Назовите русских литургистов сер. 19 – нач. 20 вв. и укажите их основные труды.
Желтов М., священник. Обзор истории православной литургической науки до конца XX века [Электронный ресурс] / Богослов.ру – электрон. текст. дан. – . – Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/1883125.html
(1) Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) († 1893) – архимандрит (впоследствии епископ Угличский). Крупнейший специалист по греческой и славянской палеографии своего времени. Описал рукописное собрание Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Опубликовал множество выписок из различных рукописей, в том числе литургических, проделал большую работу по изучению текстологии славянской Библии, а также издал целый ряд памятников византийской и древней славянской гимнографии. В области истории гимнографии написал объемную монографию «Кондакарий в греческом подлиннике XII–XIII в. по рукописи Московской Синодальной библиотеки №437 с древнейшим славянским переводом кондаков и икосов...» (Москва, 1879).
(2) Красносельцев Николай Фомич († 1898) – профессор Казанской Духовной академии. Высококлассный специалист по литургике. Один из авторов описания рукописного собрания Соловецкого монастыря. Его можно считать основателем наиболее прославленной научно-литургической школы православного мира. Ему принадлежат: (1) монография о наиболее интересных, с т.з. историка византийского богослужения, греческих и славянских рукописях Ватиканской библиотеки, (2) публикация корпуса диатаксисов Божественной литургии XIII–XV веков, (3) серия работ о древних визант–ких и русских литургических толкованиях, (4) монография, продолжающая работу свящ. К. Никольского о чинопоследованиях древнерусского Требника, вышедших из употребления после патриарха Никона, (5) многочисленные публикации по церковной археологии и апокрифическим и псевдоэпиграфическим памятникам византийской лит–ры.
(3) Дмитриевский Алексей Афанасьевич († 1929) – ученик Н.Ф. Красносельцева по Казанской Дух–й академии; профессор Киевской Дух–й академии по кафедре литургики и церковной археологии. Самый знаменитый русский литургист. Он написал огромное количество работ по литургике (а также по своей второй специальности — истории взаимоотношений греческого Востока и России и церковной дипломатии). Главный его труд – многотомное «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока» (издание не было доведено до конца). Другие его монографии: (1) «Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. I: Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств...» (Казань, 1884), (2) «Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во св. Иерусалиме в IX–X вв.» (Казань, 1894), (3) «Ставленник: Руководство для священно-церковно-служителей и избранных в епископа, при их хиротониях, посвящениях и награждениях...» (Киев, 1904), (4) «Древнейшие патриаршие Типиконы — Святогробский иерусалимский и Великой константинопольской церкви: Критико-библиографическое исследование» (Киев, 1907). Дмитриевский первым ввел в научный оборот: (1) Евхологий Серапиона, (2) «Завещание» прп. Саввы Освященного, (3) древнейший палестинский Часослов; впервые опубликовал полный текст Типикона Великой церкви, Евергетидского Типикона.
Среди учеников Дмитриевского: прот. В.Д. Прилуцкий, Н.Н. Пальмов, А.З. Неселовский, прот. М.А. Лисицын, Е.П. Диаковский, прот. К.С. Кекелидзе, каждый из которых внес тот или иной заметный вклад в литургическую науку.
(4) Протоиерей Василий Прилуцкий († после 1917); монография «Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII века» (Киев, 1912). (5) Пальмов Николай Николаевич († 1934); монография «Пострижение в монашество. Чины пострижения в монашество в Греческой Церкви: Историко-археологическое исследование» (Киев, 1914) и ряд исследовательских статей.
(6) Неселовский А.З.; монография «Чины хиротесий и хиротоний: Опыт историко-археологического исследования» (Каменец-Подольск, 1906). (7) Диаковский Е.П.; монография «Последование часов и изобразительных: Историческое исследование» (Киев, 1913). (8) Прот. Михаил Лисицын († 1918); монография «Первоначальный славяно-русский Типикон: Историко-археологическое исследование» (Санкт-Петербург, 1911), популярная книга «О древних и новых песнотворцах: Исторический очерк. (Для народных и школьных чтений)» (Санкт-Петербург, 1910) и ряд статей о церковной музыке. (9)Протоиерей Корнелий Кекелидзе († 1962). Создатель грузинской научно-литургической школы. Монография «Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение» (Тифлис, 1908); публикации важнейших памятников, сохранившихся в грузинском переводе: «Иерусалимский Канонарь VII века: Грузинская версия» (Тифлис, 1912) и «Древнегрузинский Архиератикон» (Тифлис, 1912).
Среди других крупнейших специалистов (русских ученых-литургистов) начала XX века: А.И. Алмазов, А.П. Голубцов, И.А. Карабинов, прот. С.Д. Муретов, прот. М.И. Орлов, прот. А.В. Петровский, М.Н. Скабалланович, С.И. Смирнов, Б.А. Тураев.
(10) Алмазов Александр Иванович († 1920) – выпускник Казанской Духовной академии; профессор Новороссийского университета. Монографии: (1) «История чинопоследований Крещения и Миропомазания» (Казань, 1884), (2) «Сообщения западных иностранцев XVI–XVII вв. о совершении таинств в Русской Церкви» (Казань, 1900), (3) «Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви: Опыт внешней истории» (Одесса, 1894: в 3 томах), (4) «К истории молитв на разные случаи: Заметки и памятники» (Одесса, 1896). Работы об апокрифических чинопоследованиях византийского Евхология, ряд исследований по церковному праву. (11) Голубцов Александр Петрович († 1911) – профессор Московской Духовной академии. Автор новаторских лекционных курсов по церковной археологии и литургике. Монография «Соборные чиновники и особенности службы по ним» (Москва, 1907) – посвящена важной группе памятников по истории русского богослужения – Чиновникам центральных российских соборов. Опубликовал тексты Чиновников в серии самостоятельных монографий, написал ряд статей. (12) Карабинов Иван Алексеевич († 1937) – профессор Санкт-Петербургской Духовной академии. Монографии: (1) «Евхаристическая молитва (анафора): опыт историко-литургического анализа» (Санкт-Петербург, 1908), (2) «Постная Триодь: исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов» (Санкт-Петербург, 1910). Несколько статей. (13) Протоиерей Муретов Сергей – преподаватель Вифанской Духовной семинарии. Работы по (1) истории чина проскомидии («Исторический обзор чинопоследования проскомидии до «Устава литургии» Константинопольского Патриарха Филофея: Опыт историко-литургического исследования» (Москва, 1895) и др.) и (2) Божественной литургии. (14) Протоиерей Орлов Михаил – профессор Санкт-Петербургской Духовной академии. Научное издание греческого и славянского текстов Литургии свт. Василия Великого («Литургия святителя Василия Великого... Первое критическое издание» (Санкт-Петербург, 1909)). (15) Протоиерей Петровский Александр – профессор той же академии. Монография «Апостольские литургии восточной Церкви: Литургии ап. Иакова, Фаддея, Мария и ев. Марка» (Санкт-Петербург, 1897) и большое число статей. (16) Скабалланович Михаил Николаевич († 1931) – профессор Киевской Духовной академии по кафедрам Ветхого Завета и Догматического богословия. Обширная работа по истории православного богослужения вообще и чина всенощного бдения в частности («Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением» (Киев, 1910), серия работ о главных церковных праздниках и содержании служб на эти праздники и проч. (17) Смирнов Сергей Иванович († 1916) – профессор Московской Духовной академии, ученик знаменитого историка В.О. Ключевского. Монографии: (1) «Духовный отец в древней Восточной Церкви: История духовничества на Востоке» (Сергиев Посад, 1906), (2) «Древнерусский духовник: Исследование по истории церковного быта» (Москва, 1913) и др. (18)Тураев Борис Александрович († 1920) – крупнейший специалист по истории Древнего Египта и христианству у коптов и эфиопов. Несколько работ по эфиопским Часословам, коптской гимнографии и проч. Монографии: «Часослов Эфиопской Церкви» (Санкт-Петербург, 1897) и др.
Трудами указанных исследователей русская литургическая наука к 1917 году достигла высочайшего уровня. Русские ученые, безусловно, лидировали в области истории богослужения у славян и в Византии. Уровень их исследований по раннехристианскому богослужению и богословско-литургической проблематике ни в чем не отставал от лучших зарубежных аналогов. Этому способствовали: свободное знание древних и новых языков, широкие возможности получения финансирования для научно-исследовательской работы в библиотеках и заграничных командировок, хорошее знакомство русских ученых с западной литературой, сложившаяся научная среда.
Помимо академических, русская литургическая школа начала XX века была вполне готова к решению практических задач – устранения ошибок в текстах богослужебных книг, исправления недочетов приходской практики, соотнесения древней традиции с потребностями времени. Русские литургисты входили в состав соответствующих комиссий, участвовали в работе Поместного Собора 1917–1918 годов и т.д.
5. Назовите представителей русской литургической науки в эмиграции
и укажите их основные труды.
Желтов М., священник. Обзор истории православной литургической науки до конца XX века [Электронный ресурс] / Богослов.ру – электрон. текст. дан. – . – Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/1883125.html
Революция 1917 года и последующие события резко оборвали развитие как русской церковной науки в целом, так и литургики в частности. Система духовного образования была уничтожена, церковно-исторические и богословские исследования фактически оказались вне закона. Некоторые ученые были уничтожены физически (И.А. Карабинов), другие просто не имели возможности писать или публиковаться (А.А. Дмитриевский) или же были вынуждены заняться исследованиями в области светской истории и филологии (прот. К. Кекелидзе).
Отчасти развитие русской научно-литургической традиции продолжилось в эмиграции, заметными фигурами которой, среди прочих, стали (1) протопресвитер Николай Афанасьев, (2) архимандрит Киприан (Керн) и его ученик (3) протопресвитер Александр Шмеман.
Протопресвитер Николай Афанасьев († 1966). Автор ряда работ по экклезиологии и богословскому измерению церковного права. Две небольшие, но важные работы о Таинствах Крещения («Вступление в Церковь» (Paris, 1952)) и Евхаристии («Трапеза Господня» (Paris, 1952)).
Архимандрит Киприан (Керн) († 1960) – литургист и патролог. Книги по литургике: (1) «Крины молитвенные» (Белград, 1928), (2) «Евхаристия» (Paris, 1947), (3) «Литургика: Гимнография и эортология» (Москва, 2000).
Первая из них является опытом построения курса догматического богословия на основе цитат из богослужебных – главным образом гимнографических – текстов. Вторая – носит компилятивный характер: в ней обобщены публикации русской и западной литургики к. XIX – сер. XX вв. по истории евхаристического чинопоследования. Третья – представляет собой в основном краткое изложение трудов М.Н. Скабаллановича с минимальным использованием работ других авторов.
Протопресвитер Александр Шмеман († 1983). Сочинения: (1) «Введение в литургическое богословие» (Paris, 1961), (2) «Of Water and the Spirit: A Liturgical Study of Baptism» (New York, 1974), (3) «The Eucharist: Sacrament of the Kingdom» (New York, 1988) – сыграли большую роль в развитии православной литургики XX века. Они помогли взглянуть по-новому на богослужебную традицию, доставшуюся Православной Церкви в наследство от Византии, и стали для многих источником вдохновения и стимулом для начала собственных исследований. Нельзя, однако, не отметить некоторую субъективность автора, предпочитающего фактической истории тех или иных литургических установлений свои собственные трактовки, а также его зависимость, порой излишнюю, от трудов известного литургиста Грегори Дикса (Gregory Dix, † 1952) и, шире, англиканской теологии XX века.