Назовите основных авторов и их произведения, в которых рассматривалось богослужение в патристический период.
1. Киприан (Керн), архиман. Литургика. Гимнография и эортология. / Православие и современность. Электронная библиотека. – 75с.
2. Желтов М., священник. Обзор истории православной литургической науки до конца XX века [Электронный ресурс] / Богослов.ру – электрон. текст. дан. – . – Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/1883125.html
По Киприану (Керну)
В своем прошлом Литургика насчитывает ряд славных деятелей, потрудившихся для изучения нашего богослужения. Главнейшие произведения святоотеческой древности (хотя и не являются научными исследованиями и лишены систематичности, но все же служат важным вкладом в литургическую библиографию):
1. Мистагогические катехизические поучения св. Кирилла Иерусалимского (†386), толкующие внутренний смысл и символику таинств крещения, миропомазания и евхаристии.
2. "О церковной иерархии", произведение т.н. псевдо-Дионисия Ареопагита (нач. V века), повествующее о литургии, некоторых таинствах, о пострижении в иночество и пр.
3. "О предании божественной литургии" св. патриарха Константинопольского Прокла (†447).
4. "Мистагогия" (Тайноводство) св. Максима Исповедника (†662), объясняющее символику храма и литургии.
5. "О таинствах" св. Амвросия Миланского (†397).
6. "Паломничество" Этерии (Сильвии Аквитанки) к святым местам. Это памятник, найденный Гамурини в 1888 г. и подробно рассказывающий о богослужебных обычаях Иерусалимской Церкви, особливо в дни Страстной и Пасхальной недель. Документ исключительной исторической ценности.
7. "Таинственное созерцание" или толкование Божественной литургии, принадлежащее патриарху Константинопольскому Герману (†740).
8. "Толкование Божественной литургии" архиеп. Солунского Николая Кавасилы (†1371).
9. "О храме Божием и Божественной литургии" и "О священных последованиях" Симеона архиеп. Солунского (†1429).
Патриарх Герман, Николай Кавасила,, Симеон Солунский – дали нам весьма важный материал для истории православного богослужения и символики. Их произведения не потеряли силу и до сего дня. Толкование Николая Кавасилы привлекло к себе внимание и римо-католиков, которые недавно перевели его на французский язык и издали с соответствующими научными комментариями.
По М. Желтову
Основоположники литургики, как церковной науки, в византийской (и затем православной традиции), авторы XIV–XV вв.: (1) Никифор Каллист Ксанфопул († после 1328). (2) Николай Кавасила († после 1397). (3) Архиепископ Фессалоникийский Симеон († 1429).
Все они находились в огромной зависимости от традиции символических толкований литургии, но одновременно предпринимали попытки рассмотреть историю развития византийского богослужения, проводили его сравнительный анализ, сопоставляя его с латинскими обычаями, предлагали систематико-богословское объяснение различным его составляющим.
Толкование св. Николая Кавасилы на Божественную литургию и его трактат «О жизни во Христе» являются примером создания целой сакраментологической системы.
Сочинения свт. Симеона Солунского образуют подробнейшую энциклопедию поздневизантийской литургической традиции.
Перу Никифора Каллиста Ксанфопула принадлежат трактаты, объясняющие происхождение ряда гимнографических жанров, а также серия толкований на различные памяти церковного года, раскрывающих содержание праздников и комментирующих обстоятельства их установления.
Сочинения каждого из этих трех авторов оказали самое существенное влияние на развитие православной литургики и доныне пользуются широкой известностью и большим авторитетом в Православной Церкви.
3. Расскажите об авторах и их произведениях в период межконфессиональной
полемики 17 века.
1. Киприан (Керн), архиман. Литургика. Гимнография и эортология. / Православие и современность. Электронная библиотека. – 75с.
2. Желтов М., священник. Обзор истории православной литургической науки до конца XX века [Электронный ресурс] / Богослов.ру – электрон. текст. дан. – . – Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/1883125.html
По Киприану (Керну)
Среди греческих ученых 17 века надо упомянуть следующих: (1) Иоанн Нафанаил, составивший толкование литургии, послужившее потом основанием для нашей русской "Скрижали", изданной при патриархе Никоне. (2) Николай Вулгарис, написавший толкование на литургию в виде вопросов и ответов, произведение под сильным влиянием латинства.
По М. Желтову
К. XVI – н. XVII вв. – Время оформления официального учения Православной Церкви о Таинствах. Это было вызвано необходимостью занять определенную позицию в межконфессиональных спорах, первоначально возникших в среде западного христианства в связи с появлением реформированных Церквей, отделившихся от Католической Церкви.
Первый шаг в этом направлении был сделан (1) патриархом Константинопольским Иеремией II Траносом († 1595), который в 1576 г. изложил в своем пространном послании лютеранским богословам из Тюбингена основные положения православной веры, включая учение о Таинствах. Сакраментологическая доктрина Иеремии в целом следует латинским схоластическим схемам: утверждается седмеричное число Таинств, в каждом из них выделяются материя, форма и т. д., но при этом подчеркиваются и некоторые отличия православной сакраментологии от католической.
Аналогичная сакраментологическая доктрина содержится в «Сочинении о святых и священных таинствах» (Венеция, 1600) и других работах (2) титулярного митрополита Филадельфии Ликийской Гавриила Севира († 1616), в письмах (3) патриарха Александрийского Мелетия Пигаса († 1601) и других произведениях греческих авторов той эпохи.
На этом фоне совершенно неожиданно прозвучало «Восточное исповедание христианской веры» (Женева, 1629), патриархом Александрийским (позже Константинопольским) Кириллом Лукарисом († 1638), в котором его автор изложил учение о Таинствах, в целом согласное с кальвинистскими символическими книгами. «Исповедание...» Кирилла Лукариса было осуждено на целом ряде церковных Соборов XVII в. (Константинопольские 1638, 1642 и 1672 гг., Иерусалимский 1672г.). Ключевые оппоненты Кирилла Лукариса: (4) протосинкел Константинопольской патриархии Мелетий Сириг († 1663), (5) патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара († 1707). Первый из них написал «Опровержение кальвинистских глав и вопросов Кирилла Лукариса» (Бухарест, 1690), а второй составил «Исповедание православной веры», принятое на Иерусалимском Соборе 1672г.
Еще один авторитетный вероучительный текст, созданный в качестве реакции на выступление Кирилла Лукариса, а также как ответ на католическую униатскую пропаганду в восточнославянских землях, – это «Православное исповедание веры кафолической и апостольской Восточной Церкви», написанное (6) митрополитом Киевским Петром Могилой († 1646) и первым ректором Киевской Академии (7) игуменом Исаией Козловским († 1651). Оно было изначально создано по-латыни и впервые провозглашено на Киевском Соборе 1640 года. Учение о Таинствах в «Православном исповедании...» излагалось еще ближе к католическому, чем в сочинениях греческих авторов того времени, поэтому оно вызвало критику и после перевода на греческий язык было исправлено Мелетием Сиригом. В исправленном виде «Православное исповедание...» было окончательно принято на Ясском Соборе 1642 года, а затем утверждено греческими патриархами на Константинопольском Соборе 1643 года.
«Исповедание православной веры» патриарха Досифея Нотары, «Православное исповедание...» митрополита Петра Могилы, а также акты Константинопольского Собора 1691 года – стали основой официального учения Православной Церкви о Таинствах и доныне остаются ею. Несмотря на критику некоторых положений этих исповеданий в ΧΙΧ и, особенно, ΧΧ веках, вероучительные документы, отменяющие или исправляющие какие-либо положения перечисленных выше текстов в области сакраментологии, в Православной Церкви соборно не рассматривались и не принимались.