Шаг четвертый: выездной семинар «Энкуэнтро»
Многие из тех, кто принимает Иисуса Христа в МХМ, несут в себе боль прошлых обид и душевных ран, последствия своего греховного поведения и привычки, сформировавшиеся в процессе жизни под контролем князя тьмы. Раньше в МХМ считали, что, просто подняв руку вместе со словами: «Я принимаю Иисуса», новообращенный сразу может измениться.
Но скоро они поняли, что «принятие Иисуса» является только первым шагом. Они осознали, что «принявшим Иисуса» требуется какое-то время, чтобы приблизиться к Богу. Они признали необходимость для каждого новообращенного испытать личную встречу с Иисусом (по-испански «энкуэнтро» означает «встреча». — Прим. перев.). Теперь в МХМ считают, что по своему эффекту участие нового верующего в трехдневном семинаре «Энкуэнтро» можно сравнить с целым годом посещения церкви.
Выездные семинары «Энкуэнтро» проводятся в рамках каждого из однородных служений (мужского, женского, семейного, профессионального, молодежного, подросткового и детского). Мы с Ральфом Нейбором приняли участие в подобном семинаре, организованном служением молодых профессионалов, который проходил в просторном загородном мотеле. На нем присутствовало около восьмидесяти человек.
Если такой семинар проходит в рамках женского однородного служения, на нем присутствуют только женщины. То же можно сказать и о мужском однородном служении. Исключение составляет семейное служение. Внутри этой категории семинар «Энкуэнтро» проводится в три этапа. Первый из них организуется для женщин, второй — для мужчин, а последний предназначен для обоих супругов. В семейном служении МХМ эти семинары начинаются со встречи для женщин, чтобы пробудить в них дух покаяния и молитвенное настроение, следуя принципам, изложенным в Первом послании Петра (3:1-6).
Только в рамках молодежного служения каждую неделю более пятисот человек принимают участие в выездных семинарах «Энкуэнтро».
Обычно на этих семинарах присутствует от семидесяти до ста двадцати человек, поэтому крупные отделы служений проводят по несколько таких семинаров одновременно в разных местах. Например, молодежное служение организует от шести до восьми семинаров «Энкуэнтро» еженедельно. Семинары начинаются вечером в пятницу и заканчиваются вечером в воскресенье. За участие в работе семинара каждый вносит определенную плату. Эти встречи проходят в определенных центрах, находящихся за пределами Боготы (например, в загородных домах, отелях, домах отдыха и т. п.). МХМ намеренно увозит людей подальше от города и повседневных забот, чтобы Бог мог действовать более мощным образом. МХМ не согласна с идеей, что такие семинары могут проводиться в здании церкви, поскольку оно находится слишком близко к суете и заботам городской жизни.
За месяц до «Энкуэнтро» лидеры и ученики из соответствующей сети Г-12 начинают горячо молиться, вести духовную битву и даже берут пост за тех, кто должен принять участие в семинаре. МХМ осознает, что такие семинары — это в первую очередь духовная битва за людей.
На семинаре «Энкуэнтро» каждый человек получает концентрированное учение об освобождении от греха, освященной жизни и силе Святого Духа. Кастелланос говорит: «Мы служим людям, помогая им обрести уверенность в спасении, внутреннее исцеление, освобождение от демонического влияния и исполнение Святым Духом. Когда человек покидает семинар, чудо уже произошло!» Мой опыт участия в «Энкуэнтро» подтверждает вышесказанное. Мы отметили здоровый баланс между учением с кафедры и личным служением. Участники семинара посвятили все утро обучению, а послеобеденное время — личному служению.
Программа семинара затрагивает четыре аспекта жизни человека. Во-первых, участников знакомят с учением об уверенности в спасении. В МХМ хотят быть уверенными в том, что духовное возрождение человека действительно произошло и что новообращенный действительно испытал прикосновение Бога, а не просто механически повторил «молитву покаяния». Довольно часто человек впервые по-настоящему принимает Христа только во время семинара.
Во-вторых, участники получают освобождение и внутреннее исцеление. Лидеры, ведущие семинар, учат людей истинному пониманию покаяния и тому, как жить в смирении и сокрушении перед Богом. Очень часто во время «Энкуэнтро» участники начинают молиться, исповедовать свои грехи и даже с плачем и слезами взывать к Богу.
Кроме того, лидеры «Энкуэнтро» рассказывают участникам о прощении и новом положении верующего во Христе. Очень часто новообращенные не умеют прощать и не могут принять прощение. Многие из них также чувствуют себя недостойными принять Божью любовь. В МХМ учат, что Иисус Христос испытывает личный интерес, заботу и сострадание к каждому человеку и желает исцелить каждый грех и каждую рану, нанесенную в прошлом.
Кастелланос считает, что, если человек не приносит плодов, это симптом действия внутри него какой-то враждебной силы. Такие препятствия могут иметь следующие корни: отвержение в детстве, травматические переживания в подростковом возрасте, греховные связи, вовлечение в оккультизм, конфликтные семейные отношения, проклятия и другие подобные явления. Во время этих семинаров МХМ использует специальные анкеты, помогающие выявить корни родовых проклятий.
Часто люди не осознают, что находятся под Божьим судом из-за своего греха. Во время «Энкуэнтро» прошлые грехи обнажаются и исповедуются, что позволяет человеку принять освобождение. Таким образом, эти трехдневные семинары становятся временем принятия исцеления от внутренних ран и избавления от духовных оков прошлого.
В-третьих, семинары «Энкуэнтро» — это время принять полноту Божьего Духа. МХМ считает, что крещение Святым Духом сопровождается знамением говорения на иных языках. Поэтому большая часть людей во время работы семинаров начинает говорить иными языками. В МХМ воодушевляют и побуждают людей использовать иные языки в своей личной молитвенной жизни. Однако на официальных богослужениях проявление языков обязательно должно сопровождаться соответствующим истолкованием. (Сезар Фахардо в разговоре со мной упомянул, что говорение на языках необходимо для лидера ячейки. Сезар Кастелланос и Клаудия Кастелланос придерживаются того же мнения.)
В-четвертых, новообращенный знакомится с учением о видении МХМ. Участники узнают о планах МХМ охватить Евангелием всю нацию, используя концепцию ячеечной церкви, и о том, как каждый из них может принять в этом активное участие.
Часто во время «Энкуэнтро» организуется собрание у большого костра, где участники семинара пишут «письма», в которых рассказывают о своей прежней жизни. Затем они бросают эти письма в огонь, символически демонстрируя, что все прежнее прошло и теперь наступила новая жизнь во Христе. После этого участники поют радостные песни и прославляют Бога.
Кроме интенсивного обучения и времени личного служения на семинарах также уделяется большое внимание неформальному общению верующих и отдыху. Спорт, еда и общение способствуют формированию дружеских связей.
Шаг пятый: постсеминарское обучение (пост-«Энкуэнтро»)
Этот этап начинается сразу после проведения семинара «Энкуэнтро». Участникам, прошедшим семинар, предлагаются последние три навигаторских урока, которые посвящены следующим темам: основы веры, рост в христианском служении и христианский характер3. Постсеминарский этап подготавливает нового верующего к поступлению в лидерскую школу. До введения этого этапа многие люди уходили из церкви сразу после участия в «Энкуэнтро». Постепенно в церкви осознали, что столкнулись с ответной атакой сатаны. После организации постсеминарских уроков процент ухода новообращенных резко снизился4.
Шаг шестой: школа лидерства
После постсеминарского обучения молодой верующий начинает посещать годичную школу лидерства. Между этими двумя этапами существует прямая преемственность, поэтому те, кто участвовал в «Энкуэнтро» и прошел постсеминарские уроки, сразу же поступают в лидерскую школу.
Школа лидерства проводится в форме двухчасовых еженедельных занятий, которые организуются в рамках различных однородных служений. Студенты посещают школу только раз в неделю, а не каждый день, как это было раньше при старой системе обучения. Обычно в классе насчитывается по меньшей мере пятьдесят студентов. В процессе обучения студенты не просто сидят и слушают учителя. От каждого студента требуется активное участие и практическое применение полученных знаний. В течение первого семестра 1999 года только в рамках молодежного служения обучение в школе лидерства прошло более семи тысяч молодых людей.
Сезар Кастелланос написал для каждого семестра отдельный учебник. «Встреча первая» (первый семестр) рассказывает о Божьей цели для человечества, о греховном положении человека, о личности Иисуса Христа и уникальности христианства. «Встреча вторая» (второй семестр) в качестве основной темы рассматривает Крест Иисуса Христа. «Встреча третья» (третий семестр) учит о крещении, молитвенной жизни, авторитете Священного Писания и доктрине о Святом Духе. Еще один учебник, «C.A.F.E. 2000» (сборник учебных материалов на тему лидерства в ячейках), также используется в преподавании наряду с учебниками «Встречи» с целью подготовить человека к руководству ячеечной группой.