Приговор синедриона и совет Каиафы; Господь удаляется в Ефраим
(Ин.11: 47-54; Иерусалим, Ефраим, 30 г.)
Весть о воскрешении Лазаря настолько взволновала врагов Иисуса, что первосвященники и фарисеи немедленно собрали совет. В своей среде они не стеснялись высказываться совершенно откровенно, а потому прямо поставили вопрос, что им делать для сохранения своей власти и своего влияния в народе. Они признают чудеса Господа как действительные, но выражают опасение, что может произойти народное волнение, которым воспользуются римляне, чтобы уничтожить ту небольшую автономность иудейского народа, которую они имели. Роковая ошибка их суждения в том, что они подозревали, что Иисус поднимет народное возмущение и поведет за собой народ.
«Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником» (Ин.11:49) – это не значит, что первосвященники избирались только на 1 год, а указывает на частую смену первосвященников, поставление которых после Архелая (6 г. по Р.Х.) зависело от римских прокураторов. В словах: «вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели весь народ погиб» - Каиафа принимает на себя личину ревнителя национального блага и вместе с тем находит извинение замышляемому убийству в соображениях государственно-национальной политики. Евангелист Иоанн указывает в этих словах Каиафы на невольное пророчество первосвященника[313] о том, что Господу Иисусу Христу надлежало «умереть за людей». При этом ап. Иоанн от себя добавляет, что Христос умер не только за Свой народ, но «чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин.11:52).
На Синедрионе было вынесено решение убить Иисуса. Узнав о приговоре, Господь ушел из Вифании в Ефраим[314], ибо еще «не настал час Его»[315]. Как истинный Агнец Пасхальный, Он должен был умереть в Пасху явно, а не тайно, как желал того Синедрион, боясь народа (Мф 26:4).
Учение о браке
(Мф.19:3-12; Мк.10:2-12; Лк.16:18; Заиорданье (?), 30 г.)
«И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его» - фарисеи приступили к Иисусу Христу не для того, чтобы научиться от Него, но чтобы испытать, что Он скажет, «искушая Его».
«По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» - этот вопрос задан на территории Ирода Антипы, которого обвиняли в незаконном сожительстве с Иродиадой.
Господь указывает на одновременность сотворения Богом мужчины и женщины: «изначала (avpV avrch/j)… сотворил их» (Мф.19:4). Единство мужа и жены более тесное, чем привязанность к родителям: муж и жена «уже не двое, но одна плоть». Под плотью подразумевается человек. Итак, до создания жена была в муже, составляя с ним одно существо; и в силу брачного союза они снова становятся одним существом – одной плотью, одним человеком.
Моисей разрешил мужу давать разводное письмо жене, если после брака «она не найдет благоволения в глазах его» (Втор 24:1). Но Моисей позволил развод «по жестокосердию», чтобы мужья не мучили нелюбимых жен. Разводное письмо – это меньшее зло ради избежания большего. В I в. по Р.Х. слова «не найдет благоволения в глазах его» раввины стали превратно интерпретировать. Поводом для официального развода могли стать простые семейные недоразумения (жена пересолила суп). Не делая никакого намека на мнения разных школ раввинов, Господь от Писания указывает на силу брака, как Богоустановленного учреждения: в намерении Творца было, чтобы у мужа была одна жена и он не оставлял ее. Связь супружеская ближе и теснее, чем кровная связь сына с отцом и матерью, которых он оставляет ради жены. Два человека становятся «как один» по мыслям, чувствам, намерениям, действиям – они должны быть одним существом, одной плотью. А если они так соединены, как Бог заповедовал Адаму и Еве в раю, то и не должны разлучаться. Только одно исключение может быть - «прелюбодеяние» (Мф.19:9)[316]. Прелюбодеянием разрушается идея брака, брак сам собой перестает существовать.
По Мф.19:10 ученики Христовы задумались: может «лучше не жениться», чем лишиться права отослать жену злую и сварливую. Господь исправляет легкомысленное суждение учеников: состояние безбрачное, соединенное с сохранением целомудрия настолько трудно, что не все «вмещают слово сие», не все могут понести этот подвиг. Могут понести те «кому дано». Последними словами Господь возносит состояние девства на высоту проявления духовной жизни в человеке. Все самое лучшее, что у человека - дар Отца Небесного. К этим дарам относятся: знание тайн Царства (Мф.13:11), откровение веры во Христа как Сына Бога Живого (Мф.16:17), премудрость слова (2Пет.3:15) и т.п., в том числе и - «не жениться» (Мф.19:10-12).
В притче «о скопцах» безбрачие сравнивается с добровольным оскоплением. При этом похваляются не скопцы от рождения или насилия других людей, а только тот единственный род людей, которые добровольно отсекли себя от плотской страсти. Сделать себя скопцом - совершенно отсечь плотское вожделение, убить в себе злые помыслы и саму похоть. Такое понимание слов Спасителя просматривается в выражениях, противопоставляющих земное и небесное (ср. Мф.5,29-30; 10:37, 39; Ин. 12:25). Эту мысль развивает апостол Павел: «неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1Кор.7:32-33). На иносказательном толковании «оскопления» делали акцент и святые отцы[317]. Добровольное целомудрие ценно только тогда, когда оно – «для Царства Небесного» (Мф.19:12).
«Кто может вместить, да вместит» – никто не принуждается к подвигу девства, но кто чувствует себя в силах поднять его - тот, с помощью Божией, может на это решиться. Подвиг велик, но не необходим. «Вмещают слово» те, кто добровольно хочет подвиг девства понести.
Благословение детей
(Мф.19:13-15; Мк.10:13-16; Лк.18:15-17; Заиорданье, 30 г.)
После беседы с учениками о высоте девства Господь показал, что и законное супружество, и плод этого супружества - дети - не лишены благословения Божия. В начале Своего служения Он освятил первым чудом брак в Кане галилейской (Ин. 2:2-11). Теперь, в конце земного пути, показал Себя искренним Другом и Защитником слабого младенчества и незлобивого детства. Благочестивые матери спешили к прославленному Учителю и Чудотворцу, приводили детей и приносили младенцев, чтобы Он возложил на них руки и помолился. Примечательно, что Господь не только не запретил этого, но и стал общаться с детьми на их языке, языке тактильного восприятия мира: «прикоснулся к ним», «возложил на них руки», «обняв их», «благословил их».
Свою любовь к детям Господь объясняет указанием на их достоинства и ставит детей примером для подражания всем, желающим войти в Царствие Небесное: «кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк.10:15). Царствие Божие надо принять в сердце с чистым, невинным, непорочным расположением духа, каков бывает у малых, еще не испорченных детей. При этом не биологическое детство, и не детская простеца угодны Богу, но - детская чистота[318]. Умом же, по апостолу Павлу, надо быть совершеннолетними: «не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1Кор.14:20).
«Не препятствуйте им [детям] приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19:14). Грех совершают родители, которые не приводят детей ко Христу, и не учат их вере христианской в период взросления, и еще больший грех на тех, которые намеренно отклоняют детей от пути веры.