Полабские и поморские славяне
ПОЛАБСКИЕ СЛАВЯНЕ (полабь, полабяне. С конца V – начала VI веков нашей эры в междуречье Салы (Зале), Лабы (Эльбы), Водры (Одера), Спревы (Шпре) и Нысы (Нейса) стали расселяться славянские племена, пришедшие с востока. Здесь они сменили восточногерманские племена, которые около IV века нашей эры двинулись на запад. Примерно с X – XI веков немецкие племена стали возвращаться обратно, сталкиваясь при этом с полабскими сербами. Постепенно в процессе острой борьбы подавляющая часть полабских славян была ассимилирована немецким этносом.
· Поморские славяне жили восточнее полабских славян. Между теми и другими было много общего. Именно в этом регионе процессы образования государств оказались наиболее длительными.
· Название племён:
1) лужицкие сербы (делеминцы, мильчане, гломачи, дечане, лужичане);
2) ободриты (бодричи, вагры, полабы, древане);
3) лютичи (вильцы, ротари, долечане, чрезпеняне, хижане); поморяне (кашубы, словинцы, кабатки).
· Группы были независимы друг от друга. Только опасность заставляла иногда полабских славян на некоторое время объединиться друг с другом или с другими западнославянскими племенами. В 623 г.полабские сербы вместе с чехами, словаками, моравами, черными хорватами, дулебами и хорутанами объединились под предводительством купца Само, чтобы противостоять аварам.
· В 789 и 791 годах вместе с чехами полабские сербы снова выступают против Аварского каганата, участвуя в походах Карла Великого.
· Полабские и поморские славяне до Xв. были язычниками. Около Х века как среди поморских, так и среди полабских славян распространяется христианство. У поморян оно распространяется вместе с принятием христианства Великой Моравией, а затем и Польшей, у полабских славян – вместе с распространением немецкой (саксонской) власти.
· В IX веке часть полабских славян подчинилась немцам, другая часть вошла в состав возникшей в 818 году Великоморавской державы.
· Немецкие феодалы, назначая в полабских землях своих мелкопоместных князей, проводили политику «разделяй и властвуй». Разрозненные славянские племена не могли оказывать должного сопротивления завоевателям, которые постепенно захватывали все новые и новые земли.С конца XIII века немецкие феодалы возобновляют последовательный захват земель полабских и поморских славян, сопровождающийся их германизацией. В городах запрещается говорить на славянском языке, на немецкий язык переводится всё делопроизводство, на немецком языке ведется обучение в школах, заниматься каким-либо привилегированным ремеслом можно только при условии владения немецкой речью.
Славяне к западу от Одера, в Среднем Подунавье и Восточных Альпах в Средневековье: основные вехи политической истории.
Политическая история Словении и Словакии (справка)
Словения - любляна
К концу VIII – началу IX века Карл Великий завоевал Баварию и Великую Карантанию, разрушил аварское государство. Территория современной Словении была включена в состав Восточно-Франкского королевства. Часть славян Великой Карантии, селившихся на берегу Триестского залива, в XII-XIII веках попала под власть Венецианской Республики. Эти земли были переданы Австрии и присоединены к Словении только на Венском конгрессе, проходившем в 1815 году. Таким образом, в языке и культуре словенцев отразилось германское и итальянское влияние.
В XI – XIII веках на территории, заселенной «альпийскими славянами», существует несколько княжеств, входивших в состав Священной Римской империи: Каринтия, Крайна, Штирия, Горица и Истрия. Во второй половине XIII века территорию современной Словении присоединяет к Чехии ПржемыслIIОтокар, но уже в конце XIII века, после его гибели, эти земли переходят во владения Габсбургов.
С этого времени до 1918 года Словения находится в составе многонациональной Австрийской империи. «Альпийские славяне» подвергаются насильственной германизации и многие из них утрачивают свой родной язык и культуру. Словенская этнографическая граница смещается к реке Драва. В XIV – XVI веках среди южных славян у «альпийских славян» была наиболее развитая экономика. В основе ее лежало горное дело и производство изделий из металла, оружия.
С середины XV века территория Словении подвергается турецким набегам, что в какой-то мере подрывает экономическое развитие края. В XV – XVI веках на территории Словении проходит ряд крестьянских восстаний.
Словакия
В начале Х века под нашествием венгров (мадьяр) Великоморавская держава была разрушена. Словакия, отделившись от чешских и моравских земель, попала под правление венгров.
Следующий период в истории Словакии – эпоха венгерского правления – начинается в Х веке и продолжается до 1918 года, то есть до времени образования Чехословацкой республики.
Находясь в составе Венгрии, Словакия долгое время разделяла её историю и культуру, однако словаки по отношению к мадьярам были народом побежденным, зависимым. В XIII веке Венгрия вступает в период феодальной раздробленности. Это ослабило государство в целом, и словаки не смогли дать отпор татаро-монголам, которые в 1241 году полностью разорили юго-западные и юго-восточные словацкие земли. Позднее с появлением переселенцев из Германии экономическое развитие Словакии возрождается, отмечается рост городов, появляется класс словацких бюргеров.
В начале XIV века в условиях продолжающейся феодальной раздробленности Словакия разделилась на две части: западную (независимые владения МатушаЧака из Тренчина, 1301-1321) и восточную (владения Омодея, 1301-1312). МатушЧак при поддержке мелкого дворянства помогает на несколько лет закрепиться на венгерском престоле словацкому королю Вацлаву II. Однако короли Анжуйской династии стремились к централизации, поэтому самостоятельность словацких земель вскоре была уничтожена, а личная зависимость словаков к середине XIV века усиливается.
В XV веке на территории Словакии распространяются идеи гусизма. Войска таборитов в 1428-1433 годах предпринимают походы против Венгрии, которые впоследствии вылились в словацкое антифеодальное движение братиков. Это в какой-то степени возобновляет и укрепляет языковые и культурные связи между чехами и словаками.
В середине XV века на территорию Венгрии начинают вторгаться войска Османской империи, вместе с тем обостряется борьба за венгерскую корону между австрийской династией Габсбургов, польско-литовской династией Ягеллонов и венгерскими магнатами. В результате этой борьбы на венгерском престоле в 1526 году укрепляется Фердинанд I Габсбург. В этом же году турки одерживают победу над венгерско-словацкой армией под Мохачем и занимают центральную часть Венгрии и южные земли Словакии. Таким образом, Венгерское королевство в середине XVI века было разделено на три региона: центральный, который находился под властью Османской империи; Трансильванию, управляемую местными князьями; и Королевскую Венгрию (в состав которой входит и Словакия), оказавшуюся под властью Габсбургов. Братислава становится столицей империи Габсбургов до окончательного изгнания турок и освобождения всей Венгрии в конце XVII века. В Словакии широкое распространение получает протестантизм (лютеранство).
Особенности становления самостоятельных этноязыковых общностей
Восточные Альпы. Словения
· XII – XIVвв. – завершилась феодализация восточноальпийских областей. В рез-те почти полностью исчезло свободное славянское население. Также надо иметь в виду, что с приходом германских колонистов юридическая славяне потеряли свой прежний юридический статус.
· Новое вотчинное право устраняло социальные и юридические различия между этическими группами зависимого крестьянства. Однако были и исключения, например, восток области Фриуль (историческая область на севере Италии, ныне в составе региона Фриули-Венеция-Джулия, со своей собственной культурой), где славяне сохранили свой правовой статус в обмен на обязанность защищать несколько перевалов в Альпах.
· В герцогстве Каринтия славяне-косезы (особая прослойка мелких свободных собственников) по-прежнему подчинялись непосредственно герцогу и обладали некоторыми судебными привилегиями. Главной из них было на протяжении всего средневековья формальное наследственное право «принимать» и утверждать от имени «страны» её нового властителя – герцога.
· Завладев в 1335 г. Каринтией, Габсбурги ещё некоторое время соблюдали «обычай страны». В XI – XIVвв. эта славянская специфика выделяла Каринтию среди имперских княжеств. Когда Габсбурги укрепили свою власть (нач. XVв.), этот обряд стал тяготить их, и они от него отказались.
· 1438 г. – Габсбурги закрепили за собой корону немецких королей. А после того, как они закрепили и императорскую корону, власть в Каринтии перешла в руки сословий. Сословия отстаивали территориальное единство и сохранение привилегированного положения Каринтии в империи. Это способствовало развитию в среде немецкой каринтийской знати особого идеологического мотива: Каринтии подобает статус «эрцгерцогства», ибо она «славянская земля» (конец XVв., «Каринтийская хроника»).
· Тот же мотив привёл к появлению в трудах местных немецких гуманистов XVIв. идеи о слиянии и смешении славян и немцев в единую каринтийскую территориально-политическую общность. Эта традиция стала позднее отправной точкой длительного процесса формирования словенского национального самосознания.
· Основу чувства «мы» словенцев, как и прежде, составлял язык. Конечно, в XVв. он уже не имел прежнего значения. Однако язык славянского населения продолжал играть некоторую роль в административных и судебных делах, создавая этнопсихологическую границу между крестьянами словенцами и немецкими феодальными властями.
· Также важно, что повсюду, где жили словенцы, их диалект сохранялся как язык церковной проповеди, молитвы и исповеди.
· В областях со смешанным населением позиции славянского языка долго оставались весьма сильными. По свидетельству путешественника Паоло Сантонино, в 1485 г. в Западной Каринтии славяне жили вместе с немцами, но те и другие владели обоими языками.
Итак, на исходе средневековья ассимиляция славян в Восточных Альпах замедлилась. Более того, поселения немецких колонистов в ряде вотчин Восточной Каринтии и Нижней Крайны в XVв. подверглись славянизации (и для описания этих вотчин приходилось брать с собой переводчика). Тогда же во всём регионе сложились этноязыковые границы, остававшиеся в основном неизменными вплоть до XXв.
Важной причиной того, что население этих областей избежало дальнейшей ассимиляции, можно считать и относительно устойчивое славянское самосознание словенцев в этноязыковом пограничье. Устойчивость славянского самосознания можно констатировать по следующему факту: иногда в одной и той же семье после германского миени вновь появлялось имя славянское.
· Городское население в Восточных Альпах было по социокультурному облику близко к немецкой городской среде других областей империи. За границей местных горожан-купцов воспринимали как немцев. В Далмации также утвердилось представление о выходцах из альпийских городов как о неславянах.
Тем не менее и в городах словенцы также обладали во многих случаях отчётливым славянским самосознанием.
· Окончательное политическое объединение к 1500 г. всех восточноальпийских земель в руках Габсбургов не изменило этнопсихологической ситуации словенцев – зависимых крестьян и горожан.
К западу от Одера
· В этой зоне положение славян было в разных территориальных княжествах различным.
К исходу XIVв. некоторые юридические и административные факторы ИСЧЕЗЛИ («славянская десятина», элементы «особого права» славян, отдельная юрисдикция для славян в городах), поддерживавшие в славянском населении сознание своей этнической обособленности, исчезли.
В целом повсюду утвердилась немецкая феодальная социальная и правовая система. Однако и в её рамках славяне обрели особые формы существования, отделявшие их от соседей:
1) Одной из таких форм оставались китцы – служебные поселения при немецких бургах (в Западной Европе в средние века укреплённый пункт. Вокруг некоторых Б. возникали средневековые).
В XIV – нач. XVв. жителями китцев были почти исключительно славяне. В своих грамотах курфюрст Бранденбургский прямо называл жителей китцев «наши славяне». Славяне несли определённые повинности в пользу бурга; основным их занятием было рыболовство. Они имели также «своё право» и собственную судебную инстанцию, подчиняясь юрисдикции непосредственно курфюрста.
2) Другим фактором можно считать сосредоточение в руках славян тех или иных промыслов.
С конца XIIIв. в Ростоке славяне были известны как торговцы салом, пастухи – арендаторы лугов, цирюльники. Со славянами ассоциировались во многих местах профессии мясников (поэтому в Штральзунде дешёвое мясо называли «славянским – wendeflesch», а рынок, где его продавали – «wendemarket»; льноткачей называли уникальным словом – «dieleyneweberwyndischen»).
В цеховых статутах городских ремесленников был знаменитый «славянский параграф», согласно которому в цех запрещалось принимать славян (впервые эти ограничения засвидетельствованы в середине XIVв.). Возможно, появление этого «параграфа» наряду с желанием горожан-немцев закрыть конкурентам доступ к цеховым привилегиям подобный запрет отражал и возросшее корпоративное сознание цеховой верхушки. Требование, чтобы члены цеха происходили «от добрых и честных немцев», могло быть внушено чисто средневековым побуждением «облагородить» корпорацию, сделать её замкнутой, элитарной. Особенно наглядно это проявилось в том, что «славянский параграф» очень скоро стал ритуальной формальностью: его включали в цеховые грамоты даже там, где никаких славян не было, например, в Вестфалии.
«Параграф» обострял межэтническую напряжённость. Это усиливало этническое самосознание славян и вело зачастую к конфликтам между славянскими ремесленниками и немецкими цехами. Некоторые правители принимали попытки к примирению двух общин, расширяя для славян доступ в цехи. Так, уже в 1488 г. курфюрст Саксонский вопреки протестам городского совета в Герцбергена-Эльстере распорядился там принимать славян в цехи. в 1525 г. его примеру последовал курфюрст Бранденбургский, даровав «нашим горожанам вендской нации (unsernBurgernvonderwendischenNation)» в Котбусе «особую милость»: детям от браков «с девицей или вдовой вендской нации» путь в цехи там был отныне открыт.
Поговорим ещё немного о дискриминации...
Некоторые города с конца XIVв. пытались ограничить доступ славян к бюргерским правам. С понятием «славянин» уже традиционно ассоциировалось представление о небюргерской части городского населения. Ещё в XIVв. в документах появилась оппозиция «граждане» - «славяне». В 1466 г. в Гамбурге из списка горожан вычеркнули некого ХансаСвинегеля – с припиской: «Вычеркнут, ибо славянин».
С начала XIVв. городские власти стремились локализовать славян в определённых кварталах. Рыночные поселения в предместьях, где жили те, кто не имел бюргерских прав, не случайно назывались WendischeWiken.
Однако дискриминационные меры в отношении славян не были повсеместными. Компактно проживавшее в Лаузице/Лужицах (регион, расположенный на территории немецких земель Саксония и Бранденбург и юго-западной Польши)сорбско-лужицкое население находилось в более благоприятном положении, чем небольшие группы славян в Бранденбурге или Мекленбурге. В целом же статус славян в городах был далеко не худшим по сравнению с другими меньшинствами.
3) Главным фактором, выделявшим славян в газах их соседей и их собственных, оставался язык.
В некоторых местах сосуществования немцев и славян (напр., курфюршество Саксонское, восток курф. Бранденбургского) в XIV – XVвв. существовали отдельные земские суды, где судили на «славянском языке», с участием славянских шеффенов – деревенских старост. Когда с усилением феодальной централизации эта старая крестьянско-сословная система, основанная на этническом принципе, была ликвидирована, одной из программных целей крестьянских восстаний в XVI – XVIIвв. стало её восстановление.
Не меньшее этнопсихологическое значение имело использование местных славянских диалектов в церковной проповеди и исповеди. В Лаузице в деревнях с преобладающим сорбским населением духовенство обязано было пользоваться «славянским языком». Именно активная роль верхне- и нижнесорбского языков в проповеди и катехизации населения в Лаузице привела к появлению там в XVIв. таких значительных письменных памятников на этих языках, как «Катехизис Варихия» и Вольфенбюттельская Псалтирь.
ВЫВОДЫ:
На исходе средневековья лишь крупный массив сорбско-лужицких поселений в Нижних и Верхних Лужицах, на востоке курф Бранденбургского и в других небольших областях ещё напоминали в этом большом регионе о многочисленных и сильных славянских племенах раннего средневековья.
В судьбах славянского населения в Восточных Альпах и к западу от Одера в XVв. было много общего. И там и здесь именно XVвек определили окончательно, какие локальные группы славян под иноэтнической властью исчезнут в процессе ассимиляции, а какие сохранят свою этническую идентичность ещё несколько на столетий, обретут письменную культуру на своём языке или даже, как лужицкие сорбы и словенцы, достигнут в XIX – XXвв. этапа формирования современных народностей и наций.
К проблеме становления этнического самосознания словаков
(речь пойдёт о Среднем Подунавье)
· Проживание предков словаков на их современной этнической территории с V – VI вв. общепризнано.
· Нет источников, в которых можно найти проявления этнического самосознания словаков в это время.
· Первое упоминание этнонима «словак» в памятнике, написанном на территории самой Словакии, датируется 7 сентября 1444 г. Однако сам этноним появился, несомненно, раньше.
· Общепризнано, что с рубежа X – XIвв. процесс формирования словацкой народности из предшествующего славянского субстрата проходил в рамках раннефеодального Королевства Венгрия. Образование Кор. Венгрия можно рассматривать как одну из объективных предпосылок для формирования словацкой народности в качестве особой этнической общности именно в данных исторических границах.
· Населением всей Словакии до середины Xв., несомненно, являлось славянское население (западнославянское). Вслед за тем на эту территорию вторглись и поселились на ней мадьяры. Их длительное расселение на территории современной Словакии явилось не однократным событием, а происходившим поэтапно процессом, который протекал параллельно с созданием и распространением государства, в котором мадьяры играли роль гегемонов. Проживание мадьяр ограничивалось южными территориями современной Словакии, теми её частями, где венгерская народность до настоящего времени составляет значительную долю.
Всюду, где численно преобладали венгерские поселенцы, славяне стали мадьярами. Но в некоторых местах, где численно преобладало славянское население, ассимилироваться приходилось мадьярам. В целом процесс ассимиляции значительно больше пополнял численность мадьяр. С XIIв. происходило расширение этнической территории мадьяр на территории Восточной Словакии.
· Один словацкий исследователь П.Раткош пришёл к выводу, что «развитие словацкой народности не было простым, что в начальном периоде её формирования венгерское государство выполняло позитивную функцию, хотя позже, главным образом вXIII и вXVIвв., невозможно оставить без внимания негативные черты аппарата власти венгерских королей, а также прелатов и магнатов».
· Однако занимаемая словаками территория не составляла территориально-административного единства. Различные её части входили в состав ряда административных единиц Королевства Венгрия.
· Важно понимать, что этническая территория словаков граничила на западе с территорией чешского, а на севере – польского этносов. Отсюда ясно, в кругу контактов с какими этническими общностям шло формирование словацкой народности.
· Важным фактором, который может свидетельствовать об осознании народом своей уникальности, является его самоназвание. Виноградова А.И. пишет, что в средневековых источниках нет особых терминов, которыми венгры или соседние народы обозначали словаков. Венгры использовали этнохороним «тот» для обозначения любых славян (соответствовало латинскому «sclavi»).
· Однако свидетельство (правда, косвенное) о самосознании славянских народностей Королевства Венгрия всё же есть. Оно может быть найдено в законах королей Венгрии XIв. В одном таком памятнике конца 1100 г. речь идёт о борьбе с языческими верованиями, о наказании тех, «которые по языческому обычаю приносят жертвы у колодцев (водоёмов), источников или несут дар к деревьям, источникам и камням...». В этих чертах языческой обрядности ясно проступают черты культа природы, характерные для язычества древних славян. На территории Кор. Венгрия эти обряды могли осуществляться только славянами, в том числе и словаками.
· Другим фактором, который имел значение для формирования этнического самосознания, был характер контактов с представителями этноса, верхушка которого обладала социальной и политической властью в государстве, т.е. с представителями мадьяр.
· Данные о территории расселения словаков и мадьяр заставляют предполагать наличие самых тесных контактов между крестьянством. Об этом убедительно свидетельствует словарный состав обоих языков, в которых много заимствований. Между трудовыми слоями обоих этносов происходил плодотворный обмен производственным опытом и культурными навыками.
· В XIII – XIVвв. с образованием на территории Словакии городов структура словацкого этноса осложнилась. Как и в ряде соседних европейских стран, основание здесь городов в качестве поселений с особым правовым статусом было связано с деятельностью немецких колонистов. Как правило, колонисты-немцы основывали города, сохранявшие названия старых словацких поселений.
Обычно немецкие колонисты сосредоточивали в своих руках управление общиной. Тем самым создавалась почва для конфликтов. Недовольство словаков тем, что немцы не допускают их к городскому управлению свидетельствует о существовании словацкого этнического самосознания.
Билет написан по статьям:
1. Виноградова А.И., Мельников Г.П., ШушаринВ.П. К проблеме становления этнического самосознания словаков // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. М., 1989. С. 233—244.
2. Ронин В.К. Славяне к западу от Одера и в Восточных Альпах в XV веке: проблемы самосознания // Этническое самосознание славян в XV столетии. М., 1995. С. 123—138.
3. ШушаринВ.П. Условия развития этнического самосознания словаков в XV веке: этническая ситуация // Этническое самосознание славян в XV столетии. М., 1995. С. 113—123.
14. Чешские земли в Средневековье (до перехода под власть Габсбургов): основные вехи политической истории.
(по кафедральному учебнику и немного Вики)
План билета:
§ Родовой строй, держава Само
§ Великая Моравия. Христианизация чешских земель
§ Держава Пржемысловцев – из князей в короли (полит, соц-эк, колонизация, города) – с 872 до 1306 г.
§ Чехия при династии Люксембургов
§ Чехия в гуситский и послегуситский период.
§ Становление сословной монархии и вход в «Содружество Ягеллонов»
1.Первые люди на терр-и совр. Чехии и Словакии, согласно письм. источникам – это кельты, 4-2 вв. до н.э. Кельтские племена бои и котини – в Словакии, Моравии и Чехии – добывали металл, 1-ое общ.разделение труда, имели религию и искусство.
· Потом, на рубеже эр, кельтов сменили германцы (Чехия под маркоманами, Словакия под квадами). Воевали с Римом. 4-5 вв н.э. – маркоманы ушли в Баварию. Через Чехию прошли лангобарды на пути в Италию, через Словакию – готы.
· Конец 5-6 века – славянское население колонизировало почти опустевшую терр. Чехии и Словакии. Их жизнь: земледелие (корчевание, пшеница, просо), скотоводство (рогатый скот), ремесло (дерево, глина, элементарный текстиль, довольно высокий уровень обработки Ме), перемещались раз в 15-20 лет из-за истощения почв. Общ строй: переход от родового строя к воен демократии, основа в виде общины (из 50-60 чел, неск семей). Характер общины не определен.
2.«Держава» Само.
· Нач. 6 века – авары проникли в ЦЕ, из Паннонии нападали на франков, Византию и славян. Славяне – плата трибута за сохранение мира, вынужденное участие в воен акциях авар.
· 623-624 – восстание славян против аваров, к нему присоединился франкский купец Само с дружиной. Мы знаем по хронике Фредегара – поражение аваров, Само избран вождем славян.
· 631 – конфликт Само и короля франков Дагобера I (629-638). Разгром славянами союзных сил франков, лангобардов и алеманов, вторжение славян во франкское кор-во, где славяне переманили Древана, князя лужицких сербов.
· Таким образом, «держава Само» - это племенной союз на части терр-и лужицких сербов и Чехии.
· После смерти Само это гособразование распалось под напором аваров в 658 году.
· Совр историки: «ядро этой державы – это Южная Моравия и части Нижней Австрии».
· 8-9 века – славяне обживают новые земли, и наиболее обжитой становится Южная Моравия (сейчас – восток Чехии). Особенно важные центры – Микульчицы, Нитры, Пражское городище. Развитие строитльства, ремесла, земледелие, гончарство – значительная имущ. диф-я, развитие торговли и обмена – ввоз драгметаллов, соли, ткани, янтарь, оружие. Деньги есть, но нерегулярны.
· Дунай – главная магистраль торговли – связь Кордовского халифата через Франскую империю с Азией
· Таким образом, славяне 9 века – формирование высших слоев – княж дружины и администрация, но только-только начиналось.