Культура и искусство (тенденции развития)

На раннем этапе наибольшее значение имело сохранение античного наследия, особенно латинского языка. Важнейшую роль здесь сыграли труды Аврелия Августина, Марциана Капеллы, Северина Боэция. В VI в. Флавий Кассиодор, приближенный остготских королей, в своих книгах дает образцы латинского стиля. В его южно-итальянском поместье Виварий соседствовали библиотека, скрипторий — мастерская по переписке книг, школа. Виварию подражали бенедиктинские монастыри — главные хранители культурного предания.

Рост самосознания варварских народов. Появляются истории готов, вандалов, франков, англов и лангобардов, записываются правовые нормы варваров, их мифы, легенды, песни. Слиянию римских и варварских традиций в единую европейскую культуру способствовало "Каролингское возрождение" в империи Карла Великого, проходившее под лозунгом христианского просвещения. Литература этого времени носит в основном учебный и справочный характер, тесно связана с нуждами церкви и государства.

Позднее развиваются героический эпос, рыцарский роман, поэзия вагантов.

Архитектура

Именно архитектура выступила в эту эпоху центральным и синтезирующим видом искусства, объединяющим все другие виды и жанры, подчиняющим их своему замыслу, художественному образу.

Архитектурные формы средневековых христианских церквей сильно изменились по сравнению с античными. В античных храмах классического типа очень большую роль играло их наружное пластическое решение и очень малую - внутреннее пространство. Внутри, в полумраке, стояла статуя божества, а все обряды и празднества происходили снаружи, на площади.

Назначение христианской церкви иное: она мыслится не как обиталище Бога, но как место, где собирается община верующих. Организация внутреннего пространства становится главной задачей зодчих.

Храмысредневековья были своеобразными каменными энциклопедиями универсального знания — "Библиями мирян". Мастера, возводившие их, пытались показать мир в его многообразии и завершенном гармоническом единстве. Сложнейшая система архитектурных, скульптурных и живописных образов является своего рода шифром, с помощью которого записан рассказ о незримой красоте божественного надприродного бытия.

В церковном зодчестве возобладали две архитектурные формы: базиликальная и крестово-купольная.

Базилика (от греч. "царский дом") — старое название прямоугольного в плане общественного здания, разделенного внутри рядами колонн, столбов на продольные части (нефы). В древних Афинах так называли стоящий на рыночной площади дом базилевса, архонта — главы государства. В Риме это были судебные и торговые здания. Форма базилики оказалась удобной и для христианской церкви благодаря вместительности. В базилике средний неф, более высокий, освещается через окна под крышами боковых нефов. В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом (апсидой), помещался алтарь, в западной - вход. В стенах средневекового храма могло собраться все население города и быть свидетелем и участником и будничных богослужений, и праздничных литургий, и городских собраний, и всенародных празднеств, а в случае необходимости найти защиту за мощными стенами храма.

Христианская базилика — вытянутое прямоугольное здание, разделенное на 3 или 5 нефов и пересеченное поперечным нефом—трансептом, что в плане давало изображение символа христианской веры — крест (в отличие от греческого в латинском кресте одна из сторон длиннее других — неравноконечный крест). Вход в храм находился на узкой стороне здания, удаленной от трансепта. Напротив входа средний неф заканчивался полукруглым выступом — апсидой, где помещался алтарь. Алтарь — самое священное место храма, здесь проходит богослужение, а все здание ориентируется апсидой на восток. Со временем планировка здания становится сложнее: появляются 3 апсиды, башни (колокольни) сливаются с храмом, появляются дополнительные трансепты — в одной базилике сливаются как бы несколько храмов со своими алтарями.

Другой тип конструкции храма - крестово-купольный, по-видимому, имеет восточные корни. Купол не парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава. Купол символизирует небесный свод. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют крест, но равноконечный.

В Х в. складывается так называемый романский, т.е. римский, стиль, ориентирующийся на сохранившиеся после всех разрушений образцы античного строительства. Мощные каменные стены и сводчатые перекрытия романских соборов делают их храмами-крепостями. Постройки романского стиля сохранились в Германии, Италии; во Франции — это соборы в Клюни и Отене, замок в Каркассоне (дословно - "Леди зовет". Этот замок выдержал 6-летнюю осаду, которую возглавляла женщина).

Церковное строительство особенно усилилось около 1000 г. в связи с ожидавшимся, согласно учению церкви, концом света. С этого времени для возведения построек в Западной Европе широко используется камень. Романское искусство принадлежит эпохе феодальной раздробленности, наступившей после распада империи Карла Великого, и само распадается на много самостоятельных, даже изолированных друг от друга художественных школ. Всех их пронизывал дух воинственности и постоянной потребности самозащиты. Основное, что создало романское искусство - это замок-крепость рыцаря или храм-крепость Бога. Романская архитектура развивается в течение двух веков, постепенно приобретая более утонченный вид.

Переход от романского стиля к готическому - условно можно назвать сменой "замкового" (оборонного) образа жизни "дворцовым", когда в силу исторического и культурного развития Западной Европы происходит возвышение городов, расцветает рыцарская куртуазная культура, меняются нравы и моды, возрастает экзальтация в духовной жизни.

В XII-XIII вв. наступает новый этап в развитии средневекового искусства, появляется готика (от итал. gotico - готский, по названию германского племени готов).

Первые соборы, построенные в готическом стиле в Северной Франции, датируются второй половиной XII в. Основа готического собора - высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на большой высоте. В таком здании стены не являются несущим элементом конструкции, они становятся все тоньше, в них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами - витражами. Характерная черта готики - устремление зданий ввысь. Великолепны готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Реймсе (Франция).

Готические соборы, представляющие собой подлинный синтез искусств под эгидой архитектуры, несли в себе двойную тенденцию - религиозную и светскую. С одной стороны, устремленность всех линий к небу, дематериализация камня должны были воздействовать на человека таким образом, чтобы вызвать у него ощущение присутствия в некоем ином, по отношению к земному, мире. С другой стороны, собор, ставший центром и украшением города, являлся символом его процветания и богатства.

Готические соборы строились по заказу городских коммун и свидетельствовали не только о религиозности, но и о богатстве, независимости горожан. Размеры этих зданий очень велики, возводились они многие десятилетия, а часто и века. В отличие от романского, готический собор лишен четкости линий, необозрим, устремлен ввысь. Его стены как бы растворены, они становятся ажурными, легкими, уступая место высоким узким окнам, украшенным цветными.

В убранстве собора преобладают объемные изображения — скульптуры и рельефы, в чем проявилась уже полная самостоятельность европейского искусства, его независимость от Византии, предпочитавшей плоскостные (живописные или мозаичные) изображения. Готическая скульптура хочет передать человеческие чувства, в особенности трагические страдания Христа и мучеников. Она славит победу духа над плотью, используя при этом выразительность деталей, поз, жестов. Алтари украшаются и живописными полотнами, на которых с XIV в. вместе с библейскими персонажами появляются заказчики работы и другие современники художника. Отсюда развивается станковый портрет, затем появляется и светская монументальная живопись.

Под сводами собора звучала музыка: сольное и хоровое пение, игра на заимствованном у византийцев органе. Сложившиеся в раннее средневековье григорианские хоралы дополнялись позднейшими гимнами, в церковь проникало влияние народной и рыцарской музыкальной культуры. В эпоху зрелого средневековья получает развитие инструментальная музыка, духовная и светская, усовершенствуется нотное письмо.

В XIV в. готический стиль получил название "пламенеющая готика" - здания украшали тончайшей резьбой по камню - каменным кружевом, а форма окон стала напоминать пламя горящей свечи.

[1] Орден – порядок, объединение для решения совместных задач.

[2] Его резиденция находилась в Иерусалиме, на месте, где, по преданиям, был расположен храм царя Соломона (от франц. Tample— «храм»). Самих же рыцарей называли храмовниками.

Наши рекомендации