Становление режима сословной монархии и вхождение в «содружество Ягеллонов».
Ø Владислав 2 Ягеллон (1471-1516)
Ø При Владиславе 2 Моравия, Силезия и Лужицы у венг короля Матьяша Хуньяди (см. выше) – готовился бороться на чешский трон – но в 1478 Оломуцкий мир(статус-кво)
Ø Владислав пошел на компромисс с Зеленогорским союзом католиков, хотя раньше опирался на сторонников покойного Иржи из Подебрад.
Ø Ослабление корол власти из-за королевского совета,которому не нравился союз короля с низшей шляхтой и городами
Ø Усилениеборьбы католиков и утраквистов (чашников) – 1483 снова восстание чашников – 1485 Кутногорский мир (см. выше) – стабилизация страны
Ø 1490 –смерть венг короля Матьяша Хуньяди – Владислав избран венгерским королем – новое обширное, но непрочное гособразование. – перенесение резиденции в Венгрию –в Чехии сформировалась сословная монархия
Ø Устройство сословной монархии в Чехии:
o король делил власть с панством, рыцарями и мещанами – сословия, которые стали существенно осваивать через свои учреждения законодательную, исполнительную и судебную власть.
o Сейм решал эконом, религиоз, правовые вопросы – собирался ежегодно (если не чаще).
o Сейм вотировал все налоги от царя.
o Король не мог сменять высших земских сановников (в Чехии – «высший пуркрабий», в Моравии – земский гетман). Они возглавляли земские сеймы сословий
o Земский суд = 12 панов + 8 рыцарей
o Владиславские постановления 1500 г. –закрепление этого строя
Ø Власть короля за период 1419-1526 гг (при гуситских войнах и Ягеллонах) – очень ослабла: города освободились от кор опеки (свои вооруж силы, городской совет всем управляет), экономически и политически сословия самостоятельны, у короля необходимость одобрять налоги в сейме.
Ø Крестьяне мало радикализированы (не откликнулись на крестьянские восстания в Венгрии и Германии), т.к. видимо устали от военных потрясений:
o Получили право перехода в подданство к другому феодалу
Ø Горожане – гораздо больше участвуют в управлении – право участия в земском сейме
Ø Низшая шляхта после гуситских войн – окрепла, превратилась в рыцарство – верхушка пыталась в панство, незнатные похожи на мещан
Ø Высшая шляхтапосле гуситских войн – очень, очень окрепла – каждый из них мог политически соперничать с королем
Ø Двоевериекак особенность Чехии 15- нач 16 вв – Базельские компактаты (даже после отмены их в 1462 г РП оставались земским законом) действовали в Чехии и Моравии – в Силезии и Лужицах главенство католич церкви. Несмотря на Кутногорское соглашение 1485 г – Община Чешских братьев (см. ниже) преследовалась – против утраквизма (чашников) действовал Святоякубский мандат с 1506 г до 17 века – но все равно высокий уровень веротерпимости, независимость сословной политики от идеологии церкви + подчинение Ц светской власти.
Ø Итог: особенностив 15-нач 16 века:
o Ослабление короля и усиление сословий
o Упадок политического влияния церкви
o Стабилизация сословного разделения – решение конфликтов преимущественно мирно
o Рост крупных феодалов и городов, мелких крестьянских хозяйств
o В конце 15 века – возобновление торговли с католической Европой, что раньше было запрещено
Ø В 1516 г – смерть Владислава 2 Ягеллона – безвластие и борьба сословий за власть. Под влиянием реформации – разделение чашников на старо- и новоутраквистов.
Ø Сын Владислава Людовик (Лайош) 2 Ягеллон (1516 – 1526)
o Тоже в основном жил в Венгрии, тк король венгерский и чешский
o Не смогли упокоить примирить воюющие сословия
o Внешпол – приближение турок – попросил помощи к ПР, Венеции, Англии, Польши, Австрии – недостаточно помогли – Венгрия осталась одна на один с турками – часть дворян проигнорировала его призыв в армию (только войска из Богемии и Моравии) + австрийцы опоздали
o 29 августа 1526 – катастрофа, разгром турками венгерской армии при Мохаче,сам Лайош утонул в болоте – Чешско-венгерская персональная уния распалась.
o Шляхта Венгрии избрала королем Яна Запольского, чешские – Фердинанда Габсбурга, эрцгерцога Австрийского (родственник Людовика, муж его сестры Анны), что привело потом к гражданской войне. Продолжение этой увлекательной истории – в билете 15 «Славянские земли при Габсбургах».
o Фердинанд 1 Габсбург - чешским королем 1527-1564, императором СРИ 1556-1564.
13.Дополнительно – развитие «Общины общих братьев» - религиозная борьба в 16 веке.
Ø Созданиев 1453 г Общины чешских братьев– духовный отец Петр Хельчицкий – против катол церкви, угнетения народа, за мирное решение проблем. Поселилась с разрешение Иржи из Подебрада в Силезии, где обрабатывали землю – к 1467 официальное оформление общины – свой епископ (по жребию), совет.
Ø Особенности учения: чистая апостольская жизнь, сохранение 7 таинств (!), признание только духовного причастия и отрицание спасения одной верой. Присяга и служба гос-ву отрицалась как противоречие Нагорной прововеди
Ø Первоначально строго принимались неимущие, с 1490 г. разрешили «братьям» заниматься промыслом и торговлей (торгующие «братья» назывались «болеславскими братьями» - т.к. их центр в г. Млада Болеслав)
Ø К 1530-м гг. в Общине ок. 10% всего населения Чехии. К этому времени в Общине два течения – новое за важность образования и сближение со всеми слоями общества – ясно к 1532-33 гг, что Община близка к взглядам Цвингли и Лютера.
Ø Помимо Общины много мелких радикальных сект – напр, анабаптисты в Моравии – Фердинанд I (1527-1564) против всех некатолич учений, за слияния утраквизма (уже довольно нерадикального) с католичеством – против такой политики короля в вопросах веры выступила только Община общих братьев => открытые репрессии (епископа Общины Яна Аугуста надолго в тюрьму)
Ø Король Фердинанд возобновил Пражское архиепископство (в 1561 г), пригласил в Прагу иезуитов – с 1562 г возобновление нападок на утраквистов
Ø В 1564 Фердинанд умирает – его наследник Максимилиан II в русле габсбургской политики, хотя не так усерден в преследовании некатоликов
Ø 1575 г – евангелические церкви Чехии и Чешские братья выработали общую Конфессию (т.е. Исповедание веры теологический документ, но по содержанию чисто политический) => усиляется борьба короля и сословий
Ø В конце концов король согласился уважать религиозные свободы, но отказывался подтверждать свое согласие письменно + поддержка короля католическими испанцами – поддержка евангелистов в лагере противников Габсбургов.
Ø После разгрома восстания чешских сословий в 1618-1620 – Чешские браться разгромлены и выгнаны из страны – бежали в Германию, Нидерланды, Великобританию, Скандинавию, США