Методологические и теоретические основы исследования.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Процесс формирования государственности является эволюционным, то следовательно изучение различных подходов в том числе и теологического, является актуальным.
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
На протяжении многих тысячелетий люди живут под воздействием правовых норм, которые регламентируют те или иные аспекты их жизни, являются подданными или гражданами какого-либо государства. Они вынуждены осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы она не противоречила установленным в государстве требованиям и законам. Поэтому весьма логичен тот факт, что со времен глубокой древности люди задумываются о причинах и предпосылках происхождения государства и права. Для ответа на этот вопрос было сформулировано множество теорий, которые трактовали эту проблему по-своему. Большое количество этих теорий и концепций можно объяснить тем, что люди, составлявшие их, жили в различных социальных и исторических условиях, с различными идеологиями, вероисповеданием, философскими взглядами.
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы
Существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Так как на протяжении всей истории развития человечества, представители каждой из этих теорий ведут неутихающие споры, отражая свои взгляды и суждения на данный процесс. В гносеологическом плане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.
Предмет исследования – характеристика сущности теологической теории происхождения государства и подходов ее понимания.
Объект исследования – социальная природа теологической теории.
Цель исследования – теоритическое обоснование сущности теологической теории происхождения и сущности государства.
Задачи:
1.Расркрыть становление и развитие теологической теории происхождения государства;
2. Рассмотреть теологические взгляды в средневековой Европе и мусульманском праве;
3. Дать общую характеристику теологических взглядов в мусульманском праве.
Методологические и теоретические основы исследования.
Теоретическую основу исследования составили работы по философии, истории, психологии, социологии, уголовному праву. Были использованы методы системного анализа, индукции, метод сравнений, аналогий и обобщений.
Информационная база исследования. В отечественной научной литературе проблеме определения «права» занимались: Бердяев Н.А, Болгова В.В., Ватыль, В. Н. [1;2;3;].
Научная новизна исследования обусловлена с выбором предмета исследования характеристики сущности теологической теории и ее понимания. Право уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезнет, но и возрастет, в особенности к теориям происхождения государства.
Практическая значимость исследования. Материалы могут быть использованы в лекционной работе, научных исследованиях, в изучении вопросов исторического, экономического и политического развития в теории государства и права.
Апробация результатов исследования. В первой части работы были рассмотрено становление и развитие теологической теории происхождения государства. Во - второй части работы, раскрыто теологические взгляды в средневековой Европе и мусульманском праве. В-третей части работы, характеристика теологических взглядов в мусульманском праве. В-четвертой, теологическая теория происхождения и сущности государства в условиях современности
Каноническое право
Следует сказать, что существовавшее в то время феодальное право носило ярко выраженный сословный характер. Привилегированным сословием считалось духовенство и дворяне. Сильно ограничивались в правах горожане. Лишены были самых элементарных прав крестьяне. Как следствие этого, феодальное право было раздробленным. Составными его частями были крепостное право, городское право, каноническое право, занимавшее значительное место в системе феодального права и регулировавшее отношения не только между служителями церкви, но и между остальными членами общества [29].
В XI-XII вв. заканчивается процесс складывания канонического права в качестве самостоятельной правовой системы западноевропейского общества. Более четким становится его юридическое содержание.
Главенствующим источником нового канонического права становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.). С папы Григория VII начинается преподавание канонического права в университетах.
Особая роль папы в западной католической церкви проистекала из признания его не просто вышестоящим из епископов, но наместником самого Бога, обладавшим равно и светской, и церковной властью. С основанием в VIII в. Папского государства с центром в Риме власть папы обрела вполне государственно-политический характер. Эта власть опиралась на обширные земельные владения католической церкви, внутри которых сложилась собственная феодально-ленная структура, где папа был как бы и верховным сеньором. Кроме этого, для управления Папским государством существовала собственная администрация. Со временем все управление сосредоточилось в особом предместье Рима - Ватикане
Вторым, наряду с признанием папского авторитета, объединяющим элементом для католической иерархии было признание единства и незыблемости правил канонического права. Однако само содержание канонического права было сформировано исторически и далеко не одновременно ранней церковной организации и иерархии [16, с.360].
Каноническое право отличалось универсальностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм. Оно не знало государственных границ и соединяло в единое целое всех католиков. Каноническое право отличалось также широтой регулируемых им отношений. Оно включало в себя вопросы как духовной, так и светской жизни, было обязательным как для клириков, так и для мирян. Наконец, особый вес каноническому праву придавала его традиционность, поскольку оно своими корнями уходило в античность, в греческую философию и в римскую правовую культуру.
Роль канонического права была особенно велика в тех странах, где господствующая религия возводилась в ранг государственной. Творцами канонического права были служители религиозных культур. Римско-католическая церковь, например, наделяла полномочиями творить право «на земле» римского папу. Большую роль в процессе создания и применения канонического права играли также высшие церковные сановники - кардиналы, церковные соборы, создававшиеся папами из высших представителей духовенства, и церковные трибуналы.
Учение Фомы Аквинского
Вершины могущества как в политической, так и в духовной жизни средневековой Европы папство достигло в XII веке. Тогда же завершилось создание системы схоластики - католицистской теологии, ориентированной на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума. В ее постороение огромную роль сыграл доминиканский монах Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274 года), чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков [16, с.360].
Фома Аквинский родился в 1225 г., он был младшим сыном графа Ландольфа Аквинского, феодала, рыцаря короля Фридриха II. Воспитывался у бенедиктинцев в Монте-Карло. Изучал в Неапольском университете свободные искусства (философию и диалектику). В 17 лет вступил в Домиканский орден против воли семьи. Был послан учиться в Париж, где учился в течение трех лет (1245-1248 гг.), обучался у великого Альберта фон Больштедта. В 1249-1251 гг. Фома следует за своим учителем в Кельн и там преподает теологию. В 1254 г. он возвращается в Париж и с этого момента начинается его академическая деятельность. За мягкость и легкость своего характера Фома получил прозвище «Ангельский доктор». В 1259 г папа Урбан IV отозвал Фому в Рим. Аквинский преподает теологию, знакомиться с трудами Аристотеля. По поручению римской курии Фома участвует в переработке аристотелизма в христианско-католическом духе. В 1269-1272 гг. Фома вновь в Парижском университете, здесь он становиться известным преподавателем теологии, включается в политическую борьбу. Словарь научных трудов Фомы Аквинского насчитывает 13.000.000 терминов. Умер в 1274 году, а в 1323 г был причислен к лику святых.
Его главное произведений «Сумма теологий», одна из ее частей специально посвящена законам (1266-1273 гг.). Политические взгляды Фомы изложены в работе «О правлении государей» (1265-1266 гг.) и в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля.
В своих произведениях ученый-богослов пытается приспособить взгляды Аристотеля к догмам католической церкви и таким путем еще более укрепить ее позиции. От Аристотеля Аквинат перенял мысль о том, что человек по природе есть «животное общительное и политическое». В людях изначально заложено стремление к объединению. По этой причине и возникает политическая общность (государство) [2].
У Аристотеля Фома Аквинский заимствовал иерархию форм. Она лежит в основе теории права. Согласно учению Фомы, мир основан на иерархии форм (от Бога - чистого разума - к духовному миру, и наконец, к материальному), из которых высшие формы делают жизнь низшим.
Во главе иерархии стоит Бог, установивший принцип подчинения низших форм высшим. Духовный мир возглавляется Папой, как наместником Бога. По тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властителям, рабы подчиняются господам [2, с.528].
Процедура учреждения государственности аналогична, по мнению богослова, процессу сотворения мира Богом. Деятельность монарха схожа с активностью Бога, который, прежде чем приступить к руководству миром, вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им.
Весьма своеобразна разработанная Аквинатом особая теория закона. Согласно ей, все законы связаны между собой нитями субординации. Пирамиду законов венчает вечный закон - универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной. Вечный закон заключен в Боге, тождествен ему; он существует сам по себе и от него производны иные виды законов. Прежде всего - естественный закон, который есть не что иное, как отражение вечного закона в человеческом разуме. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинства людей [4].
Конкретизацией естественного закона служит человеческий (позитивный) закон. Его предназначение - силой и страхом принуждать людей избегать зла и достигать добродетели. Говоря о позитивном законе, Фома Аквинский фактически вел речь о феодальном законодательстве. Классово-политический подтекст сопряжения человеческого закона - через закон естественный - с законом вечным абсолютно ясен: законодательство феодальных государств надлежит соблюдать в принципе столь же неукоснительно, сколь указания божественного разума. Однако очень важно учесть, что Фома Аквинский отрицал значение человеческого закона именно как закона за теми актами светской власти, которые противоречили предписаниям закона естественного.
Наконец, еще один вид закона - божественный. Он дан в Библии и необходим по двум причинам. Во-первых, человеческий (позитивный) закон не способен полностью истребить зло. Во-вторых, из-за несовершенства человеческого разума, люди сами не могут прийти к единому представлению о правде; помочь им достичь его может лишь Библия.
Фома Аквинский говорит, что человек по своей природе есть «животное общественное и политическое». В людях изначально заложены стремление объединяться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку не может удовлетворить свои потребности. По этой естественной причине и возникают политические общности (государства). То есть Фома Аквинский утверждает, что государство - это природная необходимость человека жить в обществе, и тем самым выступает продолжателем Аристотеля.
Целью государства является - общее благо и законность.
По вопросу о формах государства Фома почти во всем следует за Аристотелем. Он говорит о трех чистых, правильных формах (монархия, аристократия, полития) и трех извращенных (тирания, олигархия, демократия).
Принцип деления на правильные и неправильные формы - отношение к общему благу и законности (господству справедливости). Правильные государства представляют собой политическую власть, а неправильные - деспотическую. Первая основывается на праве и обычае, вторая - на произволе, она не ограничена правом [7].
В эту традиционную систему Фома вносит от себя симпатию к монархии. В идеале считает ее лучшей формой, наиболее естественной.
Таким образом, как в своей теории закона, так и в концепции права Фома Аквинский настойчиво проводил мысль: правовым человеческое установление становится только тогда, когда оно не противоречит естественному праву.
Несмотря на то, что Фома Аквинский является воинствующим защитником папства и феодально-монархического строя, его идеология несла в себе черты справедливости и гуманизма, а его схоластическая система была признана «единственно истинной философией католицизма».
Учение Фомы, как принято считать, укрепило основы феодального государства. Оно стало одним из самых последовательных обоснований божественной природы власти.
Теология шариата
Шариат как система мусульманского законодательства по своей сути является аналогом конституции. Но в разных государствах шариат задействован в законах по-разному. Такое положение дел вызвано различными обстоятельствами, иногда субъективными, но иногда и объективными. Среди субъективных причин можно отметить приверженность власти и части населения светскому образу жизни, что является наследием эпохи колониализма. Объективными причинами могут быть отсутствие религиозных знаний; невозможность претворения законов шариата в жизнь по политическим или этнорелигиозным мотивам и др.
Государства, в законодательстве которых так или иначе задействованы нормы шариата, условно можно разделить на несколько групп. Первая группа – это те страны, где законы шариата первичны, являясь основой для Конституции – Саудовская Аравия, Иран, Судан и в какой-то мере Пакистан. Вторая группа – это государства, где существуют шариатские суды, в основном для разрешения гражданских дел. Среди таких государств – Сирия, Ирак, Иордания и некоторые другие. Следующая группа – это страны, в законодательствах которых закреплены отдельные положения шариата; превалируют же там законы европейские. Таких мусульманских государств большинство, и в качестве примера можно назвать ОАЭ, Кувейт, Оман, Афганистан и др. Есть государства, где нормы шариата отсутствуют на законодательном уровне практически полностью [18, с.144].
Отдельным пунктом следует рассматривать и т.н. зоны нестабильности – страны, поделенные на зоны влияния различных партий и движений. В таких регионах отдельные группировки порой заявляют о «введении шариата» в той или иной местности. Однако по причине их непонятного, а порой и откровенно нелегитимного статуса такие заявления нуждаются в тщательных проверках. Причина этого заключается в том, что такие полуавтономные государственные образования вполне могут не иметь ни ученых-богословов, ни квалифицированных судей, т.е. полноценная судебная система фактически в них отсутствует. Это, в свою очередь, означает, что на таких территориях под красивыми знаменами может вершиться самосуд, что с точки зрения исламского вероучения неприемлемо. Конечно, обо всем ведает только Всевышний Аллах, однако реальные факты свидетельствуют о существовании подобного рода опасности. Прежде всего это относится к самопровозглашенным территориальным образованиям, которые абсолютно никем не признаны и потому по сути своей не легитимны. Из признанных государств к этой группе можно отнести Сомали, частично – Афганистан и нынешнюю Ливию [11].
Итак, в некоторых мусульманских государствах, где ислам является официальной религией, шариат ограничен определенными рамками. Тем не менее, даже в них он продолжает считаться источником права и одной из основ мусульманской идеологии.
Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифоф, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман - Коран и Сунна [16, с.360].
Шариат с самого начала сложился и развивался как строго конфессиональное право. Оно было органически слито с теологией ислама, пронизано его религиозно-этическими представлениями. Согласно исламу, правовые установления рассматриваются в качестве частицы единого божественного порядка и закона, которым управляется мир. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. Такая слитность шариата нашла свое специфическое выражение в том, что его нормы (правила, предписания), с одной стороны, регулировали общественные («человеческие») отношения, а с другой - определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат) [25]. Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразие правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл: обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию.
ВЫВОДЫ
За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе тем споры о природе государства и права, причинах, истоках и условиях их возникновения продолжаются и по сей день.
Причины их и порождаемых ими многочисленных теорий заключаются в следующем.
Во-первых, в сложности и многосторонности самого процесса происхождения государства и права и объективно существующих при этом трудностях его адекватного восприятия со стороны исследователей, обусловленного их несовпадающими, а порою противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами и интересами.
Во-вторых, в преднамеренном искажении процесса первоначального или Последующего (на основе ранее существовавшего государства), возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных или иных изображений.
В-третьих, в преднамеренном или непреднамеренном допущении смешения в ряде случаев процесса возникновения государства и права с другими сопредельными, соотносящимися с ним процессами.
Религиозные учения о происхождении государства и права имеют хождение и поныне. Наряду с ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме, о том, что на возникновение и развитие государства и права, а также на закат отдельных государств и правовых систем решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти. Разумеется, теологическая теория исходит из религиозных воззрений, не является научной, но отражает отдельные реальные процессы, действительно имевшие место в процессах становления государств (теократических).
В наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления российской государственности.
Теологические учения о праве в процессе эволюции государственно-правового устройства общества оказали как позитивное, так и негативное воздействие на развитие политико-юридической мысли. Первая из этих черт несла в себе оздоровление духовного климата наций, а также законопослушничество, порожденное боязнью греха и всеобщего порицания (в период становления права еще слишком сильно чувствовалось влияние обычаев и традиций). Негативная сторона заключалась в том, что церковь зачастую злоупотребляла своей правотворческой властью, подавляя свободомыслие и прогресс цивилизации и тем самым тормозила формирование рационалистических правовых начал.
По мере развития и укрепления права, мы видим, как изменялись наряду с ним и религиозные воззрения народов. В одних странах они отошли на второй план (Средиземноморье, Западная Европа), в других - были подвержены процессу искоренения (бывший СССР), в третьих - до сих пор имеют колоссальное значение (страны мусульманского мира). Поэтому, эстетическая функция правотворчества в цивилизованном государстве состоит в том, чтобы не притеснять свободы вероисповедания, как источника личных этических взглядов человека на жизнь.
Рассматриваемая теория конечно не является научной, поскольку заведомо опирается не на знания в их обычном понимании, а на веру в бога: ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть вне решения вопроса о существовании бога. Теологическая теория стоит как бы несколько в стороне от других теорий, она в своей основе имеет не достоверные исторические факты, научно обоснованные положения, аргументы и доказательства, а только лишь веру народа в утверждение о том, что право и государство является божественным даром.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Процесс формирования государственности является эволюционным, то следовательно изучение различных подходов в том числе и теологического, является актуальным.
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
На протяжении многих тысячелетий люди живут под воздействием правовых норм, которые регламентируют те или иные аспекты их жизни, являются подданными или гражданами какого-либо государства. Они вынуждены осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы она не противоречила установленным в государстве требованиям и законам. Поэтому весьма логичен тот факт, что со времен глубокой древности люди задумываются о причинах и предпосылках происхождения государства и права. Для ответа на этот вопрос было сформулировано множество теорий, которые трактовали эту проблему по-своему. Большое количество этих теорий и концепций можно объяснить тем, что люди, составлявшие их, жили в различных социальных и исторических условиях, с различными идеологиями, вероисповеданием, философскими взглядами.
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы
Существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Так как на протяжении всей истории развития человечества, представители каждой из этих теорий ведут неутихающие споры, отражая свои взгляды и суждения на данный процесс. В гносеологическом плане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.
Предмет исследования – характеристика сущности теологической теории происхождения государства и подходов ее понимания.
Объект исследования – социальная природа теологической теории.
Цель исследования – теоритическое обоснование сущности теологической теории происхождения и сущности государства.
Задачи:
1.Расркрыть становление и развитие теологической теории происхождения государства;
2. Рассмотреть теологические взгляды в средневековой Европе и мусульманском праве;
3. Дать общую характеристику теологических взглядов в мусульманском праве.
Методологические и теоретические основы исследования.
Теоретическую основу исследования составили работы по философии, истории, психологии, социологии, уголовному праву. Были использованы методы системного анализа, индукции, метод сравнений, аналогий и обобщений.
Информационная база исследования. В отечественной научной литературе проблеме определения «права» занимались: Бердяев Н.А, Болгова В.В., Ватыль, В. Н. [1;2;3;].
Научная новизна исследования обусловлена с выбором предмета исследования характеристики сущности теологической теории и ее понимания. Право уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезнет, но и возрастет, в особенности к теориям происхождения государства.
Практическая значимость исследования. Материалы могут быть использованы в лекционной работе, научных исследованиях, в изучении вопросов исторического, экономического и политического развития в теории государства и права.
Апробация результатов исследования. В первой части работы были рассмотрено становление и развитие теологической теории происхождения государства. Во - второй части работы, раскрыто теологические взгляды в средневековой Европе и мусульманском праве. В-третей части работы, характеристика теологических взглядов в мусульманском праве. В-четвертой, теологическая теория происхождения и сущности государства в условиях современности