Новая попытка Пилата отпустить Господа; иудеи испрашивают Варавву; умовение рук

(Мф.27:15-26; Мк.15:6-15; Лк.23:13-25; Ин.18:31-40; Дворец римского правителя, Пятница, 7 апреля 30 г.)

Члены Синедриона хотели, чтобы Пилат только выполнил казнь, не вдаваясь в разбирательства: «если бы Он не был злодей…». Но Пилат хорошо понимал с какими людьми имеет дело и поэтому в ответ язвительно заметил: «возьмите Его вы, и по закону вашему судите» (Ин.18:31). Синедрион был в праве без утверждения римской власти выносить некоторые приговоры и приводить их в исполнение: нельзя было только наказывать смертью. Поскольку иудеи жаждали именно смерти, они, изменяя гордый тон на покорный, стали сознаваться, что не могут достойного, по их мнению, смерти преступника подвергнуть казни: «нам не позволено предавать смерти никого».

«Да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет» - Господь не раз предрекал, что Его предадут язычникам (Мф. 20:19), что Он будет предан на распятие (Мф. 26:2), вознесен от земли (Ин. 12:32). Этот комментарий – свидетельство Иоанна Богослова об исполнении пророчеств Спасителя.

Затем Пилат наедине, внутри претории, спросил Иисуса: «Ты ли есть Царь Иудейский?». – «От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?» - спросил на это Господь. Чтобы предать смерти Иисуса по римским законам Пилат должен быть провести расследование, получить доказательства вины преступника. Господь подводит Пилата к само-признанию: обвиняя Иисуса в присвоении Себе царского титула он действует от себе или только повторяет обвинение иудеев.

Ответ Пилата дышит презрением к иудейству: «Разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?». Никакого царственного достоинства во Христе Пилат не допускает, но хочет знать, за что народ и первосвященники предали Его, обвиняя Его в присвоении титула царя. Иисус ответил: «Царство Мое не от мира сего». Он действительно царь, но не в политическом, а в духовном смысле. Снова спросил Пилат: «итак Ты Царь?». Господь подтверждает, что Он действительно Царь, но Царь не политический, а Царь Истины и пришел на землю для того, чтобы свидетельствовать об духовной Истине. Его подданные - те, кто способны внимать этой Истине, слушают Его голос. На это Пилат со скептицизмом задал пренебрежительный вопрос: «Что есть истина?» (Ин. 18:38). Ответ на этот вопрос он слушать не собирался. Поэтому, выйдя, заявил, что после расследования ни он, ни Ирод, вины достойной смерти за «развращение народа» не находит в сем Человеке: «итак, наказав Его, отпущу» (Лк. 23:16).

У иудеев был обычай перед Пасхой являться к правителю с просьбой отпустить на свободу одного из осужденных на казнь преступников. Желая воспользоваться предлогом, после того как собрались первосвященники, начальники и народ, Пилат предложил: «Кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти» (Мф 27:17-18). Матфей добавляет, что в то время как Пилат сидел на судейском месте жена[470] послала ему сказать: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27:19)[471]. В то время как посланный передавал Пилату слова жены, первосвященники и старейшины стали подталкивать народ, чтобы просили у Пилата отпустить Варавву[472]. Когда Пилат вторично задал вопрос: «Кого хотите из двух, чтоб я отпустил вам?», народ закричал: «Варавву». «Что же я сделаю Иисусу, называемому Христом?» - спросил прокуратор. Они же отвечали: «Да распят будет» (по св. Луке: «Смерть Ему!», Лк. 23:18). Тогда Пилат в третий раз возвысил голос: «Какое же зло сделал Он?». А «они еще сильнее кричали: да будет распят!» (Мф. 27:23). Не говорят: да будет убит, но да будет распят, дабы и самый род смерти показывал в Нем злодея. Так должны были исполниться пророчества о самом роде смерти Христовой. Народ, подстрекаемый завистливыми вождями, предпочел Варавву, известного разбойника, совершившего с шайкой сообщников в городе мятеж и убийство (Мк 15:7; Лк 23:19, 25; Мф 27:16; Ин 18:40). Слыша неистовый крик, которого, видимо, не ожидал, Пилат испугался, что его дальнейшая настойчивость в защите Праведника может вызвать серьезное волнение народа, которое придется усмирять вооруженной силой. Предавая Иисуса в «их волю» (Лк. 23:25) Пилат, согласно ап. Матфею, умыл руки перед народом: «невиновен я в крови Праведника Сего» (Мф. 27:24)[473].

У иудеев был обычай умывать руки в доказательство того, что умывающий невиновен в пролитии крови найденного убитым человека (Втор. 21:6-8). Пилат воспользовался этим обычаем в знак того, что он снимает с себя ответственность за казнь Иисуса, Которого считал невиновным. «Смотрите вы» – вы сами будете отвечать за последствия несправедливого убийства. Желая получить от прокуратора согласие на утверждение смертного приговора, иудеи соглашаются на все, не думая о последствиях: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:24-25) - если это преступление, то пусть кара Божия ляжет на нас и на потомство наше. Выражение «умывать руки» с тех пор вошло в поговорку.



Наши рекомендации