Голубцов А.П., Адальбер–Гюстав Аман
Положение древних христиан во время молитвы было различно.
Они обращались лицом к востоку, молились стоя и сидя, преклоняли голову и колена, клали поясные и земные поклоны, падали ниц, воздевали руки.
Самым распространенным и обычным из указанных действий у них было воздеяние или поднятие рук. Оно употребляемо было едва ли не всеми древними дохристианскими народами и встречается в значении молитвенного приема на этрусских, греческих и римских памятниках. Стоя или коленопреклоненные, со взором, обращенным к востоку, и руками, поднятыми к небу, – так обыкновенно молились язычники.
Co стороны древних христиан, вышедших из иудеев и язычников, было поэтому совершенно естественно держаться своего прежнего молитвенного знака.
Св. апостол Павел прямо выражал желание, «чтобы мужи на всяком месте произносили молитвы, воздевая чистыя руки без гнева и сомнения» (1 Тим. II, 8). Ряд свидетельств из древних церковных писателей: Иустина, Минуция Феликса, Климента Александрийского, Тертуллиана, Оригена, Евсевия, Златоуста, Амвросия Медиоланского, Дионисия Ареопагита, Астерия Амасийского, Феодорита, Августина, Иоанна Лествичника, Исаака Сириянина, Кассиана и других – не только знакомит нас с существованием воздеяния рук во время молитвы у христиан, но и указывает на предпочтительное употребление этого молитвенного приема перед всеми прочими.
«Мы, христиане, всегда молимся за всех императоров, – пишет Тертуллиан в своей апологии, – поднимая глаза к небу, простирая свободно руки, потому что они чисты, с обнаженною головою, потому что нам нечего стыдиться, и, наконец, без покрывала, потому что наша молитва происходит от сердца».
«Простирать во время молитвы руки – это обычный образ молитв святых», по словам св.Василия Великого.
Оставаясь подолгу на молитве с воздетыми к небу руками, христианские женщины иногда так уставали от напряжения, что должны были прибегать к услугам посторонних лиц и заставлять других держать на весу свои руки, подражая, может быть, примеру Моисея, которому такое содействие оказывали Аарон и Ор (Исх. XVII, 11–12).
Памятники древнехристианского искусства, сохранившиеся в катакомбах, ставят вне всякого сомнения употребление древними христианами воздеяния рук во время молитвы. Никакой другой молитвенный знак не встречается так часто в катакомбной живописи, как способ молитвы с поднятыми кверху руками.
Рассматриваемый нами молитвенный знак пережил первохристианскую эпоху, держался в церковной практике во все продолжение средних веков и существует в литургическом употреблении до сего времени.
Замечания, попадающиеся в тексте древних литургий и древнегреческих уставов, свидетельствующих о практике X–XII и последующих веков, самым ясным образом доказывают древность этого обычая. И замечательно, что эти указания относятся к таким частям богослужения, которые дошли от древнейших времен, как обычаи первенствующей церкви.
Например, шестопсалмие на утрени есть не что иное, как видоизмененная форма древнего псалмопения во время утренних собраний первохристиан для молитвы. В это время, по указаниям древних уставов, присутствовавшие молились стоя, с простертыми вверх руками. Теперь этот способ молитвы удержался на литургии, когда священнослужащий, воздевая руки, молится перед престолом во время Херувимской песни и перед освящением даров.
Удержав на первых порах привычное выражение молитвенного расположения духа, первохристиане очень рано дали воздеянию рук во время молитвы свой смысл.
Христиане имели обычай молиться стоя, возведя руки вверх, с открытыми ладонями, по манере молившихся в катакомбах и уподобляясь тому, как Христос раскинул свои руки на кресте. Видимо, именно такую позу принимали молившиеся в Антиохии и Риме, Карфагене и Александрии. Пришедшая из мира шумеров и из иудаизма, эта поза казалась наиболее приемлемой для физического, телесного выражения движения души, ее устремленности к Богу
Молитва на коленях выражала смирение, настоятельную мольбу. Она могла сопровождаться прострацией, касаниями головой земли – обычай, сохранявшийся церквами Сирии и Халдеи, на севере Ирака.
Те же церкви сохранили верность еще одной молитвенной позе – молились стоя, скрестив руки на груди, как изображено на статуях шумерских и аккадских царей. Вместе руки не складывали – этот жест германского происхождения применялся во время принесения феодальной присяги на верность.
10. Что такое «литургия часов»? Что из себя представляла «литургия часов»
в раннем христианстве?
Интернет-ресурсы: Википедия и др.
Литургия часов – (1) в Римско-католической церкви (латинском обряде) общее наименование богослужений, должных совершаться ежедневно в течение дня (за исключением Мессы); (2) также книга, содержащая эти богослужения.
Название «Литургия часов» утвердилось в ходе литургической реформы после II Ватиканского собора (1962–1965 гг.).
Литургии часов, в монастырях и иных религиозных сообществах – практика чтения часов – регулируется их собственными правилами.
Второй Ватиканский собор призвал к чтению часов также и мирян, в результате чего и многие миряне начали читать ежедневно хотя бы отдельные службы из часов. Собор также призвал к распространению первоначальной практики совместного чтения часов.
Когда христиане начали отделяться от иудеев, практика молитвы в фиксированное время сохранилась.
Первое чудо апостолов – исцеление хромого на ступенях храма – произошло, когда Петр и Иоанн шли в храм на молитву.
Также один из определяющих моментов в истории Церкви – решение о включении язычников в сообщество верующих – имело основанием видение апостолу Петру, которое произошло во время его молитвы в полдень (Деян., 10, 9—49).
Ранняя Церковь использовала для молитвы псалмы (Деян., 4, 23-30), которые и по сей день сохранились в составе богослужебных часов у всех христиан.
Дидахэ («Учение 12 Апостолов»), самая ранняя из найденных христианских рукописей, рекомендовало ученикам читать молитву Господню три раза в день, что также нашло отражение в богослужебных часах.
Во 2-м и 3-м веках такие Отцы Церкви, как Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, Киприан Карфагенский пишут о практике утренней и вечерней молитвы, и о молитве 3-го, 6-го и 9-го часов. Эти молитвы могли совершаться индивидуально или в собрании верующих.
В 3-ем веке возникла практика «непрестанной молитвы», когда отцы-пустынники, следуя заповеди апостола Павла («непрестанно молитесь», 1Фесс, 5, 17) делились на группы, из которых одна сменяла другую, так что в результате получалась круглосуточная молитва.