Обетование и исполнение (обзор важнейших тем и символов Ветхого Завета в связи с Новым)

1. Бог призывает.В ветхозаветном Откровении начало диалогу между Богом и человеком полагает Сам Господь. Именно Он призывает избранников на служение, порой даже не посвящая их в тайны Своего Домостроительства. Так происходит с Авраамом, Моисеем, пророками. И Христос Спаситель начинает созидание Своей Церкви призванием учеников.

2. Вера – праведность.Аврааму вменена в праведность его вера, доверие к Богу. Эта вера движет праведниками Ветхого Завета. Об этом свидетельствует апостол, изображая подвиг тех, кто вручал себя Провидению и надеялся на обетование Божие (Евр. 11:4-33). Пророки провозглашали веру и верность основой жизни (Исайя, Аввакум). Вера творила чудеса. Хранившие ее «угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не принявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение» (Евр. 11:34-35). В Новом Завете вера в Бога, явившегося в лице Иисуса Христа, открывается как великая спасающая сила. Ап. Павел связывает обетование с верой, начало которой восходит к Аврааму. Христиане – его потомки «по вере» (Рим. 4:16). Именно беззаветная вера «оправдывает» человека перед Творцом, то есть очищает и приобщает к Его дарам. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим, и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим. 5:1-2).

3. «Немощное мира».Орудиями и исполнителями замыслов Божиих, как правило, избираются люди, которые сознают свою человеческую немощь. Но именно через эти «скудельные сосуды» явлена бывает сила Божия, которая «в немощи совершается» (2Кор. 12:9). Авраам – скиталец в чужой земле. Моисей – человек «косноязычный» (Исх. 4:10); Иеремия страшится призвания, так как слишком молод (Иер. 1:6). Пророки встречают непонимание и сопротивление. Точно так же апостолы Христовы «люди некнижные и простые» (Деян. 4:13). Ап. Павел страдал мучительным недугом (имел «жало в плоть»). Но «немощное мира избрал Бог» (1Кор. 1:27).

4. Школа страданий.Большинство мужей Ветхого Завета прошли через горнило испытаний. Господь взирал на тех, кто страдал (Иосиф, Самсон, Давид, Иеремия, Товит, Иов). Они «были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в м`илотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:37-38). Эту судьбу страждущих разделил и Сам Богочеловек. Гонимый, осужденный, распятый, Он дал силу терпения и мужества Своим последователям. Апостолы Его с первых же дней истории Церкви испытывали преследования и скорби (см., напр., свидетельство ап. Павла о своей жизни и тяжких трудах: 2Кор. 11:24-29).

5. Пустыня как место подготовки к служению.В пустыне Господь открывается Моисею и Илие. Из пустыни призывается Креститель. В пустыне же сорок дней пребывает Христос Спаситель, искушаемый от дьявола. В Библии пустыня – антипод жизни, своего рода царство смерти и сатаны. Но как раз там с особой силой явлено могущество Божие. И первенствующая Церковь, согласно Апокалипсису, удаляется в пустыню, спасаясь от Дракона (Откр. 12).

6. Земля обетованнаястановится в Ветхом Завете прообразом Царства Божия, которого взыскуют верные (Евр. 4). Святой град этой земли, Иерусалим – прообразом грядущего воцарения Бога в творении (Откр. 21).

7. Жизнь на чужбинеслужит двойной цели: в одних случаях она есть вразумляющее наказание (Плен вавилонский), в других – средство для сохранения народа Божия (Египет). Рассеяние же верных (диаспора) подготавливает всемирную проповедь Благой Вести. Церковь Христова начинает свою жизнь среди язычников, опираясь сначала на иудейскую диаспору, а потом сама становится новым христианским «рассеянием». «Ибо не имеем здесь постоянного града, – говорит апостол, – но ищем будущего» (Евр. 13:14).

8. Заветесть средство соединения Бога с человеком, сначала в рамках одного народа, в момент его создания и спасения из рабства. Выражением Завета становится Закон, «детоводитель ко Христу» (Гал. 3:24). Он сменяется Новым Заветом (Иер. 31:31), который устанавливает Господь Иисус Христос на Тайной Вечери (1Кор. 11:25).

9. Спасение в Общине.Ветхий Завет не рассматривает спасение, то есть приобщение к божественной жизни, как нечто относящееся только к индивидууму. Уже в обетовании Аврааму Бог говорит о «народе» – потомках его. Эти потомки постепенно образуют Общину – Церковь, которая призвана быть «царством священников и народом святым» (Исх. 19:6). Так же и Господь Иисус на камне веры апостолов основывает Свою Общину – Церковь (Мф. 16:18). Она есть «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1Петр. 2:9).

10. Остатокозначает, что не весь народ как таковой достоин земли обетованной и Царства. В его недрах образуется ядро верных, которые сохраняют Завет Божий. В Евангелии это «малое стадо» (Лк. 12:32).

11. Помазанник Господеньобещан как Царь из рода Давидова, как Личность, Которая будет действовать силою Духа. Его Царство будет Царством Божим, когда Господь «посетит» мир и явит Себя людям. Он победит царство зла и греха и как Сын Человеческий (Дан. 7) воцарится над верными. Эти пророчества исполнились во Христе Иисусе.

12. Символы таинств Церкви, странствующей в мире, также имеют свое начало в Ветхом Завете. Вода с времен Моисея стала знаком обновления и спасения (Крещение). Вино и Хлеб – символы мессианской Трапезы становятся в Евхаристии Кровью и Плотью вечного Агнца Божия. Елей, которым помазывались цари, становится прообразом таинства миропомазания, которым каждый новокрещеный приобщается к «царственному священству».

Таким образом, как единый Бог раскрывал постепенно Свою волю и замыслы в обоих Заветах, так и библейские символы и темы образуют непрерывную цепь, связующую каждый этап св. истории спасения.

13. Преображение мира.Пророки предвидят то время, когда отпадение человека от Бога кончится примирением. На земле воцарится новый Едем. Смерть и грех будут уничтожены. Это пророчество относится уже к концу времен.

14. Слово Божие и воля человеческая.С самого начала ветхозаветной истории мы видим, с каким трудом принимали люди Слово Божие, как легко подменяли его собственными желаниями и иллюзиями. А порой оно встречало упорное сопротивление. Наряду с теми, кто от Авраама до Девы Марии и апостолов вручали себя Воле небесной, мы постоянно видим тех, кто остался глух к Слову Сущего. То, что б`ольшая часть Израиля не приняла Благую Весть – знамение общечеловеческое, трагедия, которая совершалась от Едема до Голгофы и продолжается и после прихода в мир Сына Божия. «Иудеи требуют чудес, и еллины ищут мудрости, – говорит ап. Павел, – а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие, для самих же призванных, иудеев и еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор. 1:22-24).

Вопросы для повторения
1. Как осуществляется преемственность двух Заветов в тайне призвания?
2. Какую роль играет вера в обоих Заветах?
3. Почему Бог избирает «немощное мира»?
4. Какое значение имеет «школа страдания»?
5. Какое значение имеет пустыня в Библии?
6. Что прообразует земля обетованная?
7. Какую роль сыграла жизнь народа Божия в Плену и в рассеянии?
8. Каково соотношение старого и нового Заветов?
9. Из чего видно, что Божие Домостроительство совершается в Общине и через Общину?
10. Что означает «Остаток»?
11. Как осуществилось в Новом Завете пророчество о Помазаннике?
12. Какие символы Ветхого Завета связаны с таинствами Церкви?
13. Как учит Библия о грядущей судьбе мира?
14. Как изображается в Библии отношение человека к Слову Божию?

Приложения

1. Краткая библиография

Принятые сокращения

БВ — Богословский Вестник
БВЛ — Библиотека Всемирной литературы
ВДИ — Вестник Древней истории
ЖМП — Журнал Московской Патриархии
ИДВ — Б. А. Тураев. История древнего Востока. Л., 1936
ПМ — Православная мысль
ПО — Православное обозрение
ПС — Православный собеседник
ТБ — Толковая Библия
ТКДА — Труды Киевской Духовной Академии
ХЧ — Христианское чтение
ЧОЛДП — Чтения в Обществе любителей духовного просвещения

Наши рекомендации