Пророческое истолкование Даниилом сновидений Навуходоносора.
в. Даниил объясняет царю значение его сна (2:36-45а)
Дан. 2:36-38. Он толкует его как смену языческих монархий, власти которых будут подлежать и земля Палестины и народ Израиля. Золотая голова истукана символизирует Навуходоносора, точнее всю вавилонскую монархию в его лице (сравните с стих 39: "после тебя восстанет другое царство"). В реальной истории оно (Мидо-Персидская империя) "восстало" после нескольких преемников Навуходоносора на вавилонском троне. Сам он, могучий монарх древнего Востока, олицетворяет свою монархию в целом, так как именно ему, "царю царей" (сравните Иез. 26:7), завоевателю древнего мира по воле Бога Небесного (стих 37), была она обязана своей несравненной силой и славой.
Дан. 2:39. Две руки истукана, "исходящие" из общей груди, символизировали объединенную Мидо-Персидскую империю, возникновение которой на исторической сцене предстояло (5:28 и 6:8, а также 5:31). Новое государственное образование, не столь блестящее и величественное, как Вавилонская империя (восстанет другое царство, ниже твоего; серебро, как известно, ценится ниже золота), нанесло ей поражение в 539 г. до Р. Х. Итак, две руки представляли два народа, составивших одно царство: мидян и персов. В историческом плане это царство просуществовало более 200 лет (539-330 гг.до Р. Х.), т. е. дольше чем Ново-Вавилонская империя, которая существовала всего 87 лет (626-539 гг.до Р. Х.).
В Нижней своей части истукан был из меди ("чрево его и бедра его - медные"; стих 32). Александр Македонский покорил Мидо-Персидское царство между 334 и 330 годами до Р. Х. В результате победоносных походов Александра границы Греческой империи на востоке достигли северо-западной части Индии, так что по представлениям того времени власть ее простерлась над всею землею.
Дан. 2:40-43. Железные ноги истукана представляли грядущую Римскую империю. Это она, четвертое царство, одержит победу над Греко-Македонской монархией в 63 г. до Р. Х. В историческом плане Римская империя была сильнее чем три предыдущих "царства" - как железо крепче золота, серебра и меди. Она действительно "дробила и сокрушала" народы и страны, подобно всесокрушающему железу и поглощала их. Но что значит смешение столь разнородных частей, как железо и глина, в ногах и пальцах истукана? Оно символизирует прогрессирующее во времени ослабление (упадок) "железной" империи.
Другими словами, крепким, как железо, и хрупким, как глина, она будет не одновременно, но за периодом необыкновенного могущества последует период разложения, как раз и вызванного невозможностью сплотить воедино части столь несоединимые, как железо и глина. Здесь символична каждая деталь: голени (начало империи) - сплошь железные, но ноги, а затем пальцы - железные лишь частично; да и то, что четвертой империи соответствуют две ноги и пальцы на них, есть символ "разделенности" ее.
Из истории мы знаем, что хотя Рим включал в свой "состав" одну территорию за другой, хотя его влияние на покоренные народы было несомненно, сплотить их воедино он не мог, и чем больше раздвигались границы государства, тем более оказывалось в его пределах "элементов глиняных" ("пальцев"), что содействовало ослаблению центральной власти (в результате, в частности, вечных мятежей и междоусобных войн), нараставшей "хрупкости" Римского колосса. "Смешение чрез семя человеческое железа и глины" (стих 43) и есть выражение мысли о смешении народов в составе Римской империи - всех этих галлов, африканцев, гуннов, испанцев и т. д. и т. п.
Небезынтересно привести и другие точки зрения на аллегорически выраженное у Даниила сочетание силы и слабости Римской цивилизации. Вот они: а) империя была сильной в административном плане, но слабой в моральном смысле; б) присущие ей империалистические и демократические начала, "не соединялись" между собой; в) в правительстве аристократические элементы все более вытеснялись элементами простонародными, т. е. власть все более становилась "властью толпы"; г) нараставшая слабость Римской империи явилась следствием смешения в ней столь же разных, сколь и многочисленных рас и культур.
Дан. 2:44-45а. Даниил переключает затем внимание на сокрушение царств (сравните со стихом 35). Трудность заключается в том, что они не существовали одновременно. Можно предположить, что в символике сна подразумевается сокрушение их, сменявших одно другое, в их как бы преемственности, во дни четвертого царства. Существует и такое представление, что это произойдет "во дни десяти пальцев", которые ("пальцы") приурочиваются именно к одним и тем же дням (толкование на 10 рогов четвертого зверя в 7:24).
Итак, Навуходоносор видел во сне (стих 35), как камень, оторвавшийся от горы, ударил в истукана (стих 34). И тот был разрушен "без содействия человеческих рук". В Писаниях в образ камня часто облекается Иисус Христос, израильский Мессия (примеру, Пс. 117:22; Ис. 8:14; 28:16). Бог Небесный, Который возвел на трон Навуходоносора, а затем, отняв мировое владычество от Вавилона, последовательно передавал его Мидо-Персии, Греции и Риму, однажды вручит политическую власть Царю, Который станет править всей землей, исполнив, таким образом, то, что Бог изначала предопределил для человека (Быт. 1:27-28).
Во сне Навуходоносора камень, уничтоживший царства, "сделался великою горою, наполнившей собой всю землю" (стих 35). В Библии гора - распространенный символ царства. Из толкования Даниила следует таким образом, что четыре великих империи (и вошедший в состав четвертой империи народ Израиля) не людьми будут разрушены, а, по всей видимости, Господом Иисусом Христом, сокрушающим Камнем.
Когда Он придет, то установит на земле мессианское Царство, обещанное Израилю через Давида (2-Цар. 7:16). (Дан. 2:44 явно созвучно по содержащемуся в нем откровению тому, о чем читаем в Откр. 11:15б.) "Статус" Христа как вечного Правителя на земле (окон, стиха 44), по-видимому, "берет начало" в Тысячелетнем царстве Его. И все-таки: как понять следующее из стиха 44а, что вечное Царство будет воздвигнуто Богом в дни четырех царств (или четвертого царства)? Разные соображения высказываются на этот счет.
Включая и то, что в нравственно-духовном плане начало ему было положено Иисусом Христом, первый раз пришедшим на землю в дни римского владычества. Это точка зрения амиллениалистов, которые, в развитие своего взгляда, объявляют вечным царством христианскую Церковь, возникшую вскоре после этого. Вот аргументы, выдвигаемые ими: а) Христианство подобно "растущей горе" - со времени Христа оно непрестанно "возрастает" и расширяет свои географические границы; б) Христос жил в Римской империи; в) Можно говорить о "завершении" Римской империи в "десяти пальцах" - в том смысле, что она распалась на 10 царств; г) Христос есть краеугольный Камень (Еф. 2:20).
Премиллениалисты относят, однако, смысловой акцент этого процесса к будущему. Приведем их аргументы: 1) Во сне Навуходоносора камень сделался горою внезапно, а не постепенно. Христианство же не немедленно "наполнило" собою землю (2:35) в дни, когда Христос приходил в первый раз. 2) Он не разрушил тогда Римской империи. 3) В дни Христа Римская империя не распалась еще на 10 царств. 4) Хотя в настоящее время Иисус Христос есть краеугольный Камень по отношению к Церкви (Еф. 2:20) и "камень, о который претыкаются неверующие" (1-Пет. 2:8), камнем сокрушающим Он не сделается, пока не придет вновь. 5) Камень (Мессия), разрушив "царства мира сего", положит им конец, но этого нельзя сказать о Церкви ни теперь ни в будущем. 6) Церковь не является политическим образованием, а Тысячелетнее царство будет им.
Видения же головы моей на ложе моем были такие: я видел, вот, среди земли дерево весьма высокое. 8 Большое было это дерево и крепкое, и высота его достигала до неба, и оно видимо было до краев всей земли. 9 Листья его прекрасные, и плодов на нем множество, и пища на нем для всех; под ним находили тень полевые звери, и в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть. 10 И видел я в видениях головы моей на ложе моем, и вот, нисшел с небес Бодрствующий и Святый. 11 Воскликнув громко, Он сказал: "срубите это дерево, обрубите ветви его, стрясите листья с него и разбросайте плоды его; пусть удалятся звери из-под него и птицы с ветвей его; 12 но главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается небесною росою, и с животными пусть будет часть его в траве земной. 13 Сердце человеческое отнимется от него и дастся ему сердце звериное, и пройдут над ним семь времен. 14 Повелением Бодрствующих это определено, и по приговору Святых назначено, дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его, кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми". 15 Такой сон видел я, царь Навуходоносор; а ты, Валтасар, скажи значение его, так как никто из мудрецов в моем царстве не мог объяснить его значения, а ты можешь, потому что дух святаго Бога в тебе. 16 Тогда Даниил, которому имя Валтасар, около часа пробыл в изумлении, и мысли его смущали его. Царь начал говорить и сказал: Валтасар! да не смущает тебя этот сон и значение его. Валтасар отвечал и сказал: господин мой! твоим бы ненавистникам этот сон, и врагам твоим значение его! 17 Дерево, которое ты видел, которое было большое и крепкое, высотою своею достигало до небес и видимо было по всей земле, 18 на котором листья были прекрасные и множество плодов и пропитание для всех, под которым обитали звери полевые и в ветвях которого гнездились птицы небесные, 19 это ты, царь, возвеличившийся и укрепившийся, и величие твое возросло и достигло до небес, и власть твоя - до краев земли. 20 А что царь видел Бодрствующего и Святаго, сходящего с небес, Который сказал: "срубите дерево и истребите его, только главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных, среди полевой травы, орошается росою небесною, и с полевыми зверями пусть будет часть его, доколе не пройдут над ним семь времен", - 21 то вот значение этого, царь, и вот определение Всевышнего, которое постигнет господина моего, царя: 22 тебя отлучат от людей, и обитание твое будет с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, росою небесною ты будешь орошаем, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет. 23 А что повелено было оставить главный корень дерева, это значит, что царство твое останется при тебе, когда ты познаешь власть небесную. 24 Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой.