Глава iii. церковная письменность и богословская наука в эпоху вселенских соборов.

ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И БОГОСЛОВСКАЯ НАУКА в IV-V вв.

Общая характеристика состояния богословия в IV-V веке

IV-V века вошли в историю мировой литературы и просвещения как классическое время и «золотой век» богословия. Литературное богословское наследие того времени сопряжено о титанической работой мысли великих отцов христианства, по праву причисленных к лику святых. Может ли затмить золотое слово Иоанна Златоуста какой-нибудь оратор или поэт? То же самое нужно сказать о Григории Богослове и других церковных писателях. Где та сила, откуда черпали принявшие христианство в зрелом возрасте маститые писатели раннего средневековья? Эта сила заключается в их убежденности в истинности христианства как мировой религии. Вот почему творения святых отцов отличаются глубиной мысли, тонкостью богословского анализа, логикой веры, высокой художественностью мудрого церковного слова.

В это время в творениях святых отцов и вероучительных символах Вселенских Соборов вырабатывается богословская терминология, определяются основные догматические формулировки. В основном богословская мысль развивается на греческом Востоке, издревле более склонном к философскому умозрению нежели римский Запад, скорее практичный, чем философствующий. Если наследием Востока были древне-греческие философские школы и, прежде всего, Платон и Аристотель, то собственное наследие Запада во существу ограничивалось римским правом. Однако в IV-V веках немалый вклад в общецерковную, сокровищницу богословской мысли внесли и святые отцы латинского Запада - блаж. Августин (Христианская историософия, проблемы свободы воли и благодати), свят. Амвросий (проповедничество), блаж. Иероним (библейская текстология).

Богословские школы и направления в богословской науке. Общая характеристика.

Давая характеристику богословским школам, как центрам духовного просвещения, следует сразу же выделить три ведущие школы: Александрийскую, Антиохийскую и Восточно-сирийскую, или Эдесско-Низибийскую[1].

В Александрийской школе господствовало умозрительное направление, где применялся аллегорический метод в толковании Священного Писания и по преимуществу выяснялся высший его таинственный смысл.

Антиохийская школа держалась рассудочного направления, и ее экзегеты преимущественно выясняли буквальный, исторический смысл священного текста и невысоко ценили аллегорию, а в догматике особое внимание уделяли божественной, таинственной стороне Священного Писания с выяснением ее человеческой природы.

К Антиохийской школе по принципиальным вопросам богословия примыкала Восточно-сирийская, или Эдесско-Низибийская школа, и как бы дополняла ее.

Однако взаимообогащение названных школ допускало возможность перехода их в такую крайность, которая из поборников веры превращала богословов этих школ в разряд еретиков.

Умозрительное направление Александрийской школы могло перейти в мистицизм, что и выразилось в монофизитстве; рассудочное же направление Антиохийской школы могло разрешиться рационализмом, что и обнаруживалось в ересях арианской и несторианской.

Как особые течения богословской мысли Александрийская и Антиохийская школы существовали до Халкидонского собора. В догматическом определении этого собора были осуждены крайности того и другого направления. После собора эти направления слились, и богословская наука в христианской Церкви вошла в одно русло.

В лучшую пору своего существования эти школы дали выдающихся богословов и поборников православной веры.

Выдающиеся представители Александрийской богословской школы

Св. АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ

Св. Афанасий (297-373 гг.) родился в Александрии. При богатых природных дарованиях он получил прекрасное и всестороннее образование. Особенно он отличался глубокими богословскими познаниями. По свидетельству Григория Богослова, он изучил все книги Священного Писания, как никто другой. Кроме того, он отличался необыкновенным даром слова, силой мысли и увлекательным красноречием.

Эти высокие качества Афанасия замечены были Александрийским епископом Александром; он посвятил его во диакона и сделал своим домашним секретарем. В качестве секретаря Афанасий сопровождал своего епископа на Никейский собор. Став преемником св. Александра по кафедре (328 г.), св. Афанасий всю свою жизнь провел в борьбе с арианами. Из 47 лет епископства он 20 лет провел в изгнании.

Церковно-практическая деятельность Афанасия тесно связана с богословскими опорами и волнениями, примыкая к Александрийской богословской школе в своих богословских сочинениях Афанасий, является непобедимым противником современных ему еретиков - ариан и духоборцев. Сочинения Афанасия разделяются на отделы: догматический, историко-полемический, нравоучительный и экзегетический. Из догматических сочинений Афанасия следует отметить:

«Четыре слова против ариан», которые представляют собой цельный догматический трактат с опровержением всех доводов арианского учения и изложением православного учения о единосущии Сына Божия с Отцом;

«Четыре послания к Серапиону», епископу Тмуитскому, и книга о Святой Троице (в латинском переводе), где частью излагается учение о втором лице Святой Троицы, но, главным образом, раскрывается православное учение о Святом Духе;

Две книги «О воплощении» и «Послания к Эпиктету, епископу Коринфскому», «К Адельфию исповеднику и Максиму философу», в основу содержания которых положено изложение православного учения о соединении в Иисусе Христе двух естеств - божеского и человеческого. С этими сочинениями сходно по содержанию и «Пространнейшее изложение веры» Афанасия.

Творения Афанасия высоко ценилось в древности. Один из древних подвижников высказался о них так! «Если найдешь что- нибудь из творений Афанасия и не будешь иметь бумаги, спиши их на одежду». В историю Церкви Афанасий вошел как отец православия. Великие Каппадокийские богословы также принадлежали к Александрийской школе. К ним относятся: Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский.

Наши рекомендации