библия учит нас, что они не были сверхъестественными существами. Впадая в грех, они через покаяние возвратились к Богу. В этом надежда и указание для всех нас.

15. ВИДЕНИЕ ПРОРОКУ ИЛИЕ НА СИНАЕ (3 Цар 19; в день памяти пророка). Борясь с язычниками, пророк применил силу. Но это ему не помогло. Он ищет нового откровения от Господа. Бог является не в бури и пламени, а веянии тихого ветра. Так было указано пророку, что Господь милосерд, что борьба верных за истину должна вестись в духе кротости. Сам Христос говорит о Себе: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29).

16. ОБЛИЧЕНИЕ ПРОРОКАМИ ЛОЖНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ (Ис. 1:11-17; Ам. 5:21-24; Мих. 6:6-8). Пышность и торжественность ветхозаветного богослужения. Но Бог отвергал его, если люди не исполняли Его волю (Пс. 49). Это относится и к христианам. Украшение храмов, пение, посты угодну Богу только в том случае, когда человек стремится жить по Евангелию.

Словарь терминов

АПОКАЛИПТИКА (от греч. «апокалипсис», откровение) – общий термин, обозначающий особый жанр библейских и апокрифических книг, в которых содержание учения раскрывается языком символов, аллегорий и видений (Дан, Иоиль, Откр, частично Ис, Иез, из апокрифов Енох, Апок. Варуха и др.).

БЕДНЫЙ или НИЩИЙ (евр. «аивэ», множ. – «анавим», или «эбион», множ. – «эбионим») – слово, означающее не только неимущего человека, но праведника, который, не возлагая надежд на земные блага, уповает на Бога.

БОГОПОЗНАНИЕ (евр. «даат Элог`им») – термин означает главным образом не теоретическое познание Бога, но любовь к Нему и жизнь по Его заповедям.

БОГОВДОХНОВЕННОСТЬ, или БОГОДУХНОВЕННОСТЬ –термин, прилагаемый к каноническим книгам Св. Писания, означает, что авторы этих книг писали, будучи вдохновлены Духом Божиим.

ВЕРА(евр. «эмун`а») – слово, означающее в Библии не просто уверенность в бытии Божием, но полное доверие к Создателю.

ВУЛЬГАТА(лат.) – латинский перевод Библии, осуществленный блаженным Иеронимом (IV в.).

ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ(День Ягве) – в простонародном представлении день, когда Бог поразит врагов Израиля. По учению пророков – день последнего Богоявления, когда Ягве установит на земле Свое Царство.

ДОМ(евр. «байт») – этим словом часто называется Иерусалимский храм как место пребывания Славы Божией (см. «Слава»).

ДУХ (евр. «руах») – слово «руах» переводится как дух, дыхание и ветер (смотря по контексту). Эта многозначность термина указывает на библейскую веру в единство сил Божиих, действующих в мире.

ЗАВЕТ(евр. «брит» – договор, союз). Этим термином обозначается главный принцип библейской религии, построенной на богочеловеческой основе: Союз Творца и твари является идеалом истинной веры (см. Обетование).

КУМРАН –местность на побережье Мертвого моря, где были найдены рукописи иудейской секты ессеев (135 до Р.Х. – 68 г. по Р.Х.). Перевод части текстов имеется на русском языке.

МЕССИЯ(евр. «маш`иах», греч. «христос») – помазанник, человек, над которым совершен обряд помазания священным елеем. Обряд означает пребывание на помазаннике Духа Божия. Помазанниками называли священников, пророков и гл. образом царей. Помазанником в сотериологическом смысле слова называется Избавитель мира, Который был обещан в ВЗ и явился миру в НЗ в лице Иисуса Христа.

МИР(евр. «шал`ом») – в узком смысле слова – прекращение войн; в широком смысле – эра благоденствия, когда над людьми пребудет благословение Божие.

МУДРОСТЬ, или ПРЕМУДРОСТЬ(евр. «хокм`а») – умение жить согласно разуму и Закону Господню, умение управлять домом и царством. Впоследствии М. означала разумный строй мироздания и олицетворялась божественной Ипостасью – М. Ягве. М. называется также особый род библейской литературы (Притч, Кн. Иова, Еккл).

ОБЕТОВАНИЕ –обещание Божие. То, что Господь обещает верным, заключившим с Ним Завет (см.). Бог как Царь Правды не отменяет Своих обетований, но по греховности людей может отодвигать в будущее их осуществление.

ОСТАТОК(евр. «ше`ар») – избранная часть народа Божия, которая остается верной Завету (ср. Бедные).

ОТРАСЛЬ(евр. «Цем`а», «Нец`ер») – синоним Мессии (см.). После того, как древо рода Давидова будет срублено, из его корня выходит молодой Побег.

ПАРЕМИЯ(греч. притча) – богослужебное чтение из книг ВЗ.

ПРЕИСПОДНЯЯ(евр. «ше`ол») – место, где, по представлениям древних (греч. Аид, шумерск. Кур), пребывают тени умерших. Из Преисподней нет возврата, и обитатели ее ведут полубессознательное существование. До III-II вв. до Р.Х. евреи разделяли это воззрение, но в III-II вв. ветхозаветный человек получил откровение о грядущем воскресении мертвых.

ПРОРОЧЕСТВО –в узком смысле предсказание будущего. В ВЗ чаще всего это слово означает возвещение Слова по повелению Божию.

ПЛОТЬ(евр. «бас`ар») – синоним немощного рода человеческого. У ап. Павла – психофизическая природа человека.

СВЯТОСТЬ(евр. «кад`ош») – слово, означающее священное. «Святым» называлось все, относящееся к культу. Святость Божия – несоизмеримость Творца и твари. Святость народа Божия – посвященность его Богу, проявляемая в исполнении Закона и Заповедей.

СЕПТУАГИНТА(LХХ) – греч. перевод ВЗ, именуемый переводом Семидесяти. Осуществлен в III-II вв. до Р.Х.

СЛАВА(евр. «кав`од») – видимые знаки Теофании (см.).

СОТЕРИОЛОГИЯ(от греч. сотер – Спаситель) – учение о спасении.

ТЕОКРАТИЯ(греч. боговластие) – термин, введенный Иосифом Флавием. Означает общественный строй, основанный на Законе Божием. Искажение теократии есть иерократия – политическая власть духовенства.

ТЕОФАНИЯ(греч. Богоявление) – зримые образы присутствия Бога среди людей (неопалимая купина, огненный столп, колесница в видении Иезекииля). Высшей Т. стало Воплощение Слова.

ТОРА(евр. наставление) – в широком смысле любое божественное повеление. В спец. смысле – Пятикнижие Моисеево.

ЭКЗЕГЕЗА(греч.) – толкование текста (Св. Писания).

ЭСХАТОЛОГИЯ(греч.) – учение о «конце», т.е. о посмертной судьбе человека и о конце истории. Эсхатологическими книгами Библии являются Дан, часть Ис, Иоиль, часть Зах, части Евангелий и Откровение.

Наши рекомендации