Когда сформировались евхаристические каноны? Какие существуют типы Анафор?
Анафора. Православная энциклопедия. Т. 2, С. 179–289
Определение анафоры
Анафора – [греч. ἀναφορά – возношение], евхаристическая молитва.
Термин «Анафора» (в литургике и в богослужебной практике большинства христ. Церквей[1]) – центральная молитва Божественной литургии; во время Анафоры происходит чудо преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.
Помимо термина «Анафора» для обозначения этой молитвы могут употребляться: «благодарение», «жертва», «освящение», «приношение», «евхаристическая молитва». Термин «Евхаристический канон» – не вполне корректен: т.к. зап. литургический термин «канон» обозначает неизменяемую часть западной Анафоры. «Анафорой» может называться иногда и вся литургия верных (например, в греч. и слав. рукописях встречается употребление этого термина по отношению ко всем молитвам литургии, начиная с молитвы об оглашаемых).
Состав анафоры (в общем)
Историкам христ. богослужения известно большое количество Анафор, многие из них сохранились лишь в рукописях и в наст. время не употребляются.
В состав Анафоры (в общем) входят: (1) вступительный диалог предстоятеля и народа; (2) общее благодарение; (3) повествование о сотворении мира Богом; (4) повествование о домостроительстве спасения человечества, совершенного Христом; (5) описание богослужения ангелов и ангельского славословия «Свят, Свят, Свят»; (6) повествование о Тайной вечере; (7) воспоминание (по заповеди Господа: «Сие творите в Мое воспоминание» - Лк 22. 19); (8) приношение хлеба и вина; (9) молитва о ниспослании Св. Духа на Церковь и на предложенные хлеб и вино с тем, чтобы они стали Телом и Кровью Христовыми; (10) поминовение святых; (11) ходатайственные молитвы о живых (и об их нуждах) и об усопших; (12) заключительное прославление Бога и Его имени и возглас народа: «Аминь».
Далеко не всегда в конкретной Анафоре присутствует каждый из названных разделов, их порядок зависит от принадлежности Анафоры к той или иной литургической семье, различна и степень подробности изложения текста в Анафоре.
Части анафоры в литургической науке 17–19 вв.
В литургической науке 17–19 вв., исследовавшей в первую очередь богослужение византийского и римского обрядов, части Анафоры получили следующие названия:
(1) вступительный диалог (н-р: «Господь с вами» – «И со духом твоим» и др.); (2) praefatio (лат.- вступление), к-рое чаще всего состоит из благодарения, повествований о сотворении мира и о домостроительстве спасения; (3) Sanctus (лат.- Свят, т.е. песнь «Свят, Свят, Свят! Полны небо и земля славы Твоей»; в развернутой форме Sanctus дополняется словами: «Осанна в Вышних! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в Вышних!») и примыкающие к нему фразы; (4) institutio (установление, т.е. рассказ о Тайной вечере и установлении таинства Евхаристии) с чтением установительных слов («Приимите, ядите» и «Пейте из нее все»); (5) анамнесис (лат. anamnesis от греч. ἀνάμνησις - воспоминание); (6) эпиклеза (лат. epiclesis от греч. ἐπίκλησις - призывание [Св. Духа]); (7) intercessio (лат.- ходатайство; молитвы о живых и умерших, нуждах Церкви и мира; в богослужении многих Церквей во время чтения предстоятелем intercessio диакон возглашал диптихи, в практику правосл. Церкви вошел обычай пения во время intercessio песнопений в честь Божией Матери).
Изучение бóльшего числа Анафор показало, что такое разделение искусственно и не всегда удобно (например, повествование о домостроительстве спасения может встречаться как в начале Анафоры, в praefatio, так и после Sanctus, где оно не имеет специального обозначения; в Анафоре могут присутствовать 2 призывания Св. Духа; intercessio может быть разбито на независимые части). В современной литургике по-прежнему используют перечисленные названия частей Анафоры, при необходимости пополняя их различными модификациями терминов (например, говорят о post-Sanctus, epiclesis I и epiclesis II и т.п.).
Происхождение Анафоры
Общепринятого мнения по вопросу о происхождении Анафоры в совр. науке не существует.
1) Теория 1. Её текст (в форме одной из классических Анафор IV в.) существовал с начала бытия Церкви, что отражено уже в названиях классических Анафор (Анафора ап. Иакова, Анафора апостолов). В к.19в. эта теория была признана ошибочной.
2) Теория 2. В Церкви изначально существовал не общепринятый текст, а общепринятая схема Анафоры. У. Фрир доказывал, что эта схема была прославлением Трех Лиц Пресв. Троицы; но предложенная Фриром теория не объясняла разнообразия существующих типов Анафоры.
3) Теория 3. Тайная вечеря была пасхальной трапезой; отсюда текст Анафоры возводится к тексту иудейского пасхального седера, к-рому якобы следовала и апостольская Анафора. Большинство ученых эту теорию отвергли.
4) Теория 4. Предложена в 17в. И. Бухторфом. Анафора возводится к застольным иудейским благословениям «биркат ха-мазон» (евр. «благословения после трапезы»). Ее суть состоит в том, что первые христиане, обращенные из иудеев, продолжали совершать трапезу по иудейскому обычаю, видоизменив благословения в новозаветном смысле (благодарение за пищу было заменено благодарением за духовную пищу и т.д.). Эта теория хорошо согласуется с данными «Дидахе», но не дает удовлетворительного объяснения тому, как в Анафоре появились Sanctus, анамнесис, эпиклеза.
5) Теория 5. Л. Буйе и Л. Лижье предположили, что текст Анафоры является синтезом, во-первых, застольных иудейских благословений, во-вторых, – синагогальных благословений – «тефиллат амида» (евр. «молитвы, [произносимые] стоя»; второе название – «18 благословений») и благословений, произносимых перед чтением «Шема Исраэль» (евр. «Слушай, Израиль» (Втор 6)).
Параллели, к-рые Буйе находит между порядком иудейских благословений и порядком нек-рых Анафор, не всегда выглядят достаточно убедительно.
6) Теория 6. Ч. Джираудо показал, как ветхозаветные формулы заключения завета, подтверждения его, предостережения против его нарушения, раскаяния за отступления от него стабилизируются и превращаются в типовую структуру «тода» (евр. «исповедание», «благодарение», т.е. «евхаристия»). Она состоит из: (1) «анамнетической» (в к-рой используются глаголы в изъявительном наклонении и излагается история заключения завета) и (2) «эпиклетической» (в к-рой используются глаголы в повелительном наклонении и содержится прошение) частей.
Типы анафор
К 4-му веку в крупных центрах христианского мира уже существовали свои традиционные Анафоры, отличные друг от друга (они назывались, например, «Анафора ап. Марка», или просто «Анафора апостолов»). В течение IV-V вв. они были отредактированы такими выдающимися богословами, как святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, и приобрели окончательный вид; позднейшие Анафоры создавались по их образцам.
В 4-5 века формируются и закрепляются основные типы анафор:
· на Востоке: 1) александрийский (греческий и коптский), 2) эфиопский, 3) анатолийский (делится на к-польский, или византийский, иерусалимский, зап.-сирийский, армянский), 4) вост.-сирийский;
· на Западе: 1) римский и карфагенский (североафриканский), 2) амвросианский (медиоланский), 3) галло-испанский (делится на испано-мосарабский, галликанский, кельтский).
Каждая традиция имела свой порядок литургии, таинств, служб суточного круга, систему праздников, лекционарий. Структура используемой Анафоры является главным признаком, по которому традицию Церкви или епископии относят к одному из обрядов. Многие Анафоры IV в. дошли до наст. времени уже в том виде, в каком они использовались за богослужением – с указанием возгласов диакона, аккламаций народа.
ВОСТОК