Не вступайте в мысленную брань с ближними.

Трудно жить с ближними, если мы вступаем с ними в мысленную брань – то есть, внутри, про себя мы их РУГАЕМ, возмущаемся против них – это тяжкий Грех. Недостаточно воздерживаться -- от открытой ссоры -- в словах и делах, надо не вступать с ними и в мысленную войну! Иначе ПОТЕРЯЕТЕ -- душевный Мир и любовь.

Надо по доброму – ПРОЩАТЬ людей и НЕ ПОМНИТЬ -- им зла, а главное, не только молиться за них, но и думать, ЖЕЛАТЬ -- им хорошего.Не нужно противопоставлять себя ближним, переубеждать их, это безполезно. Хоть на голове перед ними стойте, ничего -- не добьетесь. Их надо просто любить ради Христа, ибо Господь в них, даже, если они и не веруют в Него. Потому и нужно молиться за них, чтобы Сам Господь их -- вразумил и исправил.

Молитва призывает на дом -- благодать Божию.

Очень важно, когда в доме есть молитвенник, человек, который – молится за всех живущих в доме. Молитва призывает на дом благодать Божию -- это чувствуют все домашние, даже те, у кого сердца охладели. Непрестанно молитесь. Старец Фаддей Витовницкий.

Бойся -- похвалы.

Бойся тщеславия, тщеславие -- страшнее гордости. Бойся -- похвалы; молчи и не отвечай в эту минуту, лишь в себе сознавай, что хвалят больше, чем того стою. А если начнешь противоречить, родится лицемерие. Тщеславие ведь тонкое чувство: удовольствие от похвалы все-таки есть у каждого.

Свт. Алексей Мечев. Относительно письменной Исповеди. Недостаточно того – чтобы просто перечислить все грехи на Исповеди. Толку от такой Исповеди – НЕ БУДЕТ. И мы снова будем – ГРЕШИТЬ. А нужно, чтобы грехи -- ОПРОТИВЕЛИ, чтобы всё это -- перегорело внутри, в сердце, когда начнешь вспоминать… И вот тогда-то уж грех БУДЕТ -- ПРОТИВЕН, и мы уже – НЕ ВЕРНЕМСЯ к нему, НЕ СТАНЕМ – снова этот грех делать. -- А если забудешь? -- Что больно, того – НЕ ЗАБУДЕШЬ, где у меня -- БОЛИТ, тут я и укажу. А чтобы Грехи – ОПРОТИВЕЛИ – проси об этом ГОСПОДА.

Митрополит Антоний Сурожский говорил, что если, человек МОЛИТСЯ только тогда, когда он ЧИТАЕТ -- утренние или вечерние молитвы – этот человек НИКОГДА -- не молится. Если человек исповедует свои грехи Богу только на Исповеди – этот человек НИКОГДА -- не исповедуется. Потому что как Исповедь, так и Молитва -- это два Духовных состояния, в котором ПОСТОЯННО должен находиться православный христианин. Стержень жизни человеческой – есть Покаяние, и если мы этого -- не знаем, значит мы НИЧЕГО -- не знаем.

Начинать -- Исповедь надо с любого ПОСТОЯННО -- Повторяющегося Греха: у кого-то язык – осуждает и сквернословит, у кого-то -- ЛЕНЬ, у кого-то -- слава и честь, своё эгоистичное - "я". Кто-то -- скуп, жаден и завистлив, а кого-то БОРЮТ -- Блудные помыслы и Блудная страсть. Кто-то любит – выпить. Кто-то согрешил злобою -- на людей, раздражительностью, обидчивостью, нетерпеливостью, безжалостностью -- к людям, кто-то – курит, кто-то пошло относится -- к женщинам и не уважает -- старших и пожилых людей.

БОРЬБА – С ХУЛЬНЫМИ ПОМЫСЛАМИ.

Бывший наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид поведал о себе следующее. В Лавре я был вручен духовному окормлению старца отца Никодима, мужа простого сердцем, но мудрого по душе и очень доброго, и с ним духовно сблизился. Такая жизнь наша, видимо, врагу нашего спасения не понравилась, и он напал на меня с такой ужасной злобой, смущая меня помыслами хулы на Бога и неверия, что я едва -- не помрачился умом.

Настал Великий пост. В чистый понедельник я пришел к утрени в трапезную церковь, радуясь, что Господь сподобил дожить до этих великих дней и провести пост в покаянии.Здесь я устремил свой взор на местный образ Спасителя с мольбой о спасении.

Вдруг неожиданно, как молния, в уме моем ПРОНЕСЛАСЬ мысль -- НЕВЕРИЯ и хулы на Христа Спасителя. Это меня так напугало, что я как бы омертвел. В то же время я почувствовал, как по всему моему телу пробежала -- искра адского огня, а сердце исполнилось смертельной тоски. В испуге и трепете я тогда перевожу свой взор на икону Божией Матери, моля Её защитить меня от страшных и пагубных помыслов. Но к ужасу своему я замечаю, что помыслы богохульства и хулы на Матерь Божию ещё сильнее -- ВОССТАЮТ во мне.

Тогда я молитвенно обращаюсь к Преподобному Сергию, но скверные мысли неописуемой ругани с ужасною силою ОБРУШИЛИСЬ -- также и на него. Затем слова -- ХУЛЫ, неверия и богохульства ПОЛИЛИСЬ -- во мне неудержимым потоком -- на все святое и, страшно сказать, даже -- на Святое Святых, то есть на Тайны Христовы.

От мучительной тоски я помертвел и не находил себе нигде места. Душевная мука моя была столь велика, что я в продолжение пяти дней весьма изменился в лице. Отец архимандрит однажды обратил на меня особое внимание и спросил: «Что с тобой? Тебя узнать нельзя!» Я отвечал ему, что мне очень нездоровится. Наступила пятница, а помыслы у меня все продолжались.

Я иду к своему духовному отцу исповедоваться, а Помысел подсказывает мне: «Неужели ты поведаешь духовнику все свои -- пагубные ХУЛЬНЫЕ помыслы?» Я послушался мысленного совета и, исповедуясь, стыдливо УМОЛЧАЛ -- о помыслах.

Но, выходя после исповеди из келлии духовника, я почувствовал -- такую сильнейшую тоску, что от страшного внутреннего страдания не мог -- сдержать своих рыданий и, плача, как дитя, упал на диван, стоявший близ двери. Духовник смутился и спросил меня: «Что с тобой?» Я отвечаю: «Батюшка! Я погиб!» И тогда я поведал ему свои душевные -- помыслы, терзавшие меня всю неделю, начиная с чистого понедельника. Слушая меня, духовник спросил: «Да разве ты утешаешься этими помыслами?» Я отвечаю ему: «Не утешаюсь, батюшка, а стражду -- неописуемо».

Тогда духовник снова подвел меня к Кресту и Евангелию...Затем снова прочитал разрешительную молитву и отпустил меня. После этого на душе у меня СТАЛО -- так легко, что я от духовника в буквальном смысле не шел, а летел -- на крыльях радости. Все страшные помыслы -- ИСЧЕЗЛИ, и я, грешный, спокойно мог приступить -- к Святой Чаше.

Троицкие листки (91, 43-44)

Наши рекомендации