Назовите структурные элементы религиозной системы?

1. объект, субъект, мотив, цель;

2. религиозный культ, религиозная идеология, объект культа, субъект культа, мотив участия;

3.верующий, священнослужитель, религиозные обряды, религиозная атрибутика;

4. символ веры, священное писание, священное предание, религиозные предписания;

5.религиозная община, религиозная деятельность, религиозная цель, религиозная символика;

Что дословно с санскрита означает «Будда»?

1. милосердный;

2.понимающий;

3. мудрый;

4.просветленный;

5.высший;

Раздел буддийского первоисточника «Трипитаки» называемый «корзина устава», описывает правила поведения для монахов?

1. «Винная-питака»;

2. «Сутта-питака»;

3. «Абхидама-питака»;

4. «Миманса-питака»;

5. «Вайшешика-питака»;

Что дословно с японского означает «синтоизм»?

1. «путь богов»;

2. «дорога цветов»;

3. «великая земля»;

4. «небесный ветер»;

5. «праведная жизнь»;

Верховное божество в синтоизме, от которого ведут свой род императоры Японии?

1. Идзанги

2. Аматерасу

3. Идзенами

4. Магацухи

5. Риндай

В каком году произошел Великий церковный раскол, при котором христианская церковь разделилась на западную и восточную?

1. 950

2. 1123

3. 1066

4. 1054

5. 1456

Священное предание у мусульман, состоящее из хадисов о поступках и жизни пророка Мухаммеда?

1. Коран

2. Сунна

3. Шариат

4. Арафат

5. Иман

Как звали двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда?

1. Хасан

2. Омар

3. Абу-Бакр

4. Осман

5. Али

Задание 1. Основные понятия дисциплины.

Англиканство; Антииудаизм; Антисемитизм; Буддизм; Ваххабизм; Государственно-церковные отношения; Джихад; Кальвинизм; Католицизм; «Кашмирская проблема»; Конфессия; Концепция «плавильного котла»; Лютеранство; Ольстерский сепаратизм; Православие; Протестантизм; Религиозный экстремизм; Свобода совести; Сикхи; Синтоизм;Сионизм; Суннизм; «Тибетский вопрос»; Фундаментализм; Хизболла; Шиизм; Экуменизм.

Задания на проверку сформированности второго компонента компетенций – «уметь».

· Написать эссе по предложенным темам. (Использовать темы из тематичсекого плана);

· Подготовить презентацию. (Использовать темы из тематичсекого плана);

· Провести текущей прессы/интернет источников, с точки зрения этнической конфликтности/толерантности. Подготовить аналитический доклад.

Алгоритм подготовки задания:

1. Сформируйте подборку информации из различных источников по заданной теме за неделю.

2.проанализируйте ход и развитие событий за выбранный вами период.

Подготовьте аналитическую записку о развитии ситуации.

· Написать коллоквиум.

Коллоквиум №1. Примерные вопросы для подготовки к коллоквиуму (источник: М.Вебер «Протестантская этика и дух капитализма»:

1. В каких странах в 16-18 вв. происходит переход к протестантизму.

2.Инициатор реформ за обновление католицизма

3. «… …… спокойнее, наделенный значительно более слабой склонностью к приобретательству тревожной жизни, он предпочитает устойчивое обеспеченное существование, пусть с меньшим доходом, риском…. ».

О каком типе религиозной личности идет речь.

4. С точки зрения капитализма, верны ли следующие идеи:

А) кредит – деньги

Б) деньги – по природе плодоносны

В) для тех, кто точно платит – открыт кошелек других

5. Является ли «сдельная оплата» труда стимулом повышения экономической эффективности производства.

6. Является ли труд «самоцелью для человека?

7.Как трактуется идея о загробной жизни в исламе и протестантизме ?

8.Можно ли по поведению людей определить избраны они или осуждены на вечные муки.

Коллоквиум №2. Примерные вопросы для подготовки к коллоквиуму (источник: Хантингтон С. «Столкновение цивилизаций»

1. Сущность и происхождение термина la guerra fria …

2. Напишите 2 основных формы межцивилизационных конфликтов

3. Какие страны можно назвать стержневыми

4. Вставьте пропущенные слова . Согласно статистике, за период с 1757 по 1919 год произошло (……….) приобретения мусульманских территорий немусульманскими правительствами. К 1995 году (……………….) из этих территорий вновь оказались под властью мусульман и примерно в (………………….) независимых государствах преобладало мусульманское население. Насильственный характер этих перемен отражается в том факте, что среди войн, которые в период с 1820 по 1929 год вели между собой государства с различными религиями, (……………) процентов составляли войны между мусульманами и христианами

5. Какие цивилизации расположены в Азии? Каковы ключевые страны

6. Какие существуют неразрешенные конфликты на территории Азии?

7. Какие страны (2) в Юго-Восточной Азии, в наибольшей степени предрасположены к противодействию и сдерживанию Китая.

8. «В последние десятилетия “холодной войны” Китай с успехом разыгрывал против Советского Союза и Соединенных Штатов Америки “китайскую карту”. После окончания “холодной войны” России стоит разыгрывать “российскую карту”. Совместными усилиями Россия и Китай способны [ c .388] решающим образом изменить евразийский баланс в ущерб Западу и возродить все те опасения, которые существовали в 1950‑х годах относительно китайско‑советских отношений» . О каких опасениях идет речь. И каковы на ваш взгляд перспективы российско-китайских отношений.

Коллоквиум №3. Примерные вопросы для подготовки к коллоквиуму (источник: Хантингтон С. «Кто мы?»

1. Кто и по каким причинам является главными врагами США?

2. Является ли на ваш взгляд, верным утверждение Патрика Глина: «Одна из наиболее ярких и неожиданных характеристик американского образа жизни — это возрождение религиозного чувства как важнейшей силы в политике и культуре». Назовите социально-экономические причины религиозного возрождения.

3. Может ли стать религия центральным компонентом американской идентичности.

4. Какие религиозные движения появляются в США во второй половине ХХ веке.

5. Какие нормы в отношении к религии закреплены в американском законодательстве. Взаимоотношение между религией и государством.

6. При каком президенте США в структуре государственного управления появился отдел по религиозным и благотворительным инициативам.

7. В последние десятилетия двадцатого века какие конфессии поддерживают республиканскую и демократическую партию. Что показали последние выборы (Барак Обама). Суть «религиозного барьера»

8. Почему исламские экстремисты считают своим главным врагом США?

Задания на проверку сформированности третьего компонента компетенций – «владеть»

Сформированность третьего компонента компетенций – «владеть» проверяется методами работы с интерактивными Интернет- ресурсами и учебной литературой..

5.3.4. Примерные вопросы к экзамену

1. Религиозное многообразие современного мира

2. Теоретические аспекты взаимодействия религии и политики

3. Даосская религия и этапы ее становления

4. Религиозно-философские учения Древнего Китая

5. Синтоизм

6. Буддизм и джайнизм – оппозиционные индуизму антропоцентрические культы

7. Направления буддизма и различия между ними.

8. Причины разделения Церкви на католическую и православную.

9. Распространение православия в Восточной Европе.

10. Особенности воздействия основных направлений христианства на политические процессы в современном мире

11. Особенности догматики и культа католической церкви.

12. Католицизм в средневековой истории Запада.

13. Реформация и основные направления протестантизма.

14. Зарождение и распространение ислама.

15. Роль ислама в современной мировой политике

16. Иудаизм в политических процессах современности

17. Межконфессиональные отношения в Южной Азии

18. Конфессиональная структура населения Северо-Восточной Азии

19. Конфессиональная структура населения Юго-Восточной Азии

20. Конфессиональная карта Латинской Америки

21. Религиозное многообразие в Северной Америке

22. Ватикан и католицизм в международных отношениях конца XX в.

23. Общая характеристика религиозно-политической ситуации в современной Европе

24. Англиканство как национальный и международный феномен

25. Католическое и протестантское измерение Ольстерского конфликта

26. Роль религиозного фактора в политической жизни стран Восточной

Европы

27. Религиозное измерение Балканского конфликта

28. Роль религиозного фактора во внешней политике США

29. Своеобразие американского протестантизма и католицизма

30. Основные решения II Ватиканского собора

31. Особенности внешней политики Ватикана после вступления на престол Франциска I.

32. Протестантизм в Германии и Скандинавских странах.

33. Исторические предпосылки и современное состояние Ольстерского конфликта

34. Религиозные аспекты распада Югославской Федерации.

35. Современная религиозная ситуация на Балканах

36. Исторические и современные аспекты иудео-христианских взаимоотношений

37. Исламское возрождение в 1970–1990-е гг.

38. Ислам в Европе.

39. Ислам и политика на Северном Кавказе. Религиозные и национальные аспекты чеченского конфликта

40. Исламский радикализм и современные международные отношения.

41. Религиозное измерение Ближневосточного конфликта.

42. Межконфессиональные отношения в современной России

43. Истоки сепаратизма в неиндуистких штатах Республики Индия

44. Религиозная составляющая тамильско-сингальского конфликта на Шри-Ланке

45.Тибетский вопрос в индийско-китайских отношениях

46.Суннитский и шиитский ислам, его роль в истории России и мира.

Наши рекомендации