Богословская система Оригена
Хорошее образование под руководством отца. 203 г. – гонение Септимия Севера (16 лет), смерть отца. 204 г. Климент уходит от гонения, Ориген становится огласителем. 205 г. – начальник училища. Учеба у философа, учителя Ираклия (ученик Оригена). 26 лет – обучение еврейскому яз. 218 г. миссия к аравийскому князю. Публичные проповеди в церкви перед Феоктистом, еп. Кессарийским. Протест еп. Димитрия. 220 г. посольство в Антиохию. 10 лет работа над сочинениями (диктовал писцам, в доме богатого ученика Амвросия), О началах. 228 г. посольство в Ахаю для обличения еретиков. Рукоположение Феоктистом и Александром Иерусалимским (45 лет). Церковный суд Димитрия (аргумент – скопчество) – выслать, но оставить в сане. Димитрий постановляет лишить сана. Труды в Кесарии. Гонение Максимина 2-летн жизнь у Иулании (сличение текстов ВЗ). 238 г. путешествия в Вифинию и Грецию (письмо к Африкану, толкования Иезекиля и Песни песней). В Аравию к Бериллу, кот отрицал личное бытие Слова до воплощения, его раскаяние. В Аравии на соборе обличение ереси о бессмертии души. В 60 лет разрешение записи своих проповедей. Гонение Декия – мученичество, + 254г.
6000 сочинений: 1) труды для св. Писания (филология, история, толкования); 2) апологетика; 3) догматика; 4) нравственные. Аллегорическое толкование – против буквалистов иудеев, защита от нападок язычников. Против Цельса – 8 книг через 100 лет (в 64 г.). «О молитве» на Господню м., для чего, как действия, необходимость. «Увещание к мученичеству» – для Амвросия и пр. Протоктета.. «О началах» 4 кн. – «плод незрелых лет». Преемство от апостолов, ясное учение всем, раскрытие – просвещенным Духом. «Ученое изложение догматов веры в ученой форме». 1 книга – «о Боге и Его свойствах. О Троице, об ангелах и их падении», 2 книга – разнообразие тварей, единство Бога, множество миров, о воплощении и душе. 3 книга – внутр и внеш условия совершенства души, свобода воли; 4 книга – важность и бож-ть Писания, способы толкования, учение о Троице. Заблуждения: предсуществование мира и душ, падение душ и облечение плотью. Истребление злого в дьяволе. – все как мнение. В последствии (принимаю все, что принимает предание) вечные муки нераскаянных грешников, порча Адама вместо падения душ.
Вечные Сын и Дух – Бог, рождение и исхождение, но степени Божества: Отец изводит Сына, Сын – Духа, не полная ясность. Ссылались В. Великий, Афанасий Вел., надо ссылаться на его утверждения, а не мнения.
Две природы, наследственная порча, искупление, благодать, таинства
Для раскрытия эзотерического знания нужен аллегорический метод (букв, моральн, духовн; тело, душа, дух). Несложность, бестелесность, непротяженность, у Него всегда сегодня, непостижимость – Мрак, Ум, Личность. Но боязнь дурной бесконечности => ограниченность «Мощи Бога», т.к. «беспредельное не объятно». Бог – источник без Него все ничто, все сотворенное – благо, зло несущее. Что бы Он был всемогущим надо чтобы все существовало => Он зависим от твари и всемогущество и благость д.б. всегда => всегда д.б. мир, не этот, а множество других эонов. Решение проблемы – богомир или обожение. Христология. Посредник м\у тварью и Богом, через Него. Приникновение к Слову любовью и через это причастие к Богу. Христос – чистое зеркало энергии Отца. Но «средняя природа», «создание», молиться Ему не стоит. Сын – действительность, осуществленность Мощи Отца. Вневременное рождение, совечность. Неделимость сущности Отца => Сын иной по сущности и ипостаси (подчеркивается неделимость), но рождение по воле
Учение о множестве миров. Он самоограничивается и творит совечный Ему мир-безмерное и великое существо (animal). Эон от эона – т.о. миры – саморазвивающийся процесс. Наш мир всеединство разных пластов, матрешки – последняя – высшая сфера. Все твари д.б. равноценны, т.е. одинаковы. Причина разнообразия – разная степень материализации => отпадения от Гда. Творимая Богом материя – «искупительная темница духа». Спасение – развоплощение – «всяческое во всем Бог», т.е. будем как Он бестелесны, но как же будет сущ-ть всяческое? Остывание по отдалению от «Огня поедающего», сжимание духа в душу, тело и т.д. По искуплению – всеобщее восстановление – апокатастасис Метемпсихоз неприемлем, как дурная бесконечность повторений, но возможен переход из эона в эон, линейное развитие: падение-материализация, восстание-одухотворение. Сатана, последовательно пройдя все стадии, м. спастись. Если опять падут то все сначала. Муки эоничны, но не абс. вечны.
Влияние его учения породило много ересей, поэтому был посмертно осужден как еретик и предан анафеме в 543 г. (Помест. КПский собор), а затем в 553 на V Всел. соборе.