Первый ключ к пониманию этой книги

Книга Иова никогда не откроется вам, пока вы не примете это фундаментальное послание без вопросов: Иов был благочестивым непорочным человеком, кото­рый не сделал ничего греховного, чтобы заслужить то бедствие, которое поразило его. Пока вы ищете, что Иов мог сделать неправильно, чтобы так страдать, вы никог­да не откроете тайну этой книги. Последовательное сви­детельство Бога и в первой, и в последних главах гово­рит о том, что Иов был праведным человеком, который хранил свою богобоязненность во время величайшего испытания в своей жизни.

Одна из распространенных ошибок, которую делают многие исследователи, — это поиск в жизни Иова причи­ны такого опустошения. Например, я слышал, как люди говорят, что это бедствие пришло на него из-за страха. Они основываются на утверждении Иова: «ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне» (3:25).Есть доля истины в том, что мы привязываем себя к тому, чего мы боимся, но это не то, что происходит с Иовом. Он боялся судьбы, которая постигнет его детей. Он знал, что через его жертвопри­ношение Бог простит его детей, но он боялся, что они все же могут пожать последствия своего компромисса и беспечности. Их смерть теперь, казалось, подтверждает обоснованность его слез. Он боялся не за себя, но скорее у него был благочестивый страх за благосостояние своих детей, это чувствует любой честный родитель. Это был здоровый страх, не тот, уводящий в сторону страх, кото­рый вверг Иова в испытание.

Бедствие Иова не было результатом страха, неверия или гордости в его жизни. Бедствие было результатом его благочестия.

Эта книга очень ясно документирует непорочность Иова. Бог Сам свидетельствует о честности Иова:

• 1:8: И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.

• 2:3: И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.

В этом последнем стихе Бог Сам заявляет, что не было никакой причины для несчастья Иова.

Дух Святой дальше свидетельствует о благочестивом состоянии Иова в двух других местах Писания. В кни­ге пророка Иезекииля (14:14) Иов поставлен в ту же духовную категорию, что и Ной, и Даниил: «и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог». И Иаков (5:11) ссылается на Иова как на благочестивый пример терпения. Так что Дух Святой использует двух других свидетелей, Иезекииля и Иакова (потому что «устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово»), чтобы подтвердить благо­честие Иова.

Иов страдал не потому, что он сделал что-то непра­вильное, но потому, что он делал правильное. Если бы не его праведность, Бог никогда не хвалился бы им пе­ред сатаной (см. 1:8). Именно необычная святость Иова навлекла на него тяжкие испытания.

Эта книга служит примером, чтобы показать нам, как Бог использует болезненные обстоятельства в жизни Своих избранных, удостоившихся духовного продвижения вперед за послушание и непорочность, для того чтобы привести их на более высокий уровень духовной реальности. Иов — это один из великих людей в истории, на которых ссылается Послание к Евреям (12:23), когда говорит о «духах праведников, достигших совершенства». Иов был лишь человеком, чья вера и лю­бовь были совершенными посредством страдания.

Непорочность

Когда говорится, что Иов был непорочен, это не зна­чит, что он был безгрешен. Все мы не без греха (см. 1 Иоан. 1:8). Быть непорочным — значит прожить свою жизнь среди других так, чтобы нас не могли обвинить в очевидном грехе (см. 1 Тим. 3:2, 6:14). Даже те, кто не­порочен в глазах людей, имеют внутренние недостатки, которые видит Бог. Эти скрытые грехи сердца называ­ются злом, и Иов осознает, что у него это тоже есть (см.

10:6,14). Поэтому, когда он защищает свою непороч­ность, он не говорит о безгрешности, он просто говорит, что нет большого греха в его жизни, который был бы причиной его бедствия.

Иногда мы переживаем боль из-за греховности, оши­бок, слабостей или недостатков в нашей жизни. Но Иов — это убедительный пример того, что народ Божий может сильно страдать, даже не сделав ничего плохого.

Мы должны восстановить понимание того, что можно делать все правильно и все же переживать ве­ликое несчастье и приносящие скорбь обстоятельства. «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» (Пс. 33:20).

Это должно быть принято без дискуссий или спора: Иов не сделал ничего греховного, чтобы навлечь на себя несчастье. Чем больше я изучаю эту книгу, тем выше моя оценка Иова. Он был одним из самых благочести­вых людей во всей истории человечества.

Иов — это угодный Богу человек. Я должен возразить всякому истолкованию, которое пытается поставить какого-либо другого человека выше Иова по уровню духов­ности. Некоторые считают, что Елиуй был послан Богом, чтобы упрекать Иова или чтобы приготовить Иова к от­кровению о Боге. Я не согласен.

Эта книга о невероятно благочестивом человеке, ко­торый окружен собаками: «тучные Васанские» бегут на него и травят его (Пс. 21:13). Никогда потом Писание не упоминает о Елифазе, Елиуе или ком-нибудь из них. Но какая честь оказана Иову в Писании! Иаков свидетель­ствует о нем: «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5:11). В контексте Иаков называет Иова проро­ком. Иов — это тот человек, другие не могут сравнить­ся с Иовом в благочестии.

Послание этой книги начинает открываться нам, ког­да мы понимаем, что самое ужасное бедствие выпало на долю самого праведного человека на земле. В этом смыс­ле и во многих других Иов — это ясный пророческий тип Самого Христа.

Нужда в исправлении

Божье мнение об Иове в конце книги кажется проти­воречивым.

• ...Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? (38:2).

• И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов (42:7).

Итак, что из этого, Господь? Иов омрачил Провиде­ние словами без смысла или он говорил о Тебе верно? Ответ заключен в том, к кому Бог обращается. Бог гово­рит об Иове другим, Бог защищает его как преданного слугу, который пришел к пониманию великих тайн благочестия.

Да, Иов нуждался в исправлении. Мы все нуждаемся в этом. Никто из нас никогда не станет достаточно зре­лым, чтобы не нуждаться в исправлении. Но Бог допус­тил бедствия Иова не потому, что нужно было сделать ему замечание — Он допустил их, потому что пригото­вил особенно чудесную высоту духовного лидерства в судьбе Иова. Книга Иова обращена непосредственно к тем святым, которые хранили свои сердца в чистоте пе­ред Богом, но даже после этого столкнулись с необъяс­нимой травлей и кризисом.

Пройдите со мной, пожалуйста, через эту короткую книгу. Я буду настолько краток, насколько это возмож­но, и покажу, как Иов служит примером жизни верую­щего — примером того, как Бог вводит нас в новые об­ласти духовного роста. Но сначала давайте удостоверим­ся, что мы смотрим на эту книгу с правильной позиции.

Глава 3

Толкование книги

«Герменевтика» — это слово, которое студенты, изу­чающие Библию, используют, чтобы обозначить «науку интерпретации Библии». Каждый раз, когда мы изуча­ем часть Писания, мы пытаемся понять, что она значит. Принципы герменевтики, примененные должным об­разом, могут помочь нам раскрыть значение Божьего Слова.

Чтобы понять книгу Иова необходимо правильно вос­принимать происходящее в ней. Если мы применяем правильно подобранные принципы герменевтики, мы получим четкое понимание книги. В течение несколь­ких лет внимательно размышляя над этой книгой, я нашел ключи, которые открыли мне ее понимание. Эти определения герменевтики не были выбраны произволь­но или взяты из работ других авторов, но открывались через глубокое отождествление с болью Иова и через преданное стремление к сердцу Бога. Именно эта интер­претация Иова принесла великую надежду и ожидание в мое сердце среди тяжелейшего личного несчастья, и я верю, что она послужит к жизни Божьей для многих других, которым нужно испытать кризис, чтобы понять цели Бога. Я называю эти принципы «герменевтичес­кими линзами». Я воспринимаю эту книгу, опираясь на определенные предпосылки, к принятию которых я пришел после их тщательного изучения.

Если вы смотрите на книгу Иова через деформиро­ванные линзы, ваше понимание может быть искажено. Если ваши линзы сфокусированы точно, вы увидите книгу в кристальной ясности. Я вверяю мое герменевти­ческое понимание вам, чтобы вы рассудили сами, явля­ются ли мои линзы точными.

Мои герменевтические линзы

Я смотрю на книгу Иова через следующие герменев­тические определения, которые далее будут обсуждать­ся детально — это мои «герменевтические линзы»:

1. Иов — это благочестивый и непорочный человек.

2. Его необъяснимые бедствия являются результатом того, что его жизнь угодна Богу.

3. Эта книга является примером духовной войны, которая нанесла на карту территорию недоумения между Божьими суверенными целями, травлей сатаны и человеческими мнениями.

4. Цель этих бедствий — прославить Бога, изменив Иова и приведя его к высшему духовному наследству.

5. Страдания Иова во многих отношениях являются параллелью креста Иисуса.

6. Путь Иова дает пример Божьих деяний в нашей жизни.

7. Эта книга является пророчеством, предсказывающим природу Божьих деяний в приготовлении церкви к сбору урожая последнего времени.

Закон первого упоминания

Один из фундаментальных герменевтических при­нципов обычно называется «законом первого упомина­ния». Этот принцип гласит, что если Писание упоми­нает о чем-то первый раз, это имеет уникальное значе­ние. Когда слово и концепция впервые упоминаются в Библии, это слово или концепция (рассматриваемая в контексте окружающих стихов) дает основание для по­нимания появления этого слова или концепции во всем остальном Писании. Когда что-то появляется в первый раз в Писании, мудрый студент заметит это особо.

«Закон первого упоминания» имеет особенное зна­чение для книги Иова, потому что есть основания пола­гать, что это первая письменно зафиксированная книга Библии. И хотя невозможно доказать без сомнений, какая из книг Библии была на самом деле написана первой, многие консервативные ученые согласны, что свидетельства указывают на книгу Иова. Даже многие из еврейских раввинов ставят книгу Иова на первое мес­то по времени среди записанных ветхозаветных текстов, предполагая, что Моисей узнал историю Иова от потом­ков Иова в Мидии записал историю в течение сорока лет, проведенных в Мидийской пустыне.

Имеются значительные разногласия по вопросу, кому может быть приписано авторство книги — самому ли Иову, или Моисею, или кому-то еще. Но независимо от того, кто был автором книги, есть веские причины ве­рить, что она была первой книгой канона, записанной на бумаге*.

*Некоторые источники согласны с тем, что Книга Иова была пер­вой записанной книгой Библии.

Мэтью Генри склонен приписывать авторство этой книги Елиую, хотя допускает, что Иов и Моисей также являются возможными ав­торами.

Наши рекомендации