Церковь «Краеугольный камень»
г. Харрисонбург, штат Виргиния. Пастор Джеральд Мартин.
Статистика: семьдесят пять ячеек;
воскресные богослужения посещают девятьсот человек
После семи лет экспериментирования с различными ячеечными моделями церковь «Краеугольный камень» теперь чувствует, что она начала вырабатывать собственный «желудочный сок», вместо того чтобы использовать чужой (это сравнение изобрел Ральф Нейбор, чтобы показать абсурдность копирования чужой модели со всеми ее особенностями и нюансами). Раньше церковь чувствовала себя, как Давид, который пытался сразиться с Голиафом, облачившись в доспехи Саула, но теперь они обрели новое чувство стабильности, радости и свободы.
Модель Г-12 помогла церкви «Краеугольный камень» восстановить в исправленном виде прежнюю систему. Несколько лет назад в церкви было организовано то, что они называли лидерскими ячейками, во главе которых стояли пасторы. Эти ячейки встречались дважды в месяц. В тот период в церкви ощущалась атмосфера взаимной ответственности и единства. Однако слабость системы заключалась в том, что все лидеры были собраны в «особых» ячейках, и это отделяло их от обычных членов церкви и даже вызывало чувство элитарной избранности. По этой причине они отказались от лидерских ячеек и призвали всех лидеров стать членами «обычных» церковных ячеек.
Но без контроля и подотчетности, которые обеспечивались в лидерских ячейках, церковь, казалось, утратила чувство направления. Услышав о модели Г-12, они осознали правильность своей прежней стратегии. Стараясь избежать прежних ошибок, церковь «Краеугольный камень» приняла модифицированную стратегию групп двенадцати. Теперь все ячеечные лидеры в этой церкви принимают участие в деятельности двух ячеек: в одной они являются подопечными, а в другой — наставниками. Такой подход устраняет потребность в районных служителях (наблюдателях). Каждый лидер ячейки наблюдает за лидерами ячеек, являющимися членами его ячеечной группы, и помогает им в служении.
Уникальность стратегии Г" 12, реализованной в «Краеугольном камне», заключается в том, что только лидер ячейки может приглашать новых людей на собрания своей открытой ячеечной группы. Если член группы захочет пригласить нового человека, ему предлагают открыть собственную ячейку, не прекращая при этом посещений родительской группы.
Стратегия Г-12 предоставила этой церкви неограниченные возможности для роста церкви. Теперь лидеры естественным образом вырастают в ячейках. Вместо того чтобы, как раньше, назначать лидеров, в «Краеугольном камне» теперь просто официально признают лидерами тех, кто открывает собственные ячеечные группы. Модель 5x5 сдерживала естественное развитие лидерства, но в настоящее время эта церковь очень естественно высвобождает новых лидеров в служение. Возьмем, к примеру, дерево. Вы когда-нибудь видели, чтобы дерево в процессе роста стонало и кряхтело от напряжения? Нет, дерево растет просто и естественно. Подобным же образом и модель Г-12 высвободила потенциал этой церкви для постоянного и естественного роста.
Каждый пастор в дополнение к воспитанию новых ячеечных лидеров также участвует в руководстве каким-нибудь служением — это служения поклонения, молитвы, заботы, вспоможения, молодежное, детское и т. д. Пастор Мартин сказал мне: «Церковь опять чувствует единство. Мы работаем как одна команда». Видение и направление церкви восстановлены. Стратегия Г-12 обновила церковь и вдохнула новую жизнь в ее ячеечную структуру.
«Церковь народов»
г. Атенс, штат Джорджия. Доктор Мел Холмс.
Статистика: тридцать ячеек;
воскресные богослужения посещает одна тысяча человек
«Церковь народов» — это новаторская церковь, которая не боится изменений, даже если ради этого приходится платить высокую цену. Например, когда в 1995 году церковь осуществила переход к ячеечной структуре, сто пятьдесят человек ушли из нее. И все же «Церковь народов» продолжает расти и оказывать сильное влияние на многонациональное население своего города.
Концепция Г-12 помогла этой церкви выработать собственную стратегию. Сначала руководство церкви требовало, чтобы все лидеры посещали два собрания — родительскую ячейку и открытую ячеечную группу. Однако с течением времени церковь обнаружила, что новые лидеры постепенно все более сближались с ячейками, которыми они руководили, и все более отдалялись от родительских ячеек, в которых они получали воспитание, заботу и обучение. Как в жизни многие дети, подрастая, все менее ощущают нужду в родительской опеке, точно так же потребность новых лидеров в родительской ячейке становилась все меньше по мере того, как они сами становились более зрелыми родителями. Их отношения не разрывались полностью, но, как и у родителей с детьми, они начинали меняться по мере взросления детей.
Руководство церкви осознало, что главной проблемой было не количество собраний в неделю, а попытка поддержания значимых отношений с двумя отдельными ячеечными группами (в каждой находилось от десяти до двенадцати человек). Через некоторое время именно по этим соображениям церковь решила позволить отдельным людям уходить из родительской ячейки и становиться лидерами независимых ячеек.
Необходимость в контроле и подотчетности (особенно для тех, кто оставил родительские группы, чтобы стать независимыми лидерами ячеек) была компенсирована воскресным утренним собранием ячеечных лидеров. Поначалу такие собрания проходили еженедельно, начинаясь за час до воскресного богослужения. Все активные лидеры посещали эти собрания, где они получали помощь, назидание и подготовку.
Однако через полтора года церковь уже не чувствовала потребности в еженедельном проведении этих лидерских собраний. Теперь руководители церкви встречаются со всеми лидерами ячеек один раз в месяц, в субботу вечером. Кроме того, старший пастор встречается раз в две недели с лидерскими наставниками, чтобы помочь им поддерживать, вдохновлять и молиться за лидеров.
Принципы Г-12, которые были взяты на вооружение в «Церкви народов»:
1. Все члены церкви проходят обучение и готовятся стать лидерами. Никого не называют стажером ячейки. Все являются потенциальными лидерами.
2. Цель каждого лидера — воспитать двенадцать учеников.
3. Лидеры ячеек выступают в качестве наставников для тех новых лидеров, которые выходят из их родительской ячейки, открывая собственные группы. Когда все члены ячейки становятся лидерами, лидер родительской ячейки встречается со всеми, по крайней мере, два раза в месяц, в дополнение к руководству своей ячейкой.
4. Каждому в этой церкви служат, и каждый потом служит сам.
5. Человек не становится членом группы двенадцати до тех пор, пока не начнет вести ячеечную группу.
6. Каждый должен завоевывать людей для Христа и воспитать потенциальных лидеров. Каждого члена ячейки призывают постепенно найти свой «народ» (однородную группу), которая станет его группой двенадцати.
7. Ячейки теперь умножаются не делением, а через насаждение новых групп.
Руководители церкви больше не назначают территориальных и районных пасторов или районных служителей. Вместо этого они предпочитают готовить «наставников». Доктор Холмс встречается с семью наставниками лидеров (их в конце концов должно стать двенадцать), которые, в свою очередь, встречаются со своими двенадцатью. Доктор Холмс говорит: «...взаимоотношениям в ячейках уже не наносится урон, потребность в штатных работниках остается невысокой, и потенциал каждого человека получает развитие».