Глава 2. богослужения воскресных дней

В воскресные дни всегда по Уставу полагается всенощное бдение и само богослужение имеет немало особенностей, из-за наличия которых воскресное богослужение существенно отличается от богослужений в седмичные дни. Потому мы сочли необходимым рассмотреть особенности воскресных богослужений в отдельной главе. Прежде всего, обозначим общие особенности, которые присущи почти всем воскресным богослужениям независимо от знака праздника или святого, случившегося в данную неделю.

§1. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСКРЕСНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

Сразу следует отметить, что так как песнопения в честь Воскресения Христова помещены в Октоихе, то в воскресные дни почти всегда поется Октоих, даже в великие и бденные праздники (тогда как в седмичные дни Октоих поется только на вседневной службе и в случае святого со славословием). Полностью отменяется Октоих только на Пасху и двунадесятые Господские праздники, если они случатся в неделю[420].

Теперь обратимся к рассмотрению конкретных особенностей, которые почти всегда присутствуют на воскресном богослужении.

Малая вечерня

На «Господи, воззвах…»всегдапоются только воскресные стихиры на 4. Кроме того, если не случится великий или полиелейный Богородичный праздник, то на «И ныне» поется Богородичен Октоиха, называемый также «малым догматиком».

По «Ныне отпущаеши…» впервые исполняется воскресный тропарь наступившего гласа.

Великая вечерня

Кафисма 1-я «Блажен муж…»(по Уставу поется полностью).

Стихиры на «Господи, воззвах...»всегда на 10. На «И ныне» почти всегда поется догматик настоящего гласа[421].

Прокименвсегда «Господь воцарися, в лепоту облечеся» со стихами псалма 92-го.

Стихиры на стиховне: всегда поются 4 воскресные стихиры (называемые также «стихиры по алфавиту») со стихами псалма 92-го.

По «Ныне отпущаеши…» почти всегда поется тропарь «Богородице Дево, радуйся…», причем минимум дважды[422].

Утреня

Седальны по кафисмамвсегда из Октоиха. По 1-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен настоящего гласа. Однако если этот Богородичен был пропет на «И ныне» по «Бог Господь…» (при отсутствии тропаря святого или при совпадении гласов воскресного тропаря и тропаря святому, что случается относительно редко), то необходимо в данном месте прочитать рядовой Богородичен Октоиха (см. Типикон, 52-ю главу, «В неделю на утрени на Бог Господь»).

Полиелей на воскресной утрене поется в следующих случаях (см. Типикон, 17-ю главу):

— от отдания Воздвижения до предпразднства Рождества Христова (то есть от 22 сентября до 19 декабря включительно);

— в Недели о блудном сыне, мясопустную, сыропустную;

— в остальные периоды года полиелей поется, только если в неделю случится полиелейный праздник.

17-я кафисма («Непорочны») поется вместо полиелея на воскресной утрене в следующие периоды (если не случится в неделю полиелейного праздника):

— от 1-й Недели Великого поста до отдания Воздвижения;

— от предпразднства Рождества Христова до Недели о мытаре и фарисее включительно.

Поэтому по окончании чтения кафисм и седальнов возможны два варианта:

— если нет полиелейного праздника: хор поет 118-й псалом («Блажени непорочнии…») или полиелей (если он полагается, псалмы 134-й «Хвалите имя Господне…»и 135-й «Исповедайтеся Господеви яко Благ…»).В начале пения 17-й кафисмы или полиелея духовенство выходит на середину храма, затем совершается каждение всего храма. Хор:«Благословен еси, Господи…»и тропари«Ангельский собор…».По окончании тропарей поется «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды);

— в случае полиелейного праздника: хор поет полиелей (псалмы 134-й «Хвалите имя Господне…»и135-й «Исповедайтеся Господеви яко Благ…»).В начале пения полиелея духовенство выходит на середину храма и поет величание праздника. Затем канонарх или хор произносят стихи избранного псалма, и после каждого стиха хор поет величание. При пении полиелея и величания совершается каждение всего храма. На практике каждение совершается или полностью при пении величания со стихами избранного псалма, или же при пении полиелея иерей кадит алтарь, иконостас и народ, а после величания кадит основную часть храма и притвор. По окончании избранного псалма и величания поется «Благословен еси, Господи…»и тропари«Ангельский собор…», «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды).

Седальны по полиелеи: читаются ипакои гласа. В случае бденного или полиелейного праздника затем добавляются седальны Минеи.

Прокимен воскресный гласа.

Евангелие воскресное[423]. На воскресной утрене читается одно из 11-ти воскресных утренних евангельских чтений по порядку, начиная от Недели Всех святых, в которую читается 1-е Евангелие:

1-е Евангелие — Мф. 116 зач. 7-е Евангелие — Ин. 63 зач.

2-е Евангелие — Мк. 70 зач. 8-е Евангелие — Ин. 64 зач.

3-е Евангелие — Мк. 71 зач. 9-е Евангелие — Ин. 65 зач.

4-е Евангелие — Лк. 112 зач. 10-е Евангелие — Ин. 66 зач.

5-е Евангелие — Лк. 113 зач. 11-е Евангелие — Ин. 67 зач.

6-е Евангелие — Лк. 114 зач.

После Евангелиявсегда поется «Воскресение Христово видевше…» (это песнопение не отменяется даже в тех случаях, когда не читается воскресное Евангелие, а полагается чтение праздника, то есть на двунадесятые Богородичные и храмовые праздники в неделю).

Стихиры по 50-м псалме:на «Слава» поется «Молитвами апостолов…». После припева «Помилуй мя, Боже…» поется стихира «Воскрес Иисус от гроба…».

Канон:всегда полагается не более 4 канонов. В Октоихе помещаются 3 канона: воскресный (читается всегда, исключая 24 декабря в неделю), крестовоскресный (опускается в случае бденного праздника, а также если в Минее 2 канона) и Богородице (опускается редко, например, в случае полиелейного святого в период пред- или попразднства).

По 6-й песни: кондак и икос воскресные[424].

По 9-й песни:после малой ектении диакон возглашает: «Свят Господь Бог наш».

Хор: «Свят Господь Бог наш»(обычно поется тем же распевом, что и прокимен настоящего гласа на утрене).

Диакон: «Яко свят Господь Бог наш»(см. Типикон, 2-ю главу).

Хор: «Свят Господь Бог наш».

Диакон: «Над всеми людьми Бог наш».

Хор: «Свят Господь Бог наш».

Затем читается воскресный эксапостиларий, который находится в приложении Октоиха. Этот эксапостиларий называется евангельским, так как по содержанию он связан с прочитанным на утрене евангельским чтением. Евангельских эксапостилариев также 11 (как и Евангелий), и «порядковый номер» читаемого эксапостилария соответствует номеру утреннего Евангелия.

Стихиры на «Хвалите...»поются, начиная со стиха «Сотворити в них суд написан…». Однако поется не 6, а 8 стихир, для чего перед двумя последними стихирами поются особые стихи. Обычно (если нет полиелейного праздника) этими стихами являются воскресные припевы: «Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя…» и «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим…». После стихир на «Слава» поется евангельская стихира, которая, как и воскресный эксапостиларий, своим содержанием связана с воскресным утренним Евангелием. Эти стихиры находятся в том же приложении Октоиха, что и эксапостиларии. При этом для стихир с 1-й по 8-ю «порядковый номер» совпадает с гласом стихиры, 9-я стихира поется на 5-й глас, 10-я — на 6-й глас, 11-я — на 8-й глас. На «И ныне» на воскресной утрене всегда поется Богородичен «Преблагословенна еси Богородице Дево…».

По славословии поется один из двух конечных воскресных тропарей:

— в недели 1, 3, 5, 7-го гласов: «Днесь спасение миру бысть…»;

— в недели 2, 4, 6, 8-го гласов: «Воскрес из гроба и узы растерзал еси ада…».

Отпустсвященник начинает со слов«Воскресый из мертвых, Христос Истинный Бог наш…».

Литургия

Вх!одный стих: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: Аллилуиа».

Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелиесначала воскресные, затем святого (если есть).

Причастен:«Хвалите Господа с небес…» и святого.

Отпустсвященник начинает со слов«Воскресый из мертвых, Христос Истинный Бог наш…».

§2. ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ

Наши рекомендации