Св.Афанасий Великий.(298-373гг.)

Святой Афанасий Великий был наиболее сильный и безупречный борец против арианства. Он принадлежит к числу образованных ревнителей православия, принимавших участие во Вселенском соборе в Никее (325г.). Он понимал вводимые термины « сущность» и « единосущие» должным образом и глубоко, необходимого для попытки положительно обьясненить и раскрыть догмат о Святой Троице.

Святой Афанасий является ярким примером понимания термина «единосущие» немногочисленным количеством образованных иерархов Церкви, формировавших догмат о Святой Троице, в филосовских терминах в 20- 80 годы четвертого столетия.

Сделаю выписку из конспекта лекций по патрологии проф. И.В. Попова, прочитанный студентам Московской Духовной Академии в начале 20 века. ( « Конспект лекции по патрологии.-Тверь: Изд-во « Булат», 2006.- 378 с.»)

« Литература Восточной Церкви. Глава 16. Святой Афанасий Великий, архиепископ Александрийский... Стр.219-223.

...Тринитарная терминология святого Афанасия.

1.Отношение Сына Божия и Духа Святогок Отцу святой Аанасий обозначает термином Ομοουσιος («единосущный»). Ομος обозначает или совместное обладание каким-нибудь предметом, или совместное участие в известном состоянии. Поэтому слово Ομοουσιος получает определенное значение в зависимости от того, в каком смысле понимается его вторая составная часть- Ουσια («сущность»). Термин Ουσια мог обозначать:

1) Вещество или субстрат, из которого состоит известный класс предметов. При таком определении понятия Ουσια единосщными могут быть названны все медные монеты .

2) Под « сущностью» разумели также совокупность родовых признаков, общих известному числу индивидов и мыслимых в понятии, их обнимающем. Так, «человек» составляет сущность Павла, Иоанна, Тимофея. При таком понимании слова Ουσια термин Ομοουσιος означает « равный или одинаковый по существенным свойствам».

3) Наконец, Ουσια может обозначать действительно существующее, конкретное бытие, мыслимое в одном только экземпляре. В таком смысле понимает слово Ουσια святой Афанасий. Бог, как Существо простое, неделимое и единственное, и есть Сущность. При таком истолковании Ουσια слово Ομοουσιος обозначает совместное обладание двумя субьектами одним и тем же существующим в единственном числе бытием. Отец, Сын и Святой Дух- единосущны. Это значит , что в пределах Божественной Монады имеет место тройственность Субьектов, из Которых каждый обладает не частью Божества, а всем Божеством. Таким образом, этот термин у святого Афанасия служит выражением идеи единства Божественных Лиц, но из Их единства, так понимаемого, с логической необходимостью вытекает Их равенство, ибо что принадлежит Отцу, то принадлежит и Сыну, и Святому Духу.

4) Термин Ομοιος («подобный») не удовлетворяет святого Афанасия по трем причинам:

4.1. Он может обозначать сходство только в некоторых признаках, поэтому святой Афанасий сообщает ему более строгий смысл присоединением слов κατα παντα («во всем»)

4.2. Он обозначает поверхностное сходство лишь во внешних чертах. Поэтому при сравнении Сына с Отцом Афанасий прибавляет пояснение, по природе или по сущности, - ομοιος κατ ουσία.

4.3. Но и с этими поправками термин остается все же недостаточно точным, потому что не выражает идеи единства Отца и Сына. «Подобные между собой тела не могут находиться вдали одно от другого...но так как Сын не только подобен, но и неотделим от Отчей сущности», то термину ομοις κατα παντα κατ ουσιαν («подобен во всем и по природе») нужно предпочесть Ομοουσιος.(«единосущен»). Таким образом, идея единства Отца и Сына выражена в терминологии Афаннасия со всей ясностью. Но он не имел устойчевых терминов для обозначения раздельности Лиц Святой Троицы.

5) Термин νποστασις святой Афанасий употребляет в том же смысле, в каком и ουσιαν, отождествляяя ту и другую. ”Υποστασις-ουσιαν εστιν”.-говорит он. Или: «Сын от сущности Отчей и не от иной Ипостаси.»

6) Προσωπον(«лицо») никогда не употребляется для обозначения трех Божественных Лиц в противоположность существу Божию.

...Изложение учения святого Афанасия о Троице...

Существует лишь единое Начало, обязанное бытием Себе Самому. Это- Бог Отец. Все остальное получает свое бытие от Него. Но Бог сообщает бытие или путем рождения, или путем творения. Сын рождается от Отца. Тварь создана Им.

Рождение, в отличии от творения, характеризуется двумя признаками:

· Рождение есть происхождение из существа рождающего. Сотворить — значит создать из ничего или из материалов, не относящихся к природе творящего, поэтому сотворенное неподобно своему творцу, например дом, построенный из дерева. Рождение есть произведение из собственной природы, поэтому рожденное подобно родителю.

· Творение есть произведение по воле, рождение — по необходимости природы. Как благ и праведен Бог не по воле, а по природе, хотя и не вопреки воле, так и Сына Он рождает не по воле, а по природе. Решение воли случайно. Если бы Сын произошел по воле Отца, то Его могло бы и не быть. В связи с этим святой Афанасий подвергает критике учение апологетов, усвоенное в измененном виде арианами, о рождении Сына по воле Отца в качестве орудия творения.

Бог не нуждается в посреднике творения. Ему чуждо высокомерие. Он сохраняет Своим промыслом волос на голове и малую птицу. Поэтому и мир он мог создать непосредственно.

Далее, святой Афанасий указывает на то, что учение ариан о Логосе как Посреднике не удовлетворяет своей цели, ради которой принимается. Ариане исходят из того положения, что Бог по возвышенности Своей природы не может нисходить до непосредственного соприкосновения с тварью, а тварь со своей стороны, не может вынести такого соприкосновения. Но между Богом и тварью не может существовать никакой серединной природы. Поэтому и Логос есть или Бог, или тварь. Если Он Бог, то, с точки зрения ариан, и Его непосредственное соприкосновение с тварью так же невозможно, как и соприкосновение Бога Отца. Если Он- тварь, то непосредственное соприкосновение с Ним Бога Отца так же недопустимо, как и соприкосновение со всякой другой тварью.

Итак, Сын рождается не по воле Отца и не в целях откровения. Он происходит по необходимости Божественной природы. Всякая потенциальная сила обнаруживается в известном проявлении. Бог Отец есть потенциальная сила- δυναμις.Эта сила необходимо проявяется в действии (ενεργεια), каковое и есть уже Сын Божий. Бог Отец — это Ум как сила мышления; Бог Слово — содержание этого мышления, то есть Истина, или Премудрость. Бог не может существовать без Сына, как ум без мыслей.Как деятельная сила Бога, Логос естественно является Творцом, Промыслителем и Искупителем — Богом, действующим в мире. Таким образом, эту мысль предшествующих писателей святой Афанасий удерживает, но с совершенно другим обоснованием.

Из понятия рождения Сына вытекает идея Его равенства с Отцом.

Если Бог рождает Сына из Себя, то этот Последний имеет те же свойства, что и Отец: Он неизменяем, всемогущь, вездесущь.

Если происхождение Сына обусловлено самой природой Бога, котороя неизменяема, то оно должно быть мыслимо вечным, иначе пришлось бы допустить, что Бог как Сила никогда не проявлял Себя в деятельности.

Происхождение Духа Святого обозначается термином «исхождение»- εκποερευσις.

Оно также обусловлено самой природой Божества. « Дух Святой исходит от Отца через Сына». Будучи энергией Сына, Он находится в таком же отношении к Слову, в каком Слово к Отцу. «Где свет, там и сияние, а где сияние, там и его действенность и светозарность благости.» Вопрос об отличии рождения от исхождения остался в сочинениях Афанасия невыясненным. Происходя от Бога по необходимости Божественной природы, Дух Святой раве Отцу и Сыну.

Взаимное отношение Лиц Святой Троицы святой Афанасий понимает в смысле их проникновения друг другом. «Отец находится в Сыне как в Своем образе, и Сын в Духе как в Своем, и наоборот — Святой Дух пребывает в Сыне, и Сын в Отце, равно как Отец в Духе, и Дух в Отце.»»

Наши рекомендации