Бог – Любящий Отец для людей
Рассмотрим такой жизненный пример. В благополучной семье растет ребенок. Главная роль в его воспитании, конечно, принадлежит матери, ведь хорошую мать никто и никогда заменить не сможет. Мама стремится с раннего возраста уберечь ребенка от бед, проблем со здоровьем и, разумеется, от потери самой жизни. И, бесспорно, все мамы стараются научить своих детей избегать жизненных опасностей и готовят к тому, чтобы они смогли в дальнейшем самостоятельно и правильно идти по жизненному пути. Ведь юному человеку нужно войти во взрослую жизнь порядочным, нравственным, духовно и душевно не сломавшимся.
Мать учит ребенка, чтобы он не играл со спичками, газом, бензином, был осторожен с острыми инструментами, умел правильно переходить дорогу и многому другому. Если мать пошла в магазин, а ребенка оставила одного, она ему объяснит, чтобы он ни в коем случае ни с кем не уходил: «Кто бы тебе что ни говорил, жди меня». Если ребенок умный, послушный и любит свою маму, то, кто бы его ни заманивал, он не уйдет с чужим человеком и дождется маму. Мы понимаем, как важна эта связь растущего человека с матерью и со своей семьей и какая это трагедия – разрыв связей и потеря жизненных ориентиров.
Мы, люди, сотворены по образу Божию. В некотором роде мы все – Его дети. А христиане, принявшие Святое Крещение, являются действительно Божиими детьми, усыновленными Ему через Иисуса Христа в этом Таинстве духовного возрождения. Бог становится для нас, христиан, подлинно родным Отцом, Который стремится уберечь нас от духовных бед и жизненных катастроф. Он хочет нам только доброго, хочет, чтобы мы жили светло, правильно и обрели вечную, бессмертную жизнь. Как заботливая мать и добрый отец, Он оберегает нас от неправильных поступков, от всего того, что несет нам зло. Грех – это страшный вред, который мы причиняем сами себе, своим душам, своим телам, своим жизням.
Бог совершенен, Он всегда был и будет таким, Он ни в ком и ни в чем не нуждается. Он так возлюбил людей, что хочет привести нас в Свое Царство, даровать нам Вечную Жизнь. Мы обращаем к Нему наши молитвы, надежды, отвечаем на Его любовь в меру своих сил, а Он ведет нас к спасению. Так возникает живое общение между Господом и человеком.
Если человек Богу усыновлен, если он пребывает в союзе любви с Богом, он должен быть Ему верен. Эту любовь нельзя предать, своего Небесного Отца нельзя ни на кого променять. Вот об этом и говорит первая заповедь Закона Божиего, данного Богом на Синае. Она звучит так: Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх.20:2–3).
Вопрос не только в том, что люди верят в существование Бога. Главное, что этот Бог для них является их Богом, что у них есть связь веры и доверия с этим Богом.
Много детей в этом мире, но не все дети – мои дети. Много матерей на земле, но не всякая мать – моя мать.
Единый Бог, Единый Господь с нами заключает союз любви и становится для нас родным – нашим личным Богом. Слово «Господь» означает не просто Бог, а мой Бог, Тот Бог, Которому я служу и пред святостью и величием Которого я преклоняюсь. И никто другой никогда не может и не должен в моей жизни занять Его место. Иначе я не смогу стать таким, каким замыслен Богом, и не смогу быть наследником Вечной Жизни. Я не смогу жить нормально, преодолевая все трудности, чтобы жизнь была светлой, согретой радостью бессмертия.
Как место матери для ребенка не должен занимать чужой человек, так и место Бога в жизни христианина никем и ничем другим не должно быть занято.
Вопросы:
1. Каково значение матери для ребенка?
2. Почему чужой человек не может заменить маму?
3. Как люди становятся Богу родными?
4. Может ли Бога кто-нибудь полноценно заменить?
Заповедь вторая
Не делай себе кумира и никакого изображения того,
что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
не поклоняйся им и не служи им
Предательство Божией любви
В Священном Писании Ветхого Завета Бог через Своих пророков неоднократно обличает еврейский народ в блуде и прелюбодеянии (см. Ис.1:21; Иер.2:20, 3:1, 8–9; Ос.4:15). Как это понять?
Прелюбодеяние – грех против любви. Обращение Израильского народа к суевериям, иным богам и поклонение им Бог оценивает как предательство.
В первой заповеди Господь сказал: Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх.20:3). Но ведь Он Сам и есть Единый и Единственный Бог, других нет. Так о чем же речь? Кто они, эти другие боги?
Других богов, кроме Единого, не существует. Но место Истинного Бога в жизни как всего народа, так и отдельного человека, может занять кто-то другой или что-то другое. Поэтому вторая заповедь, данная Богом на все времена, звучит так: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им (Исх.20:4–5).
Кумир – это ложный, не настоящий бог. Более трех тысячелетий прошло с того времени, когда на Синайской горе раздавались слова Господа, открывавшего Свой нравственный закон людям. Однако слово «кумир» звучит и в нашем двадцать первом веке современно и актуально. Кумирами открыто называют артистов, спортсменов, футбольные или хоккейные команды…
Казалось бы, что ко всему этому заповеди Божии не имеют отношения. Однако даже изображения этих знаменитостей становятся почитаемыми и чуть ли не священными в глазах их поклонников. Но давайте вспомним слова Господа о ложных богах – кумирах: Не делай себе кумира и никакого изображения. Если человек кого-то или что-то ставит на то место в своей жизни, которое может занимать только Истинный Бог, ни к чему хорошему это привести не может.
Известно, как почитатели своих живых кумиров ревностно относятся к их изображениям или символам, а подчас ради своих кумиров готовы не только подвиги совершать, но и преступления. Разве мы не знаем, какие бесчинства и погромы творят иногда футбольные и хоккейные фанаты? А ведь Господь заповедал о кумирах: не поклоняйся и не служи им!
Если человек в первую очередь заботится о том, чтобы побольше и повкуснее поесть, а не о своей духовной жизни; если зарабатывание или трата денег заполняет все его мысли, а их нехватка или избыток лишают покоя и из-за этого нарушается внутреннее равновесие, – значит, человеком владеет страсть, и в его жизни возникает кумир. Такое состояние греховно и с ним надо бороться, потому что человек теряет правильные жизненные ориентиры, не находит пути к подлинному счастью.
Предательством любви Божией и нарушением заповедей, данных Творцом, будет и обращение христианина к ложным религиям или сектам. В языческих культах, например у кришнаитов или в ламаизме, существуют изображения кумиров – идолы. Это в первую очередь статуи языческих божеств, а также почитаемые портреты разных «гуру» – лжеучителей.
Протестанты и сектанты часто упрекают православных в идолопоклонстве. При этом они основываются на словах второй заповеди: Не делай себе кумира и никакого изображения, а под идолами и кумирами подразумевают православные иконы.
Идол или кумир – это изображение ложного бога. Разве в православных храмах мы видим изображения Кришны, Будды, Зевса, Перуна или иных ложных божеств? Такого нет и быть не может!
Да, но Ветхий Завет запрещает изображения и Истинного Бога. Бог не изобразим! А почему же во всех православных домах и храмах есть изображения Иисуса Христа? Ведь Он же Бог, Второе Лицо Святой Троицы!
Дело вот в чем. Сын Божий стал Человеком. Божественная природа навсегда соединилась с человеческой. Поэтому православная икона изображает человеческую природу Богочеловека Иисуса Христа, с которой соединено Его Божество. Иконы Богоматери и святых показывают нам внутренний мир тех людей, в душах которых жил и живет Христос, изображают свет Божий, особенно проявившийся в наиболее духовно близких к Нему святых людях. Фактически эти иконы также являются иконами Христовыми, так как показывают Иисуса Христа, живущего в душах этих людей. Кроме того, иконы передают нам события, важные для нашей духовной жизни.
Вопросы:
1. Как человек может предать любовь Бога?
2. Что такое «кумир»? Приведите примеры.
3. Являются ли православные иконы идолами и почему?