Третий Вселенский Собор (431 г.)
Пока учение Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуетского не выходило за пределы школы, Церковь не выносила ему осуждения, хотя оно было явно еретическим. Но когда Несторий в 428 г. замыслил сделать это учение общецерковным, Церковь выступила против новой ереси.
Началось с того, что пресвитер Нестория АНАСТАСИЙ в 428 г. в своих проповедях доказывал, что Деву Марию следует называть человекородицей (Несторий пока не выступал со своим мнением). В связи с этим в Константинополе поднялось сильное волнение. Несторий, желая прекратить волнения, сам стал проповедовать. Он стал доказывать, что название Богородица непримиримое с разумом, но не допускал названия человекородица, а называл Пресвятую Деву Христородицею. Но волнения и после этого объяснения не утихли. Верующие поняли, что дело идет не о названии Пресвятой Девы Богородицей, а о Лице Иисуса Христа. Спор Нестория распространился и на другие церкви, Нестория поддерживали и некоторые епископы, окончившие Антиохийскую школу.
Александрийский епископ Кирилл (см. “Ж.М.П.”, 1955, 6) опроверг учение Нестория, о чем написал и другим епископам. Однако, когда Несторий не обратил внимания на доводы Кирилла, последний донес о лжеучении имп. Феодосию II Младшему и папе Целестину, а затем на соборе в Александрии (430 г.) осудил ересь и издал против Нестория 12 анафематизмов. Несторий, со своей стороны, ответил также 12-ю анафематизмами. Против анафематизмов Кирилла Александрийского сирский епископ блаж. Феодорит Кирский тоже написал опровержение.
Для прекращения волнений император Феодосий Младший назначил собор в Ефесе в 431 г., известный под именем Третьего Вселенского собора. На собор долгое время не являлись епископы Церкви Антиохийской и представители папы. Кирилл начал заседание без них. Несторий с десятью епископами не принял участия в заседаниях ввиду неполного их состава. Между тем, в Ефес прибыл Иоанн Антиохийский со своими 33 епископами, а также явились и легаты папы.
Иоанн, недовольный действиями Кирилла, не признал постановлений собора и, объединившись с епископами Нестория, составил свой собор, на котором низложил и осудил Кирилла. Оба собора послали свои решения императору, который не знал, что делать. Кирилл в это время продолжал заседания собора, так как прибыли римские легаты, которое тоже осудили Нестория. На соборе Кирилла запрещено было на будущее время изменять в чем-нибудь Никео-Цареградский символ или вместо него составлять другой. Под соборным вероопределением подписались 200 епископов. Кирилл написал о положении дела настоятелю Константинопольского монастыря авве Далматию, который при поддержке монахов и народа прибыл к императору и просил об осуждении ереси Нестория. Император предложил епископам согласиться, но на стороне Нестория все-таки стояли Иоанн Антиохийский и Феодорит Кирский. Тогда император указом повелел епископам возвратиться на свои кафедры. Нестория удалил в антиохийский монастырь, а преемником Нестория православные избрали МАКСИМИАНА.
Соглашение 433 года
После указа императора сирийские епископы во главе с Иоанном Антиохийским, отправляясь на свои кафедры, составили по дороге два собора, на которых вновь осудили Кирилла и составили свое исповедание веры. В этом исповедании они признали И.Христа совершенным Богом и совершенным человеком на основании неслитного в Нем единения Божества и человечества; согласились и Св. Деву Марию назвать Богородицею. Таким образом, они отступили от несторианских воззрений, но от личности Нестория не отказывались, почему и разделение между ними и Кириллом было.
Император прилагал усилия к примирению церквей, но удалось это Павлу, епископу Эмесскому, в 433 г. Он убедил Иоанна Антиохийского и других сирских епископов согласиться на осуждение Нестория, а Кирилла Александрийского — подписать антиохийское исповедание веры. Кирилл, находя, что антиохийское исповедание веры заключает в себе православное учение, подписал его, не отказываясь, впрочем, и от своих анафематизмов. Таким образом, мир был восстановлен.
Антиохийское исповедание веры, с которым, как с православным, согласны были представители всех церквей, получило значение точного изложения древнеправославного учения об образе соединения в Господе И.Христе двух естеств и их взаимном отношении. Император утвердил исповедание и постановил окончательное решение относительно Нестория. Он сослан был (435 г.) в один оазис в египетских пустынях, где и умер (440 г.).