Священные времена, праздники и посты

В эпоху Вселенских соборов с большей полнотой и точнос­тью определился круг богослужебных времен, а вместе с тем, при постоянном общении Церквей в нем было установлено и боль­шее однообразие.

К богослужебным часам в точение дня - третьему, шестому и девятому - присоединились теперь еще полунощница, первый час и повечерие. Но для удобства все эти, отдельные прежде, части богослужения сведались к трем моментам - утреннему вре­мени после полуночи, древнему перед полуднем и вечернему. В противовес еретикам, которые для совершения богослужения соби­рались ночью, были установлены всенощные бдения.

В течение недели круг праздничных дней оставался тот же, установленный прежде. Священными днями считались воскресенье, среда и пятница, - последние два, были днями поста. В Западной же Церкви, вместо среды, окончательно вошел в общее употребление пост в субботу.

Но особенно в эту эпоху увеличился круг годичных праздников. К праздничным дням, установленным в первые три века, в IV веке присоединились праздники: Обрезания Господня, Воздвижения Креста Господня, в VI веке - Преображения Господня. Чествование Богоматери особенно усилилось после победы Церкви над несторианской ересью, унижавшей достоинство Богома­тери. В честь Ее установлены были праздники: Благовещения, Рождества Богородицы (V в.), Успения (VI в.), Введения во храм (VШ в.)

Много праздников установлено в память святых мучеников и исповедников. К их памяти христиане относились о особен­ным благоговением. В них они чтили страстотерпцев, засвидетельствовавших истину Евангелия своей кровью. На гробах му­чеников воздвигались алтари и храмы, их мощи переносились в храмы. Новые храмы посвящались их именам. Дни кончины му­чеников стали праздничными днями, в которые на местах их погребения отправлялось всенощное бдение; устраивались ве­чери любви и совершалась Евхаристия. Церковные проповедники восхваляли их в одушевленных речах, поэты - в восторженных гимнах. С необычайной ревностью отыскивали их реликвии. Каж­дый город, каждая провинция имели своего особенного свято­го заступника.

В эту эпоху определилась продолжительность постов Четыредесятницы, Рождественского, Успенского и в честь святых Апостолов.

Храмы и их устройство.

Богослужебные здания христиан в эту эпоху получили вполне благоустроенный вид и сложились в один определенный архитек­турный тип. В первые три века, при стесненном положении, мес­та богослужебных собраний христиан отличались разнообразием своего вешнего вида. Ими были и простые жилые помещения, и катакомбы, и специально устроенные здания. Но последних было мало: строить их было небезопасно, потому что во время го­нений они или конфисковывались или разрушались. Теперь эта опасность миновала, и религиозное чувство христиан прежде всего выразилось в церковном строительстве. Везде, где были христианские общины возникли здания с специальным назначени­ем для богослужебных собраний. Императоры и епископы, отдель­ные лица из мирян, располагавшие средствами, и целые приход­ские общины состязались друг с другом в возведении христиан­ских храмов. Особенной красотой и благолепием отличались хра­мы, построенные христианскими государями. Таковы были храмы, построенные императором Константином и матерью его Еленой в Палестине на месте гроба Господня, на горе Елеонской, в Виф­лееме и Хевроне, церкви во имя апостолов Петра и Павла, в Кон­стантинополе, церкви латеранская и ватиканская в Риме.

Но чудом архитектурного искусства той эпохи была Со­фийская церковь в Константинополе, построенная Юстинианом. Громадный купол, в 36 саж. в окружности, составлял главную центральную часть храма. Стоимость храма вместе с утварью равнялась 90 миллионам рублей! При освящении этого храма Юсти­ниан воскликнул с гордостью: «Я победил тебя, Соломон!»

Внешний вид христианских храмов стал определяться еще в первые века христианской Церкви. Они представляли собой продолговатые здания наподобие корабля. Тип этот в настоящую эпоху упрочился, благодаря тому, что в собственность Церкви переда­но было, по распоряжению императоров, много общественных зда­ний, известных под названием базилик. Базилики представляли из себя продолговатые четвероугольные здания, вытянутые с Запада на Восток. Они то и были приспособлены к христианским храмам. Плоская кровля базилик сменилась куполами. Такая форма построек, получившая название византийского стиля, осо­бенно распространилась со времени Юстиниана I (VI век).

Сохраняя форму креста, храмы строились как круглые, так и продолговатые, последние в свою очередь стали строить в стиле «корабля».

С введенном колоколов при храмах стали устраиваться особые здания - колокольни. Они пристраивались или к самой церкви или отдельно, вписываясь в общий архитектурный ан­самбль. Впервые об употреблении колоколов упоминается на За­паде в VII в. ВVШ в. при Карле Великом колокольный звон соп­ровождал богослужения повсеместно. На Востоке впервые колоко­ла появились в половине IX в., когда по просьбе Василия Ма­кедонянина (867-886 гг.) венецианский дож Орсо прислал в Кон­стантинополь 12 колоколов для вновь сооруженной церкви. Но это нововведение не сразу привилось на Востоке. И только в эпоху крестовых походов колокола стали входить там в общее употребление. Название колоколов (кампанами) произошло от кампанской руды, из которой они отливались.

К главному зданию храма примыкало часто еще несколько построек, соединенных с ним и обнесенных оградой. Таковы бы­ли крестильни. Они имели круглую форму, с бассейном в середи­не, окруженным рядами колонн. Пред входом в крестильню час­то находилась особая большая комната для поучения оглашенных.

Для хранения церковных драгоценностей: сосудов, одежд, книг, архива при больших церквам строились особые здания. Кро­ме того, при храмах строились благотворительные заведения: дома для кормления бедных, приюты для сирот и престарелых, воспитательные дома, лечебницы и т.п. Кладбища также большей частью находились в церковной ограде.

В своем утреннем устройство храмы сохраняли прежний вид. Они делились на притвор, помещение верующих и алтарь. Сущест­венная перемена коснулась притвора: с уменьшением числа каю­щихся и оглашенных он уменьшался и в размерах.

Место для алтаря было уже на несколько ступеней выше сравнительно с средней частью храма. Часть этого возвышения пред алтарем, назначавшаяся для клира, чтецов и певцов, на­зывалась солеей.

Существенными принадлежностями христианских храмов бы­ли: престол, жертвенник, кресты, свитки Священного Писания и книг, кадильницы. Без престола не позволялось совершать литургии. Но для миссионерских и военных целей стали упот­ребляться переносные престолы, но в виду неудобства их они стали заменяться священными напрестольными пеленами, полу­чившими название антиминсов. V латинян же для этого стали употребляться священные каменные плиты. Антиминс считали существенно необходимым, и удалять его с престола не допус­калось. Над престолом устраивался на четырех колоннах балда­хин, называвшийся киворием. К колоннам, посредством золо­тых цепочек, привешивался сосуд в форме голубя с освященны­ми дарами. Впоследствии место его заменил ковчег в виде башенки. Все эти принадлежности христианских храмов, где позволяли средства, изготавливались из ценных материалов: золота, серебра и украшались драгоценными камнями.

Но лучшим украшением христианских храмов служили иконы, ими главным образом и стали украшаться христианские храмы. С развитием иконописного искусства и увеличением числа икон появились иконостасы, т.к. иконами стала заменяться та решет­ка, которой отделялся алтарь от средней части храма.

Развитие богослужения.

Христианское богослужение во втором периоде (313-1054гг.) достигло полного своего расцвета. Оно развило в себе необык­новеннее богатство формы и содержания.

Первым богослужебным актом, с которого начиналась хрис­тианская жизнь верующего, было, как и прежде, таинство Кре­щения. В его совершении произошли некоторые изменения, но они касались не сущности таинства, а порядка оглашения. Когда происходили массовые обращения, оглашение совершалось в том порядке, как оно сложилось раньше. Но с V-го в., когда в общую практику вошло крещение детей, институт оглашенных прекратил свое существование.

Затем, больше однообразия введено было в основной бо­гослужебный чин литургии. До IV-го в. на Востоке совершались свои литургии: в Иерусалимской Церкви - апостола Иакова, в Александрийской - Марка, в Римской - мужа апостольского Климента. В IV в. Василий Великий и Иоанн Златоуст пересмотре­ли чин литургии. Их литургийные чины, одобренные Церковью, вошли в практику на Востоке и с именем этих святителей.

На Западе для совершенствования богослужения много сде­лали Амвросий Медиоланский и папа Григорий Великий Двоеслов, с именем которого существует литургия Преждеосвященных Даров. С прекращением института оглашенных последовало исключение из литургии обряда удаления оглашенных из храма.

Как существенную особенность в богослужении этого вре­мени нужно отметить увеличение церковных чинопоследований. Оно стоит в тесной связи, с одной стороны, с развитием дог­матического учения Церкви, с другой - с введением новых праздников Господних, Богородичных и в честь святых. Догматические идеи находили свое выражение не только в отвлеченных опреде­лениях, но и в религиозной лирике - гимнах, молитвах и сла­вословиях, отвечавших потребностям сердца. Установление но­вых праздников потребовало составления новых богослужебных чинопоследований.

Расцвет богослужебного творчества в эту эпоху связан с именами ряда замечательных церковных поэтов, обогативших богослужение своими высокохудожествеными по форме, глубокими по содержанию и силе религиозного чувства песнопениями и молитвами. Знаменитые богословы IV в. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Ефрем Сирин на Востоке, Амвросий Медиоланский на Западе были в то же время замечательными цер­ковными поэтами. В V-м в. замечательными церковными песнописцами были Анатолий, патриарх Константинопольский (+ 458 г.); Роман Сладкопевец (к. 510 г.); Никита Ремезианский (+ 510г.) в VII веке - Софроний, патриарх Иерусалимский (+ 641 г.) и Андрей, архиепископ Критский (+ ок. 712 г.); в VIII веке - Гер­ман, патриарх Константинопольский, Иоанн Дамаскин и современ­ник его Косьма Маюмский, в IX веке - Иосиф Песнописец, Феодор Студит, инокиня Кассия и другие. Первое место среди цер­ковных поэтов, несомненно, принадлежит Иоанну Дамаскину. По силе поэтического вдохновения среди церковных поэтов ему нет равного. Наиболее выдающимися произведениями церковной литургики этой эпохи можно считать гимн Никиты Ремезианского «Тебе Бога хвалим»; Романа Сладкопевца «Покаянные каноны» и Иоанна Дамаскина канона на Пасху, Рождество, Богоявление и догматики.

На поприще богослужебного творчества подвизались не одни духовные лица. В составе богослужебных песнопений встре­чаются гимны, принадлежащие самим императорам. Император Юстиниан составил и ввел в церковное употребление гимн «Еди­нородный Сыне и Слове Божий». Императору Феофилу - иконобор­цу, принадлежат песнопения: «Благословите стропы» 4-го гла­са, «Слыши дщи Сионя» 8-го гласа и стихиры в неделю Ваий «Приидите языцы».

Наши рекомендации