Предсказание об отречении Петра и другие предостережения
(Лк.22:31-38; Ин.13:36-38)
«Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу...» - Господь называет его Симоном, а не Петром, потому что отрекаясь от Господа Петр перестает быть «камнем». Из Ветхого Завета знаем, что сатана просил повредить праведному Иову.
«Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» - как возможно было отречение Петра после того, как Спаситель Сам молился, чтобы не оскудела его вера? Но вера не оскудевала в Петре и тогда, когда он клялся, что не знает Человека сего. Поколебалась воля, оскудела решимость идти со Христом в темницу и на смерть.
Иоанн упоминает об одном петухе, Марк уточнят «прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мк.14:30). Вероятно, эти слова были сказаны дважды – до прощальной беседы и, повторно, - после.
«Теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч» (Лк.22:36). «В начале и при первых шагах, - замечает свт. Иоанн Златоуст, - Он не попустил им [ученикам] потерпеть чего-либо, но везде был присущ им, ограждая и охраняя их и все предоставляя им в изобилии, а когда надлежало им показать и собственное мужество, то Он несколько сократил Свою благодать, заповедав им совершать многое и собственными силами; посему, когда они не имели ни сапогов, ни пояса, ни посоха, ни меди, то не терпели ни в чем недостатка, а когда Он заповедал иметь и влагалище, и мех, и сапоги, то они оказались и алчущими, и жаждущими, и наготующими»[434]. По Златоусту покупкой меча Спаситель указал на предательство. Апостолы шли в Гефсиманский сад после трапезы. На трапезе для агнца могли быть ножи. Услышав, что на Иисуса будет сделано нападение, ученики взяли мечи для защиты Учителя. Поскольку ученики поступили по своей воле, Господь стал Петра упрекать (Ин.18:11)[435]. С другой стороны, тот же Златоуст, считает, что в выражении Лк.22:36 мешок и сума рекомендуются ученикам после ухода Спасителя. Отправляясь самостоятельно на проповедь, ученикам нужно было позаботиться о своем пропитании и безопасности[436].
Как считает блаж. Феофилакт про меч упомянуто «не для того, чтоб они [апостолы] носили с собою мечи, но чтоб… объявить о войнах и бедствиях и сделать их ко всему готовыми… Господь говорит им: отселе носите «сумы», то есть так располагайтесь и заботьтесь, как имеющие испытать голод, и купите «мечи», то есть так берегите себя, как имеющие встретить опасности и войны. Некоторые покупку меча разумели иначе. Сим, говорят, Он намекает на имеющее вскоре совершиться нападение на Него и на то, что Его захватят люди - убийцы. Так как пред сим временем они спорили друг с другом о первенстве, то Господь говорит: теперь время не спорам о первенстве, но время опасности и убийств. Ибо и Меня, Учителя вашего, отведут на смерть, и притом на смерть бесчестную. Но чрез сие исполнится на Мне сказанное: «и к злодеям причтен был» (Ис. 53:12). Итак, желая указать на разбойническое нападение, Он упомянул о мече…»[437].
«Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно…» - ученики не поняли к чему идет речь о мечах. Слово «довольно» здесь употреблено в значении «хватит», «разговор окончен».
Прощальная беседа с учениками и Первосвященническая молитва
(Ин.13:31-38; 14:1-17:26; Иерусалим, Сионская горница, Четверг, 6 апреля 30 г., вечер)
В предсмертной беседе Господа выражена сущность Его учения. Это - заключение всего, что было сказано раньше ученикам и народу. Эта беседа – также последнее напоминание о том, что должно открыться миру через Его страдания и смерть (Ин. 8:28). Беседа в Евангелии от Иоанна занимает несколько глав. Вместе с «Первосвященнической молитвой» этот текст читается за вечерним богослужением в Великий Четверг в качестве первого Евангелия святых страстей.
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин.13:34) – вот то «новое вино», которым должны быть наполнены апостолы. По любви «между собою» окружающие люди смогут узнать, что они – ученики Христовы.
Преподав ученикам Свое Тело и Кровь и видя тайну искупления уже как бы совершившейся, как если бы Он уже был принесен в жертву и была совершена победа над враждебными силами, Господь воскликнул победные слова: «Ныне прославился Сын Человеческий...» (Ин.13:31).
Восхождение к Отцу
«Куда Я иду, вы не можете придти» (Ин.13:33) – этими словами Иисус начинает говорить о предстоящем восхождении к Отцу. Про возвращение к Пославшему Его Христос говорил ранее иудеям на праздник кущей (Ин.7:33-34, 8:21). Иудеи то предполагали, что Иисус пойдет в Еллинское рассеяние учить еллинов (7:35), то - что убив Сам Себя отойдет в мир иной (8:22). В Прощальной беседе Иисус говорит уже наедине ученикам о Своем отшествии, но вопросы Петра и Фомы: «Господи! куда Ты идешь?», «не знаем, куда идешь?» (Ин.13:36, 14:5) показывают, что ученики также еще не понимают о чем идет речь. И тогда Господь переключает их внимание с места – куда восходить, на путь – каким образом совершается восхождение: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Познание истины дается тем, кто пребывает в слове Господа (8:31-32).
«Покажи нам Отца, и довольно для нас» - Филипп ожидает чудесного откровения о Боге, на подобие тех, которые происходили с пророками. Господь сожалеет о его непонятливости, поскольку Он являет Отца через Себя и это должны были уже познать ученики через слова и дела Иисуса.
«Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин.17:12) - хотя, как кажется, в этих словах дела Богочеловека уравниваются с делами обычных людей, однако далее дается утверждение, что именно Христос дает верующим власть совершать большие дела: «чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (14:14). «Что же большего сделали апостолы? — спрашивает свт. Иоанн Златоуст и отвечает - больше и по существу, ибо тень Христова не воскрешала мертвых, а тень апостолов могла это сделать (см. Деян. 5:15); больше и по образу, ибо Христос Сам, как владыка, творил чудеса, а после Него слуги Его святым именем Его (3:6; 4:10,30; 16:18) творили чудеса еще обширнейшие и важнейшие, дабы тем с большею славою явилось Его всемогущество. Когда другой именем Его совершает чудеса, то это гораздо важнее, нежели то, что Он сам Своею силою творит их»[438].
«Что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» - из этих слов видно, что Иуда не Искариот предполагает возвращение прославленного Иисуса в теле, а затем ожидает распространение царства Мессии не только на круг учеников, но и на весь мир.
Кончая пасхальную вечерю, глава семейства говорил присутствующим: «Мир вам», а затем вечеря заканчивалась пением псалмов. Господь, намереваясь оставить пасхальную горницу, следуя обычаю, также преподает мир: «Мир Мой даю вам». Но мир Господа иного порядка, это мир, о котором пели ангелы в Рождественскую ночь.
«Отец Мой более Меня» – 1) Отец более как Бог, по сравнению со Христом как Человеком; 2) слово более (mei,zwn) означает не только сильнее, но и старше: как от Первопричины Сын рождается от Отца, заимствует у Него Свое бытие, поэтому Отец – более Сына.
Князь мира сего в Нем «не имеет ничего» - по безгрешности Иисуса Христа, дьявол не может над Ним господствовать. Сын Человеческий отдает Свою жизнь для искупления людей не по долгу, но по Своей воле побуждаемой любовью. По выражению свт. Афанасия Александрийского «во втором Адаме [дьявол] не обрел ничего такого, что сам произвел в первом Адаме»[439].
«Встаньте, пойдем отсюда» (Ин.14:31) - некоторые толкователи предполагают, что после этих слов Учитель с учениками «воспевши, пошли на гору Елеонскую» (Мф.26:30; Мк.14:26). Воспевать они могли некоторые псалмы «Аллилуйя» (пс.115-118). Пошли - по направлению к Елеонской горе, и далее беседа продолжалась уже на ходу. Есть и другое предположение – вся беседа до конца донца проходила в горнице, и горница была покинута лишь по окончании Первосвященнической молитвы. За первое предположение говорит то, что дальше Господь ведет беседу о Себе, как виноградной лозе (по дороге к Елеонской горе и на ее склонах было много виноградников, глядя на которые Господь и употребил этот наглядный и живой образ). За второе предположение говорит целостность прощальной беседы Господа и общие темы c 13 по 17 главы Евангелия от Иоанна.
Виноградная лоза
Древние пророки уподобляли винограднику народ Израильский (Ис. 5:7; Иер. 2:21; Иез. 15:2). Бог посадил этот виноградник на вершине плодородной горы, обнес его оградой, очистил от камней и посадил в нем отборные лозы, построил башню и выкопал точило. От виноградника ожидался обильный плод, а он принес дикие ягоды. За это, по пророку Исайе – оставлен виноградник в запустении, «зарастет он тернами и волчцами…» (Ис.5:1-6). Новой лозе уподобляет Себя Иисус Христос.
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» (Ин.15:1). Отец -виноградарь, как Собственник виноградника, возделывающий его Сам и через других: Он ниспослал на землю Своего Сына, насадив Его, как плодоносную Лозу, чтобы одичавшие и бесплодные отрасли человечества, срастаясь с этой Лозой, принимали от Него новые соки и сами становились бы плодоносными. Только тот, кто в единстве со Христом, может приносить добрый плод: «без Меня не можете делать ничего». Единство должно быть постоянным. Кто не сохраняет его – «извергнется вон… и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают».
Выражением пребывания учеников в любви Христовой служит их взаимная любовь друг ко другу, которая должна простираться до готовности отдать свою жизнь за ближнего: «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).
Дух Утешитель
«Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин.16:2) - Савл, ставший потом ап. Павлом, тоже думал, что, участвуя в убийстве христиан, он делает угодное Богу (Деян 8:1; 22:20; 26:9-11; Гал 1:13-14). Ободряя учеников в предстоящих скорбях, Господь напоминает о ниспослании Духа истины, «Который от Отца исходит» (Ин.15:26). Истина – существенное свойство Св. Духа (Ин.5:19). Дух – сообщает людям истину, пребывая и действуя в них, Он дает людям внутреннее ведение полноты самой Истины. Источник ипостасного бытия Св. Духа – Отец (см.Ин.14:26). Поскольку Св. Троица едина в любви и в реализации Своей воли, допустимо выражение - «Я пошлю» (Ин.15:26, 16:7) как слова Христа о Себе как Боге.
Дух истины - Утешитель (Para,klhtoj – Призванный на помощь, Помощник, Ходатай, Заступник, Утешитель) придет на учеников, а через них – «обличит мир о грехе и о правде и о суде» (16:8). Святой Дух обличит мир проповедью апостолов о грехе неверия в Спасителя Иисуса Христа, вследствие сего одни покаются и обратятся ко Христу (Деян. 2:41), а другие ожесточатся еще более (Деян.5:33). Святой Дух обличит мир и о правде, ибо Христом явилась правда Божия (Рим. 3:22) и верующие получают оправдание даром, прощение грехов, в силу искупления Кровью Его (Рим.3:24-25). Святый Дух обличит мир и о суде, возвестив через апостолов, что власть князя мира сего не простирается более на искупленных (см. Кол. 2:14-15), а диавол уже изгнан вон (см. Ин. 12:31), низвержен в бездну и заключен (Откр. 20:3). Властный Дух истины явится не только Утешителем, но и Просветителем ибо «наставит вас на всякую истину» (Ин.16:13). Учение Святого Духа – имеет ту же природу, что и проповедь Господа Иисуса, потому что источник один - Отец Небесный (Ин. 14:10; 16:13-15).
На короткое время Учитель оставит учеников. Но печаль о разлуке будет после в радость. Эта печаль уподобляется мукам рождения, потому что после временной скорби Господь, разрушив державу греха и смерти, явится апостолам в неизреченной славе Бога Отца. «В одно и то же время, - по толкованию свт. Иоанна Златоуста, - Он и уверяет в истине воскресения, и показывает, что отшествие отсюда подобно исшествию на свет из утробы матерней»[440]. Настанет блаженное время, когда просвещенные Духом-Утешителем ученики не будут нуждаться более в наставлениях, но будут пребывать в радости богообщения и «в тот день вы не спросите Меня ни о чем», но все «о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин.16:23).
Что же значат слова «вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня» (Ин.16:16)? Этого ученики все еще не понимают. Об этом говорит их недоумение относительно слова «вскоре». Но после того, как Господь начал прямо, без притч, говорить о восхождении к Отцу: «Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу» (Ин.16:28) ученики, наконец, приходят к осознанию – Кто их Учитель и какова Его природа: «теперь… веруем, что Ты от Бога исшел» (Ин.16:30). После этого совместного исповедания учениками небесного происхождения Сына Божия, Иисус произнес Первосвященническую молитву, в которой прославил Отца, потому что: «ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть… уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня» (Ин.17:7-8).
Победа над миром (16:33) и князем мира (16:11) здесь представляется как совершившиеся факты, по несомненной истине грядущего события (ср. Иоан. 12:31; 13:31).
Первосвященническая молитва
Молитва называется Первосвященнической, так как в ней Господь молится Богу Отцу, как Великий Архиерей, Сам Себя приносящий в жертву (см. Εфес. 5:2; Евр. 9:14). Вечную жизнь Господь определяет, как познание Бога и посланного Им Искупителя мира. Перед духовным взором Господа Его миссия представляется оконченной, а потому Он говорит: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин.17:4).
Первая часть молитвы Господа о Себе (17:1-5), вторая - об учениках (17:6-19), третья - за верующих (17:20-26).
1) Иисус как бы дает отчет Богу в том, что сделано: Он открыл ученикам верное понятие об Отце, и они уразумели тайну посланничеcтва в мир Сына от Отца.
2) Далее Иисус молится об учениках, чтобы Отец Небесный их сохранил во враждебном мире, объединил в единстве подобном единству Сына с Отцом. В этом мире, пока был с ними, Иисус сохранил их всех, «кроме сына погибели» (Ин.17:12). Их мир возненавидел, но Иисус просит Отца не об изъятии их из мира, но «чтобы сохранил их от зла» (17:15). «Освяти их истиною Твоею» - это центральная просьба, ибо – «за них Я посвящаю Себя» как Первосвященник и как Жертва[441].
3) Перед своими страданиями Господь молится не только о единстве христиан: «да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» (17:20), но и об освящении верных в истине, в истинной вере: «Отче… освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина»(Ин.17:17). Согласно св. Иоанну Златоусту это значит: «Сделай их святым даром Духа Святого и правильными догматами… ибо правильные догматы о Боге освящают душу»[442].
В дальнейших стихах (22-24) Господь как бы уже созерцает Свою Церковь в небесной славе.
Слова «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» (17:24) звучат как завещание Умирающего, которое непременно должно быть исполнено. Отдающий Свою жизнь за спасение мира Сын Божий испрашивает у Отца для всех верующих те небесные обители, о которых Сам говорил апостолам в начале Прощальной беседы (см. Ин. 14:2). Превосходство верующих над остальным миром в том, что они познали Бога через познание Христа (см. Ин.17:25). Им – открыто имя Божие. Господь Иисус обещает «быть в них», чтобы любовь Отца, неразлучно пребывающая в Сыне, от Сына и ради Сына пребывала и в тех, в ком пребывает Сын (см. Ин.17:26). Вот конечная цель всего, что было совершено Христом: теснейшее единение верующих между собою и со Спасителем, а по Ходатайству Его — с Богом Отцем и Святым Духом, и, как непременное следствие такого единства - вечное блаженное пребывание в славе небесной[443].