Лекция 2. Типология религии. Классификация .Происхождение религии

Сколько существует в мире религий. Доподлинно не знает никто. Чаще всего речь идет о 1000 разнообразных религиозных формах, которые существовали на протяжении значительного отрезка времени. Отсюда возникает потребность в их упорядочении., типологизации, независимо от времени их существования..

Прежде всего разделяют религии на живых и мертвых

Существуют и др. критерии их классификации:

Статистический, картографический, правовой, уровень организации урбанический принцип (городские и деревенские). Политеистические или монотеистические.

Существует разделение религий по составу пантеона на политеистические монотеистические, т.е. религии единобожия, к которым относятся иудаизм, христианство и ислам.

В системе классификации религии можно выделить группу природных (естественных) религий. Для этих древних религий характерно то, что человек находится не в центре мироздания, а является элементом, составной частью природы. К типичным природным религиям относятся ведические религии Древней Индии, из мировых религий - буддизм. Однако, как правило, эти религии политеистические.

Некоторые специалисты выделяют большую группу древних религий, основой которых является мифология.

.

Существует классификация религий по этническому основанию на религии национальные и религии мировые, или вселенские.

Национальные религии (иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и др.), как видно из их названия, в значительной степени связаны с определенным народом, этносом, нацией. Причинами такого рода национальной замкнутости могут быть историческая обусловленность, геополитические условия, доктринальные причины, ярко выраженное этническое своеобразие культуры и т.д.

В основу общепризнанной классификации религий положен ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ признак (критерий)

1. Ранние. Первобытные верования и культы(поклонение природе) 40 тыс. лет до н.э. по 4-2 тыс. до н.э. Их еще принято называть дорелигиозные религии – это фет, тот, магия, анимизм. Пер формы религий заметно отличаются от современных. В них нет вероучения, регулярного культа и организации. Но у всех них есть вера

2. Национальные религии (инд,зороастризм, ждайнизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, иудаизм.И т . Носителям национальных религий являются представители одной нации.(с 4-2 тыс. до н.э. по настоящее время.

3. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.Для них характерна вненациональная ориентация Космополитизм. Основная идея все равенства перед богом, активное проповедничество, именно поэтому они и стали мировыми. (сформировались в 1 тыс. до нашей эры, в эпоху мировых империй.)

4. Современные нетрадиционные культы(вторая половина XX века) или новые религиозные движения:«Новый век, Общество сознания Кришны, Об=во сатаны, Свидетели Иеговыи т.д.)

Основные понятия

Религия, религиоведение, вера, духовная жизнь общества, онтология, гносеология, теология, религиозная идея, религиозный культ, религиозная организация, церковь, секта, деноминация, сакрализация, секуляризация, национальные религии, мировые религии.

Вопросы дли контроля

1. Что такое религия?

2. Что является изначальным элементом всякой религии?

3. Каковы основные функции религии?

4. Какие науки изучают религию?

5. Как можно классифицировать религии, существующие в современном мире?

6. Какова роль религии в жизни человека и общества?

Ранние формы религии

При рассмотрении проблемы происхождения религии мы сталкиваемся с весьма сложными вопросами о том, когда возникла религия и в каких формах она существовала на ранних этапах своего развития.Долгое время ответы на эти вопросы казались очевидными. Большинство людей, исследовавших иудаизм и христианство, были удовлетворены теми ответами, которые содержатся в первых двух главах Библии, где излагается концепция творения мира и человека. Согласно Библии, создав человека «из праха земного», Бог «вдунул в лице его дыхание жизни» и вступил с ним в непосредственные отношения. Следовательно, религия имеет божественную природу, возникает вместе с человеком и притом сразу же в виде монотеизма (веры в одного Бога).

Существует 2 подхода: религиозный (богословский) и

Светский (религиоведческий)

Религиозный подход утверждает, что появление Бога и возникновение религй обусловлено тем, что есть Бог, который сотворил мир (мир имеет начало и конец), природу человека. Бог особым образом воздействовал на человека, а человек, при определенных условиях способен общаться с ним.

Онтологическое доказательство было сформулировано блаженным Августином в Н веке)

Религиозный подход к происхождению религии всегда конфессионален., т.е. стоит на позиции какой либо религии.

Светский подход – не дает однозначного ответа на вопрос сущности и происхождения религии. Существует множество теорий все : на 2 (богословские и светские)

Светские теории предполагают, что именно природа человека перенесенная на окружающий мир, стала основой представлений о сверх естественных силах и богах.

Богословский исходит из того, что существует какая то сверх естественная сила (Бог, Духи) и что сила и даровала людям религию, которая влияет на человека, так или иначе взаимодействуя с ним.

1.Формы первобытных верований.Религиозные верования и культы первобытных людей складывались постепенно. Первичной формой религии являлось поклонение природе.Первобытным народам было неведомо понятие «природа», поэтому предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием «мана».

Ранней формой религиозных воззрений следует считать тотемизм - веру в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Как предполагают ученые, жизнь родовыми племенами послужило основой для возникновения тотема (на языке североамериканских индейцев племени оджибве ототем - род его) - животного предка, считающегося покровителем рода.

Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать социальный статус, права и обязанности членов первобытного коллектива.

К ранним формам религии относится магия (в буквальномпереводе с древнегреческого - колдовство).Она представляет собой возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явленияпутем определенных символических действий (затворов, заклинаний т.д.)

Современные специалисты классифицируют магию по методам и по целям воздействия. По методам воздействия магия делится наконтактную(путем непосредственного соприкосновения носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), инициальную (магический акт направлен на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности), парациальную (опосредованное воздействие через остриженные волосы или ногти, остатки пищи, которые тем или иным образом попадают к обладателю магической силы), имитативную (воздействие на подобие субъекта). По целям воздействия магия делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную, любовную и т.д.

Обычно магическими приемами занимались специально подготовленные люди - колдуны и шаманы, которые искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы, надежды соплеменников, воздействовать на сверхъестественные силы. Но главное состояло не в том, что они сами верили в свои необыкновенные способности, а в том, что им верил коллектив и обращался к ним за помощью в самые критические моменты. Поэтому колдуны и шаманы пользовались особым почетом и уважением у первобытных людей.

Со временем магия превратилась в один из наиболее существенных компонентов развитой религии, включающей определенную систему магических действий - обрядов, таинств, молитв, и т.п. В быту магия сохранилась вплоть до наших дней в виде заговоров, гаданий, предсказаний, веры в «дурной глаз», «порчу».

У первобытных людей особую значимость имело почитание различных предметов, которые должны были приносить удачу и отводить все опасности. Эта форма религиозных верований получила название «фетишизм» (от португальского «фетиш» - сделанный).

Говоря о ранних формах религии, нельзя не упомянуть об анимизме (от латинского «анима» - душа) - вере в существование душ и духов.Детальный анализ анимистических верований был дан Э. Тейлором в работе «Первобытная культура». Согласно его теории эти верования развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышления древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций. Будучи не в состоянии правильно объяснить эти сложные явления, «первобытный философ» вырабатывает понятия о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т.п.

Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающейдействительности. Древний человек рассматривал все предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями и т.д. Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась в политеизм, а затем в монотеизм.

Анимистические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу - все это модификации анимистических представлений первобытной эпохи. То же самое можно сказать и о других ранних формах религиозных верований. Одни из них были ассимилированы сменившими их религиями, другие - оттеснены в сферу бытовых суеверий и предрассудков. Так, сохранившаяся вплоть до наших дней вера в амулеты, талисманы, священные реликвии является не чем иным, как пережитком первобытного фетишизма. Отголоски тотемизма можно найти в существующих во многих религиях пищевых запретах, в изображении сверхъестественных существ в облике животных и т.п.

Наши рекомендации