Первый период христианской письменности
Мужи апостольские
Под названием мужей апостольских в истории Церкви известны ученики апостолов, лично обращавшиеся с апостолами. В широком значении этот термин прилагается вообще к древним писателям I-III вв. К мужам апостольским принадлежат: в тесном смысле — св. Климент Римский, св. Игнатий Антиохийский и св. Поликарп Смирнский; в широком смысле — Варнава, Ерм, Папий Иерапольский, Дионисий и автор “Дидахи”.
Творения мужей апостольских в древне-христианской Церкви были почитаемы наравне с книгами Св. Писания и наравне с Св. Писанием читались за богослужением. Все они написаны простым безыскусственным языком в эпистолярной форме. Содержание их сходно с содержанием писаний св. апостолов. Написаны они по случайым поводам. Сплошь и рядом представляют из себя одни увещания.
Труды мужей апостольских имеют и отличия от апостольских писаний — уступают апостольским посланиям по глубине и силе богословской мысли, нет в них плана и системы, однако же заключают в себе то же самое разнообразие. Они затрагивают различные струны в различных сердцах.
От века мужей апостольских сохранилось весьма мало сочинений. Объясняется это тем, что христианство распространялось вначале среди низших классов общества, т.е. среди людей малообразованных, кроме того, не было спроса на литературные произведения, т.к. христиане еще видели и слышали самих свв. апостолов и жили в атмосфере апостольского предания.
СВ. КЛИМЕНТ, ЕПИСКОП РИМСКИЙ (92-101), был третьим епископом Рима после Лина и Анаклета, видел блаженных апостолов Петра и Павла и общался с ними. При Траяне св. Климент был отправлен в ссылку в Херсонес, где скончался мученически в 101 г., будучи потопленным в море.
От св. Климента осталось его “Первое послание к Коринфянам”. Поводом к написанию послания были беспорядки в Коринфской Церкви. Среди верующих появились зачинщики, которые претендовали на особое положение в Церкви, выступали в качестве церковных проповедников, восставая против пресвитеров. В Коринфе, таким образом, вновь появилось разделение на партии, как во время ап. Павла (1 Кор. 1, 10-17). Спор был характера не догматического, а канонического: бунтовщики хотели присвоить себе священнические права, не имея преемства благодати.
В послании, состоящем из двух частей — нравоучительной и догматико-исторической, — решается важный вопрос о преемственности церковной иерархии. Как в Ветхом Завете, говорится в послании, жертвы могли приносить первосвященник, священники и левиты, так и апостолы в Новом Завете поставили среди верующих епископов и диаконов.
Обличая зачинщиков, св. Климент доказывает, что иерархические должности в Церкви могут занимать только лица, получившие преемственную власть от святых апостолов. Христос, по словам Климента, был послан от Бога, а апостолы — от Христа. Апостолы, поставив вышеозначенных служителей, “присовокупили потом закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение”.[АК9]
СВ. ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ, ЕПИСКОП АНТИОХИЙСКИЙ (+107), был учеником Иоанна Богослова. За исповедание Христа в 107 г. он был отправлен в Рим на съедение зверям. По дороге св. Игнатий написал семь посланий: к ефесянам, магнезийцам, траллийцам, римлянам (написаны из Смирны), филадельфийцам, смирнянам и к Поликарпу (написаны из Троады). Посещая на своем исповедническом пути малоазийские церкви, Игнатий сталкивался с еретиками. Большинство посланий направлено против еретического учения евионитов и докетов. Св. Игнатий с особенной ясностью излагает положительное учение Церкви о Божественности Лица Иисуса и Его человеческой природе, чем ниспровергает учение евионитов об Иисусе Христе как о простом человеке, и учение докетов о призрачной плоти Иисуса Христа. Св. Игнатий увещевает верующих “бегать еретиков”, а повиноваться в делах веры богоучрежденной иерархии, особенно епископам. Где епископ, пишет св. Игнатий, там и Церковь. “Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви, напротив, что одобрит он, то и Богу приятно”.
Св. Игнатий писал свои послания в состоянии необычайного возбуждения. Он весьма горел духом в ожидании мученического венца. При таком настроении ему особенно больно было слышать о распространении лжеучения. Отсюда стиль его отличается необыкновенной напряженностью и энергией. Каждое слово его заострено и отточено.
Особенно характерно послание к Римлянам. Оно служит памятником энтузиазма христианских мучеников. Боясь, чтобы римские христиане не подали за него петицию, св. Игнатий просит их не препятствовать его мученическому подвигу. “Умоляю вас, — пишет св. Игнатий, — не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога”.
Личность св. Игнатия принадлежит к числу необычайно сильных характеров, каких только знает история. “Лучше мне умереть за Христа, — говорит он, — нежели царствовать над всею землею. Хочу быть Божиим”.
СВ. ПОЛИКАРП, ЕПИСКОП СМИРНСКИЙ. Св. Поликарп тоже был учеником Иоанна Богослова, и святым апостолом ок. 100 г. он был поставлен в епископа Смирны. Св. Поликарп был другом Игнатия Богоносца и учителем св. Иринея Лионского. Скончался св. Поликарп в 155 г. От него дошло до нас его послание к филиппийцам. Оно представляет собой конгломерат апостольских посланий, в особенности посланий ап. Петра. Автор говорит почти исключительно словами апостольских посланий.
В своем послании св. Поликарп дает наставления в отношении мужей, жен, детей, вдов, юношей, девиц и пресвитеров. Подобно Иоанну Богослову, этот муж апостольский заботится об ограждении малоазийских церквей от влияния еретиков-докетов, и в своем послании просит избегать еретиков, не исповедующих пришествия во плоти И. Христа, т.е. докетов.
УЧЕНИЕ ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ (ДИДАХИ). “Учение двенадцати апостолов” открыто было Никомидийским митрополитом Филофеем Вриением в 1883 г. Оно находится в открытой Вриением еще в 1875 г. рукописи Иерусалимского Святогробского подворья в Константинополе. Рукопись принадлежит к XI веку.
Сочинение это написано неизвестным автором в конце I века.
Автор “Дидахи” поставил своей задачей изложить учение Господа, переданное Им апостолам и проповеданное ими всем народам.
“Дидахи” — весьма небольшое произведение, оно разделено Вриением на 16 глав, по содержанию распадается на 4 части. 1-я часть называется катехизической (1-6 гл.) на том оснований, что в 7 главе относительно изложенного в этих главах учения замечено, что по сообщению его оглашенным можно приводить их ко крещению. Катехизическая часть представляет собой ряд нравственных наставлений. Наставления представляют собой запрещение разных грехов, например, убийства, вытравления плода, прелюбодеяния, блуда, волхвований, гаданий, богохульного ропота. Предписывается остерегаться лжеучителей, нести иго Господне, если и не вполне, то сколько возможно.
Вторая часть — литургическая и говорит о крещении, постах, молитвах и содержит три евхаристических молитвы.
Третья часть — дисциплинарная — трактует об отношении к харизматикам, апостолам, пророкам и учителям, о совершении евхаристии и о церковном суде.
Четвертая часть — эсхатологическая — говорит о необходимости духовного бодрствования и о признаках пришествия Господня.
СВ. ЕРМ. Св. Ерм представляет из себя тип древнего христианского пророка. Он был человеком простым и простодушным. В молодости был рабом одной богатой христианки Роды, жившей в Риме.
Со временем он был отпущен на свободу и стал купцом, причем приобрел большое состояние. В семейной жизни он был несчастлив: жена его была сварливого характера, а дети, за воспитанием которых он не следил, вели разгульную жизнь. Скоро и другие бедствия обрушились на Ерма: он потерял свое имение, а дети его отреклись от Господа и своих родителей.
Ерм, однако, терпеливо переносил выпавшие на его долю несчастия. Сам обрабатывал поле, оставшееся после потери его имущества. В это время он и удостоился дара пророческого и стал получать откровения, в которых он сам, его семья и вся римская община обличались во грехах и призывались к покаянию. Все эти откровения он записал в книгу “Пастырь”, т.к. эти откровения сообщал св. Ерму ангел, являвшийся ему в виде пастыря с котомкой на плечах и посохом в руке. Сочинение относится к началу II века (см. “Ж.М.П.”, 1957, 9).
СВ. ПАПИЙ, ЕПИСКОП ИЕРАПОЛЬСКИЙ (80-160). Св. Папий, ученик И.Богослова и друг Поликарпа, был епископом г.Иераполя во Фригии. Папий написал одно большое сочинение: “Изъяснение Господних изречений в пяти книгах”. Это сочинение дошло до нас в отрывках. Из этих фрагментов видно, что труд Папия представлял толкования слов Господа, т.е. евангелия. В толкованиях автор помещал и то, что узнал из устного предания.
Так, например, Папий между прочим сообщает, что ап. Иаков был убит иудеями, что воскрешенные Господом дожили до времен Адриана, что Иуда не повесился, а задохнулся от полноты.
Св. Папий собирал устные рассказы об учении Спасителя и апостолов. В своем сочинении он рассказывает о многом, что будто бы дошло до него по неписаному преданию. Без разумно-критической проверки Папий принимал за истину даже нечто близкое к баснословию. Так, в своем труде св. Папий говорит, что по воскресении мертвых наступит царство Христово, на этой земле телесно и будет продолжаться тысячу лет (хилиазм). На земле при этом появится необычайное плодородие: на каждом виноградном дереве будет по 10 тысяч веток, на каждой ветке по 10 тысяч кистей и на каждой кисти по10 тысяч ягод. В изобилии будет родить пшеница и все плодовые деревья и т.п.
Источниками сочинения Папия были наши евангелия от Матфея и Марка, послания Иоанна и Петра. Папий знал многих апостольских учеников, среди которых были дочери диакона Филиппа. Таким образом, автор имел большой и интересный запас сведений, и очень жаль, что его труд не дошел до нас полностью.