Миссионерский замысел Бога для народов
Бог заботится о мире и людях, населяющих его. В конечном итоге, все, что совершает Бог, направлено к спасению народов. На основании ветхозаветного понимания миссионерских замыслов Бога мы можем сделать некоторые выводы.
Во-первых, факт избрания Израиля не означает отвержения других народов. Исайя говорит: «В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословение будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой — Египтяне, и дело рук Моих — Ассирияне, и наследие Мое — Израиль» (Ис. 19:24-25). Избрание Израиля не исключает другие народы. Это справедливо и по отношению к Египту и Ассирии, традиционным врагам Израиля. Отношение этих народов к Ягве связано с Израилем; избранный народ Божий (Израиль) и народы, на которых распространяется Божия милость, — это две стороны одной монеты.
Во-вторых, существует возможность быть принятым в число израильтян, избранного народа. Поскольку Бог не делает исключения для языческих народов, то для них есть реальная возможность войти в состав Израиля и разделить с ним божественную благодать. Правила, которые Бог дает для установления Пасхи, например, по всей видимости, имеют силу только для членов израильской общины: «никакой иноплеменник не должен есть ее» (Исх. 12:43). Далее, однако, следует указание, как подготовить пришельца к совершению ее: «если же поселится у тебя пришелец, и захочет совершить Пасху Господню, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее, и будет как природный житель земли» (Исх. 12:48). Условием участия является обрезание, символ завета. Согласие исполнить его означало принятие в израильскую общину.
В-третьих, суд Божий оказывается наказанием для Израиля. Наказывает ли Бог также и народы? В определенном смысле, народы представляют угрозу для Израиля. Когда Израиль, слуга Божий, отказывается повиноваться и служить Ему, Бог насылает на него народы, как свидетельствует Книга Судей. Более того, другие народы имеют склонность к почитанию других богов (Нав. 23:12-13; Суд. 2:3). Суд Божий, тем не менее, распространяется на все народы. «Посему так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом, и трость свою поднимет на тебя, как Египет. Еще немного, очень немного, и пройдет Мое негодование, и ярость Моя обратится на истребление их» (Ис. 10:24-25). Бог справедлив. Его справедливость распространяется и на осуждение, и на наказание. Народы также являются объектом Божьего суда (Иер. 25:12-14). Однако в первую очередь Господь стремится направить на истинный путь избранный Им народ, чтобы он выполнил свой миссионерский долг.
В-четвертых, народы являются свидетелями могущества, которое Господь явил в Израиле. Все, что Бог совершает в Израиле и через Израиль, имеет прямое отношение ко всем народам земли. «Дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое» (Пс. 66:3). Признание Ягве Богом всей земли — вот в чем главная цель. «Вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:5-6). Когда Израиль отказывается нести свидетельство, то его неповиновение карается (или исправляется) переселением. «Я признаю хорошими переселенцев Иудейских... и обращу на них очи Мои во благо им... и дам им сердце, чтобы знать меня, что Я — Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом; ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим» (Иер. 24:5-7). Гонение раскрывает особое место Израиля и ту роль, которую он играет среди других народов (Иез. 20:9). Исход — это свидетельство (Иез. 5:5,15; 20:22). В исходе Израиль становится народом Божиим среди других народов (Иер. 29:7; Дан. 2:27-30). Дисциплина помогает вере восстановиться и очиститься для того, чтобы Израиль мог верно и плодотворно исполнять служение. Господь прежде всего должен быть реальностью для Своего народа. Тогда он действительно сможет служить Господу и рассказать о Нем другим народам. Возвращение из изгнания было свидетельством того, что Бог не забыл Свой народ. Когда Израиль обрел родину второй раз, он должен был исполнять свою миссионерскую роль в мире. «И возвращу плен Иуды и плен Израиля, и устрою их, как в начале... и прощу все беззакония их, которыми они грешили предо Мною и отпали от Меня. И будет для Меня Иерусалим радостным именем, похвалою и честью пред всеми народами земли, которые услышат о всех благах, какие Я сделаю ему» (Иер. 33:7-9). Возрождение было задумано как свидетельство для других народов. «Признание единого Бога народами обычно считается обязательным условием, а будущее видится как призыв и обещание» (Blauw 1962:27).
«Царство» Израиля указывает на царствование Бога. Израиль как «священник» сообщает весть о Боге другим народам. Царство не ограничивается только территорией Израиля: оно охватывает все народы земли, всех, о ком заботится Господь. «Израиль избран Богом, чтобы быть проповедником, примером, пророком и священником для всех народов» (Blauw 1962:28).
Понятие о царстве требует более глубокого изучения,[20] но вначале мы должны рассмотреть природу миссии, начало которой положил Бог в Ветхом Завете.
Основная миссия Бога
Начало миссии исходит от Бога. Именно Бог действует в Израиле и через Израиль во имя спасения народов. Это является основной заботой Господа, которая прослеживается в Писании. Миссионерство, понимаемое в этом смысле, целиком сосредоточено на Боге. «Господь Сам занимается миссионерской деятельностью» (Vicedom 1965:51). Как отмечает Ньюбигин, «миссия принадлежит Богу, а не нам. Бог выбирает мужчин и женщин для миссионерского служения» (Newbigin 1978:19). Источник миссии, таким образом, находится в Боге. Он действует; следовательно, люди также должны действовать. «Привилегия, полная власть, полномочия, долг исполнения миссии всегда исходят от деятельности Триединого Бога» (Vicedom 1965:11). Миссия Церкви не является исключением: «христианская миссия также отражает деятельность Бога» (De Ridder 1975:6). Все, что Господь совершает в новозаветные времена, перекликается с Его деяниями в Ветхом Завете. Здесь мы становимся свидетелями того, как Бог ищет в саду Свое падшее создание, человека. Бог обещает и дает освобождение падшему человечеству. В миссии Бог проявляет активность. Классическое понятие missio Dei Вайсдом определяет как «деятельность Бога, посредством которой все, что Он замыслил для спасения человека — полноту Своего искупительного Царства — было предложено людям теми, кого послал Господь, чтобы свободное от греха человечество могло полностью войти в общение с Ним» (Vicedom 1965:45).
Это определение можно считать и широким, и узким. Забота Бога, которая касается всех аспектов человеческого бытия, должна пониматься в самом широком смысле. Вайсдом выделяет главную цель Бога — спасение человечества. Миссия основывается на деятельности Самого Бога. То, к чему призваны Его служители, берет начало в том, что совершает Бог. С этой точки зрения, миссия является продолжением спасительной деятельности Бога. Более узкое понимание проблемы подразумевает необходимость покаяния для человека. Искупление в широком смысле включает социальный аспект. Он, в свою очередь, не исключает аспекта духовного. В Ветхом Завете невозможно найти основания современной тенденции к секуляризации Евангелия. Социальные обычаи народа Божия обусловлены его верой. Деятельность израильтян подтверждается примером Самого Бога, Чья главная задача состоит в том, чтобы все народы имели возможность узнать о Нем и послушно служить Ему.
Представление о миссии заимствовано из Пятикнижия, особенно из той его части, где речь идет о деятельности Бога после завершения творения и о законе Моисея. Мы также можем обнаружить его выражение в исторических книгах, в частности Книгах Царств. Missio Dei означает, что Бог Сам является миссионером. «Бог открывает Себя в том, что Он Сам посылает Себя людям. Если нет missio Dei, значит нет и откровения» (Vicedom 1965:45). Бог посылает Свое Слово, Свой народ, Своих слуг и, наконец, Своего Сына. «Господь осуществляет послание таким образом, что Он Сам взаимодействует со Своим народом и посылает людей к тому, кто может управлять ими и направлять их от Его имени» (Vicedom 1965:49). То, как Он это делает, мы видим из истории Израиля во времена судей и правления царей.
Понятие missio Dei имеет много общего с представлением о Царстве Божием. Идея Царства иногда отождествляется с социальным служением. Оба понятия охватывают широкий диапазон тех проблем, включая и проблемы социальные, которые волнуют Бога. Так, Вайсдом описывает Царство Божие как «цель missio Dei» (1965:14), что можно сравнить с предчувствием Царства искупленных людей. По мнению Харкнесса, освобожденное общество состоит из растущей общины, в которой и есть спасение. «Общество искупленных людей... нельзя отождествлять с преобразованием социальной жизни, хотя последнее вполне может быть одним из требований обретения Царства Божия и его справедливости» (Harkness 1974:54).
Воспринимая миссию в мире как средство установления и расширения Царства Божия, мы не можем не осознавать иной возможности — возможности установления другого царства. Царство этого мира противопоставлено Царству Бога. Несмотря на то, что учение о царстве сатаны получило развитие в Новом Завете, начало свое оно берет из ветхозаветных описаний падения и деятельности прародителя зла, чье царство находится в оппозиции к Царству Божьему (Быт. 3; Иов. 1; 2). Отношение Ветхого Завета к другим религиям и другим богам должно пониматься именно в этом свете; они принадлежат этому миру. «Несмотря на то, что в них можно обнаружить много положительных черт, их основой является зло, которое покровительствует им. Сатанинские силы, враждебные Богу, находят в них свое применение» (Vicedom 1965:18). Обращение к этим религиям не совместимо с откровением Ягве. Израиль не может участвовать в них (Исх. 20:3-5; Чис. 33:52; Вт. 4:16-20,23), поскольку это могло бы негативно отразиться на его свидетельстве и той роли, которую он выполняет в миссионерском замысле Бога.
В этом отношении монархическая власть в Израиле таила в себе опасность. Самуил быстро осознал, что принятие Израилем модели монархического управления по примеру соседних народов может привести к отрицанию власти Бога (1 Цар. 8:4-20). Завет, заключенный на горе Синай, особо подчеркивал правление Бога (Исх. 19:5-8), которое Он осуществлял через Моисея и его наследника Иисуса Навина (Вт. 34:9-10; Нав. 3:7), а затем через избранных по благодати правителей (Суд. 2:16,18; 3:10; 11:29; 13:25; 1 Цар. 3:21). Потребность в царствующей особе, которую испытывал Израиль, означало отвержение теократического правления (1 Цар. 8:7). Саул вначале выполнял функции харизматического вождя подобно судьям (1 Цар. 11:6). Впоследствии харизма перешла к Давиду (1 Цар. 18:12). Многие полагали, что царство Израиля и Иудеи стали Царством Божиим — очень опасная и ограниченная точка зрения, если учитывать частое отступничество народа и правителя. Самуил и пророки ясно понимали отличие между настоящим миром и обещанным Царством. В период монархического правления харизматический дар перешел пророкам. Давид — единственный из всех царей известен как человек, поступавший по закону Божьему (1 Цар. 13:14; Деян. 13:22).
Во время правления Соломона миссия имела наиболее выраженный характер. Это было не только мирное время, во время которого каждый израильтянин спокойно жил под виноградником своим и под смоковницей своей (3 Цар. 4:25), но и время распространения мудрости. «И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона» (3 Цар. 4:34). Мудрость Соломона была мудростью Бога (3 Цар. 4:29). Она превосходила мудрость всех народов (3 Цар. 4:30-31). Мудрость Соломона была мудростью откровения (3 Цар. 3:12; 4:29). Каждое слово Бога было к Соломону (3 Цар. 6:11). Это слово и эта мудрость была свидетельством Ягве. Среди представителей народа, который получал эту мудрость, были Хирам, царь Тирский (3 Цар. 5:7), царица Савская (3 Цар. 10:9) и неопределенное число «царей земных» (2 Пар. 9:23). В молитве Соломона о посвящении храма миссия видна особенно ярко (3 Цар. 8; 2 Пар. 6). Строительство храма обязательно бы привлекло большое количество чужеземцев для поклонения Ягве (3 Цар. 8:41-42). Соломон молится, «чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль» (3 Цар. 8:43). Имя Господне должно славиться, Он благословил Израиль для того, «чтобы все народы познали, что Господь есть Бог» (3 Цар. 8:60). Когда осознание теократического правления в Израиле теряло свою силу (3 Цар. 11), миссия оказывалась под угрозой. Этого нельзя допускать, поскольку Господь осуществляет Свою миссию через Израиль. «Для народов Израиль является общиной Бога, т. е. центром мира, к которому могут присоединиться языческие народы и узнать единого Бога и истинное поклонение Ему... Царство, таким образом, провозглашается в Израиле и через Израиль, чтобы его могли наследовать и другие народы» (Vicedom 1965:34).
В Ветхом Завете Бог осуществляет Свою миссионерскую деятельность через Израиль, а объектом ее являются все народы. Ветхозаветная история и закон содержат множество примеров того, как Бог использует для Своих замыслов представителей других народов, что свидетельствует о всеобъемлющей Божьей любви ко всему живому.
Забота Бога об обществе
Закон Моисея представляет собой свод законов, по которым строится общественная, экономическая и религиозная жизнь израильского народа. Народ Божий должен жить как «небесная колония», модель Царства Божия (Вт. 7:12-16). Некоторые принципы такой колонии мы рассмотрим ниже.
Вопрос о бедности
«Разве только не будет у тебя нищего... если только будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и стараться исполнить все заповеди сии, которые я сегодня заповедую тебе» (Вт. 15:4-5). Бог против бедности. Согласно Вт. 15, израильтянин никогда не должен был угнетать своего брата еврея. Он не должен был взимать с него процент (Исх. 22:25), и каждые семь лет был обязан прощать любые долги. Это имело большое значение для решения проблемы бедности: «разве только не будет у тебя нищего» (Вт. 15:4). Бог заботится о бедных; Его народ также должен заботиться о них. «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих... то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим» (Вт. 15:7). Социальная забота занимает особое место в законе Божием: «но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде» (Вт. 15:8). «Дай ему взаймы, и, когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое» (Вт. 15:10).
Вполне очевидно, что Бог занимает сторону бедных. От Своего народа Он также требует, чтобы «в своем выборе они отдавали предпочтение бедным», как об этом пишут многочисленные писатели-богословы.[21] Причина бедности кроется в греховном эгоизме человека. По закону каждый пятидесятый год должен был быть юбилейным, когда производилось перераспределение богатства (Лев. 25). Каждый седьмой год был годом освобождения всех рабов и прощения всех долгов внутри общины (Вт. 15). Однако эти мероприятия проводились «среди евреев не из-за греховности» (Geervarghese Mar Osthathios 1980:102). Желание Бога состоит в том, чтобы бедности не было вообще. Тем не менее мы вынуждены признать, что бедность является частью человеческого опыта: «ибо нищие всегда будут среди земли твоей» (Вт. 15:11). Народ Божий должен быть щедрым, чтобы никто не испытывал нужды. Бог наказал Своему народу заботиться о своих братьях, о бедных и о нуждающихся (Вт. 15:11). В Израиле не должно быть страшной нищеты.
Основой для этой заботы является искупление Израиля. «Помни, что и ты был рабом в земле Египетской, и избавил тебя Господь, Бог твой; потому я сегодня и заповедую тебе сие» (Вт. 15:15). Израиль многое получил от Бога, поэтому он должен многое отдать своим братьям.
Вопрос о справедливости
Бог заботится о справедливости во всех областях жизни. «Правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею» (Вт. 16:20). Система правления, которую Бог дал Своему народу, предусматривала назначение судей и правителей, которые представляли различные племена на местном уровне (Вт. 16:18). Чтобы править справедливо, руководители должны были оставаться честными. Заповедь гласит: «не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров; ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых» (Вт. 16:19).
Израильтяне обвиняли сыновей Самуила в нечестности. Они «уклонялись в корысть, и брали подарки, и судили превратно» (1 Цар. 8:3). Такое злоупотребление считалось нарушением закона, установленного Богом, и отрицанием справедливого отношения к народу Божьему. Это явилось одной из причин отмены института судейства. Более поздняя реорганизация объединенной монархии, которую предпринял Соломон (3 Цар. 4:1-19) отказывалась от Божьего закона справедливости и запускала машину эксплуатации. Бог не терпит эксплуатации. Это преступление против человеческого достоинства было одной из причин краха и разделения царства Соломона (3 Цар. 12). Восстановление справедливости в Иудее произошло благодаря реформам Иосафата (2 Пар. 19:5-7).
Забота о справедливости распространяется и на бедных: «не суди превратно тяжбы бедного твоего» (Исх. 23:6). Особое внимание следует уделять тем, кто терпит притеснения. «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте» (Исх. 22:22). Справедливость должна распространяться и на пришельцев, судьба которых напоминает судьбу самого Израиля: «пришельца не обижай: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской» (Исх. 23:9).
Бог против всего, что является причиной несправедливости. «Не внимай пустому слуху» (Исх. 23:1). «Не следуй за большинством на зло» (Исх. 23:2).