Часть 3. Духовная борьба: Космический уровень

5. Двадцать один вопрос (С. Питер Вагнер)

6. Библейская перспектива (Том Уайт)

7. Как сатана действует на космическом уровне (Джон Робб)

8. Приближая Царство Божье (Том Уайт)

Часть 4. Применяя стратегии на практике

9. Из лагеря смерти – на свободу (Марк Х. Уайт)

10. От «Нового века» - к новой жизни (Лора Элизабет)

11. Аргентина: евангелизация в контексте духовной борьбы (Эдгардо Сильвосо)

Сноски

Введение

Поскольку мы, христиане, служим нашему Госпо­ду и Учителю в этом мире, мы живем и работаем на территории противника. Новый Завет указывает, что, несмотря на великую победу Иисуса, "весь мир лежит во зле" (1 Ин. 5:19) и был предан сатане (Лк. 4:6). Следовательно, мы, последователи Иисуса, на­ходимся в постоянном конфликте с врагом нашего Бога и Его Сына Иисуса, лукавым.

В большинстве случаев кажется, что мы находим­ся в раздоре с людьми этого мира, а не с невидимыми силами. Это неудивительно, так как люди вокруг нас ослеплены врагом (2 Кор. 4:4) и завербованы на дело того, кого Иисус называет "князем мира сего" (Ин. 14:30).Люди, находящиеся под сата­нинским влиянием, ненавидят и преследуют нас, как преследовали нашего Господа (Ин. 15:18-21). И так как против нас ополчились и видимые, и невиди­мые силы, нам необходима помощь, которую мы мо­жем получить от Самого Бога и других верующих.

Мы вовлечены в битву во имя Иисуса длиной в жизнь, сражаясь как на человеческом уровне, так и "против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы подне­бесных" (Еф. 6:12).

Эта книга о том, что значит жить и сражаться в стане врага. Идея ее написания возникла в процессе обсуждения встреч под названием Лозанна II, прохо­дивших в Маниле в 1989 г. На этих встречах состоя­лось три семинара по вопросу духовной борьбы, при­влекших наибольшее внимание. Этот факт является особенно важным ввиду того, что это мероприятие проводилось при содействии евангельской нехариз­матической организации. И хотя на встречах Лозан­на I (1974) тема, посвященная духовной войне, не рассматривалась, она вызвала такой большой инте­рес у сторонников движения нехаризматических евангельских церквей, что ей были посвящены не­сколько специальных курсов и встреч.

Четыре из представленных глав этой книги были прочитаны в Маниле как доклады. Две главы, напи­санные Томом Уайтом (шестая и восьмая), являются частью его блестящего доклада, прочитанного там же. Моя вводная глава также была представлена там, как более краткая версия исследования Эдгардо Сильвосо. К ним я присоединил семь дополнитель­ных глав, три из которых полностью новые, написан­ные участниками встречи Лозанна II (главы три, че­тыре и пять). Эти и остальные главы были написаны специально для этой книги.

Все авторы происходят из консервативного еван­гельского (нехаризматического) окружения. Поэто­му мы строго придерживаемся Писания и основыва­емся на нем.

Таким образом, мы подходим к данному предмету осторожно. И хотя чувствуем, что открыли то, что для нас является новой библейской истиной, все же не хотим позволить этому открытию поколебать осно­вы, с которыми прошли большую часть нашей жиз­ни. Однако мы видели силу Божьего воздействия, проявленную различными путями, поэтому не будем возвращаться к бессильному евангелизму нашего прошлого.

У нас нет полного согласия по некоторым пунк­там. Мы вместе со всем "движением" духовной борь­бы исследуем, экспериментируем и стремимся к рос­ту и зрелости в нашем понимании и практике. У каждого из нас своя биография и опыт. При нашей строгой приверженности авторитету Писания мы приходим к согласию почти по каждому вопросу, ес­ли он ясно истолковывается Библией. К сожалению, есть темы, относительно которых нет четкого руко­водства в Священном Писании. В этой области чита­тель обнаружит несходство во взглядах между раз­личными авторами, особенно теми, кто пишет о борь­бе на космическом уровне.

В любом общении есть отрицательный момент, выражающийся в том, что людям непросто сказать, что они предполагают. Исследуя Слово Божье, напи­санное много веков тому назад людьми из культур­ной среды, радикально отличавшейся от нашей, мы не всегда четко понимаем, что предполагали авторы. Например, в Посланиях Павла редки ссылки на та­кие чудные события, как изгнание бесов. Потому ли, что этого не случалось? Или Павел просто не ссылал­ся на такие события, так как они были обычными, или же по какой-либо другой причине, недостойной упоминания?

Что касается территориальных духов, то и в Ста­ром Завете, и в небиблейских источниках есть указа­ния на то, что люди в них верили. Но мы практически не получили никакой помощи, пытаясь определить по Библии, что с ними делать. Итак, некоторые из нас стремятся экспериментировать, но у них есть весьма незначительная, а порой и отсутствует всякая биб­лейская поддержка. Другие же не столь отважны.

Мы думаем, что, постигая сущность, приобретаем опыт. Но большинство вопросов остаются нерешен­ными, и это совершенно очевидно прослеживается в нескольких главах этой книги. Например, насколь­ко далеко может простираться наше знание об орга­низации царства сатаны и о благих ангелах, посред­ством которых Бог ему противостоит? Ищем ли мы или не ищем противостояния бесам? Имеем ли мы библейское разрешение противостоять территори­альным духам высокого ранга? Если да, то кто это должен делать и как? Можем ли мы с уверенностью определить бесовские твердыни в городе (порногра­фия, алчность или чрезмерность амбиций, проститу­ция, оккультная инвазия), или наши попытки - это просто догадки? И что нам делать, если Библия ниче­го не говорит о многих вещах такого рода?

Читая эту книгу, вам придется много и усердно ду­мать над некоторыми из этих вопросов. Ободритесь, но не ожидайте легких ответов. Мы стараемся следо­вать Библии, быть рассудительными и созидатель­ными. Но никто из нас не претендует на знание отве­тов на все вопросы (даже когда мы выглядим уверен­ными в себе).

Мы хотели бы обсудить эти вопросы и пригласить вас к поиску лучших ответов и подходов.

Соавторы

Главы этой книги написаны восемью различными авторами. Это: Эд Мэрфи (глава третья) получил степень доктора миссиологии в Фулеровской семинарии после мисси­онерского служения в Мексике. Является вице-президентом международной евангелизационной кам­пании (ОС International — ранее Overseas Crusades). Эд Мэрфи много путешествовал по миру, обучая и консультируя по вопросам, связанным со спасением и духовной борьбой. Ранее он преподавал в универси­тете Биола, а сейчас преподает в христианском кол­ледже Сан-Хосе. Недавно Эд Мэрфи издал книгу под названием «Руководство по духовной борьбе» (Nelson, 1992).

Питер Вагнер (глава пятая) с 1971 г. является про­фессором Школы мировых миссий Фулеровской се­минарии по предмету «Рост церквей», куда он при­шел после шестнадцатилетнего миссионерского слу­жения в Боливии. С 1982 г., когда мы вместе пришли к вере в исцеление и применению его на практике, Питер написал несколько полезных книг о молитве и духовной борьбе (см. библиографию). Помимо препо­давания и написания книг, он возглавляет организа­цию «Всемирная жатва» (Global Harvest), целью ко­торой является расширение Божьего Царства через молитву и духовную борьбу. Эта организация коор­динирует деятельность организации «Пути Объеди­ненной Молитвы — 2000 год после Р.Х.» (A.D. 2000 United Prayer Track).

Том Уайт (главы шестая и восьмая) был обращен из оккультной среды и в настоящее время руководит ор­ганизацией Frontline Ministries of Corvallis, Орегон, в рамках которой много путешествует, проводя семи­нары и курсы по духовной борьбе и спасению. Том на­писал две очень полезные книги, обе опубликованы издательством «Служитель» (Servant, см. библиогра­фию).

Джон Робб (глава седьмая) является руководите­лем программы «Люди, которые не слышали Слова Божьего» (Unreached Peoples) международной орга­низации «Всемирное откровение» (World Vision International). Джон много путешествует по миру, проводя семинары и исследуя взаимозависимость ду­ховной борьбы и обращения к людям, которые еще не знают о Христе или не откликнулись на Его истину.

Марк Уайт (глава девятая) является студентом Фулеровской семинарии, недавно открыл в себе спо­собности в служении духовно угнетенным и в редак­тировании. Марк был моей правой рукой в составле­нии этой книги и вполне заслужил право видеть свое имя на титульной странице этой и предыдущей моей книги.

Лора Элизабет (глава десятая) — мать и домохо­зяйка, в прошлом участник движения «Новый век». Ее вклад в эту книгу — чудесная история о том, как Бог в ответ на ее молитву смог прорваться к ней, что­бы привести к Себе.

Эльгардо Сильвосо (глава одиннадцатая) родился и вырос в Аргентине. После получения степени по миссиологии в Фулеровской семинарии и исцеления Господом от смертельной болезни, стал выдающимся стратегом в области, которую я называю «противо­борствующий евангелизм», в Аргентине и во всем ми­ре через свою организацию «Благовестив жатвы» (Harvest Evangelism в Сан-Хосе, Калифорния).

Чарльз Крафт (главы первая, вторая и четвертая). У меня за плечами срок миссионерской работы в Ни­герии, десять лет преподавания в светских универси­тетах и двадцать пять лет преподавания антрополо­гии, методов общения и позже духовной борьбы в Школе мировой миссии Фулеровской семинарии. Это моя четвертая книга в области духовной борьбы.

Структура книги

Книга состоит из четырех частей. Часть первая со­держит основополагающие, формирующие взгляды на предмет материалы. Первая глава начинается, как и Библия, признанием существования двух царств: законного Царства Бога и царства сатаны, бросившего Ему вызов. Во второй главе я попытался выделить несколько моментов из наших наблюдений и переживаний.

Часть вторая состоит из двух глав о том, что мы называем духовной борьбой «земного уровня». В пер­вой из этих глав Эд Мэрфи предупреждает нас о неко­торых опасностях, которых мы должны остерегаться в духовной борьбе на этом уровне. В следующей гла­ве описывается разрабатываемый мной и моими кол­легами подход к изгнанию бесов.

В части третьей мы обращаемся к тому, что я на­зываю духовной борьбой «космического уровня» (ни­же смотрите объяснение данной терминологии). Пи­тер Вагнер открывает раздел ответами на наиболее часто задаваемые вопросы относительно ведения ду­ховной борьбы на этом уровне. Далее, в шестой главе, Том Уайт рассматривает места из Библии, так или иначе относящиеся к тому, что прямое противостоя­ние духовным существам более высокого уровня яв­ляется обоснованным. Джон Робб в седьмой главе не только затрагивает те же самые вопросы, но и пред­лагает иллюстрации различных подходов, основыва­ясь на обширном личном опыте. Затем в восьмой гла­ве Том Уайт рассказывает нам о модели проведения акции продолжительностью в три года, направлен­ной на изгнание сатанинских духов космического уровня.

И, наконец, в четвертой части мы представили три исследования, каждое из которых охватывает не­сколько аспектов духовной борьбы, рассматривае­мых в предыдущих восьми главах книги. В девятой главе Марк Уайт излагает историю освобождения одной женщины, которая привела к ее обращению. Результаты этой борьбы земного уровня могут быть использованы во время евангелизации. Лора Элиза­бет, рассказывая собственную историю в десятой главе, подчеркивает эффективность молитвы для прорыва сквозь пелену слепоты, вызванной ее зави­симостью от сатаны. Затем в одиннадцатой главе Эд Сильвосо излагает свое понимание евангелизации в городе с использованием методов духовной борьбы на основе личного опыта, приобретенного в Аргентине.

Примечания по терминологии

Термин «духовная борьба земного уровня» ис­пользуется для описания стратегии и действий, кото­рые мы должны предпринять, чтобы противостоять деятельности бесов среди людей и в людях. Бесы — это пехота сатаны, специализирующаяся на разного рода нападениях на людей как изнутри, так и снару­жи. Сюда относится искушение совершить грех, обеспокоенность бесами, духовная отягченность и одержимость бесами (бесы, обитающие в людях).

По мере чтения вы заметите, что уровни духовной борьбы, выше земного, называются по-разному. Ино­гда их называют «высшим уровнем», иногда «косми­ческим уровнем». Однако, на встрече членов органи­зации Сообщество Духовной Борьбы (Spiritual Warfare Network), к которой принадлежит большин­ство авторов этой книги, было высказано замечание, что термин «космический» будит ассоциации с «Но­вым веком». Поэтому, в поиске другого термина, мы остановились на «стратегическом уровне».

И хотя Питер Вагнер, наиболее плодовитый автор в этой области, постоянно использует термин «стра­тегический уровень», я нахожу его весьма неудач­ным. Слово «стратегия» представляется мне доста­точно емким термином, включающим обдумывание и планирование какой-либо последовательности дей­ствий. Я думаю, мы можем говорить о стратегичес­кой деятельности земного уровня, а также о страте­гической деятельности более высокого уровня и, ко­нечно же, о стратегии, включающей оба уровня.

Однако, так как терминология большей частью де­ло вкуса, единственно важным является понимание читателем, что используемые здесь термины «косми­ческий уровень» и «стратегический уровень» означа­ют одно и то же.

Благодарность. Я хочу выразить благодарность Марку X. Уайту, который практически редактиро­вал эту книгу вместе со мной. Я высоко ценю его пре­данность всему проекту и скрупулезность в работе над каждой главой в согласовании их друг с другом. Благодарю также Бетси Ранкл-Иденс, работавшую с несколькими главами на ранней стадии.

Особая благодарность каждому из авторов за их вклад и сотрудничество, так как им пришлось изме­нить свои личные планы для того, чтобы книга вы­шла в срок. Спасибо также Бет Фейя, Энн Спэнглер, Дэйв Кэйм и персоналу издательства «Служитель» (Servant) за их время и энергию, потраченные на этот проект. И, наконец, спасибо Мег, моей жене, за то, что разделила со мной компьютер, телефон и офис UPS в качестве вклада в Божье Царство.

Переводы. Не принуждая авторов использовать один и тот же перевод Библии, мы позволили им сле­довать своим предпочтениям и использовать стихи из разных версий Писания.

Да благословит Господь эту книгу, чтобы помочь тебе, читатель, сражаться с большим знанием и уме­нием в стане врага.

Наши рекомендации