Дар говорения на языках и их толкования
Хей определяет говорение на языках как издавание звуков и высказываний, которые рождаются присутствием Духа Святого в определенных ситуациях, а толкование языков — как умение раскрыть духовное значение этого высказывания. Возможно, самым противоречивым из духовных даров является говорение на языках (1 Кор. 12:10,28,30). Вагнер считает, что именно этот дар стал привлекать в последнее время излишнее внимание (Wagner 1979:232, 234).[48] Хей утверждает, что «дар говорения на языках имеет очень ограниченное использование» (Hay 1947:198). Мерфи добавляет, что говорение на языках является субъективным даром, который в первую очередь назидателен для самого говорящего и, следовательно, менее ценен, чем другие дары, которые наставляют членов Тела Христова; тем не менее именно эта субъективность и является столь притягательной для сосредоточенных на себе, незрелых христиан (Murphy 1975:143). Моррис высказывает мнение, что дар языков не является частью еван-гелизационной программы Церкви, но проявляется среди верующих (Morris 1958:172). Апостол Павел утверждает, что говорение языками смущает верующих (1 Кор. 14:23), которые нуждаются скорее в ясной проповеди Слова Божьего (1 Кор. 14:24-25). Этим даром не следует злоупотреблять; дар пророчества ценится более дара говорения на языках (1 Кор. 14:1-5). Дар говорения на языках может быть проявлен публично, только если он проявляется вместе с даром толкования (1 Кор. 14:13).
Помощники
Тесно связанные с даром служения «желание и способность помочь другим в их области работы составляет самую суть этого дара» (Murphy 1975:96). Вагнер считает, что большой процент членов Церкви обладает этим даром (1 Кор. 12:28), который должен быть использован в служении Церкви (Wagner 1979:225). Те, кого Мак-Гавран (McGavran 1980) называет руководителями «Класса I», по всей видимости, должны иметь этот дар. Бог поставил в Церкви тех, кто имеет «дары вспоможения» (1 Кор. 12:28).
Руководители
Руководитель является управляющим (1 Кор. 12:28). В Церкви Бог назначил «тех, кто имеет дар управления» (1 Кор. 12:28). Такому человеку были даны особые способности «четко понимать как сиюминутные, так и далеко идущие цели определенной группы, входящей в состав Тела Христова, а также разрабатывать и осуществлять эффективные планы для выполнения этих целей» (Wagner 1979:156). Миссионерские общества, как и Церкви, нуждаются в талантливых управляющих. Управляющие должны назначаться на основе проявления этого духовного дара.
Безбрачие
Апостол Павел пропагандирует целибат. Однако он не представляет его как обязательное правило для всех христиан. «Павел признает, что воздержание является особым даром свыше. Тот, кто не получил его, не должен пытаться оставаться неженатым или незамужней» (Morris 1958:107). Способность не вступать в брак, чтобы служить Христу, было особенно ценным вкладом во всемирную христианскую миссию. Павел описывает преимущества безбрачия в 1 Кор. 7. На протяжении веков церковной истории христиане, практикующие целибат, были на самых передовых позициях миссии в мире: семейные заботы не отвлекали их от выполнения христианского долга (1 Кор. 7:32-35).[49]
Мученичество
Когда Господь призывает Свой народ умереть за веру (1 Кор. 13:3), Он дает силы и благодать для этого. Это особое свидетельство Евангелию. Каждый церковный век имел своих мучеников, и двадцатый век не является тому исключением.
Вагнер считает мученичество одним из возможных духовных даров. Следует отметить, однако, что библейское использование слова мученик всегда означает «свидетельство». Свидетельство в Новом Завете дается в словах, а не смертью. Только позднее, после Поликарпа, это понятие стало означать мученическую смерть за веру. Первым примером мученичества в новозаветной Церкви был Стефан (Деян. 7:54-60), которого позднее Павел назвал «свидетелем» (Деян. 2:20). Для автора Послания к евреям ветхозаветные святые были целым облаком «свидетелей» (Евр. 12:1). Свидетель Господа Антипа был умерщвлен (Отк. 2:13). Однако высшим примером такого «свидетеля» был Иисус Христос (Отк. 1:5). Мученичество является особым видом свидетельства. Жертвуя своей жизнью, мученик указывает на Иисуса Христа, Который также умер, но снова воскрес.
Странноприимство
Способность принимать гостей и, таким образом, способствовать распространению Евангелия, по всей видимости, была одной из черт новозаветного христианства (1 Пет. 4:9; Рим. 12:13). «В нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве» (Рим. 12:13). Вторая и третья главы от Иоанна, вероятно, отражают обычай странноприимства в новозаветной Церкви. Этот обычай характеризует и современные азиатские церкви. Домашние церкви и собрания, о которых говорит Новый Завет, указывают на то, что такое отношение к гостям было необходимо для распространения евангельской вести (ср. Деян. 16:15; Рим. 16:3-23).
Ходатайство
Важность ходатайственной молитвы подчеркивается во многих местах Нового Завета (например, Кол. 4:2-3; 2 Фес. 3:1; 1 Тим. 2:1-4). Примеры людей, посвятивших себя молитве о мировой евангелизации, указывают на то, что некоторые обладают особым даром ходатайственной молитвы.
Изгнание бесов
Вагнер делает наблюдение, что практика изгнания бесов должна сочетаться с даром различения духов (Wagner 1979:104). Изгнание бесов (Деян. 16:18; ср. Мк. 3:15; 6:7,13; Лк. 10:17-19) тесно связано с даром целительства. «Наказ Христа Церкви состоял не только в том, чтобы проповедовать, но и исцелять и... изгонять бесов» (Taylor 1972:205). Служение избавления имеет большую притягательную силу в современной Азии во многих религиях и социальных кругах среди людей, которые стремятся избавиться от угнетающих духовных сил.
Добровольная бедность
Вагнер говорит об этом даре в связи со следующим библейским отрывком: «И если я раздам все имение мое...» (1 Кор. 13:3). Без сомнения, Бог призывает многих людей к добровольной бедности, чтобы они могли служить человеческим нуждам и увеличить распространение Евангелия. Мать Тереза является тому прекрасным примером. Она не просто проповедовала аскетизм, но сочетала его с даром служения. У Петра и Иоанна не нашлось ни золота, ни серебра, чтобы дать бедному хромому (Деян. 3), поскольку, как отмечает Шандапилла, они все раздали людям (Деян. 2:45; 4:34). Участники Международного Совета по простому образу жизни, который собирался в Англии в 1980 году, решили приложить усилия к проповеданию более скромного образа жизни, чтобы лучше служить справедливости и нуждам голодающему населению мира (Nichols 1980:17-18). Указывая на пример Христа, Который отвергал богатство и принял бедность для нашего обогащения (2 Кор. 8:9), и принцип жертвенной щедрости апостола Павла (1 Тим. 6:18), участники Совета подтвердили призыв Христа к современному поколению людей «следовать за Ним в полной добровольной бедности» (Nichols 1980:12). Абхишиктананда также защищает «жизнь по принципу евангельской бедности» и говорит индийским монахам, что «христианский обет бедности обязывает нас делить бедность с бедными» (Vattakuzhy 1981:145). Эта концепция имеет особое приложение к Индии, где «великая традиция бедности» глубоко почитается (Vattakuzhy 1981:143).
Дар миссионерства
Бог дает некоторым людям особую способность к служению в чуждой культуре, пишет Вагнер, что и составляет миссионерский дар (Wagner 1979:205). Другие могут высказать мнение, что эту способность можно приобрести. Суть в том, что Бог дает способность совершать то, к чему Он призывает. Оценка миссионерской работы (и дара), а также дар апостольства является отдельной библейской темой (см. главу 22). Выполнение апостольской цели по насаждению церквей требует сочетания различных даров и умений, в том числе и умение нести служение в чуждой культуре. Мерфи, который принимаег необходимость миссионерского дара, считает, что он дает возможность эффективно использовать дары других людей в кросскультурной ситуации (Murphy 1975:218). Церковь нуждается в своих миссионерах. Миссия — это кровообеспечение Тела Христа везде, как утверждает Брау. Перекрывание клапана кровообеспечения является главной причиной вялости и слабости Церкви (Brow 1968:86).
Дары Святого Духа являются свидетельством того, что Бог действует в мире в людях и через людей. «Все дары Святого Духа чудесны, — пишет Тейлор, — ни один из них не может считаться странным. Их нельзя просчитать или понять. Что более важно, они образуют единое целое» (Taylor 1972:202).
Использование даров
Духовные дары должны проявляться (Рим. 12:6). Каждый верующий обладает тем или иным даром. Дары необходимо выявлять. Часть служения местной общины верующих должна быть направлена на то, чтобы определить, какими дарами обладают ее члены, и использовать их на благо Церкви. «Не неради о пребывающем в тебе даровании», — предупреждает Павел Тимофея (1 Тим. 4:14). Когда Павел говорит: «Исполняй служение свое» (2 Тим. 4:5), не помогает ли он тем самым обнаружить и проявить скрытые дары Тимофея?
Дары даются не для личного удовольствия. Они должны применяться для Церкви. Наставления об использовании даров Павел дает вместе с учением о Церкви. Святой Дух распределяет дары в соответствии со Своей волей (1 Кор. 12:11). Таким образом, мы можем предположить, что Бог дает все необходимые дары для общинной жизни. Это важный миссионерский принцип, который с самого начала вселяет уверенность в избрании местных руководителей (2 Тим. 2:2). Назначения должны делаться не на основе родственных отношений или церковной политики, но на основе признания соответствующего дара. В миссионерском окружении, где появляются новые церкви, мы должны верить в то, что члены новой общины уже обладают необходимыми дарами.
Господь дает средства для распространения и деятельности Церкви. По мере своего роста в Церкви обнаруживаются необходимые евангелизаторские дары (Wagner 1979:177). Если это так, то ни у одной церкви не может быть оправдания в том, что она перестала расти. Однако этот дар должен быть приведен в действие. Как в случае со всеми дарами, святые должны ободриться для выполнения своего служения (Еф. 4:12).
Почему церкви в Индии остаются без руководителей или возглавляются не теми людьми? Мы не должны исключать возможность того, что их церковному руководству не удалось должным образом обеспечить процесс подготовки таких людей. Слишком долго мы надеялись на профессионалов и формальное богословское образование для подготовки церковного руководства, но не хотели признать наличие в общине ресурсов, которые предоставляет Святой Дух. Почему члены церкви остаются необученными? Может быть, по тем же самым причинам? Как пишет Аллен, «проблему обучения на самом деле не так уж сложно решить. Сложность заключается в том, что члены церковной общины полностью надеются на то, что кто-то другой о них позаботится» (Allen 1965:176). Необходимой коррективой такого отношения было бы динамическое использование даров Святого Духа в жизни общины (Рим. 12:6 и сл.).
Служение связано с дарами. «Господь никогда не призывает к чему-либо, не обеспечив выполнение его нужными средствами», — утверждает Вагнер (1971:81). Подобным образом мы можем быть уверены в том, что Бог не дает дара, не призвав к его применению на деле! От нас требуется подчинение, преданность своему служению, какими бы не были последствия. Церковь — орудие в руках Божиих, которое может подтвердить призыв каждого человека к служению (Деян. 13:1-4). Гриффите подчеркивает, что каждый христианин является «призванным», и каждый из них нуждается в объективном подтверждении своего призыва, которое приходит из общины. Призыв Варнавы и Павла к особой миссионерской деятельности пришел из общины в Антиохии (Деян. 13:2). «То, что подчеркивается в Новом Завете, не является инициативой отдельной личности, а также субъективным ощущением призыва, это всегда инициатива других — либо всей общины, либо группы христиан, занятой в подобной работе» (Griffiths 1974:16). Избрание Павлом Тимофея было одобрено местной группой христиан (Деян. 16:1-28). Каждый христианин нуждается в подтверждении своего ощущения того, что он призван к конкретному делу, чтобы не обмануться в своих предчувствиях. Подтверждение, пишет Гриффите, должно исходить от общины и является частью ее служения. По новозаветной модели,
Объективное подтверждение... состоит... в объективном признании этого призыва, во-первых, общиной или группой христиан, которые лучше всех знают этого человека... Во-вторых, приглашением от тех людей, кто уже занимается конкретной работой, связанной с еван-гелизацией и насаждением церквей, которые, по рекомендации церкви, увидят в нем потенциального помощника. Таким образом, вместе с субъективным ощущением призыва Божьего... существует объективное подтверждение церкви, которая посылает члена своей общины... и миссии, которая принимает его. (Griffiths 1974:17)
Хорошо, если все церкви будут посылать на служение таким образом! Призыв Бога к определенной деятельности, благословение на нее и обеспечение всем необходимым — все это работа Духа Святого. Посланник Христа призван сражаться против злых сил. Однако результат сражения зависит не только от него: он одерживает победу вместе с Христом (1 Кор. 15:54-56). Христос, Победитель, дает Своим последователям все необходимое для того, чтобы они выполнил свой долг (Еф. 6:10 и сл., 2 Тим. 3:17). Самым сильным средством является Слово Божие. «Все Писание богодухно-венно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17). Принципы и темы, имеющие отношение к церковной миссии, мы находим на протяжении всего Нового Завета. Мы сейчас обратимся к рассмотрению некоторых из них в основных Посланиях Павла.
Забытые соборные Послания
Очень мало было написано о миссионерском значении соборных Посланий. Возможно, это происходит из-за иудейской темы, затронутой в Послании к евреям, Посланий Иакова и Петра. Но даже «окружающая обстановка скорее универсальная, нежели национальная» (Goerner 1979:140). Все новозаветные книги были написаны в миссионерском контексте. Они отражают борьбу первых церквей с враждебным окружением. Проблемы, которые стояли перед ними, поразительно похожи на те, с которыми сталкиваются миссионеры в Африке и Азии. В этой главе мы рассмотрим некоторые темы, которые имеют отношение к современной миссионерской деятельности Церкви.