Поцелуй Иуды; взятие Господа под стражу; рассеяние учеников
(Мф.26:47-56; Мк.14:43-52; Лк.22:47-53; Ин.18:2-12; Гефсимания, В ночь с Четверга, 6 апреля, на Пятницу, 7 апреля 30 г.)
Иуда знал, где Иисус собирался с учениками (Ин.18:2). Он привел в Гефсиманский сад когорту[453] воинов с тысяченачальником во главе, а - также служителей от первосвященников и фарисеев. Толпа пришла с фонарями и факелами в предположении, что Иисус может укрыться в потаенных местах сада. Воины были вооружены мечами, а слуги – кольями. По-видимому, они ожидали сопротивление со стороны учеников Иисуса.
Предательство Иуда совершил лобзанием. Первосвященники, боясь народного возмущения, дали приказ Иуде взять Иисуса осторожно. Отряду, видимо, не было сказано, Кого он должен привести: было приказано взять Того, на Кого укажет Иуда. А Иуда, храня в тайне данное ему поручение, ограничился одним лишь указанием: «Кого я поцелую, Тот и есть… Возьмите Его и ведите осторожно» (Мк. 14:44). Когда он подошел к Иисусу и растерянно сказал: «Равви, равви...», то Иисус кротко спросил его: «Друг, для чего ты пришел?» (Мф.26:50), словом «друг» подталкивая к покаянию. Чтобы показать Иуде, что знает о его намерениях, Господь сказал: «Иуда, целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк.22:48).
Когда приблизилась стража, Господь спросил: «Кого ищете?». Ему отвечали: «Иисуса Назарея». «Это Я» (evgw, eivmi) - неожиданность такого ответа привела к тому, что пришедшие отступили назад и пали на землю. Господь вторично спросил их: «Кого ищете?», они снова отвечали: «Иисуса Назарея». Тогда говорит им Иисус: «Я сказал вам, что это Я. Итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут». Св. Иоанн поясняет при этом, что должны были исполниться слова Первосвященнической молитвы: «Из тех, которые Ты Мне дал, Я не погубил никого» (Ин.17:12). И стража действительно оставила апостолов и приступила к Иисусу, чтобы взять Его.
Но тут Петр, не дождавшись ответа на вопрос одного из апостолов: «Господи, не ударить ли нам мечом?», извлек меч и, ударив первосвященнического раба Малха, отсек ему правое ухо, которое Господь одним прикосновением исцелил (Лк. 22:51). «Возврати меч твой в его место», - сказал Господь Петру - «ибо все взявшие меч, мечем погибнут» – это не пророчество, а только закон Божественной правды: кто нападает на другого с намерением лишить его жизни или нанести ему рану, тот сам достоин того же. Это та же мысль заключена в заповеди, данной людям после потопа: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукой человека» (Быт 9:6).
«Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он предоставит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» - 12 легионов ангелов, всегда верных Господу, Он как бы противопоставляет 12-ти ученикам Своим. «Как же сбудется Писание, что так должно быть?» (Мф. 26:54) – все происходящее есть исполнение пророчеств.
Сила слов «это Я», исцеление уха первосвященнического раба, отказ апостолам в сопротивлении вооруженной толпе показывают то, что Христос отдал Себя под стражу добровольно. Ранее время Его не настало (Ин.7:6, 30, 44; 8:20), теперь же пришел час Его.
Среди пришедших за Иисусом, как говорит Лука, находились сами первосвященники и начальники храма. К ним Господь обратился с обличением: «Как будто на разбойника вы вышли с мечами и кольями». Они явно шли на неправое дело: Его не хотели взять среди белого дня, в присутствии народа, но – ночью, когда властвует тьма (Лк. 22:53).
«Тогда все ученики, оставивши Его, бежали...» – исполнилось недавно произнесенное предсказание (Мф. 26:31).
Марк добавляет, что некий юноша, завернувшись в покрывало, следовал за отрядом, взявшим Иисуса. Сочтя это подозрительным, воины схватили юношу, но он вырвался от них и убежал нагой, оставив покрывало. Был ли этим юношей сам Марк неизвестно. Возможно, это был один из спящих в Гефсиманском саду, которого разбудила толпа воинов. В любом случае, этот юноша проявил интерес к судьбе Господа, решившись последовать за воинами, ведущими связанного Иисуса (Мк.14:51-52).
Не все апостолы окончательно покинули Господа. Петр и Иоанн в некотором отдалении шли за отрядом воинов, взявшим Иисуса, видя, куда был приведен их Учитель. Куда бежали остальные ученики, неизвестно. По-видимому, они были так потрясены происшедшим, что спрятались где-то при запертых дверях, о чем мы знаем из Ин. 20:19.
Допрос Господа у Анны
(Ин.18:13-14, 19-24; Дворец первосвященника в Иерусалиме или дом Анны, В ночь с Четверга, 6 апреля, на Пятницу, 7 апреля 30 г.)
Анна, будучи отставным первосвященником[454], приходился тестем Иосифу Каиафе. Возможно, жилища Анны и Каиафы имели общий двор, хотя и находились в разных отделениях большого первосвященнического дома. Петр, несмотря на то, что Иисуса переводили из дома Анны в дом Каиафы, стоял и грелся в одном и том же дворе (Ин.18 гл.).
Анна начал расспрашивать о том, кто были Его ученики и чему Он учил. Этим он намеренно дал опасный тон всему дальнейшему ходу дела, набросив подозрения на Иисуса, как на главу какого-то тайного заговора. Но Господь изобличил хитрость: «Я говорил явно миру: Я всегда учил в синагоге и храме... и тайно не говорил ничего». В доказательство этого Господь предложил спросить свидетелей, слышавших, что говорил Он. Несмотря на то, что в таком ответе ничего не было оскорбительного, один из слуг, желая, вероятно, угодить первосвященнику, ударил Господа рукой по щеке: «Так отвечаешь Ты первосвященнику?».
Во время разбирательства на суде у первосвященника Анании, когда тот приказал бить по устам ап. Павла, Павел возразил: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня» (Деян. 23:3). Христос превосходит Своего апостола смирением: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал» (1Пет.2:23). Однако, и Христос, чтобы пресечь зло в самом начале и вразумить слугу, возражает: «Если я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин.18:23). Если бы Иисус молча перенес ударение по щеке, могли бы подумать, что он признает этот удар справедливым, и не в меру ревностный слуга первосвященника возгордился бы молчаливым одобрением своего поступка.