Назовите структурные элементы религиозной системы?
1. объект, субъект, мотив, цель;
2. религиозный культ, религиозная идеология, объект культа, субъект культа, мотив участия;
3.верующий, священнослужитель, религиозные обряды, религиозная атрибутика;
4. символ веры, священное писание, священное предание, религиозные предписания;
5.религиозная община, религиозная деятельность, религиозная цель, религиозная символика;
Что дословно с санскрита означает «Будда»?
1. милосердный;
2.понимающий;
3. мудрый;
4.просветленный;
5.высший;
Раздел буддийского первоисточника «Трипитаки» называемый «корзина устава», описывает правила поведения для монахов?
1. «Винная-питака»;
2. «Сутта-питака»;
3. «Абхидама-питака»;
4. «Миманса-питака»;
5. «Вайшешика-питака»;
Что дословно с японского означает «синтоизм»?
1. «путь богов»;
2. «дорога цветов»;
3. «великая земля»;
4. «небесный ветер»;
5. «праведная жизнь»;
Верховное божество в синтоизме, от которого ведут свой род императоры Японии?
1. Идзанги
2. Аматерасу
3. Идзенами
4. Магацухи
5. Риндай
В каком году произошел Великий церковный раскол, при котором христианская церковь разделилась на западную и восточную?
1. 950
2. 1123
3. 1066
4. 1054
5. 1456
Священное предание у мусульман, состоящее из хадисов о поступках и жизни пророка Мухаммеда?
1. Коран
2. Сунна
3. Шариат
4. Арафат
5. Иман
Как звали двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда?
1. Хасан
2. Омар
3. Абу-Бакр
4. Осман
5. Али
Задание 1. Основные понятия дисциплины.
Англиканство; Антииудаизм; Антисемитизм; Буддизм; Ваххабизм; Государственно-церковные отношения; Джихад; Кальвинизм; Католицизм; «Кашмирская проблема»; Конфессия; Концепция «плавильного котла»; Лютеранство; Ольстерский сепаратизм; Православие; Протестантизм; Религиозный экстремизм; Свобода совести; Сикхи; Синтоизм;Сионизм; Суннизм; «Тибетский вопрос»; Фундаментализм; Хизболла; Шиизм; Экуменизм.
Задания на проверку сформированности второго компонента компетенций – «уметь».
· Написать эссе по предложенным темам. (Использовать темы из тематичсекого плана);
· Подготовить презентацию. (Использовать темы из тематичсекого плана);
· Провести текущей прессы/интернет источников, с точки зрения этнической конфликтности/толерантности. Подготовить аналитический доклад.
Алгоритм подготовки задания:
1. Сформируйте подборку информации из различных источников по заданной теме за неделю.
2.проанализируйте ход и развитие событий за выбранный вами период.
Подготовьте аналитическую записку о развитии ситуации.
· Написать коллоквиум.
Коллоквиум №1. Примерные вопросы для подготовки к коллоквиуму (источник: М.Вебер «Протестантская этика и дух капитализма»:
1. В каких странах в 16-18 вв. происходит переход к протестантизму.
2.Инициатор реформ за обновление католицизма
3. «… …… спокойнее, наделенный значительно более слабой склонностью к приобретательству тревожной жизни, он предпочитает устойчивое обеспеченное существование, пусть с меньшим доходом, риском…. ».
О каком типе религиозной личности идет речь.
4. С точки зрения капитализма, верны ли следующие идеи:
А) кредит – деньги
Б) деньги – по природе плодоносны
В) для тех, кто точно платит – открыт кошелек других
5. Является ли «сдельная оплата» труда стимулом повышения экономической эффективности производства.
6. Является ли труд «самоцелью для человека?
7.Как трактуется идея о загробной жизни в исламе и протестантизме ?
8.Можно ли по поведению людей определить избраны они или осуждены на вечные муки.
Коллоквиум №2. Примерные вопросы для подготовки к коллоквиуму (источник: Хантингтон С. «Столкновение цивилизаций»
1. Сущность и происхождение термина la guerra fria …
2. Напишите 2 основных формы межцивилизационных конфликтов
3. Какие страны можно назвать стержневыми
4. Вставьте пропущенные слова . Согласно статистике, за период с 1757 по 1919 год произошло (……….) приобретения мусульманских территорий немусульманскими правительствами. К 1995 году (……………….) из этих территорий вновь оказались под властью мусульман и примерно в (………………….) независимых государствах преобладало мусульманское население. Насильственный характер этих перемен отражается в том факте, что среди войн, которые в период с 1820 по 1929 год вели между собой государства с различными религиями, (……………) процентов составляли войны между мусульманами и христианами
5. Какие цивилизации расположены в Азии? Каковы ключевые страны
6. Какие существуют неразрешенные конфликты на территории Азии?
7. Какие страны (2) в Юго-Восточной Азии, в наибольшей степени предрасположены к противодействию и сдерживанию Китая.
8. «В последние десятилетия “холодной войны” Китай с успехом разыгрывал против Советского Союза и Соединенных Штатов Америки “китайскую карту”. После окончания “холодной войны” России стоит разыгрывать “российскую карту”. Совместными усилиями Россия и Китай способны [ c .388] решающим образом изменить евразийский баланс в ущерб Западу и возродить все те опасения, которые существовали в 1950‑х годах относительно китайско‑советских отношений» . О каких опасениях идет речь. И каковы на ваш взгляд перспективы российско-китайских отношений.
Коллоквиум №3. Примерные вопросы для подготовки к коллоквиуму (источник: Хантингтон С. «Кто мы?»
1. Кто и по каким причинам является главными врагами США?
2. Является ли на ваш взгляд, верным утверждение Патрика Глина: «Одна из наиболее ярких и неожиданных характеристик американского образа жизни — это возрождение религиозного чувства как важнейшей силы в политике и культуре». Назовите социально-экономические причины религиозного возрождения.
3. Может ли стать религия центральным компонентом американской идентичности.
4. Какие религиозные движения появляются в США во второй половине ХХ веке.
5. Какие нормы в отношении к религии закреплены в американском законодательстве. Взаимоотношение между религией и государством.
6. При каком президенте США в структуре государственного управления появился отдел по религиозным и благотворительным инициативам.
7. В последние десятилетия двадцатого века какие конфессии поддерживают республиканскую и демократическую партию. Что показали последние выборы (Барак Обама). Суть «религиозного барьера»
8. Почему исламские экстремисты считают своим главным врагом США?
Задания на проверку сформированности третьего компонента компетенций – «владеть»
Сформированность третьего компонента компетенций – «владеть» проверяется методами работы с интерактивными Интернет- ресурсами и учебной литературой..
5.3.4. Примерные вопросы к экзамену
1. Религиозное многообразие современного мира
2. Теоретические аспекты взаимодействия религии и политики
3. Даосская религия и этапы ее становления
4. Религиозно-философские учения Древнего Китая
5. Синтоизм
6. Буддизм и джайнизм – оппозиционные индуизму антропоцентрические культы
7. Направления буддизма и различия между ними.
8. Причины разделения Церкви на католическую и православную.
9. Распространение православия в Восточной Европе.
10. Особенности воздействия основных направлений христианства на политические процессы в современном мире
11. Особенности догматики и культа католической церкви.
12. Католицизм в средневековой истории Запада.
13. Реформация и основные направления протестантизма.
14. Зарождение и распространение ислама.
15. Роль ислама в современной мировой политике
16. Иудаизм в политических процессах современности
17. Межконфессиональные отношения в Южной Азии
18. Конфессиональная структура населения Северо-Восточной Азии
19. Конфессиональная структура населения Юго-Восточной Азии
20. Конфессиональная карта Латинской Америки
21. Религиозное многообразие в Северной Америке
22. Ватикан и католицизм в международных отношениях конца XX в.
23. Общая характеристика религиозно-политической ситуации в современной Европе
24. Англиканство как национальный и международный феномен
25. Католическое и протестантское измерение Ольстерского конфликта
26. Роль религиозного фактора в политической жизни стран Восточной
Европы
27. Религиозное измерение Балканского конфликта
28. Роль религиозного фактора во внешней политике США
29. Своеобразие американского протестантизма и католицизма
30. Основные решения II Ватиканского собора
31. Особенности внешней политики Ватикана после вступления на престол Франциска I.
32. Протестантизм в Германии и Скандинавских странах.
33. Исторические предпосылки и современное состояние Ольстерского конфликта
34. Религиозные аспекты распада Югославской Федерации.
35. Современная религиозная ситуация на Балканах
36. Исторические и современные аспекты иудео-христианских взаимоотношений
37. Исламское возрождение в 1970–1990-е гг.
38. Ислам в Европе.
39. Ислам и политика на Северном Кавказе. Религиозные и национальные аспекты чеченского конфликта
40. Исламский радикализм и современные международные отношения.
41. Религиозное измерение Ближневосточного конфликта.
42. Межконфессиональные отношения в современной России
43. Истоки сепаратизма в неиндуистких штатах Республики Индия
44. Религиозная составляющая тамильско-сингальского конфликта на Шри-Ланке
45.Тибетский вопрос в индийско-китайских отношениях
46.Суннитский и шиитский ислам, его роль в истории России и мира.